Рецензия на фильм Мимо окон идут поезда, 1965г

Максим Странник Петров
Школа - защита территории или развитие личности

Чем больше я смотрю фильмов про школу, тем больше понимаю, что все режиссёры талантливых картин, независимо от того, российское это кино, советское или зарубежное, наделяют школу преимущественно воспитательными функциями. Ни в одном из тех фильмов, которые я анализировал, не поднимается вопрос правильного обучения каким-либо дисциплинам, будь то математика, физика, литература и т.д. Но в этих фильмах самым главным становится вопрос: каким станет человек, выйдя из школы. По своему характеру, мировоззрению, а не по профессии. Т.е. станет ли он человеком, достойным своей страны, своего государства. Будет ли он, повзрослев, достойным преемником своих отцов и дедов. Сможет ли он что-то сделать для своей страны, созидая, а не разрушая.

И авторы кинофильмов о школе отвечают на вопрос, который сейчас так бурно обсуждается общественностью, СМИ, педагогическими работниками: какова  цель существования школы? 

Но цель не существует без создания образа цели. Тема "Образ школы в киноискусстве" я считаю одной из важных. Настолько важной, что можно этими фильмами заменить большинство современных учебников по педагогике. Или, по крайней мере, ввести просмотр и анализ фильмов в программу педагогических ВУЗов.

На сегодняшний день отношение к этим фильмам весьма странное. Их не обсуждают специалисты, общественность. Обходит вниманием критика и киноведы. Но если посмотреть на рейтинги таких фильмов про школу как "Розыгрыш", "Доживём до понедельника", то даже спустя 40-50 лет эти фильмы популярны, любимы. Без комментариев специалистов интуитивно люди чувствуют, что в этих фильмах что-то есть. Что-то важное, чего, может быть, не хватает в обычной реальной жизни. Картины актуальны, потому что вопросы, которые там ставятся, насущны. А ответы, которые даются, до сих пор не реализованы на практике в жизни современной школы. И я думаю, что анализ этих произведений, понимание их, раскрытие их сути, смысла - это очень важная задача на сегодня. Как, впрочем, и переосмысление всего мирового искусства. Включая и художественную литературу, кино, театр. То, что выдержало испытание временем и не утратило значимости за последние 100 - 200 лет. Такие произведения можно считать классикой. Именно в них можно черпать ответы на самые животрепещущие вопросы современности.

Кратко роль искусства можно сформулировать так. Настоящее искусство должно отражать процессы (развития или деградации), которые существуют в обществе. И отвечать на вопрос, куда мы двигаемся и куда мы должны двигаться для того, чтобы не потеряться в этом мире. И очень важный вопрос: каким должен быть человек, чтобы соответствовать матрице будущего.

Будущее неумолимо надвигается на нас. Это будущее имеет вполне чёткую структуру, и мы, чтобы оказаться в этом будущем, должны понимать, какие требования к нам предъявляет это будущее. Что мы должны в себе изменить, какие внутренние проблемы решить, чтобы человечество не вымерло, не деградировало.

Я говорю сейчас о роли искусства в целом. Но вернувшись к теме "Образ школы в кино", мы  возвращаемся к теме воспитания человека будущего. И все фильмы последних десятилетий поднимают именно эту тему.

Перейдём теперь к психологическому анализу фильма "Мимо окон идут поезда". Фильм 1965 года.

Почему я называю анализ психологическим? Потому что воспитание человека - это, прежде всего, не формирование его тела и сознания, а становление его души. Именно душа формирует сознание, а затем тело. А душой занимается такая наука, как психология.

Современная наука доказала, что человек не рождается готовой личностью. А формируется в процессе взаимодействия с семьёй и обществом. В отличие от животного мира. Если до 3-х лет ребёнок растёт в дикой природе, он никогда уже человеком не станет. Хотя внешне и будет похож на человека. Первой ступенькой развития для ребёнка по значимости и хронологически становится семья. А на втором этапе стоит школа. Жизнь ребёнка в школе - это первый опыт социологизации, опыт жизни в обществе. Что должно происходить в школе на протяжении 10-11 лет, чтобы на выходе из неё появлялся человек, готовый вступить во взрослую жизнь, готовый отвечать за свои поступки, за то, что происходит вокруг? Способный включиться в процесс развития общества, своей страны, своего народа.

