Киев. Женская гимназия Е. А. Крюгер

Влад Каганов
          В 1899 году, на улице Фундуклеевской 44 открыла женскую гимназию с пансионом - ЕКАТЕРИНА АВГУСТОВНА КРЮГЕР(1882- 1942)

ЗДАНИЕ ГИМНАЗИИ
         
         Первоначальная застройка усадьбы была малоэтажной, деревянной. На тыльной стороне участка, на склонах Афанасьевского оврага, располагался большой сад. До 1896 года усадьба принадлежала вдове священника Г. Горянского, потом — киевскому купцу Моисею Нусовичу Шампаньеру. Именно  он в 1897 году пригласил архитектора Андрея Кондратьевича Краусса(1859-1911)для подготовки проекта застройки.
         В 1899 году здания усадьбы перешли в собственность известного общественного деятеля, философа, правоведа, публициста, профессора юридического факультета Киевского университета по кафедре энциклопедии и истории философского права - князя Евгения Николаевича Трубецкого(1863-1920)
         По проекту архитектора АНДРЕЯ КРАУССА, были построенны: главное здание на красной линии застройки улицы Фундуклеевской, 44 и два жилых флигеля на боковых пределах участка (№ 44-б и 44-в).
         
          Здание на Фундуклеевской 44 - четырехэтажное с подвалом, каменное, в плане прямоугольное, с центральным тыльным ризалитом. Фасад членят междуэтажные карнизные группы, в которых использованы мотивы стиля ренессанс.Завершает профилируемый карниз с орнаментальным фризом. Оконные прорези второго и третьего этажей прямоугольны, на верхнем этаже- с полуциркульными перемычками, украшенные рельефными замковыми камнями, отделенные трехчетвертными колоннами.
          Четвертый этаж завершается треугольными фронтонами, на уровне крыши акцентировано римскими башнями с фонариками и шпилями. Стена первого этажа прорезана широкими витринами. Главный вход- на центральной оси.
         Разнообразный декор и скульптура в оформлении создают мягкую пластику фасада, насыщенную светотеневыми решениями.
         Внутри здания: коридорная система с двусторонним расположением помещений. Двухмаршевые парадные и черная лестница размещены на центральной поперечной оси плана.
        В интерьерах- лепные карнизы, группы, розетки потолков.

       Здание, как было принято говорить, использовалось,как доходное. То есть здесь содержались комфортабельные квартиры, меблированные комнаты и магазины, которые приносили их владельцу определенные доходы. Третий и четвертый этажи занимала гимназия Е.А.Крюгер.

СЁСТРЫ КРЮГЕР

        ЕКАТЕРИНА АВГУСТОВНА КРЮГЕР (1882-1942) была дочкой известного киевского юриста, владельца нотариальных контор в Сквире, Житомире и Киеве, немца по происхождению - АВГУСТА ФЕДОРОВИЧА КРЮГЕРА(?-1915), через собственную контору которого на Крещатике 11 проходили дарственные и купчие многих киевлян. В том числе, с ним постоянно сотрудничал владелец дома - князь Е. Н.Трубецкой. Возможно, именно он и предложил Екатерине Крюгер сдать ей под гимназию часть здания.
        Её мать-Екатерина Александровна Новосильцева (?- 1913), дворянка (по материнской линии из семьи Муромцовых).

         Екатерина Крюгер не только была руководительницей гимназии, но сама преподавала в ней немецкий язык и арифметику. Кроме того, преподавать в гимназии она позвала своих сестёр.
          Так, русский язык преподавала Маргарита Августовна (в замужестве Мурашко), географию – Елизавета Августовна, а рисование - Анна Августовна.
       
         Все сёстры получили прекрасное образование. В доме говорили не только по-русски и по-немецки, но также знали французский и итальянский язык, а главное, все были увлечены искусством и прекрасно разбирались в живописи.

         К сожалению, вынужден отметить, что если о Маргарите и Анне имеется достаточно информации, то об Екатерине, кроме указанной выше, ничего найти не удалось- ни её фотографии, ни портрета.
 
