Здравствуй, Казань!

Ирина Жгурова
 Рассказ из книги «Солнце Булгарского ханства» в сокращении

ЗДРАВСТВУЙ, КАЗАНЬ!
(Казанский дневник)

Здравствуй, Казань! Раннее утро улыбнулось вокзальной суетой. Проснувшееся солнышко осветило площадь перед снежношапочным красным вокзалом и обняло временно безоблачное небо. 

...
У выхода  в город гордо белели два мраморных барса-охранника, через дорогу вытянулись молодые деревья на стриженом газоне вперемежку с фонарями. Я поставила чемоданы у колонны, обняла за сильную шею широкогрудого мощнолапого «котика», который вобрал в себя цвет украшений фасада вокзала, заворожив неподвижным взглядом полёт облаков. Привокзальный пейзаж напротив барсов украсился улыбчивыми девушками, приехавшими на олимпиаду по вертолётному спорту.

...

…Автобусная экскурсия по столице Татарстана давала представление о великолепии застройки города. Поплыла под колёсами широкая чистая улица и мелькнула вывеска на углу «Золото 585», словно перекочевавшая из моей Тюмени. Легковушки катили по утренним делам. Рейсовые автобусы выделялись ярко-красным цветом. Приветствовала наш транспорт набережная канала, украшенного аккуратными лепестками рослых фонтанов и невысокой оградой.
По центру города несла свои воды в реку Казанку искусственная река Булак, разделив проспект вдоль на две улицы Правобулачную и Левобулачную, соединённых друг с другом семью мостами, в числе которых числился и  мост Слёз. К берегам приросли пирамидальные тополя, красовались цветы.
Некогда судоходная протока Булак родилась из озера Кабан и пронесла свою историю со времени ханств. В этом районе  в давние времена располагался Сенной базар, где помимо прочих нужных продуктов, продавалась лечебная настойка.  На простор обеих Булачных улиц смотрела всеми окнами высотная гостиница «Ибис», пытаясь увидеть своё отражение в воде.


В мелькавшем пространстве я заметила концертный комплекс в форме пирамиды, похожей на ту, которую я видела в Астане. Увидела роскошный Дворец Спорта, который здесь получил национальное имя -  Спорт Сарае. Любителям спорта известны Казанские спортивные клубы: футбольный – «Рубин» и хоккейный -  «Акбарс». В Тюмени у нас имя «Рубин» закрепилось у спортклуба хоккеистов.
Вальяжный полукруг белой колоннады мне напомнил Казанский собор в Санкт-Петербурге. Фонтан среди газона разбрызгал в небо облака. Соперничал статностью с колоннами оперного театра бессменный символ советской  эпохи на высоком ступенчатом постаменте - огромный Ильич в распахнутом пальто. Он был намного больше оригинала и скульптур, украсивших фронтон театра.


Парк Тысячелетия или Миллениум в центре города вдоль озера Кабан  заманивал прогулками и отдыхом, но моё время «покорения» Казани было жёстко распределено, и оставалось только мечтать о том, что это не последнее моё посещение благословенной столицы Татарстана. На аллее Тысячелетия горожане бережно отнеслись к историческому наследию города. Удалось увидеть великолепный фонтан со скульптурами, к которому сходились аллеи парка. 
Я мысленно выстраивала историю края, впитав звуковую и зрительную информацию. В давние времена здесь расцветало государство Булгария, где проживали совсем другие народы - волжско-камские булгары и  финно-угорские народы в 10 - 15-х веках, и столицей его были города: Булгар, а  с 12-го века -  Биляр. В результате распада Золотой Орды в 15-м веке  образовалось Казанское ханство со столицей в Казани. Взаимные войны Русского государства и Казанского ханства приносили беды обоим народам.


Менялись ханы на престоле Казани, войны продолжались. Казанское ханство вступило в союз с Крымским и Астраханским ханствами и Ногайской Ордой, которых поддерживала Турция, и стало «наезжать», то есть совершать набеги, на окрестности Москвы. После Казанских походов и взятия Казани (1552) русскими войсками Казанское ханство прекратило свое существование, и Среднее Поволжье присоединилось к России; в Казань и Свияжск были направлены русские воеводы.
Казань, пробыв столицей Казанского ханства, потом Казанской губернии, стала столицей республики Татарстан. Жителей здесь теперь проживает гораздо больше, чем тысячу лет назад:  более миллиона человек в Казани, причём количество русских и татар примерно одинаково. В школах изучают оба государственных языка, а помимо светских учебных заведений заняли достойное место  в образовании медресе и Татарский Исламский университет.


В обозреваемое пространство включились театр имени Салика Сайдашева вблизи Казанского университета, серый цветочный барс, престижный Вахитовский район. Вальяжно раскинулась Площадь «Кольцо», получившая прозвище благодаря бывшей кольцевой линии трамваев и троллейбусов. Официально она получила имя поэта Тукая. Холм возвысился памятником революционеру Муллануру Вахитову  с развевавшимися полами шинели.

Знаменитые имена сделали известными строения с ними связанные: флигель Шаляпина, старые дома района Марусовка, в одном из которых жил Алексей Пешков на улице Пушкина. Улица стала носить имя Максима Горького. Будущий писатель имел два класса образования и не смог поступить в университет, пришлось ему поработать грузчиком.  Молодой человек пытался застрелиться по неизвестным причинам, обросшим разными версиями, на Федоровском бугру у реки Казанки.  К счастью, пуля, направленная в сердце, лишь пробила левое плечо. Его спас от потери крови монастырский  сторож Мустафа, благодаря которому  не погиб автор пролетарских творений.