Поняв, как воспитывать ребёнка в школе, мы сможем ответить на вопрос, каким должен быть учитель в такой школе. Ответив на этот вопрос, мы будем знать, как готовить такого учителя. Как создавать Учителя с большой буквы. Чему должны соответствовать высшие учебные педагогические заведения. Если пойти по цепочке дальше, то мы подойдём к идее становления педагогической науки.

Любое произведение искусства - это всегда конфликт. Сюжет развивается через конфликт. Обостряя проблему, искусство позволяет выкристаллизовывать что-то новое. Какую-то новую правду, которая позволяет подняться над существующим положением дел. Эта новая правда даёт толчок для развития.

Так происходит и в фильме "Мимо окон идут поезда". Действие фильма происходит в Сибири в небольшом городке, в котором находится интернат. То, что сюжет помещён не в школу, а в интернат, говорит о том, что здесь находятся дети либо из неблагополучных семей, либо сироты, либо дети родителей, которые по своей профессиональной деятельности практически не бывают дома. И чтобы их дети не оставались без присмотра, они помещают их в интернат. И одна из первых сцен фильма - это выпрашивание одним военным у директора интерната места для своего сына.

Интернат на хорошем счету и считается одним из лучших учебных заведений края. Попасть сюда не просто.

В интернат после пединститута из Москвы приезжает молодая учительница. И вот к вопросу о конфликте. Главный конфликт возникает между директором интерната Фёдором Фёдоровичем и молодой учительницей Лидией Сергеевной. Казалось бы, что может привнести молодой начинающий педагог в эту систему, сложившуюся годами. Где работают люди с многолетним опытом за плечами. Эти педагоги могут научить многому неопытного человека, передать традиции, опыт. Но происходит противоположное этому.

Старший воспитатель, правая рука директора Раиса Васильевна знакомит Лидию Сергеевну с интернатом. С 7-м классом, который она будет вести. И с первых минут мы видим, что собой представляет школа. "Отбоя нет от желающих", - говорит директор. Он сознаёт, что интернат обладает отличным имиджем, престижем. Для того, чтобы поддерживать такой порядок вещей, директор придерживается твёрдых жёстких методов управления и воспитания. Дисциплина прежде всего. Раиса Васильевна во всём подражает и поддерживает директора. Она даже повторяет его слова, когда речь идёт о порядке и дисциплине.

Лидия Сергеевна - словесник. Она приступает к исполнению своих обязанностей. И мы видим, что её подход противоположен тому, что пропагандирует Фёдор Фёдорович. В чём же эта разница? Почему возникает конфликт, который в дальнейшем для директора становится неразрешимым? Почему,  в конце концов, Лидия Сергеевна перестаёт вписываться в сложившуюся систему? Почему она начинает угрожать тому, что так старательно строил директор? Для того, чтобы это понять, надо посмотреть, а что же такое строил директор. Какой образ школы рисует его воображение? Ведь, как мы уже выяснили, именно образ создаёт наши цели - стратегические и тактические.

Во-первых, мы видим, что директор озабочен имиджем школы. Престижем её. Тем, как интернат выглядит в глазах общественности, высоких начальников и различных делегаций, включая и иностранные. Но директора не очень интересуют сами дети. Как они воспитываются, чем дышат, что их волнует. Что вообще у них внутри и кем они станут, когда выйдут из ворот интерната. Свою задачу он видит в защите территории интерната. Любыми средствами. Дети и педагоги - это инструменты, рабочий материал для строительства и защиты. Это как работа дизайнера в современной интерпретации, который в пустой квартире расставляет мебель, декорирует стены, развешивает картины, чтобы создать у посетителей приятное впечатление. А положительное впечатление необходимо для его собственных, директора, честолюбивых устремлений. Здесь нет места конфликту, противоречиям.

