новые обстоятельства

Маргарита Школьниксон-Смишко
Месяцы, проведённые Розой на свободе, не были вполне свободными, потому что над ней «висел» ещё один, заведённый на неё (с Кларой Цеткин и Францем Мерингом) процесс  в суде  Дюссельдорфа из-за выпуска  журнала «Интернационал». Дело затянулось, Роза с сотоварищами  отдали делопроизводство в адвокатское бюро Вейнберга, и пытались по состоянию здоровья  выделить из него Клару Цеткин.
Из письма Розы от 16.09. 1916  Матильде Якоб видно, что в Вейнбергском бюро отнеслись к их делу несерьёзно, можно сказать, наплевательски, поэтому Роза просила Матильду срочно зайти к ней в женскую тюрьму.  Матильда зашла, Роза начала её вводить в очень важную для  неё проблематику, но через 10 минут в их разговор грубо вмешался надзиратель, собиравшийся прекратить свидание. Нервы Розы не выдержали, она обозвала его ординарным шпиком и подлецом, приказала убираться вон и, как он позже утверждал, запустила в него преспапьём. За это была переведена из женской в жандармскую тюрьму на Александер- платц, с более жёсткими условиями, а 25.01.1917 г. судом присяжных была и осуждена на 10 дней тюрьмы. Но это осуждение получалось чисто формальным, потому что Роза и так находилась в то время как арестованная уже в польской крепости Вронке.
31.10.1916 Роза пишет Матильде уже из Вронке:

«Моя дорогая Матильда!
Меня поместили в крепость Вронке. Совершенно неожиданно вышло наружу, что у меня абсолютно нет денег (путешествие с двумя сопровождающими, естественно, было осуществлено за мой счёт и стоило 40 марок). Здесь моё питание будет каждый день стоить 4,20 марки, к чему добавятся мелкие покупки. Пожалуйста срочно переведите сюда деньги. Перешлите вскорости и моё бельё (всё что у вас есть), и все книги из женской тюрьмы, мне нужно, наконец, опять получить возможность серьёзно работать. С нетерпением жду я и сахарина, потому что здесь без аттеста мне ничего не получить. Пожалуйста и кроме замшевых туфель, те, что стоят под моим ночным столиком.
Сердечные приветы Вам и Мими.
                Ваша Р.Л.»

Но с началом серьёзной работы дело застопорилось:

«5.11.1916
Моя дорогая Матильда!
Сегодня я получила Ваше письмо от 27.10. Огромное спасибо за замшевые туфли и бельё. Не имеет смысла адресовать сюда письма. Потому что они от сюда опять отсылаются в Берлин. Поэтому, пожалуйста, пишите в кёнигл. Комендатуру Берлина, внутрь вкладывайте незапечатанный конверт ко мне во Вронке, центральную тюрьму...Сегодня мне сообщили совсем новые правила высшего командования: не только письма, но и все книги, которые прийдут на моё имя, будут отосланы назад в берлинскую комендатуру!!  При таком темпе  дела туда - сюда, всякая научная работа для меня становится невозможной, а это единственное, что мне  здесь оставалось.  И разрешается абонировать по почте только одну газету, что тоже  неприятная новость. Я заявила по этим двум вещам протест, может быть удастся добиться изменений, во всяком случае подождите с отсылкой книг, если уже не отправили...
Надеюсь Вас скоро увидеть. А когда я увижу мою Мими??!!
Обнимаю вас обеих.
                Ваша Р.Л.
Письмо Сони (Либкнехт) я получила. Много сердечных приветов ей и всем.
Деньги (100 марок) получила. Пожалуйста, по-возможности ещё.» 

Увидеться им удалось только в январе 1917 года.