...
 


Русским духом повеяло и от названия улицы Петербургской. Но Екатериненская улица в начале двадцатого века стала Татарской слободой. В Казани сохранился ансамбль исторического центра из старинных особняков бывших купеческих династий. Славная столица явила собой кладезь заведений культуры и образования.
…«Казан» по-татарски значит «котёл». В одном из сказаний аксакал пророчил  булгарам строительство города в том месте, в котором без огня закипит вода в котле, зарытом в землю. После долгих поисков такое место было найдено на берегу озера Кабан. В Казани подтвердил легенду фонтан в виде котла с драконьими головами. По другой версии воин хана, засмотревшись на  красоту девушки с коромыслом, уронил котелок в озеро; хан остановился и основал город.
До нашего времени дошла молва о том, что казанские ханы спрятали в озере золото, которое стал охранять повелитель змей Зилант. Так это было или иначе, но он стал символом города с 2004-го года и  обосновался на гербе Казани  в виде черного дракона с золотыми лапами, горящими глазами, золотой короной, и Казанской шапкой на щите. Этот сказочный персонаж космической силы символизировал величие, мудрость, непобедимость и вечное возрождение. Имя Зилант произошло татарского слова елан-джилан (змея).

***

…Чудотворная Казанская икона Божьей Матери была возвращена в Россию из Ватикана.  Обретение образа  было определено десятилетней девочкой, трижды видевшей вещий сон, и при раскопках пепелища на указанном ею месте была найдена икона. На месте явления Чудотворной иконы был построен женский монастырь по указу Ивана Грозного. Собор в 30-е годы взорвали активисты новой жизни. На  месте колокольни был построен жилой дом, а на святых местах образовались фабрики. Но люди помнили свою историю, и фабричную стену украсили иконами. Минтимер Шарипович Шаймиев убедил Алексия Второго в том, что икона должна находиться в церкви  Казани, и  патриарх всея Руси, доставив икону из Ватикана, помог восстановить монастырь.

Жёлтую трёхэтажную хрущёвку постарался скрыть огромный баннер с изображением строений, стоявших до разрушения.  Панно отразило величие светлого златоглавого храма и стройность ступенчатой колокольни, вызвав печаль о безумстве убийства красоты и надежду на её восстановление. На фоне гигантской картины трогательной трепетностью возвысилась сень на четырёх изящных стойках, пронизанная лучами сквозь металлический ажур. Венчал купол сени шар в виде звёздного неба, а внутри неё раскинулся куст белых цветов. Лик Казанской Богоматери безмолвно указывал место приобретения оригинала. Почтив священное место, мы направились в Крестовоздвиженскую  церковь, ставшую обителью главной иконы Казани. Ликами больших икон смотрела внешняя стена белого придела.

...

***
Площадь Свободы величал национальный культурный центр  -  музей Тысячелетия Казани, родившийся в 2005-м году к важной дате.  Ряд припаркованных машин встал почётным караулом у здания, открывшего обозрению космически парящие параллелепипеды шоколадного цвета. Перед ним пронзила небо стела, увенчанная  взметнувшимися крыльями символа. За ней с многовековой мудростью застыли древние каменные фигуры.
...

***
Экспедициями археологов была собрана большая коллекция предметов древнего наследия. В первом зале музея Тысячелетия Казани экспозиция охватила период от первого тысячелетия до 15-го века нашей эры. Городские Казанские ворота были в те времена символом независимости.
В Музее узорные золотые ворота охраняли манекены  - два чернобородых воина в золотых шлемах и кольчугах: один в халате со щитом, другой с мечом. Зелёный, красный, синий и золотой цвета создали позитив мажорного аккорда: «Добро пожаловать в город миров».  Подняла руки каменная дама с полумесяцем на высоком головном уборе.

Среди находок под стеклом блеснули золотом фигурки древних всадников на львах. Женщины из глубины веков оставили потомкам в память о себе украшения – подвески из крупных бусин в цепочке на кольце с уточкой внутри.  Мужчины времени ханств тоже носили браслеты, а мальчики-подростки - серьги. На территории Кремля была найдена керамика восьмого века и монеты десятого века. Древние модницы ценили  дороже золота цветные стеклянные бусы и серьги с подвесками. С 13-го века бусины украсились глазками.

На панно раскинулся красочный тюркский мир. Древностью дышала  каменная колонна в виде серьёзного божка. На витринах заслуженно отдыхали скифские стрелы. Устойчиво вытянулась высокая плита, сплошь усеянная выбитыми по белому камню рунами о подвигах хана Культигена в 731-м году. История великой Булгарии впитала в себя имя Кубрат-хана.
В 10-м веке хан Асмыш утвердил ислам, заменив им тенгрианство -мировоззрение культа  обожествлённого неба.  На очередной картине отразился драматический момент: слева гордо встали восточные воины и их читавший указ лидер, а справа застыли в прослушивании текста славянские богатыри, среди которых боярин в печали опустил руки.