Таким образом, ученики и учителя только часть системы. Инструменты для достижения эгоистических целей Фёдора Фёдоровича. Образ интерната - престижная передовая образцовая школа по внешнему впечатлению, где все "как бы" смотрят в одном направлении. Поясню это чуть позже. Это фактически модель общества. Это модель иерархическая. Когда Раиса Васильевна показывает Лидии Сергеевне её класс, она обращает её внимание на мальчика во втором ряду слева. И важным тоном сообщает, что это Валя Чижиков, сын секретаря райкома партии. Статус определяет отношение. В дальнейшем мы увидим, как относится директор к маме обычного ученика, которую он отчитывает за неуплату ежемесячного содержания сына. Даже не удосужившись понять, почему она задерживает оплату. И как директор буквально сдувает пылинки с Вали Чижикова, мягким голосом сообщая, что сегодня его папа очень занят, и не сможет забрать его из интерната.

Когда в интернат приезжает делегация из Чехословакии, директор собирает сотрудников интерната. Это напоминает военный совет. Каждому назначен его боевой пост и боевая задача. Везде должен быть порядок. Даже день рождения во 2-м классе должен быть взят под контроль старшего воспитателя. Все роли распределены среди детей. А именинницу поздравляют заученным и отрепетированным текстом.

Что ещё характеризует стиль управления интернатом. Старший воспитатель организует репетиции школьного спектакля по пьесе Фонвизина "Недоросль". Она заставляет детей 7-го класса играть в этом спектакле, хотя мы видим, что им это совершенно неинтересно и скучно. Как метко характеризует деятельность Раисы Васильевны Лидия Сергеевна: "Вы заставляете ребят разыгрывать на сцене такие взаимоотношения, которых у них нет в жизни". Но ни директору, ни старшему воспитателю не интересно знать, нравится это детям или нет.

Для поддержания жёсткого порядка и дисциплины устраиваются общешкольные еженедельные линейки. На них подводятся итоги соревнований между классами: кто лучше других поддерживает порядок в спальне, в классе и т.д. Здесь же клеймятся позором те, кто этот порядок нарушает. Так переходящий приз у победителей 1-го класса отбирается по причине того, что в классе есть нарушитель дисциплины. Его, первоклассника, выводят перед всей школой и заставляют рассказывать, что он сделал, а затем кукарекать, как он это делал на уроке. Чуть позже мы увидим, что этот мальчик писается ночью в постель. Директор, унижая нарушителя, высмеивая его, заставляет его чувствовать себя ничтожеством. Но никого не волнует, что творится при этом в душе ребёнка. Он совершил проступок и наказание неизбежно. Потому что первоклассник не вписался в то "прокрустово ложе", которое директор заготовил для воспитанников интерната. В ту матрицу представлений об идеальном учреждении, которую директор строит.

Лидия Сергеевна принимает 7 класс, который до этого вела Раиса Васильевна. Как говорит директор, это сложившийся коллектив со своими традициями. Как выясняется позже, по внешней форме. По формуле "как бы". Внутри класса нет коллектива. Но есть неформальный лидер, который окружил себя компанией телохранителей и выстраивает модель животного мира: показать всем свою силу, власть, а того, кто не хочет подчиняться, раздавить, превратить в раба. Так и поступает Геннадий, унижая Саньку Зенькова. Проиграв Геннадию в какой-то игре, Санька должен теперь исполнять желания Генки. За неподчинение подручные Геннадия бьют его.

Почему такая ситуация возникает? Для того, чтобы это понять, надо обратиться к науке и понять, как происходит развитие ребёнка в человеческом обществе. Изначально ребёнок - это маленький зверёк. Для выживания в этом мире у него пока есть только один механизм защиты - это его животные инстинкты. В частности, инстинкт самосохранения. Под влиянием семьи, общества развиваются новые навыки. Инстинкты сдерживаются, желания личные согласуются с интересами других людей, общества в целом. В этом процессе развивается нравственное поведение человека, главный принцип которого звучит как "Не навреди!" Не навреди себе, окружающим тебя людям, природе. Т.е., я хочу развиваться, я хочу чего-то достичь в этой жизни, я достигаю этой цели, стремлюсь к ней. Но я должен помнить, что на пути к цели стоят люди, обстоятельства, различные препятствия. И в чём-то мне, возможно, придётся ограничить себя, сдержать, чтобы процесс исполнения моих желаний не портил жизнь другим.

