Основы православия. ч. 1, г. 2 продолжение

Борис Ляльченко
9. Не все, принимающие книги Божественного Откровения, признают Вселенские Соборы и Саму Церковь. Существуют такие вероисповедания, которые признают только главную книгу Божественного Откровения, т.е. Св. Библию, но отвергают Церковь и Св. Предание.

11. Далеко не все Священное Предание заключено в определениях Церкви на Вселенских Соборах. Вселенские Соборы изрекли кроме установления состава Св. Библии не очень много определений о вере, о благочестии и об управлении Церковном. Эти определения заключены в Книгу Правил (каноны), но ею далеко не исчерпывается все содержание Св. Предания.

12. Под Священным Преданием подразумевается то учение веры и благочестия, которое истинно верующие и чтущие Бога сыны Церкви словом и примером передают один другому, а предки потомкам.

13. Священное Предание есть древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божьего. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установление передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом вначале и Апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость предания видна из того, что книгами пользоваться могла меньшая часть людей, а преданием все.

14. Однако Священное Предание не является предметом только устной передачи. Кроме Книги Правил Вселенских Соборов, Св. Предание в разное время было изложено и в других книгах, которых очень много, напр., книги богослужебные, творения Св. Отцов Церкви и сказания о подвигах святых.

Но не все, вошедшее в эти книги, может быть признано Св. Преданием, т.е., непогрешимой истиной, а лишь то, что принято всеми православными Церквями, или всею Православною Вселенскою Церковью, а то, что принято лишь некоторыми Церквями, напр., местные предания и обычаи, но не всею Церковью, может быть исправляемо и даже отменяемо.

16. Господь Иисус Христос говорит: "Я - виноградная лоза, истинная лоза, а Отец мой - виноградарь. Он срезает те побеги Мои, которые не плодоносят, и очищает и подрезает те, что плодоносят, чтобы они приносили еще больше плодов". (Иоанна15:1,2).

17. Здесь Господь говорит не о Своей Личности, а о Своем духовном теле, т.е., о возглавляемой Им Церкви, от которой Бог отделяет все неистинное, а возвращает ей только то, что истинно.

18. Священное Писание же дано для того, чтобы Откровение Божье сохранилось вполне точно, т.е., теми же словами, которыми оно преподано провозвестниками Откровения. В Священном Писании мы читаем слова Пророков и Апостолов точно так, как бы мы с ними жили и их слышали, несмотря на то, что священные книги писаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени.

19. Св. Предание Церкви свидетельствует о подлинности и боговдохновенности Св. Писания и подлинность этого свидетельства ни в коем случае не может быть подвергнута подозрению, ибо история сохранила в обширных томах даже записи прений, происходивших на Вселенских Соборах и их подлинность не отрицается даже неверующими.