       Преподавала в гимназии рисование - сестра Екатерины АННА АВГУСТОВНА КРЮГЕР-ПРАХОВА(1876-1962)- живописец, график, скульптор, художник декоративно-прикладного искусства, педагог, член Союза художников УССР(1936).
Анна училась в Киевской рисовальной школе Николая Ивановича Мурашко, с 1898 по 1901 год - в Париже в Академии Делеклюза, а в 1906 году окончила Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге,где обучалась у профессора живописи Павла О;сиповича Ковалевского(1843-1903) и Франца Алексеевича Рубо(1856-1928). Ее обучение официально завершилось 1 ноября 1906 года присвоением звания художника за картину «На оленях».
В 1912-1920 годы- вела занятия живописи и рисунка в Киевском художественном училище.
         В 1913 году совместно с Александром Мурашко открыла частную художественную школу-студию, работавшую до 1917 года.
         В 1924-1933 гг. - преподаватель художественно-промышленной студии Праховых; в 1945-1946 гг. - Киевского училища прикладного искусства.
Участвовала в росписях Владимирского собора в Киеве. В советское время участвовала в оформлении города к революционным праздникам и агитпоездам. По заказу Киевского художественного комбината выполняла копии картин известных художников.
          Осенью 1902 года Анна вышла замуж за художника и искусствоведа Николая Прахова.

         НИКОЛАЙ АДРИАНОВИЧ ПРАХОВ(1873-1957) родился в Италии, в Риме, в семье историка искусства, археолога и талантливого педагога Адриана Викторовича Прахова (1846–1916)
В молодости проявлял значительные математические способности и даже после окончания гимназии поступил на физико-математическое отделение Московского университета, но после перенесенного менингита, хроническая головная боль заставила юношу оставить точные науки и углубиться в историю искусства, а, параллельно, брать уроки живописи у Михаила Нестерова, Михаила Врубеля, Виктора Васнецова.
С 1896 года работал как художник в сфере декоративно-прикладного искусства, был профессором Киевского художественного института.
В 1917 году вместе с А.А.Мурашко, П. Козиком и другими художниками был организатором, а затем и председателем(1918–1919) первого профессионального союза художников Киева.
Автор воспоминаний «Страницы минувшего» (1958), статей по проблемам изобразительного искусства.
По воспоминаниям всех, кто знал Анну и Николая, это был счастливый брак.Вскоре после свадьбы, они выехали в Италию, где прожили шесть месяцев. Много путешествовали они и после. Осенью 1906 года после тяжелой операции у Николая, по совету врача они отправились двумя детьми в Италию, в Неаполь. «Предполагали прожить,- после вспоминал Николай Адрианович,- зиму — 3–4 месяца, а прожили шесть лет, до осени 1912 года на острове Капри.». Потом они шутили, что отправились в Италию с двумя детьми, а осенью 1912 года вернулись в Киев с пятью.

         С 1902 года преподавала русский язык и словесность - педагог, художница, искусствовед МАРГАРИТА АВГУСТОВНА МУРАШКО (КРЮГЕР; 1880-1938?)
В детстве получила домашнее образование, а позже окончила Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Владела несколькими языками, увлекалась музыкой, театром и живописью. В 1902 году начала педагогическую деятельность в женской гимназии своей старшей сестры Екатерины- преподавательницей русского языка.
         19 апреля 1909 года вышла замуж за художника, руководителя школы живописи, племянника художника и педагога, основателя и руководителя Киевской рисовальной школы, следовавшей принципам передвижников- Николая Ивановича Мурашко - Александра Мурашко. С тех пор постоянно сопровождала художника в заграничных поездках и поддерживала его в творчестве.
        «Я ходила с Сашей бегать на каток. - вспоминала Маргарита их знакомство.-Мы обыкновенно встречались на катке около 3-х часов. Каток находился тогда на углу Владимирской и Б[ольшой] Житомирской улицы. Для меня это было истинным отдыхом и наслаждением. Придешь,бывало,- а он уже там, в высокой котиковой шапке, катается, слегка нагнувшись вперед, и весело улыбается мне. Катались мы часов до 5-ти,потом он провожал меня домой, но к нам в то время заходил редко. Изредка мы встречались с ним в театре или у знакомых, но, собственно близко мы познакомились именно на катке…».
        После венчания Маргарита и Александр отправились в свадебное путешествие в Италию. Они посетили Венецию, Рим и остров Капри, где гостили у семьи сестры Маргариты- Анны.
        В 1915 г., после смерти отца, Маргарита прекращает преподавательскую деятельность и сосредоточивается на домашнем хозяйстве. После убийства мужа в 1919 г., занимается систематизацией и различными вопросами связанными с хранением его творческого наследия. В послереволюционный время в этом ей помогают друзья семьи, представители художественных кругов Киева и Украины.
       По некоторым сведениям, в 1936 году была арестована.
       Автор биографии и воспоминаний о своем муже «Эти десять лет большого, глубокого счастья…»
   
         АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ МУРАШКО (1875-1919) В 1888 году его отчима Александра Ивановича Мурашко - родного брата, известного киевского художника-педагога Николая Мурашко- пригласили принять участие в отделочных работах во Владимирском соборе в Киеве. Сашу Мурашко отдали в гимназию, но, как напишет он много лет спустя: «учился я плохо, тянуло уже тогда к занятию искусством, а рисовальная школа дяди Николая Ивановича казалась недосягаемым раем». По просьбе Мурашко-старшего, он часто прибегал к профессору Адриану Плахову, который руководил проектом, за чертежами деталей иконостаса и мебели. «Худой, высокий, лохматый, застенчивый», – вспоминал пятнадцатилетего Сашу Николай Прахов.
И всё-таки он был принят в Рисовальную школу Н.И.Мурашко, а после при поддежке Адриана Плахова, который обратил внимание на талантливого юношу, отправился в Петербург, где в 1900 году окончил Академию Художеств.
         После окончания академического курса Мурашко участвовал в конкурсе лучших выпускников. За полотно «Похороны кошевого» на тему из украинской истории- он был удостоен высшей награды – длительной поездки за границу на казенный счет.
В 1907 году Александр Мурашко вернулся в Киев. Через два года, в 1909 году, свою картину «Карусель» он представил на 10-ой Международной выставке в Мюнхене. Картина не только была отмечена Золотой медалью, но и непосредственно на выставке куплена для Королевской галереи Будапешта. В том же 1909 году персональные выставки Мурашко, на которых экспонировались 25 его работ, прошли в Берлине, Дюссельдорфе, Кельне, Венеции, Риме и Амстердаме.
В 1909 году Александр начал преподавать в Киевском художественном училище (КХУ), созданном на базе рисовальной школы дяди. Директором училища с 1901 года стал архитектор В.Николаев., однако после смерти Николаева в училище воцарились рутина и застой , и в 1912 году он оставил училище.
Осенью 1913 года, в сотрудничестве со своей свояченицей Анной Крюгер-Праховой - Мурашко открывает собственную Художественную школу-студию на чердаке 12-этажного дома Льва Гинзбурга на улице Институтской, просуществовавшую до 1917 года.
В стенах Студии рисунку, живописи и скульптуре одновременно обучалось до ста человек. По своей программе Студия действительно была совершенно новым учебным заведением в тогдашней России. Гипсы, над которыми раньше годами корпели ученики, были почти изъяты из употребления. Уже в младших классах будущие художники начинали рисовать с натуры углем и карандашом: цветы, предметы, овощи.
В старшем отделении «переходили к рисованию способами масляной краски, фигуры человека обнаженного, а затем и одетого в разные костюмы», изучали не только живопись, но и анатомию, историю искусств и философию, которые читали университетские профессора.
         «Сам высокий, стройный и оживленный. Порою мы встречали его в коридоре, порою на лестнице в школе, а порою и на улице. Не знаю, или он замечал наши любознательные взгляды, которые мы бросали на него, или может от того, что мы учились тому же именно искусству - рисовать, но он всегда как-то ласкаво улыбался нам.»,- посал об Александре Мурашко Михаил Иванович Жук(1883 -1864)
         В 1916- 1917 годы Александр активно занимался организацией в Киеве Академии художеств, совместно с Николаем Праховым составлял проекты устава и программы будущей Академии.
         После открытия Всеукраинской Академии художеств в конце ноября 1917 года - становится её профессором, возглавляет мастерскую живописи, а с весны 1919 года-исполнял обязанности ректора.
        Много и вдохновенно писал художник свою Маргариту, которая была прекрасной моделью.«В ее спокойной позе, выражении лица художник уловил ощущение удивительного постоянства. Кажется, пройдут годы — и всё так же будет сидеть она перед своим Мастером», - написал о её портрете один из критиков.
        К сожалению, жизнь этого прекрасного художника и человека трагически оборвалась июньской ночью 1919 года. Александр возвращался с женой из гостей. Неподалеку от дома их остановили трое. Маргариту заставили уйти, а художника убили по-бандитски- выстрелом в затылок. Маргарита Августовна тяжело пережила гибель мужа, много сил приложила, чтобы сохранить его наследство и память о нем.

         Что касается Анны Августовны и Николая Прахова – то их жизнь сложилась вполне успешно. Николай Адрианович после революции возглавлял Всеукраинский Совет искусств, входил в редколлегию отдела искусств Госиздата.
        Анна- с 1936 года член Союза художников Украины. Её произведения находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Музее русского искусства в Киеве и других.
 