Страшной жестокостью для народов пролетали в давние века  войны. По одной из легенд в четвёртом веке барс спас раненного мамаевцами мальчика. Сильный хищник почитался как священное животное. Белый зверь стал символом  Булгарии, и племя Поволжья назвало себя «Барс-иле» - «Народ  Барса».
На Государственном гербе Татарстана занял место щит с крылатым Барсом на фоне восходящего солнца в кольцах, где Зеленое кольцо с растительным орнаментом увенчал тюльпан в честь плодородия. В основании герба укрепилась надпись «Татарстан». Барс властно поднял переднюю лапу и независимо вскинул хвост. Оскал и когти, щит на боку утвердили его на защиту народа. Восьмилепестковая астра на щите несла веру в процветание жизни.   


На изображении древней кремлёвской стены виднелось поселение у реки. Рядом с картиной уместно смотрелись пузатые кувшины из раскопок. Деньги  во все времена были нужной вещью, и, поработав на благо своих владельцев, древние монеты разного достоинства чинно отдыхали под стеклом.
Художники республики украсили музей историческими картинами.  На одной из них собрался народ, и застыли всадники возле минарета у башни. На другом полотне в яркой динамике кипела конная битва витязей двух великих народов. Каждая картина явилась иллюстрацией важного события или легенды города Казани.  Меня восхитило почтительное отношение татарского народа ко всем поворотам своей истории – и трагическим, и торжественным. Росло уважение к народам благословенной республики.

Развернулась панорамная картина ханства и его правителя. Стремление к познанию жизни столетий витало в бережном отношении и к событиям, и к экспонатам. Каждый век оставил следы, собранные в экспозициях. На витринах под стеклом уверенно стояли тарелочки и украшения. Рыболовные крючки донесли до нас труд мастеров 11-12-х веков. Сохранилась информация о том, что в 12-м веке сооружались бани за городом с тёплыми полами и подземным водопроводом.  Деньгами служили не только монеты-дирхемы, но и ракушки.

С 13-го века культура стала развиваться по законам Золотой Орды. 14-й век представил керамику времён Батыя. До нашествия монголов земли Татарстана населяли булгары – светлый ясноглазый народ с развитой цивилизацией. Но с 13-го века, когда на двести лет территорию захватили моголы-кочевники, то при их насильственной ассимиляции внешность коренного населения изменилась, стал иным разрез глаз. Тёмный цвет оказался более жизнеустойчивым. Перемешивание светлой и тёмной природных красок создало неповторимый букет красоты  казанских девушек всех веков.
Через земли пролёг великий шёлковый путь. Увековечил своё имя хан Тохтамыш нашествием на Москву в 14-м веке. При раскопках были найдены десятки тысяч монет периода Орды. Монеты в то время ценились дорого: за одну монету можно было купить корову.

Военная мощь Золотой Орды долгое время никем не оспаривалась, но её сгубили  междоусобицы и борьба за независимость покорённых народов. В результате распада средневековой империи появились самостоятельные царства: Сибирское ханство, Ногайская Орда, Казанское ханство, Крымское ханство, Казахское и Узбекское ханства, Астраханское ханство. Казанское ханство занимало территорию северной зоны бывшей Золотой Орды.

… В стеклянном цилиндре на подставке обозревалась со всех сторон Казанская шапка – корона Казанских ханов; она имела вид купола, отороченного дорогим мехом, украшенного орнаментами и голубыми камнями. Драгоценным головным убором короновали при церемонии возведения на трон татарских ханов в Золотой Орде и Казанском ханстве. После завоевания и присоединения в 1552-м году Казанского ханства к Московскому княжеству, подлинная Казанская шапка была увезена Иваном Грозным в Москву и осталась в Московском Кремле. Там же сохранился символ  российского самодержавия  - золотая шапка Мономаха, похожая на увидевшую свет ранее Казанскую корону.

Уголок власти был оформлен в нише ханского трона, возле которого стояли манекены - мужчины: один в шапке и распахнутом бордовом халате с чёрной меховой отделкой, второй – в светлом блестящем шёлковом халате и тюбетейке. За троном являла красоту женщина в роскошной одежде с высоким головным убором, украшенным  мехом и фатой.

…На стенде казанских ханов змейкой закрутились круглые медальоны с портретами знаменитостей правления. На широкой берестяной ленте с неровными краями - древнем расправленном свитке с арабской вязью  - просматривался тарханный ярлык хана Сахиб-Гирея.  Тронула за струны сердца печалью небесного цвета картина Хазиахметова «Прощание Сююмбике с могилой Сафа-Гирея», на которой в кружевных узорах мечети на коленях стояла царица.
...

***
Полотна рассказывали об этапах истории народа, развернулась картина деревянного строительства. Со стены в современность ворвалась грозная битва, в которой всадники в латах с копьями устремились к схватке, чтобы доказать друг другу свою силу и уверенность в правоте; на знамени  поднял крылья грозный оберег, расставив лапы и опустив хвост.
Чаша, ковш и шлем с защитной сеткой передали металлический свет давнего века. Доступно подавали информацию событий прошлого стенды с художественными картинами, под которыми на витринах под стеклом были разложены раритеты.
Коллекция второго зала раскрыла тайны периода с 15-го по 20-й век.  Лишь с третьей попытки Иван Грозный захватил Казань. Каменные ядра, которые  разрушали деревянные постройки, мирно покоились на музейном полу.  Славный город посещали царственные особы -  Пётр I, Екатерина II, Павел I и Николай I.