Если общество не занимается нравственным воспитанием человека, то выживание идёт по животной схеме. Волки-одиночки зимой собираются в стаи для того, чтобы было легче выжить. Дети тогда тоже начинают сбиваться в стаи. И выбирать себе вожака, лидера. В одном классе в школе может возникать несколько таких стай с разными интересами, с разными целями. Более сильный, более энергичный становится вожаком. Собственно, этот процесс мы и наблюдаем сейчас в современной школе. Цели стратегической у школы нет. Воспитанием сейчас она не занимается. Директор, педагоги только защищают свою территорию. Главная цель - порядок, дисциплина, хорошие средние показатели. Но средняя температура по больнице не показатель здоровья пациентов. Учителя живут своей жизнью, дети своей.

В фильме директор строит языческую модель кланового иерархического общества. А ученики просто подражают этой модели, не имея перед глазами ничего другого. Ведь они не живут в семьях, и альтернативы нет. Есть в классе неформальный лидер-"авторитет". Есть его телохранители. Он держит под контролем мальчиков 7 класса. И опускает тех, кто не вписывается в им установленный порядок на его территории. Т.е., полное заимствование модели директора, но в меньшем масштабе. Жертвой Генки становится Санька Зеньков. Как подчинить своей воле другого? Сделать его своим должником. Санька сопротивляется. В нём ещё есть собственная воля. Она ещё не подавлена. И Геннадий подсылает своих подручных, которые бьют его. Пятеро нападают на одного.

Об этом узнаёт Лидия Сергеевна. Она неравнодушный человек. Она живёт не выгодой, не рассудком, а чувствами. Как и героиня Ирины Печерниковой в фильме "Доживём до понедельника", Лидия Сергеевна становится в системе рационального мышления катализатором перемен. Лидия Сергеевна быстро завоёвывает симпатии ребят. Потому что дети реагируют на внутреннее состояние других людей. На их души. А у Лидии Сергеевны душа живая, способная чувствовать и сопереживать. Она не может смотреть, как убивают душу Саньки, как подавляют его мужское начало, которое только формируется.  Она вызывает по одному Геннадия и его приспешников. И даёт возможность драться с Санькой один на один. И Санька выходит победителем во всех этих поединках. По одиночке его недруги оказываются слабее его. Как говорил Данила Багров в фильме "Брат": "Сильнее тот, у кого правда".

С точки зрения администрации это возмутительное событие. С точки зрения Лидии Сергеевны Санька защищает свою честь, достоинство. И его формирующийся комплекс неполноценности начинает рушиться. У него появляется уверенность в себе. Он может за себя постоять. Он не слабак. Но это не попытка подняться над Геннадием, раздавить его. Это только защита своего права на свободу воли. На реализацию своих желаний, достижения своих целей. И отстаивает Санька это право в честном бою, никого не унижая, не подавляя.

Но поступок Лидии Сергеевны идёт вразрез с политикой руководства. В интернате не должно быть конфликтов. А значит, и драк. "Нельзя развязывать у детей низменные инстинкты", - говорит директор. Но смысл этой фразы в том, инстинктов быть не должно. Они должны быть задавлены. А между тем, инстинкты даны человеку не случайно. Они помогают человеку развиваться. Их надо не подавлять, а сдерживать. Чтобы устремления вышли на более высокий человеческий, нравственный, а не животный план. Если у человека подавить инстинкты, то у него начнёт расти внутреннее недовольство ситуацией. И это выльется либо в обиду на весь мир, либо в ненависть к самому себе.

Кто-то скажет, что это всего лишь фильм, выдумка, фантазия авторов. Но суть талантливого произведения в том, что вымысел отражает определённые процессы, происходящие в реальном обществе. То произведение, которое мы называем классикой, означает лишь то, что оно прошло проверку временем. Проблема оказалась не сиюминутной, а глобальной. Если мы смотрим фильм с интересом спустя несколько десятилетий, это означает, что сценарист, режиссёр ухватили идеи, живущие в обществе до сих пор.

