Мёртвый Донец обернул течение вспять Халатность ил

Юрий Дегтярёв 2
Восьмого сентября разразился ливень.
Ливень ударил такой мощи, что, казалось, что он собирал силы все время пока в Ростове не было дождя. А это с июня месяца. Несколько часов кряду дождь лил стеной. Упавшие на сухую землю капли уже через полчаса не впитывались и лужи располагались совершенню всюду. Последствия от этого дождя не преминули объявиться.
Позвонил станичник Юрий Бурцев. Сквозь шум ветра в телефонной трубке было слышно: - Потоп! По Малиновского в ливневки вода не идет. Идет напрямую через бордюр в балку Кульбакина. Размывает насыпь дороги…. Вот-вот рухнет дорожное полотно….
Этот участок, начало улицы Всесоюзной расположен на меже двух районов – Железнодорожного и Советского. Большая часть балки Кульбакина находится в Железнодорожном. Но территория с которой сюда собираются ливневые воды в основном Советского района. По моим прикидкам это никак не менее 5-7, а то и десять квадратных километров городской, в большей степени асфальтированной земли. Вся мощь собранной в этом месте воды рвется в ливневую канализацию имеющую сечение метр на метр и находящуюся вблизи края дорожного полотна приподнятого в связи с поворотом. Т.е. вода даже при всем желании вся туда не уйдет.
Так всегда и случается. Вода перехлестывает через бордюрный камень от АЗС до Нижне-Гниловского городища и широким водопадом, смывая на своем пути занесенный ветром мусор, неукоренившиеся за полгода деревья и кустарники, несется вместе с поднятым грунтом в Мертвый Донец. Дорожная насыпь от этого каждый раз уменьшается, зияя промоинами, грозящими превратиться в осыпь или плывун. Каждый раз кажется что рухнет в овраг, в балку полдороги…. Ан нет! Держится!
При каждой встрече с работниками администраций города и районов об этом месте и повторяющейся беде говорят местные жители. Результатом всегда становится одно и то же действие администрации… или работников облавтодора. В вымытые дождевой водой промоины засыпается новая земля. И все повторяется по-новой.
Сегодня Мёртвый Донец удивил своим поведением. Вода в нем пошла вспять! В паре метров выше по течению Мёртвого Донца находится устье балки Кульбакина. Мутная вода из этого потока сливаясь с донецкой устремляется сегодня в сторону противоположную обычному. Как так?
Все объясняется… халатностью человека. Если не сказать преступностью большого числа природоохранных работников…. В первую очередь городского комитета охраны природы. Именно это ведомство в 2011 году получило задание освободить от грунта, полностью заполнившего балку в районе ГПЗ-10. Работы были начаты. Грунт ростовских строек, безконтрольно, беззаконно сброшенный в балку начали вывозить…. Чем закончились видно на примере сегодняшнего ливня.
Во-вторых, Росприроднадзор по ЮФО. Работающие там люди очень уж льготно смотрят на нарушения природоохранного законодательства бизнесменами и другими уважаемыми людьми. Пример? Некто Иванов, начальник отдела Росприроднадзора по ЮФО никак не мог заметить расположившуюся вдоль правого берега искусственную землю не видел он её даже когда ходил по ней и мерил шагами. 700 метров вдоль Дона и 200 в глубь его акватории. И никаких последствий нарушители не получили. «Уважаемыми» людьми в этом случае были чиновники ФГУП РОСМОРПОРТа. Общественность заваливала чиновников обращениями, а в ответ получала, между строк – «молчи дурак»!
Апеллировать к министерству экологии Ростовской области…. Как-то рука не поднимается. И министерство новое. И люди в нем работающие, по крайней мере, принимающие решение, всё новые. Хотя…. Государственный комитет охраны природы Ростовской области в полном составе влившийся в новое министерство явно изменил свое отношение к работе. Может эта подвижка является казачьим оттенком в палитре чиновничьих красок? Новый же председатель комитета Андрей Куренков, как признает себя казаком, так и ведет себя по-хозяйски на Земле. Уж не знаю пойдут ли ему на пользу эти слова….
Но вернемся к нынешнему ливню.
Итак. В балке Кульбакина смыло в М.Донец несколько КАМАЗов грунта с насыпи автотрассы М-4, с обеих сторон. Однако положение здесь оказалось не таким аховским…. Недаром вода выбрала именно этот путь, вверх, к Дону, а не к Чулеку, в Таганрогскому заливу. Почему?
А дело в том, что для строительства перехода канализации через балку Рябинина, в районе кабельного завода и ливенцовского кладбища. Уложили здесь и трубу для протока ливневых вод. Но вот каким образом считали ее сечение? Кто-нибудь из «счетоводов» принял во внимание территорию сбора дождевой воды, стекающей в эту точку? А между прочим это территория никак не менее десяти квадратных километров асфальтированной, большей степени, городской территории. Да, от ул. Еременко (Левенцовского жилого района), ул. Зорге, пр. Стачки, пл.Дружинников, и обратно, по вертолетному полю, через Нижне-Гниловское кладбище….
Строители ГорВодоканала засыпали балку Рябинина в этом месте огромным количеством песка. Утрамбовывают его. Здесь стоят целых три дорожных катка. А вода вместо трубы пошла поверху. Через вновь отсыпанный песок…, мимо дорожных машин и сварочных агрегатов…, под приютившимися на склоне старыми могилками…, в строгое пятно квадратной бетонной трубы под железной дорогой Ростов-Таганрог. За железной дорогой ручей растекается между деревьями и впадает в Мёртвый Донец.
На первый взгляд песка в М.Донец ушло с десяток КАМАЗов. Именно этим песком и определилась смена направления течения донского рукава. Погода прошедшей недели определялась верховым, сгонным ветром. Ветер не прекратился и в ливень. От этого уровень воды в Дону упал до критической отметки. При забитом водоканальским песком русле Мёртвого Донца в створе балки Рябинина, при все увеличивающемся объеме падающей с небес воды, течению пришлось идти вопреки законам природы, туда где пробка оказалась пока меньше….

Во время выездного совещания правительства Ростовской области, состоявшемся июле месяце на берегу р.Дон, в районе Гниловского моста Вице-Губернатор РО С.И. Горбань назвал Дон главной улицей Ростова. Наведение в нем порядка определил как главное достижение благоустройства города в этом году.
Слова главных лиц правительства Ростовской области оставлю без комментариев.
- Нам нужно учиться на примере и на ошибках других регионов, - убеждён Василий Голубев. – На примере Казани и Сочи могу сказать, что в период подготовки к Универсиаде и Олимпиаде они сделали с дорогами то, что перевернуло представление об этих городах и стране в целом. На последующие 4 года подготовка дорожной и транспортной инфраструктуры к ЧМ-2018 должна стать приоритетным направлением.
В.Ю. Голубев. Совещание в министерстве транспорта РО. 06.02.14.