… Выдохнул уют 16-го века интерьер татарского дома, в котором на столе, покрытом клетчатой скатертью, стояли самовар и чайная пара. На другом столике  тускло поблёскивали медные кувшины разной формы для омовений при намазе,  вышитое полотенце завесило угол. Реальность быта подчеркнули деревянные стены, полочки, табурет, книги, платки, ичиги, самотканый половик.
Нарядили стенд шедевры народных мастериц: полотенца с цветочными композициями и женский головной убор – древний калфак. Удивляли совершенством украшения, воротники, браслеты, золотое шитьё, обереги.
После Казанского ханства, родившегося в  1438-м году, образовалась Казанская губерния Российской империи в 1725—1920-х годах, которая позже стала  называться Татарией в составе РСФСР с 1920-го года. С  1992-го года  образовалась Республика Татарстан. Несмотря на менявшиеся названия и статусы края, столицей оставалась красавица Казань.

***
На площадке городского  бульвара замерли в ауре девятнадцатого века фигуры гулявших прохожих. Интеллигентный фотограф в чёрной шляпе и чёрной строгой одежде был готов к съёмке фотоаппаратом на треноге. Устойчиво встала тумба, оклеенная афишами. «Прогуливалась» пара девушек в татарских нарядах, а русская девица в красном одеянии смотрела на них, заняв место на лавочке. Во всю стену развернулась панорамная  картина городского пейзажа Казани века девятнадцатого.  Для гармоничного контраста рядом со светской дамой встала девушка в розовом платье и национальном головном уборе. Привлекала внимание модница в горжетке на чёрном пальто и кокетливой шляпке на изящной причёске. Молодой человек в форменной фуражке и синем мундире сопровождал  юную прелестницу в длинном белом платье и элегантной шляпке. Создалась иллюзия присутствия в давно ушедшем веке.   


Обстановка интеллигентного уголка манила покоем и тягой к учению: стояли секретер, пианино, стул; стол с книгами, над которым свисала люстра; на стенах расположились картины. Коричневая гамма интерьера утвердила простоту, элегантность и самодостаточность. Девятнадцатое столетие стало веком просветительства, сиявшего именами учёных и деятелей культуры. Великий математик Николай Иванович Лобачевский преподавал в Казанском университете, руководил им в должности ректора. В 1903-м году  образовалась женская светская гимназия. Был создан печатный станок, из которого вышла первая газета «Луч» с арабским шрифтом, его на двенадцать лет сменила латиница, а затем утвердилась  кириллица.

Двадцатый век открылся театральной афишей.  В театре играли роли только мужчины. Красавица Сахиб-Жамал Гиззатуллина-Волжская стала первой татарской женщиной актрисой и режиссёром.  Габдулла Тукай – татарский Пушкин - перевёл на родной язык стихи великого русского поэта.
 На  портрете Тукая с красивой артисткой в национальном наряде выделялась цитата на двух языках:
«И Казан! Дартле Казан! Монлы Казан! Нурлы Казан!»
«О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!»


…Фарфоровые фигурки ручной работы выстроились на постаментах и увлекли реальность в сказку.  В стеклянной витрине красовались куклы в национальных одеждах, демонстрировавших великолепие меха, украшений, орнаментов, насыщенности цвета бордо в шёлке и бархате. Женская красота стократно увеличилась этой роскошью.

...


***
Застывшим потоком  выходила  из стены с пандуса скалы вереница объёмных представителей народов мира – красивых, целеустремлённых и увлекавших за собой. Реалистичные скульптуры пастельных тонов походили на пришельцев светлого будущего. На ближайшем знамени было крупно написано МИР. У юноши и девушки, возглавивших колонну, левые ступни были так приподняты, что создавалась иллюзия, что они в ближайшее мгновение коснутся пола и пойдут по музею.
 Дотронувшись до руки прекрасного юноши, я оказалась намного ниже гигантского идеала. Волнистость неподвижных знамён вобрала в себя порыв ветра. С двух сторон скульптурной группы расположились настенные картины с изображением городов, пейзажей и исторических событий.
Экспозиция третьего зала была посвящена недавней истории Казани, как культурного центра Поволжья, в котором пересеклись пути религий, культур и национальностей. Сказалось влияние запада в конце двадцатого века: абстрактные картины авангарда яркими пятнами усыпали просторную стену, превратив её в поляну с информационными цветами. Лихие девяностые позволили Татарстану обрести суверенитет.

***
С портрета кисти  Камиля Муллашева обозревала мир нового века женщина неземной прелести с нежно звучавшим именем - Сююмбике. В 21-й век смотрели кротко, но повелительно глаза цвета ночного неба, и в них за мудростью была спрятана печаль. Крыльями птицы вскинулись чёрные брови. Своё восхищение интернациональной красотой художник  показал в утончённых чертах лица. Массивные серьги с подвесками и повторяющее их узор ожерелье, роскошная одежда того времени подчеркнули  безупречность природного дара внешности. Массивный браслет и изящные кольца украсили  нежность рук.
Сююн была дочерью знатного ногайского бека Юсуфа. Девушка неохотно покинула родную степь и поменяла их ханские палаты.  В XVI веке, когда покинул мир хан Сафа-Гирей, развернулась борьба за власть в Казанском ханстве между москвичами и крымчанами. У хана остались три сына, и из них крымский полководец Кучак поставил править Утямыша. 
...

***
Развлекательный комплекс «Туган авылым» отметил своим рождением  тысячелетие Казани.  Он предложил казанцам и гостям почувствовать себя жителями «Родной деревни» со старинными улицами. Меня, как горожанку с врождённой ностальгией, привлекали колоритные строения:  колодец, деревянные дома, узорная кованая лестница на крыльцо.
Пикантно смотрелся сруб возле огороженного газона и плиточной площадки. Крыши зеленели современными кровельными материалами.

