Суть патриотизма

Софья Журавлёва
Очень часто в дискуссиях о патриотизме ограничиваются общими словами. Говорят: любовь к Родине, к народу, но не задумываются  далее, что это такое – а ведь любовь можно понимать по-разному. По этой логике, даже олигархи, круто отымевшие простых людей, могут утверждать, что занимались с ними любовью. И кому-то из нацистов может казаться, что он любит своих сограждан – так любит, что не даёт им вздохнуть и убивает при малейшем неподчинении, как психически нездоровый муж, одержимый безмерной ревностью собственника.
Именно на неточностях, на незнании сути, на общих словах играют разрушители государств.

Но не случайно  в слове «патриотизм» нет корня «фил» (влечение, обожание, любовь), но есть корень «патрио» (отец). Следовательно, патриотизм в большей мере относится к понятию семьи, чем к понятию абстрактной любви.

Я сказала о любви в абстрактном смысле потому, что семья тоже основана на любви, но здесь любовь включает в себя и дружбу, и взаимопонимание, и уважение и предстаёт не только как чувство, но и как высшая созидательная сила.

Такова и любовь к Родине. Это не только желание телесного комфорта, но и единение человеческой души с энергией родной земли, единство духа всего народа и творческое горение. Поэтому нельзя быть патриотом формально, участвуя в митингах или толкая речи где-нибудь ещё. Нельзя быть патриотом и математически, отчисляя безликие деньги на такие же безликие счета, под какой бы вывеской они ни существовали. Патриотизм проявляется только в живом творческом порыве, в неподдельной заинтересованности благополучием земли, которую любишь.

Но патриотизм – это не только любовь, как и семья – не только увитая цветами романтическая лодка, но и повседневный быт, а страна – не только Родина, но и государство.

Можно сколько угодно утверждать, что Родина и государство разные вещи, но в каждом из нас они, так или иначе, сопрягаются, как душа и тело. И от того, каким будет это сопряжение у власти и большинства граждан, в конечном счёте, и зависит состояние нашего общества.

Но что такое государство? В самом общем смысле можно сказать, что государство – это система, которая организует жизнь человеческого социума на определённой территории, так, чтобы она была максимально защищённой, осмысленной и благополучной духовно и материально.

Если государство – это система, то оно, как и всякая система, должно обладать законами функционирования и строением, или, говоря иначе, идеологией и иерархией.

Не нужно бояться слова «идеология». Если взглянуть на это слово вне исторического контекста, можно сказать, что идеология – совокупность мотивировок, определяющих поступки человека или государства. Зная эту совокупность, понимая её, каждый может её принимать и совершенствовать или отказываться и разрушать, чётко осознавая, с чем соглашается и с чем спорит.
Если же у государства нет чёткой идеологии, если стержень его расшатан или уничтожен, оно уязвимо для всякого рода майданов, потому что разрушители в такой ситуации способны всякую частную проблему сделать главной и расколоть ею аморфное целое как молотком.

Иерархия – не что иное, как практическая расстановка приоритетов и соответствий: задач смыслам, средств целям, профессий и общественного положения качествам людей. Конечно, это путь ограничений, но мне кажется,  осознанные границы могут сделать человека более свободным, равно как умение планировать время помогает ему больше успевать.

Но спрашивается: какое отношение все эти глобальные вопросы имеют к простым людям?

- Самое прямое. Ведь государственность проявляется не только на уровне целой страны, но и на уровне семьи и личности. И, чтобы быть государственником, вовсе необязательно вмешиваться в политику, но достаточно проявлять государственный подход к своему делу.

Следовательно, патриотизм – не только деятельная любовь к Родине, но и внутренняя государственность граждан.

Надо понимать: государство без Родины тупая машина, как тело без души, а Родина без государства – слаба, как семья без крова. Идея государства может родиться в голове какого-нибудь князя или чиновника, но создаётся оно на конкретных заводах, в конкретных школах, больницах, воинских частях…

А потому всяких общественных деятелей, всяких политиков, всяких интеллигентов стоит проверять на патриотизм в полном смысле этого слова. И судить по их делам. Если нет у них за душой ничего, кроме шальных денег, красивых слов и пиар-акций, не стоит им верить. Слишком велика вероятность встретить данайцев, сулящих дары, но приносящих бойню.