ПРЕПОДАВАЛИ В ГИМНАЗИИ

      В 1910-1912 годы - естественную историю преподавал - геолог, палеонтолог, позднее старший научный сотрудник Института геологических наук АН СССР - МИХАИЛ ВИКЕНТЬЕВИЧ БАЯРУНАС (1882-1939.)
        В 1901 году окончил Владикавказскую классическую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета. В том же году он был исключен из университета за участие в студенческих волнениях , и только в 1908 году смог окончить университет, после чего был зачислен на должность сначала внештатного, а затем и штатного ассистента кафедры геологии университета, которую занимал до 1913 г.
        В 1908-1912 гг. - руководил практическими занятиями по геологии и палеонтологии на Высших женских курсах.
        В 1913 г. - избран на должность младшего ученого хранителя геологического отделения Геологического и Минералогического музея Императорской Академии наук, которую занимал до 1919 г.
        В 1915-1917 гг. - преподавал палеонтологию на Бестужевских женских курсах в Петрограде, в 1919-1920 гг. – в должности профессора геологии Ставропольского сельскохозяйственного института, преподавателя естественной истории 3-ей женской гимназии Ставрополя.
В 1921 г. - утвержден в должности ученого хранителя, а затем старшего ученого хранителя геологического отделения Геологического и Минералогического музея Российской Академии наук и занимал эту должность по 1932 г.
В 1927-1930 гг. - в должностях сверхштатного геолога и старшего геолога в Геологическом комитете в Ленинграде.
        В 1928 г. принимал участие в работе 3-его Всесоюзного геологического съезда в Ташкенте.
        В 1930 г. преподавал физическую геологию в Горном институте.
В 1935 г. Квалификационной комиссией по геологическим наукам АН СССР Баярунасу М.В. присуждена ученая степень кандидата наук без защиты диссертации.
Арестован в ночь на 11 марта 1938 и сослан в Магадан.

         Преподавала русскую словесность в гимназии - жена служащего в Киевской судебной палате, присяжного поверенного и гласного городской думы Виталия Федоровича Дитятина- ВЕРА АНТОНОВНА ДИТЯТИНА.
         Александр Мурашко создал несколько портретов Веры Дитятиной, которая была не только коллегой, но близкой подругой Маргариты.
 
        Курс педагогики и психологии в гимназии читал - философ и религиозный деятель, педагог и психолог, экстраординарный профессор Киевского университета (1916 г) ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЗЕНЬКОВСКИЙ(1877–1961).
        Родился в учительской семье. Отец – Василий Васильевич с 1871 года работал преподавателем Проскуровского городского училища, имел чин коллежского советника. Мать-Лидия Степановна была тоже учительницей, но в женском отделении того же училища.В 1900 году с золотой медалью окончил Киевскую Вторую гимназию. Затем четыре года учился на физико-математическом факультете, а окончил в 1909 году сторико-филологический факультет Киевского университета, где обучался одновременно на двух отделениях — классическом и философском.
После окончания университета, по рекомендации профессора А. Н. Гилярова оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию, а также утвержден преподавателем в нескольких высших и средних учебных заведениях Киева. В 1908 году - по инициативе Фребелевского общества, пропагандировавшего в России игровую методику раннего обучения немецкого педагога-энтузиаста Ф. Фребеля, становится директором Женского института дошкольного воспитания. В 1908 году— один из учредителей и заместитель председателя, в 1911г.-председатель Киевского религиозно-философского общества.
       В 1910—1911 годы- преподаватель философии и психологии на Высших женских курсах.
В 1913-1914 годы находился в научной командировке в Германии и Италии. После вощвращения в Киев- защитил диссертацию, и с 1916 года- экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии, а также профессор на Высших женских курсах А. В. Жекулиной.
        В мае-октябре 1918 года - министр исповеданий в правительстве гетмана Украины Павла Скоропадского. По его инициативе в это время был созван украинский Собор. Он же поднял важный вопрос украинизации богослужения, в частности перевода Библии и богослужебных книг на украинский язык. На то время даже многим церковным иерархам это казалось недопустимым кощунством.
         С 1920 года - в эмиграции, преподает в различных высших учебных заведениях в Белграде, Праге, Париже, где активно занимается проблемами образования: организацией школ, дошкольных учреждений, разработкой концепции воспитания в условиях эмиграции и подготовкой педагогических кадров.
          В 1923 году на Первом педагогическом съезде российской эмиграции - избирается Председателем Педагогического Бюро по делам низшей и средней русской школы за границей, своеобразного Министерства просвещения Зарубежной России. Его активная деятельность способствовала тому, что решались многие проблемы финансирования и организации школьного дела в различных странах Европы, подготовки учительства, социальной защиты детей-эмигрантов, создания и обсуждения программно-методического обеспечения русской зарубежной школы.
         В 1923-1926 годы- профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института. В 1926-1927 годы находился в США, где изучал проблемы религиозного образования.