На фоне деревенского дома выпустил в небо стрелу красный подъёмный кран. Твёрдость власти нового века смягчил четырёхэтажный элегантный дом-ветряк с ажурно огороженными балконами.  Его уводила в прозу надпись на вывеске: «Пункт приёма гуманитарной помощи». Раскрыли поэзию  архитектуры лестница к первому этажу в сопровождении цветов и цоколь из камней неправильной формы. Горбатый деревянный мост перекинулся через водоём с берегами из уложенных камней, идиллию дополнили лавочки и деревянные дома. Круглая танцплощадка под шатром призывала весёлой татарской музыкой к движению, а ароматы местных кафе кружили голову.

***

Мимо молодого Дворца Кукол буднично протекала вереница автомобилей. Царственный красавец делился пространством с соседними высотками, подчёркнувшими его уникальность. Даже ханам не снилась подобная сказочность с солнечным сочетанием белого, голубого и золотистого цветов. Синие, серые ромбы и прямоугольники на фасаде создали чудный узор. Диадема парапета, усыпанная драгоценностями, соперничала прелестью с круглыми башнями, похожими на прекрасных дев, превратившихся в белые свечи с разноцветными чалмами. Летнее изумление архитектурой давало возможность представить, как зимой на площади здесь создавались сказочные ледовые фигуры.
Сквозь кроны больших деревьев вдоль аллеи вырисовался изящный особняк купца Апанаева  - розовый дом с башенкой и тремя входами – для хозяина, женщин и слуг. Существовал обычай, утвердивший мужские права при наличии нескольких жён:  если мужчина пожелал развестись, то ему достаточно было три раза произнести слово «Талак», и женщина уходила в том, в чём была одета -  поэтому и не снимали жёны украшения.

Автобусные окна перелистывали неотразимость зданий, над которыми постарались архитекторы всех веков для неповторимости города.


***

В честь столетия великого татарского поэта был открыт Литературный музей Габдуллы Тукая, в котором на первом этаже расположился  литературный салон.   Белая лестница с фигурными балясинами, покрытая ковровой дорожкой, повела на второй этаж. Под лестничным маршем встречал гостей белой скульптурой Габдулла Тукай. К его ногам склонились белые каллы. Экспозиция  четырёх залов познакомила с жизнью и творчеством поэта.

Первый зал поведал о нелёгком детстве в деревне Кушлавыч юного Габдуллы, рано оставшегося без родителей.  Малыша передавали из дома в дом, из рук в руки. Сохранились ценные документы: свидетельство о рождении Габдуллы, которое написал его отец мулла Мухамметгариф и стихотворение деда Зиннатуллы на смерть матери Тукая.
На вывеске в углу верхней площадки надпись «Сенной базар. Лавка Хайруллы из Чамака» содержала забытую букву «ять». Рядом завивалась татарская надпись арабской вязью. На полках были установлены самовар, кувшины, подносы, пиалы. Висел женский платок с каймой, украшенной розами.  На нижней полке хранились ичиги и тюбетейки. На скатерти стола лежали нужные вещи: одежда, мыло, свечи, аршин, деньги, седло, самовар,  калфак.
Подобную купеческую лавку увидел мальчик на Сенном базаре в Казани, куда доставил его на воспитание ямщик по просьбе деда. Фотографии Ново–Татарской слободы Казани вдохнули атмосферу конца ХIХ века: там Габдулла жил у приёмных родителей, которые занимались пошивом национальной обуви и головных уборов. Во взрослом возрасте Тукай написал сказку о Сенном базаре.

В другом углу этого зала была устроена часть комнаты дома Зиннатуллы, у которого жил малыш Габдулла.  В интерьере комнаты сельского муллы скромно занял место стол с чайными атрибутами на фоне картин и фотографий города прошлого века. Трогательно висели и лежали старинные вещи: коврик, тюбетейка, чалма, самовар, ребристая доска для стирки и глажки, угольный утюг. Будущий поэт вырос в мудрой обстановке сохранившихся в музее рукописей и книг хазрета, учебников для чтения  шакирдов – студентов медресе.

В Кырлае поэт ощутил себя личностью: «Именно в Кырлае открылись у меня глаза на мир…». Природа Заказанья сформировала, а образование отточило природный дар юноши. В его произведения из детских фантазий вошёл образ Шурале.  Этот сказочный лесной монстрик из дерева робко стоял  у стены, сжав лапки кистями вниз и согнув коленки, и в его блестящих глазах я увидела страдание. Из настенной картины манил фантазиями сказочный аул Кырлай.

Другая картина рассказала о детстве поэта: у кровати сидел мальчик в белой рубашке и валенках. На мир смотрели большие чёрные глаза ребёнка, пережившего горе и невзгоды. В его руках замерли хлеб и деревянная ложка, на полу осталась чашка с едой. Он на минуту оторвался от еды и по-взрослому, но с доверием посмотрел на гостей. Рядом ждал игр деревянный длинноногий коник на колёсиках. О нехитром быте татарских селян поведали предметы на  «Портрете маленького Апуша» кисти Хаджи-Мурата Казакова, отразив непростое детство малыша.
Уральская жизнь поэта предстала к вниманию во втором зале второго этажа. В продолговатом помещении с высоким потолком и  люстрами провела по истории бордовая ковровая дорожка. У стен расположились экспонаты, формировавшие духовную атмосферу Тукая.

