Поездка в Радово

Татьяна Ильина Антуфьева
        Зачем нужна дорога,
       если она не ведёт к храму...

 Как всё переплетено  в жизни. Словно в один тугой узел завязаны множество чувств и событий: забота и труд, болезни и праздники, потери и обретения...

Невольно думаю об этом в пути. Вот она, дорога, - тому подтверждение. Проезжаем онкологический диспансер, промузел, оптовые продуктовые базы. Поворот направо - аэропорт "Талаги", поворот налево - детская воспитательная колония, прямо - крупнейшее и новейшее предприятие севера -  " Североалмаз".
А пути, всего каких-то двадцать с небольшим километров. Останавливаемся   у железных ворот. Нам - за них.

      Сентябрь. Уже не лето, но и осени только самое начало. Куда взгляд ни бросишь - леса, луга, кусты. Подсохшие  на корню травы сбросили семена.  Выполнили свой круг от рождения до увядания.Живы, пока живы.
       В девяностые годы эти земли принадлежали одному фермеру. Да не заладилось что-то с бизнесом. А ещё, словно  наваждение, стала ему являться  в одном из мест, в центре обители,  Пресвятая  Богородица с омофором в руках.
С неожиданной просьбой обратился предприниматель к настоятелю Соловецкого монастыря: "Заберите у меня  землю!"

При монастыре в ту самую пору подобралась небольшая группа женщин, мечтающая об уединении. С какой радостью приехали первые шесть трудниц на выделенное для обители  место! Практически пустое...

Название двух ближайших рек Малая и Большая Рада и  то чувство,с которым начали женщины новую жизнь, повлияло на название общины - Радово.
Нет такой точки на карте области, а Радово-Покровская община при подворье Соловецкого монастыря была узаконена юридически без излишних проволочек, благословил её создание Святейший Патриарх Алексий II. 
    Луга, луга...
    Вдоль дороги пара тракторов - те самые, что оставлены добрым человеком вместе с землями.Денёк выдался на редкость ясным. Белые облака на высоком голубом небосклоне и  тишина действуют умиротворяюще. А когда посреди  леса и лугов, их грязноватой зелени предстает сине-голубой пятиглавный храм с золотыми куполами, невольно замираешь на месте. Красота - неземная!
     А люди - земные.Нас встречает  настоятельница общины матушка Раиса. Проходим в храм, где заканчивается служба. Ставим свечи, заказываем молебны. Всё - на доверии. Записки пишешь, в коробочку складываешь, а денежки опускаешь в щёлку ящика, стоящего на крашеном полу. 
     Беседуем с матушкой по окончании службы. В её лице - доброта и кротость. Голос  тих, как  тих всегда голос истины.
" А вы приидите в воскресенье на службу.  С утра, с самого начала, когда сам Господь здесь,-  словно к детям обращается она к прибывшим. - Вот тогда и просите у  Него то, что хотите"
С мягкой улыбкой матушка продолжает: "Ну, если попросите машину, он Вам скажет - не время! А вот духовную помощь, душевную поддержку в трудный момент попросите и  увидите, как Господь помогает".

Храм изумительно красив снаружи и прекрасен внутри. Храм молод. В 1998 году начато его строительство.  В 2002 году  в освещённом храме прошла первая служба. Она вместила сорок литургий. С тех пор службы не прекращаются. Иконостас выполнен архангельскими мастерами  резьбы по дереву и покрашен в белый цвет. Это необычно для храмов, но выглядит очень торжественно и благородно.  Иконостас трехярусный.
В первом ярусе - местнозначимом- находится главная икона храма. Она всегда представлена справа, второй от Царских врат. Здесь это икона Покрова Пресвятой Богородицы. Именно в Её честь образован храм.

Из алтаря выходит отец Илларион. " Благословите, батюшка..."
На  миг мои ладони задерживаются в мягких, тёплых руках священника.
Какие руки!  Прости меня, Господи, за дерзость!  Но теплом и нежностью, какой-то особой чуткостью, прикосновение напоминает о муже. Перед поездкой советовалась с ним по телефону. " Поезжай, поезжай! Да только не останься там, прошу..."

         Существующее убеждение, что в монастырь уходят от усталости в мирской жизни, от множества проблем, на самом деле, неверно. В монастыри приходят по зову  Господа. Если в мужские  ещё могут брать молодых людей, то в женские стараются принимать только " в совершенных летах".

Сейчас в общине живёт и трудится двенадцать женщин. Именно трудятся!
Не всякий выдержит нагрузку в обители. Труд здесь, называемый послушанием, - основа жизни. Любое  послушание несётся безропотно,  независимо от того, нравится оно или нет. Подъём для всех в пять утра. В шесть начинается  чтение молитв. Три коровушки с телятами пасутся на сегодняшних лугах. Коровье и козье молоко можно приобрести в общине. В теплицах - огурцы и помидоры. На грядках вылезла по плечики из земли бордовая ядрёная свёколка.  Две  послушницы заняты на работах в реабилитационном центре. Оказывается, на этих же землях ведётся строительство центра для детей с болезнями нервной системы.  Он уже действует и активно расширяется. Благодатное место создано Богом для благих дел. Даже приют для животных есть на этих территориях.