  С 1909 года преподаватель истории- историк, приват-доцент Киевского университета, педагог, статский советник ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ КЛЯЧИН (1858 - ?)
          Родился в Кременчуге, Полтавской губернии.
         В 1878 году окончил с серебряной медалью гимназию в Полтаве. В 1878 году поступил в медико-хирургическую академию, после перевелся на медицинский факультет Киевского университета, а затем перевелся на историко-филологический факультет, который и окончил со званием кандидата в 1884 году. При переходе с 3-го на 4-й курс за сочинение, предложенное факультетом -удостоен золотой медали.
         В 1884-1895 годы работал в университете помощником библиотекаря.
         С 1892-1895 годы, после сдачи магистерскиого экзамена по всеобщей истории, в качестве приват-доцента читал в университете специальные курсы по новой истории.
В 1894 году - назначен учителем истории в Коллегию П. Галагана, а в 1895 году и воспитателем в ней. После этого прекратил преподавание в университете.
С августа 1909 года - учитель истории в Киевской 1-й гимназии, а также в женских гимназиях Ольгинской и В.Н.Ващенко-Захарченко, в Институте благородных девиц и в женском коммерческом училище Л.Н.Володкевич. В течение 2-х лет читал лекции на Высших женских курсах А.В.Жекулиной.
В. Клячин значительное внимание уделял научным исследованием и культурной деятельности. Неоднократно публиковал свои статьи в «Университетских известиях», принимал участие в заседаниях Исторического общества Нестора-литописца.
Писатель Константин Паустовский рассказывал: «Клячин - открыл нам историю Западной Европы. Худой, в расстегнутом сюртуке, всегда небритый, с большим кадыком, с прищуренными и ничего не видящими глазами, он говорил хрипло, резко, обрывками фраз. Он бросал слова, как комья глины. Он лепил ими живые статуи Дантона, Бабефа, Марата, Бонапарта, Луи-Филиппа, Гамбетты. Негодование клокотало у него в горле, когда он говорил о девятом термидора или о предательстве Тьера. Он забывался до того, что закуривал папиросу, но, опомнившись, тотчас гасил ее о ближайшую парту. Иногда его речь подымалась до такого пафоса, будто он говорил не в классе, а с трибуны Конвента.Он был живым анахронизмом и вместе с тем самым передовым человеком из наших учителей. Временами казалось, что это последний старый монтаньяр, чудом проживший сто лет и очутившийся в Киеве.
Изредка Клячин уставал. Тогда он рассказывал нам о Париже времен революции - об его улицах и домах, о том, какие горели тогда на площадях фонари, как одевались женщины, какие песни пел народ, как выглядели газеты.Многим из нас после уроков Клячина хотелось перенестись на столетие назад, чтобы быть свидетелями великих событий, о которых он нам рассказывал».


Преподавателем танцев был артист балета, балетмейстер ЗАХАР ГРИГОРЬЕВИЧ ЛАНГЕ (1878- 1955)
Учился в Киевском университете. В 1920-х годы руководил хореографической студией. Выступал и ставил балетные спектакли в Киевском оперном театре, в частности «Коппелию» Л. Делиба, танцы в операх «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, а также концертные номера. В 1941 году, во время немецкой оккупации Киева, поставил в театре танцевальные номера в опереттах Ф. Легара.

Преподавал природоведение в гимназии- ботаник-систематик АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛОНАЧЕВСЬКИЙ (1885 - 1938)
         Был студентом Киевского университета. Во время учебы собрал и обработал коллекцию шиповника для гербария «Русская флора», участвовал в деятельности бюро по обмену гербариями Юрьевского универиситета (ныне Тарту, Эстония).
        Преподавал в коммерческом семиклассном училище психолога, философа, педагога, профессора Киевского университета Степа;на Андре;евича Ана;ньина(1875—1942)
        В 1919-1921 годы работал в Ботаническом саду ВУАН; в 1921-1934 гг.– в Институте плодоводства; в 1934-1938гг.– старший научный секретарь Института ботаники АН УССР. Изучал флору Украины, в частности Крыма и Кавказа. Участвовал в подготовке 12-томного издания «Флора УССР» (К., 1936-1965)
       