В литературном уголке казанских интеллигентов начала двадцатого века был установлен секретер-стол;  книги и  часы остановили время и повернули его на столетие.  Стол с белой скатертью и керосиновой лампой окружили мягкие стулья с малиновой обивкой. Шахматы и граммофон свидетельствовали о культуре молодёжи. Откосы и верх проёма окна с малиновой шторой были украшены белой лепниной, рядом с ним встала посудная этажерка.

…«Лучезарная Казань» вдохновила поэта своей неповторимостью.   Габдулла знал  татарский, русский, казахский и арабский языки. Он жил в Уральске, посетил города Поволжья: Нижний Новгород, Астрахань,  Симбирск, Уфу. Три фотографии молодого человека, ставшего народным поэтом, окружила почтительная бережность, как и другие личные вещи: Коран, тюбетейка,  металлический стакан для карандашей из Петербурга, запонки. Хранили память времени и плетёная дорожная корзина - спутница путешествий, и фаянсовая шкатулка, подаренная любимой сестре Газизе.

…На длинном столе расположился макет Казани прошлого века с обнажёнными зимними деревьями, белыми строениями под зелёными и красными крышами, улицами, дворами.
На центральной стене развернулась панорама: сцена из балета «Алтын Тарак», афиши, манекены в театральных костюмах. В период расцвета культуры блистала первая на востоке женщина-актриса, и пережило века посвященное ей стихотворение Тукая «Красавица степная».
В лежащем под стеклом дневнике  любимой девушки поэта  - Зайнуллы,  выделялись её строки о друге. Габдулла в то время работал экспедитором книг.  Создали колорит эпохи массивный кассовый аппарат и керосиновая лампа.

Медаль поэта и его посмертная маска поставили многоточие в рассказе о его недолгой жизни.
«Саз мой нежный и печальный, слишком мало ты звучал...»
…Внимательно созерцал привычную обстановку Габдулла Тукай – молодой человек с умным взглядом пристальных глаз. Этот портрет украсила его подпись по-арабски и слова на двух языках:
Народ велик, он могуч,
он страстен,
он музыкален,
он писатель,
он поэт…

В дождливый холод Петербурга молодой человек заболел туберкулёзом. Последнее его фото было сделано в 1913-м году. Похороны двадцати семилетнего поэта  в Казани переросли в демонстрацию. Его стихотворение «Родной язык» стало песней, по его произведениям были созданы балет «Шурале», опера «Кисекбаш», театральные постановки.  Каждый год в день рождения Габдуллы Тукая проводится праздник поэзии в Казани.
На лестничной площадке в белом интерьере арки встретилась светлая, как его душа, статуя поэта.

Я узнала чудный слог его стихов
В переводе из души идущих слов.
 И. Ж.

...

***

Проехав фонтан с лепестками брызг, наш автобус подкатил к белой стене, короновавшей обширный холм. Дорога вдоль стены привела к многоступенчатой светлой башне с решетчатыми дверями. Комплекс сооружений Казанского Кремля привёл к началу истории столицы. Резиденция Президента разместилась в византийском дворце с волновавшими небо флагами страны и республики. Перед этим элегантным строением расстелилась площадка в ажурной ограде, вели к нему широкие лестницы  между газонами, и играл красками цветочный ковёр.

Притягивался свет к белизне Благовещенского собора с каскадом арок на парапете.  Небо обнимало ярко-синие купола, а золотой купол играл с солнцем. Каменный Храм 16-го века был воздвигнут по указу Ивана Грозного после взятия Казани и поначалу был деревянным. Ему пришлось пережить и эпохи, и разрушения, и восстановление.
Открылась ровная перспектива парада невысоких ёлочек. Эта вымощенная булыжником  главная улица Казанского Кремля сохранила имя Якова Шейкмана. На ней в 30-е годы было построено здание, где организовалась школа для юнкеров, но ныне в помещениях поселились музеи, в том числе и центр «Эрмитаж-Казань».

Входили и выходили мы на территорию Кремля  через просторную арку в величественной Спасской башне с часами и золотой звездой на вершине. С высоты кремлёвского холма хорошо просматривались две приплюснутые полусферы, которые образовали фантастический космолёт с жёлтой надписью – Цирк. Таким я его помнила с 1969-го  года. 
  Распахнулся простор города: полуцилиндры стен храма с синими куполами в золотых звёздах, роскошные дворцы, узоры дорог. Казанка не останавливала свой размеренный бег к Волге.   

Перед моими глазами предстал боевой 16-й век. После двух неудачных походов на Казань, воины Ивана Грозного окружили и забросали факелами неприступные стены. Ходили слухи, что воду осаждённым доставляли через тайный ход, но это им не помогло, и московские богатыри измором взяли крепость. Казань вошла в состав Московского государства.  Выросли каменный Кремль, стена, башня.
…Лестницей в небо возвысилась семиярусная башня Сююмбике с просветом огромной арки.  У подножия этого кирпичного сооружения высотой 58 метров сохранился квадрат раскопок древних захоронений, накрытый стеклом.   Когда-то здесь стоял Ханский дворец.
...

Из поэмы «2014. Сююмбике – казанская царица»

...