Благодать...

Она, видимо, не только людьми ощущается. Любуюсь, видя, как рядом со свекольными грядками красуется и манит роскошными гроздьями невысокая рябина. Ягоды крупные,яркие,  даже горечи нет в них. А рядом цветёт  шиповник! Это в сентябре-то!
    Ещё тут растут каштаны. Прижилось южное деревце. "Всё Господь дает"- слова матушки. "Думаете ваши личные старания? Не захочет Господь - хоть сколько трудитесь - не вырастет ничего".

К чему это сейчас?  К тому, что мы должны быть благодарными за всё.  Согласитесь, чаще с просьбами  о помощи идём в храмы, а благодарить - забываем. Поздно приходит осознание этого, по себе знаю.

Перед поездкой  спрашивала  у организаторов, что нужно привезти с собой,
- Пачку печенья, чай....

Привезла крупу и макароны, чайные чашечки и полотенце, печенье и чай.

Оказывается, здесь нуждаются ещё в обычной воде. Вся вода - привозная. Реки связаны с морем. На приливе вода   солоновато - горькая, на отливе - чище.
Возможно, в  будущем сделают водозабор на  более чистой воде.

Обедать нас пригласили в большую трапезную. Как внутреннее убранство в самом храме, главное место его - иконостас выполнен в белом цвете, так и в трапезной  бело и чисто.Идёт Успенский пост. На обед предложен овощной суп. На столах  отварные греча  и рис, свежие огурцы. В фарфоровом кувшине  - молоко.
Матушка открывает стол. Знающие молитвы, подхватывают слова " Отче наш".
Четырнадцатого  октября  храм отмечает  Престольный праздник - Покрова Пресвятой Богородицы. Настоятельница приглашает всех желающих на праздник. И от физической помощи общине не отказывается. Кто-то из паломниц уже не раз приезжал  сюда, прополоть грядки, помочь по хозяйству. Централизованного водоснабжения и теплоснабжения  в обители нет. Есть только электричество. Потому дела хватит всем.
После исполнения благодарственной послеобеденной молитвы все расходятся. Есть полчаса свободного времени для прогулок по территории.

      Храм уже закрыт. Присаживаемся на  сложенный  во дворе свежий брус и беседуем с экскурсоводом - Диной Анатольевной, хорошо знающей историю  Севера,  его храмов и монастырей. Говорим обо всём. Постепенно разговор переходит на  актуальную тему - о таинствах крещения и исповеди, о личном....
Одна из женщин  рассказывает о своей первой исповеди.
Пришла и говорю  батюшке: " Грешна! Во всём грешна". Батюшка подхватывает: "Так уж и  во всём? Рассказывай, убивала? Воровала?"
"Нет, не убивала, не воровала..."  Улыбаемся - за своё бы ответить.
"Первая исповедь страшит, но священник непременно  поможет",- завершает свою речь рассказчица, словно успокаивая тех, кто пока не решился на таинство.

    На прощание прогуливаемся по берегу Лодьмы. В Крещенье  именно здесь готовится  купель - прорубь в виде креста. А вот и те самые каштаны! Они растут  вдоль берега. Вглядываюсь в изрезанность поверхности листьев непривычных для севера растений. Какой путь проделан ими?!  Одна из монахинь общины родом с Мариуполя.  Ни с ней ли прибыли "чужестранцы" с далёкой Украины?
Спросить не у кого, в завершении экскурсии наступил момент  уединения. Гадать бессмысленно. Какой путь проходит каждый из нас? Неведомо.

    Вспоминаю давний уже случай. Однажды в поезде услышала в соседнем купе знакомый голос. Можно не узнать человека по внешности, если проходит много времени. Но голос, обычно, остаётся неизменным. Из соседнего купе донеслась речь давнего знакомого, коллеги, врача.
Когда- то, в девяностые, он одним из первых начинал частную практику.
Внезапно, на фоне полного благополучия, бросил всё и ушёл в монастырь.
Утром, по пути в Радово,  Дина Анатольевна как раз подробно рассказывала о том, как совершается постриг в монахи. Долог этот путь.  Но если он пройден, то в момент пострига  даются три  невозвратных обета. Первый - отречение от богатства, второй - обет безбрачия,третий - полного послушания.Человек идёт служить одному Богу, отрекаясь  от мирских забот, отказываясь от семьи.
Да, мало кто понял тогда прозревшего вдруг врача-стоматолога. Большинство  людей сочли  его  сумасшедшим. А как ещё приняло бы общество его поступок во времена забытого православия?! Призванный Господом, не стесняясь никого вокруг, человек на коленях полз через весь город,  добираясь до храма. Оставив семью и работу, он и теперь служит в одном из приходов в центре России.

      Не удивляться, а  радоваться нужно. Радоваться, что есть истинные православные. Те, кто молится ежедневно и ежечасно за нас, за нашу державу. Какое трудное им выпало послушание!

Матушка Раиса говорила о том, что молитва не должна прерываться ни на минуту. И именно в этом месте, на архангельской земле, близ реки Лодьма, её не хватало.

Матушка Раиса, которой никак не дашь её полных семидесяти  лет, в прежней, мирской, жизни   звалась  - Вера...