        В 1917 году, ещё будучи студенткой художественного училище, по рекомендации преподаватвшей в училище живопись- художницы Анны Августовны Крюгер-Праховой поступает на работу учителем рисования в частную женскую гимназию Е.А. Крюгер.
В 1911 году окончила Фундуклеевскую гимназию и поступила в дополнительный педагогический класс, который окончила в 1912 году и получила разрешение на преподавание на правах домашней наставницы- художник-график, этнограф педагог, член Союза художников СССР (с 1932 г.)- НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА НАГОРСКАЯ(Ивановская;1895-1983)
        Родилась в Киеве в семье инженера путей сообщения, коллежского советника Николая Людвиговича Ивановского и матери- Александры Петро.
В 1912 году она втайне от матери тайно венчается с морским офицером- мичманом Петром Павловиче Нагорским(1892-?). С 1913 по 1917 год - учится в Киевском художественном училище, и, параллельно, в художественнуой школе-студии Александры Александровны Экстер. Училище Н. Нагорская закончила с рекомендацией для поступления в Академию художеств. В 1921 году - поступает во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) в Москве, сначала на живописный факультет в мастерскую Александра Осмеркина, а менее чем через год переходит на печатно-графический, где ее учителями стали знаменитые мастера - Владимир Фаворский и Павел Павлинов.
           В октябре 1924 года - приезжает в Новониколаевск ( теперь Новосибирск), где работает художником в книжном издательстве «Сибкрайиздат», а после становится сотрудницей Новосибирского краеведческого музея, где знакомится с художником и графиком Алексеем Васильевичем Вощакиным(1898 -1937), и в 1926 году выходит за него замуж.
         В 1926-1927 годах вместе с мужем выезжает в этнографическую экспедицию на Алтай по реке Чарыш и в район Уймонов. Из этой этнографической экспедиции они привезли в музей зарисовки, фотографии и коллекции по ремеслам, орнаменту, костюмам, дневники и произведения материальной культуры русского старообрядческого населения.
         Н. Нагорская - становится одним из учередителей и секретарем Общества художников «Новая Сибирь», инициатором и организатором Первого сибирского съезда художников (1927).
После экспедиции в Хакасию в 1928 г. Нагорская увлеклась идеей возрождения народных промыслов, организует артели вышивальщиц.В 1932 году Н. Нагорская вступает в Союз советских художников.
        В 1933 году арестован и осужден ее муж - Алексей Вощакин.По некоторым сведениям, художница также была арестована и три месяца провела в заключении. С 1939 по 1941 год - работает учителем рисования в одной из школ города. Во время Отечественной войны, с 1941 по 1944 год, - пишет плакаты для эвакуированной в Новосибирск Ленинградской филармонии. С октября 1944 года - становится инструктором по самодеятельному изобразительному искусству в областном Доме народного творчества, где уже работала в начале тридцатых годов, после ухода из краеведческого музея. Здесь она и трудилась до выхода на пенсию в 1961 году.
        В 1980 году переехала в к дочери в Подмосковье.
Участница выставок: I-й Всесибирской выставки живописи, графики, скульптуры и архитектуры в Новосибирске, Омске, Томске, Красноярске, Иркутске (1927); западносибирских краевых художественных выставок в Новосибирске (1933, 1934); областной художественной выставки в Новосибирске (1940). Выставки работ Н.Н. Нагорской состоялись в Новосибирском государственном художественном музее (1986, 1995, 2005).

        В 1900-1910-е годы- законоучитель гимназии -церковный и общественный деятель, преподаватель Киевской духовной академии и священник Русской православной церкви Московской Патриархии - ПЕТР ИВАНОВИЧ ТАРНАВСКИЙ (1873-1938).
         Окончил Киевское духовное училище, Киевскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию (1897) со степенью кандидата богословия. До 1916 года преподавал в Киевской духовной академии и в Киевской 8-й гимназии учителем Закона Божьего. 12-18 июня 1917 года - делегат Киевского епархиального украинского съезда, на котором был избран членом Киевского церковного епархиального совета. В июне того же года избран в члены Комиссии для созыва Первого Всеукраинского съезда духовенства. С ноября того же года- член Всеукраинской православной церковной рады (ВПЦР), которая возглавила автокефальное движение в Украине. В январе и июне-июле 1918 года участвовал в работе 1-й и 2-й сессий Всеукраинского православного церковного собора (ВПЦС). Сотрудничал с Директорией УНР результатом чего стало провозглашение 1 января 1919 года закона об Автокефалии УПЦ. В мае 1919 года в Киеве участвовал в первом богослужении обедни на украинском языке. В июне-июле 1919 года на собрании 3-го Украинского православного прихода Софийского собора в Киеве избран настоятелем религиозной общины.
        В мае 1921 года- делегат Украинского православного церковного собора на Киевщине, где был возведён в сан протоиерея. 5 мая 1922 года- становится настоятелем Старокиевского прихода при храме святой Софии. 14-30 октября 1922 года- ВПЦР.
        В 1923–1925 годы - епископ УАПЦ. В начале 1930 года арестован по обвинению в привлечении украинских крестьян к идеям частной собственности и построении самостоятельной Украины. В 1931 году под давлением спецслужбы оставил служение в УАПЦ в обмен на освобождение из заключения. Работал архивариусом делопроизводства народного суда 2-го участка Печерского района Киева.
        Летом 1936 года- вновь арестован за «подпольное исповедание религии под прикрытием светской работы» и 2 сентября 1938 расстрелян.