А башня свой оставила поклон,
И сквозь века напоминает он:
По зову птиц в небесном далеке
Зовётся именем Сююмбике.
Не умерла царицы красота:
Взлетела ввысь о вольности мечта,
Рассыпав звёзды в души и сердца -
Остался вечным идеал лица.
Хранят богатство рода небеса -
Живёт в казанских девушках краса.
До сей поры в них суть сказаний есть:
Ум, хитрость, гордость, доброта и честь.
И. Ж.

***
С 2000-го года смотрят на мир будущего каменные зодчие Казанского Кремля. Их национальность легко угадывается по одежде и специфике красивых вдохновенных лиц. Памятник из двух фигур установили в сквере южнее Благовещенского собора. Татарский придворный архитектор со свитком-чертёжом Ханского дворца, и  русский зодчий, развернувший эскиз Спасской башни, стали олицетворением двух культур.  Первый президент Татарстана М.Ш. Шаймиев с гордостью заметил: «… памятник воплощает в себе соединение стремлений и культур татарского и русского народов. Памятник приближает нас к творческому и духовному единению».

Украшением площади предстала мечеть Кул-Шариф  с четырьмя стройными минаретами. В гармонии белизны с бирюзой рождалась уверенность о вечности праведных помыслов. В симфонии архитектуры зримо слышались всплески продолговатых окон, белели букеты фонарей. Трилистники окон выглядели тюльпанами. В переплетении белых арок и стоек над входом с надписью Кол Шариф  создавался ажур, пропускавший небо.

...

Белое кружево ограды окантовало большое помещение, в котором заострились линии арок, повторив контур лепестков, и захватила воображение синяя чаша люстры в виде цветка с созвездием ромбов в узорах. Фантастически замысловатые орнаменты покрыли стены и полусферу купола. Главный зал предназначался для мужчин, а женщины  добрались по лестнице на балкон, отделённый кружевной оградой. Витражные окна второго этажа от пола до верха превратились в лепестки. Белизна интерьера успокаивала и возвышала.
На переходах колонн в арки на белом фоне соблюдался изысканный ритм сине-золотыми орнаментами, заключившими в себя неведомую мне информацию. Разумное пересечение линий контуров архитектурных элементов были подобны стройности музыкальной классики.  Это чудо возвели всем миром  в 2005-м году: гранит и мрамор завезли с Урала, иранцы подарили ковры, чехи - люстру богемского стекла. Витражи, мозаика, позолота и лепнина  стали делом рук турецких строителей.

Я старалась запомнить новые слова в неземном очаровании светло-небесного интерьера. Намазлык – маленький коврик для моления. Михраб — оберегаемая двумя колоннами и аркой ниша в направлении нахождения Каабы. К нему обращались лицом мусульмане во время молитвы.  Аллах имеет 99 имён, начертанных в священном месте. Величайшее искусство каллиграфии расцвело в словах арабской вязью. Некоторые выражения из Хадиса меня привлекли мудростью вечности.

Восточная мудрость

Красота человека – в красоте его письма, а ещё лучше, если оно у мудрого.
Слово, выведенное пером, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум.


***

Недалеко от входа на территорию Кремля  над ковровой клумбой возвысился памятник Мусе Джалилю.  Мужественный человек с постамента-скалы устремился в высшую вечность. С определённого ракурса осмотра снизу он поравнялся с Кремлёвской башней, и звезда над ним воссияла, как бессмертная душа поэта. Гордое лицо, мускулистое тело, стянутые колючей проволокой руки за спиной, разрывающие острые оковы ноги, несгибаемость наперекор мучениям - символизировали волю. Судьба героя стала примером любви к Родине, стремлению к правде. 

...



***

Вывеска «Кот Казанский» над входом пригласила в небольшой магазин. На верхнем барельефе объёмный рыжий котик в зелёной тюбетейке вогнул спинку, поднял заднюю часть туловища и загнул кверху хвост. Выставил на обозрение всю свою красу: зелёные глаза, белые щёчки, белую грудку, белые лапки и кончик хвоста. В компактном помещении разместились национальные сувениры, большей частью – по кошачьей тематике. На стенах, на полках, под стеклом в шкафах не было ни одного свободного места. Стояли, висели и лежали:  драконы, коты, кувшины, восточные тапочки, куклы, статуэтки, подушки, магниты. Я выбрала понравившиеся сувениры. Ну как было не увести из Казани кота!

***
...
Во время визита в Казань российская императрица Елизавета Петровна заметила, что в городе отсутствуют мыши, и приказала осенью перевезти казанских котов в Санкт-Петербург для защиты царских покоев от грызунов: «Сыскать в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных для ловления мышей, и прислать в Петербург…»
Наместник Казанского ханства предложил отпрысков крысолова кота Алабрыса.  По царскому указу их кормили говядиной, тетеревами и куропатками.
Около полусотни потомков увезённых из Казани котов официально служат и проживают в помещениях Государственного Эрмитажа, где ежегодно первого апреля устраивают для них праздник с лакомствами «День мартовского кота».

Из стихотворения «2014. Мяу из Казани»

… Лежит улыбчивый вальяжный кот,
На солнце греет гладенький живот.
Легко найти  в Казани сувенир
С улыбкой доброй, как любовь и мир.
…Вошли на память в гостевой рюкзак
Барс, тюбетейка, котик и чак-чак.