Вернёмся к конфликту в интернате, к драке и к отношению к ней в современной школе. До сих пор драка в школе является чрезвычайным происшествием. Учителя - это, в основном, женщины. Они по женскому типу пытаются воспитывать мальчиков. В их понимании, драка в школе - это зло. Это полное непонимание психологии мальчиков, психологии мужчины. Непонимание того, как именно формируется мужской характер. Как пример из современной жизни, в Интернете я встретил видеоролики одного человека, который занимается как раз тем, что воспитывает у мальчиков мужской характер. И родители сами отдают ему своих детей. Они добровольно отдают, потому что видят, что в семье не могут по каким-то причинам это сделать. Или это мать-одиночка, которая не может заменить отца, выполнять его функции. А у этого человека есть понимание мужской психологии и возрастной психологии мальчиков. Он занимается с мальчиками в лагере, где он обучает их умению драться, умению защищаться, т.е. умению конфликтовать. Природа создала мужчину воином. Потенциально он должен уметь защищать себя, свою семью, свой род, свою страну. А значит, должен уметь преодолеть собственный инстинкт самосохранения и быть готовым погибнуть ради выживания своего народа.

Современная школа объединяет мальчиков и девочек одного возраста. Девочки по своей природе раньше созревают, взрослеют. И начинают подавлять мальчиков. Этому способствуют и учителя-женщины. В результате мальчики становятся нежизнеспособны. Их характер развивается по женскому типу. Подавлено мужское начало. И мы видим в современном мире, что женщины берут на себя мужские функции. А мужчины вырождаются. Такое общество нежизнеспособно.

Вернёмся к фильму. Лидия Сергеевна - педагог от Бога. Только закончив педагогический институт, не имея ещё опыта работы с детьми, она нутром чувствует, как вести себя в той или иной ситуации. В ней не подавлена природная интуиция. Современное общество перегружено сознанием. В воспитании упор делается на развитие логики. Человеческой логики. И мы всё больше уходим от понимания логики высшей, природной. А это далеко не одно и тоже. Каждый может вспомнить ситуацию, когда его интуиция подсказала ему правильные действия. Хотя разум говорил нам другое. И это потом оказывается правильным решением, если мы прислушались к голосу интуиции. Когда же мы слишком силимся анализировать ситуацию, трезво оценивать её, действовать "логично", нам не нравится то, что подсказывает наше "нутро", то это может привести к ещё большим проблемам.

Лидия Сергеевна интуитивно действует в пользу правильного развития мальчиков. Она действует не как педагог в современном понимании, а как инженер человеческих душ. Первый её шаг вызывает бурю, негодование среди тех, кто управляет школой-интернатом. Почему так происходит? Потому что администрация интерната не озабочена воспитанием детей. Она озабочена своими корыстными целями. Забота о престиже школы - вот главная корыстная цель. Сам по себе престиж не бывает у какого-то учреждения. Есть престиж отдельных людей. Само слово "престиж" с французского переводится как "иллюзия, обман чувств". Это в современной интерпретации часто употребляемое в лексиконе многих людей выражение "как бы". "Как бы" - это не быть, а казаться. На этом основан современный маркетинг. Не выделить сильные стороны какого-либо продукта, явления, личности. А заставить думать, что этот объект обладает данными свойствами. Тогда его можно хорошо продать. Человека с нужными качествами будут выбирать на высокие посты и т.д. На это нацелено и такое ответвление маркетинга как PR. Имиджмейкер - это дословно "создатель образа". И вот в таком мире иллюзий, обмана, виртуальной реальности мы сейчас и живём. СМИ, маркетологи, пиарщики старательно создают в нашем воображении необходимый финансовым магнатам образ реальности.

Директора интерната заботит только одно: как он будет выглядеть в глазах общественности, вышестоящего руководства, высоких гостей. Школа-интернат - это его территория. Он защищает её. Потому что эта территория даёт ему вес в обществе, статус. Все победы интерната, баллы, очки, призовые места - это его победы и баллы. Конечно, он сам часть этой системы, сложившейся в советском обществе. Он не сам это придумал. Именно общество родило и развило в своих недрах такую систему координат, систему ценностей. Не все играют в эту игру. Но если ты вступил в игру, должен соответствовать. Если играть, то для того, чтобы выигрывать. Но неучастие в игре сделает директора пешкой. Роли в этой игре распределены. У каждого сотрудника интерната своя роль. И нет ни одного участника, который мог бы поддержать или защитить Лидию Сергеевну. Она играет в другую игру, по другим правилам.