        В конце 1900-х годов- вела в гимназии уроки рисования, а в конце 1910-х до 1920 года- учитель в младших классах - писательница, автор исторических романов - ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА ФОРШ(урождённая Комарова;1873-1961)
        Родилась на Кавказе, где отец- генерал-лейтенант, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов- Дмитрий Виссарионович Комаров(1831-1881) был начальником военного округа. Мать умерла рано, отец второй раз женился. После смерти отца, в 1881 году мачеха отдала Ольгу в Московский Николаевский сиротский институт.
        В 1895 году Ольга выходит замуж за выходца из остзейских немцев, военного инженера, участника Первой мировой войны (подполковник), переводчика немецких поэтов - Бориса Эдуардовича Форша (1867-1920).
        В 1897-1904 и в 1906-1910 годы Ольга с мужем жила в Киеве в собственном доме. Вначале Ольгу привлекала карьера художницы, и в Киеве она училась в Рисовальной школе Николая Мурашко. В Киеве Ольга Форш начала заниматься литературной деятельностью. В 1907 году в газете «Киевский вестник» состоялся её литературный дебют- был опубликован её рассказ «Черешня».
        С 1919 года работала в киевском издательстве «Всеиздат». В начале 1920-х годов переехала в Петроград.
       1923 год стал поворотным в творчестве писательницы, перешедшей от работы над рассказами к историческому роману - «Одеты камнем» (1924 - 25), имевшему большой успех и раскрывшему истинный талант писательницы. Кроме того, она автор романов о временах императора Павла I - «Михайловский замок» (1946)/ о декабристах - «Первенцы свободы» (1950 -1953).

УЧЕНИЦЫ ГИМНАЗИИ

    В 1908 году поступила в гимназию, а в 1914 г. окончила  с золотой медалью- писательница, поэтесса драматург, актриса театра марионеток и художница ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВНА ДАНЬКО- АЛЕКСЕЕНКО(1897-1942)
Родилась в семье революционеров-народовольцев, железнодорожных служащих -
Якова Афанасьевича(1860—?) и Ольги Иосифовны (Осиповны) Данько.
Старшая сводная сестра- скульптор-керамист Ната;лия Я;ковлевна Данько; (Данько;-Алексе;енко; 1892—1942)   
          Училась живописи в киевской художественной школе Александра Мурашко.
           В 1915 году переехала в Москву, где училась живописи у Ильи Ивановича Машкова(1881-1944) и Фёдора Ивановича Рерберга(1865-1938)
           «Учение было моей страстью, — рассказывает Елена Яковлевна в автобиографии,- Днем я работала, вечером училась в студии и слушала лекции по искусству и литературе, ночью читала и изучала языки».
             В 1916—1917 годы - работает в канцелярии Инженерно-строительного управления Земгора, затем переходит на работу в Народный Комиссариат по просвещению(1917—1918). Знакомится с писателем Константином Фединым(1892-1977), ставшим её наставниками в литературной работе;посещает лекции Андрея Белого.
            В 1918 году переезжает в Петроград.
            В 1918—1922 годах пишет стихи, собранные ею в сборник: «Простые муки» (Петроград; 1922).
           С 1919 по 1924 год работает художником Государственного Фарфорового завода. Её работы этого периода были представлены на российских и заграничных художественно-промышленных выставках (Москва, Ревель, Рига, Стокгольм, Лондон).
          С февраля 1919 года - помощник техника, затем кукловод в кукольном театре «Студия», под руководством художницы Любови Васильевны Шапориной (1879-1967), ставшей ближайшей подругой художницы. Создаёт инсценировки для спектаклей кукольного театра: «Красная шапочка», «Сказка о Емеле-дураке», «Гулливер в стране лилипутов» (1928), «Пряничный домик», «Дон-Кихот». С 1923 года - член литературной коллегии «Театра юных зрителей».
         В 1923—1924 годы поддерживает дружеские отношения с поэтессой Анной Андреевной Ахматовой (1889-1966), делает ряд её портретных зарисовок.
        В 1925 году знакомится с Самуилом Яковлевичем Маршаком и под его влиянием начинает писать книги для детей. Занимается оформлением детских книг, хотя свои книги никогда не иллюстрирует.
        В 1925—1927 годы - секретарь секции детской литературы Ленинградского отделения, а с 1926 по 1932 год- секретарь правления Ленинградского отделения Всероссийского союза писателей; с 1934 года - член Союза писателей СССР.
        С апреля по сентябрь 1938 года в журнале «Чиж» печаталась пьеса «Буратино у нас в гостях», а в 1941 году отдельным изданием вышла её новеллизация- сказочная повесть «Побеждённый Карабас», являющаяся продолжением сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
        В августе 1941 года отказалась от эвакуации в Ташкент, и блокадную зиму 1941—1942 годов провела в Ленинграде. 27 февраля 1942 года выехала с матерью и сестрой Натальей из города, но через несколько дней в пути - вместе с матерью скончалась от последствий истощения.