***
Петропавловский собор был похож на дворец цвета какао с молоком, украшенный изящным орнаментом с голубыми всплесками вокруг окон и на стенах. Золотая маковка  на голубом куполе венчала храм. В том же празднично нежном стиле была выполнена шестиярусная колокольня. Собор расцвёл под Казанским небом изумительной лепниной из фруктов и цветов. Построение храма было связано с посещением Казани Петром Первым, подарившим мануфактуры местному купцу, а тот в свою очередь начал постройку храма силами казанцев. Но храм не устоял, и Пётр  отправил московских мастеров. Творчеством строителей двух народов нарышкинское барокко приобрело восточные мотивы. Евангельские лики утверждали православие с семиярусного золотого иконостаса.


***

Пешеходная экскурсия «Казанский Арбат» по улице Проломной, свидетельнице  четырёх веков и получившей фамилию Баумана, пронесла нас по истории торгового центра Казани и оставила ощущение лёгкого шарма: в прежнее время в церкви Богоявления крестили маленького Федю Шаляпина, а в Государственном банке хранился золотой запас России.

С 2009-го года на пересечении улиц Баумана и Мусы Джалиля обосновался памятник Казанскому коту. Возле кушетки с фигурными ножками, на которой разлёгся упитанный ловец мышей, светился металлический коврик гравировкой лубочной шутки: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский. Славно жил, сладко ел, сладко бздел». Но последнее «неприличное» слово было закрыто ночным горшком. Под металлической сенью с кручёными колоннами, державшими кованый шатёр с мышью наверху, облокотился на валик довольный усач, выставив кругленький живот. Кот с ленивой игривостью смотрел на мышь, при этом кося широко раскрытые глаза и на гостей. Я, следуя обычаю, погладила сытое серое брюшко, и загадала желание.

Простор пешеходной улицы был ограничен плотно прижатыми старинными домами одного роста. Ряд фонарей растянулся посередине улицы, дав место для ряда лавочек с урнами по обе стороны. Немногочисленные прохожие прогуливались мимо магазинов, сувенирных лавок, баннеров с кинорекламой. Нежно колыхали воздушные массы мягкие звуки скрипки -  хрупкая девушка дарила прохожим сладость музыки. Я ненадолго присела в кованую каретную копию «авто» царицы Екатерины Великой. Огромные колёса контрастировали с  миниатюрной кабиной, но места в ней вполне хватало для удобства сидения. Мои джинсы не соответствовали  стилю царского транспорта.

***

...

Спустя пару дней после путешествия по городам, где оставили свои следы Казанские ханы, я возвратилась в столицу Татарстана, чтобы ещё немного уловить мгновения прелести города. По пути  заметила удивительное строение -  Храм всех религий, которое архитектор Ильдар Ханов назвал Вселенским храмом. Необыкновенную работу мастер начал в девяностых годах и возвёл на своём загородном участке небывалую красоту, соединившую в себе христианский крест, мусульманский полумесяц, звезду Давида и китайский купол.
Началом истинного пути он назвал второе рождение после клинической смерти в годы войны и утверждал, что видел Христа, указавшего ему прошедшие и будущие цивилизации. Возможно, так оно и было.
…В третий год Великой Отечественной войны в посёлке под Казанью умер трёхлетний малыш.  Не все выживали  в то время в нелёгких условиях, и гибли дети. В большой скорби мать сшила саван для малыша из мешка, похоронив ещё двух его братьев. Бабушка заметила, что у бездыханного малыша дернулось веко. Ребёнка распеленали, отогрели, напоили тёплым молоком, которое достал отец в обмен на свои ботинки.
То, что случилось с ребёнком в дни его небытия, осталось в его памяти на всю жизнь. Он лежал в горячке и бредил. В это время его захватило странное вращение, которое не было заметно внешне.  Его окружили белые крылатые существа, и неведомая сила затянула в тоннель, в конце которого малыш увидел несметное число людей, из гущи которых вышел красивый человек с добрым мудрым взглядом, подошёл к мальчику, взял его за руку и показал суть мироздания.  Так было хорошо в райском саду, что малыш не хотел возвращаться в голодную жизнь. Но Иисус, а это был Он,  сказал: «Ты всё увидел, но тебе сюда ещё рано. Тебе надо вернуться назад, на землю, и выполнить своё предназначение». Сквозь гул пробились причитания матери. Мозг мальчика приказал ему открыть глаза,  и веко ребёнка дрогнуло.  У малыша открылся дар предвидения и талант художника.


Повзрослев, Ильдар  вступил на путь целительства и искусства.  В постижении мудрости мира он изучал искусство восточных стран, йогу, китайскую и тибетскую медицину. Он общался с Джавахарлалом Неру, братьями Рерихами, с деятелями культуры и политиками СССР.
 В его фантазиях обрёл очертания Вселенский Храм. Ильдар вернулся на родину, чтобы воплотить созданное в душе, осознав духовное единство мировых религий и их общий исток. Ильдар Мансавеевич покинул этот мир в 2013-м году, оставив бессмертные произведения искусства родному краю, и его светлая душа обрела покой там, где он побывал в далёком военном детстве.
…Внешняя красота Храма Всех Религий заставила трепетать сердце от  проявления мысли человеческой, обрамлённой духовными познаниями, хотя недействующий храм ожидал  того, кто вдохнёт в него жизнь.  Наследники пытались завладеть Вселенским храмом, но жена Мастера в своём завещании указала полгода неприкосновения к нему.



10-13 июля 2014, Казань












Сююмбике – татарская царица http://www.stihi.ru/2014/09/04/7923
Мяу из Казани  http://www.stihi.ru/2014/08/04/1577