Временная победа Саньки Зенькова дискредитирована. Всё возвращается на круги своя. Снова Геннадий начинает прессовать его с помощью своей команды. Выход только один в их понимании: откупиться. Купи свободу за деньги. Санька пытается заработать деньги.  Но сумма оказывается непосильной. И возможностей для заработка мало.

Следующая попытка Лидии Сергеевны внести живую струю в жизнь воспитанников интерната - это театр. Раиса Васильевна сама пригласила её как словесника к участию в репетициях её класса. С точки зрения администрации этот спектакль - часть создания образа образцовой школы. Поэтому весь процесс репетиций контролируется и управляется Раисой Васильевной. Здесь нет места творчеству, инициативе ребят. Всё строго по программе. Лидия Сергеевна видит как тоскливо сонно участвуют дети в спектакле. И у неё появляется идея как разбудить ребят. Она рассказывает им какие капустники они ставили у себя в институте. И как весело они проходили. Сами студенты придумывали сценки, сами их репетировали. Было весело, смешно, И, может быть, было бы лучше из пьесы Фонвизина "Недоросль", которую мучали дети на репетициях, сделать спектакль из школьной жизни. С юмором, изобразив своих товарищей и учителей в шутливой форме. Ребята загораются этой идеей. Но ушат холодной воды выливает на них Раиса Васильевна, сообщая, что программой это не предусмотрено. Возникает новая почва для конфликта между воспитателями.

Новое ЧП происходит во время визита иностранной делегации. Собственно, этот визит - часть спектакля по укреплению престижа директора. Поэтому здесь нет места живому общению, искреннему радушию. Есть только отрепетированные сцены встречи гостей. С заранее утверждённым сценарием.

Геннадий хорошо понимает, что для директора очень важно, чтобы в школе на время приезда гостей был идеальный порядок. Но дежурит Лидия Сергеевна. И есть возможность ей отомстить. Создать хаос, в котором виновата будет учительница. И он провоцирует ребят на бунт против несправедливого распределения новых валенков. Не так ли в современном мире создаются оранжевые революции и болотные площади.

Бунт директором остановлен. Но Лидия Сергеевна снова становится виноватой.

Кульминацией конфликта директора и Лидии Сергеевны становится эпизод с кражей денег.

У Раисы Васильевны украли 10 рублей. Директор тут же собирает общешкольную линейку. (Вспомним сцены из фильма "Хористы" с действиями директора интерната Рошена "Акция-реакция"; см.мою рецензию на фильм). Уронён престиж школы. Вся школа должна нести ответственность. Его не волнуют мотивы поступка. Хотя перед ним дети, а не закоренелые преступники. Можно ли к ним предъявлять такие же требования, как ко взрослым. Они ведь только вступают на путь своего становления. И надо помочь им выбрать правильную дорогу. Директора это мало волнует. "Вор должен сидеть в тюрьме". Выясняется, что взял кто-то из 7-го класса. Лидия Сергеевна предлагает внутри класса своими силами разобраться с ситуацией.

И Лидия Сергеевна опять же интуитивно совершает мудрые поступки. Что обычно делают учителя в школе? Они стремятся возглавить любой процесс, происходящий в стенах учебного заведения. Как, например, мы видели в случае школьного спектакля. Лидия Сергеевна даёт только направление поисков решения, оставляя ребят для самостоятельного разбора ситуации. И происходит чудо. Ребята, живя до этого каждый собственной жизнью, почувствовали себя единым организмом, которому надо защищаться и выживать. Тень ведь пала на весь их класс. И они находят выход. Подозрения большинства ложатся на Геннадия, как самого заядлого хулигана. И они решают устроить тайное голосование, в котором высказать каждому своё мнение о том, кто виноват. Большинство пишет "Геннадий". Но одна записка - это признание в совершение кражи. Она анонимная, но мы уже знаем, что это Санька. Ему совесть не позволила очернить даже своего врага.

Для Лидии Сергеевны это победа. Она пытается поделиться ею с другими педагогами. Но директор не видит здесь причин для радости. Автор ведь не установлен. По мнению Лидии Сергеевны - это вопрос времени. Она понимает, что важен не факт выявления "преступника", а его осознание собственного проступка и его изменение. Но для директора, которого волнует только престиж школы, нужна жертва. И он тут же выявляет через сличение почерков автора записки. Даже сын секретаря райкома пытается защитить Саньку, взяв вину на себя. Но директор непреклонен.

Начинается травля Саньки в духе советского времени. Под руководством директора и Раисы Васильевны подготавливаются речи для представителей разных классов. И по общешкольному радио зачитываются обличающие тексты. Не выдерживают даже те учителя, которые в своё время смирились с властью директора, заглушили внутри себя голос совести. Молодая учительница, которую всё время директор обвинял в мягкости, мечется из угла в угол, слушая выступления по радио. Учитель математики, "человек в футляре в валенках и с ведром отходов для свиней", робко, но высказывает директору своё несогласие с происходящим. Учитель физкультуры, который уговаривал Лидию Сергеевну с самого начала не лезть на рожон, обрывает провода радиосети.

Конец фильма, если смотреть поверхностно, можно было бы обозначить как безысходность. Система непобедима. Лидию Сергеевну из школы выгнали. Директор остался на своём месте. Санька сбежал. Но его возвращают назад в интернат. Вроде бы победил закон джунглей. Более сильный волей и более жёсткий директор остаётся на высоте положения. И в одном отзыве к фильму прозвучал именно такой приговор: Что хорошего в фильме, если учительница уволена и ничего не изменилось?

Но всё происходит сначала в душе человека, а потом проявляется на физическом уровне. Мы видим, что раскрученный маховик продолжает крутиться. Но новые интонации появляются в поведении ребят и учителей. Когда 7 класс писал записки, то они уже ощутили себя как коллектив. Этого не было раньше. Это во-первых. Во-вторых, ребята не захотели считать Саньку виноватым во всём. Они поняли, что косвенно виноват в этом Геннадий. И его подручный же потребовал от Геннадия вернуть деньги. Это значит, что власть Геннадия как вожака закончилась. В-третьих, класс, вернувшись под управление Раисы Васильевны открыто говорит ей: это Вы виноваты в произошедшем. Вы и директор. И мы будем защищать её. Даже, если для этого придётся дойти до Москвы.

Т.е. класс показал, что готов защищать нравственность. Им не безразлична судьба их учительницы, их товарищей. Фильм, на мой взгляд, имеет открытый финал. У ребят есть будущее. У них есть шанс стать свободными честными искренними творческими личностями. И это заронила в них Лидия Сергеевна. В их души. Не простой рациональный расчёт управляет миром. А внутреннее чувство любви, тепла, сострадания к другим. А именно отношение к другим людям, к окружающему миру определяет, в конечном итоге, судьбу человека, судьбу народа и страны, в которой такой народ живёт. И многие учителя, возможно, уже не будут придерживаться политики соглашательства с директором. И со временем, возможно, руководство интерната сменится. Именно так и происходит в фильме "Хористы", который можно назвать французским почти полным двойником советской ленты (Интересно, видел ли режиссёр "Хористов" наш фильм).

Мы не рассмотрели ещё один эпизод фильма, который очень сильно повлияет на становление Саньки Зенькова. Когда его начинают склонять, он не выдерживает и сбегает из интерната. Сбегает с истопником Панкратием. Он становится для него единственным примером для подражания. Опасный момент в жизни Саньки. Когда-то, этого человека, истопника, сильно обидели люди. И он ушёл от людей. Он старается нигде не оседать, ни к чему не привязываться. Потому что жизненный опыт показал ему, что любая привязанность может вызвать боль в душе от потери того, чем дорожишь. И Санька может стать таким же: угрюмым, себе на уме, отшельником-индивидуалистом, который живёт только для себя. Таким стал и учитель математики, замкнувшись в себе, чтобы не испытывать душевных терзаний.

Но дед чувствует, что начинает снова привязываться теперь уже к Саньке. Кроме того, Санька не в меру общителен и хвалится попутчикам своим новым отцом. У него живая душа, ещё не застывшая. Он не готов пока отказаться от своих чувств, мечтаний. А Панкратию не нравится, что Санька распахивает его личную жизнь перед чужими. И дед уходит от Саньки, прощается с ним, оставляя его одного на дороге. Тем самым, возвращая Саньку в мир людей.