         В июне 1911 года поступила в 4-й класс гимназии Е.А.Крюгер, в августе 1915 году окончила с золотой медалью- живописец и график ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА (МОИСЕЕВНА) КОЗИНЦЕВА (1900 – 1970)
            Родилась в семье киевского врача, доктора медицины  в области социальной гигиены, надворного советника  Моисея Исааковича Козинцова (1859- 1925 или 1930) и Анны Григорьевны Лурье, которая происходила из киевской раввинской семьи и была двоюродной сестрой писателя Ильи Григорьевича Эренбурга;
         сестра кинорежиссера,Народного артиста СССР Григория Козинцева (1905–1973); жена(с 1919 года) писателя, поэта, журналиста и переводчика Ильи Эренбурга(1891-1967).
        В 1918 году вместе с братом поступила в частную художественную школу-студию  Александры Александровны Экстер(1882-1949)
        В марте 1919 года Люба познакомилась с Ильей Эренбургом. Жизнь Эренбурга в те времена можно было уподобить приключенческому роману: он успел принять участие в революционном движении, побывал в политэмиграции, более 10 лет прожил в Париже, где занимался литературной деятельностью, входил в круг художников-модернистов, был знаком со многими художниками, в том числе и с Пабло Пикассо.
       «Среди учениц А.А.Экстер,- вспоминал И.Эренбург,- была  восемнадцатилетняя девушка Люба Козинцева. Она заинтересовалась мною, узнав, что я знаком с Пикассо. Что касается меня, то я заинтересовался ею. Я начал ходить на Мариинско-Благовещенскую, где жил доктор Козинцев. Люба украдкой приходила ко мне — я снимал тогда комнату на Рейторской. Несколько месяцев спустя мы, никого об этом не предупредив, направились в ЗАГС, пробираясь через спящих красноармейцев и тюки, отобранные продкомом.»
       Так, 13 августа 1919 года состоялось бракосочетание Любы и Ильи Эренбурга, а осень уже застала их в Крыму, в Коктебеле, у Макса(Максимилиана) Волошина - там они пробыли почти год, до конца лета 1920 года, а в середине октября перебрались в Москву.
        В 1920–1921 годы - продолжила художественное образование в Москве на Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) у Роберта Фалька и Александра Родченко.
         В 1921 году вместе с И.Эренбургом выехала за границу. До 1924 г. жила в Берлине. В эти годы у неё проходит несколько персональнальных выставок: в 1921 году в Берлине, в галерее Герварта Вальдена «Der Sturm»(«Штурм»); в феврале 1929 года - в галерее Леопольда Зборовского(1889-1932), а также участвует в целом ряде художественных выставок: в галерее Van Diemen (ван Димена) (1922), в Париже в Осеннем салоне (1926) и салоне Независимых (1926–1929). Участвовала в групповых выставках русских художников в кафе La Rotonde (1925) и в галерее Zak (1930, 1936).
       В 1935 году участвовала в выставке советских художников в клубе Торгпредства СССР в Париже, в 1936 приняла участие в оформлении вечера журнала «Наш Союз».
        Иллюстрировала и оформляла книги И.Эренбурга («13 трубок». Берлин, 1923; «Бурная жизнь Лазика Ройтванеца». Париж, 1928 и др.), рисовала для журнала «Огонек».
       В 1940 году Козинцева и Эренбург возвращаются в Москву. Работает редактором на киностудии «Мосфильм». Живописью занималась лишь эпизодически, в выставках не участвует.
      В Музее личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хранится около 90 живописных и графических работ художницы, переданных в дар ее племянницей Валентиной Георгиевной Козинцевой.
      Часто служила моделью своему мужу, который увлекался художественной фотографией.
      Сохранилось описание Любови Козинцевой во время её пребывания в Париже в 1920-е годы,оставленное Людмилой Павловной Эйзенгардт (в замужестве Миклашевская;1899-1976),
встречавшейся с ней в парижской «Ротонде»:
       «Эренбург сидел за столиком в распахнутом пальто, растрепанный и весь какой-то неряшливый, а рядом светилась чистотой, белизной, холеностью его жена Люба. Фамильное сходство с Гришей сразу замечалось, но Люба была куда красивее. По моде стриженные черные густые волосы отливали синевой и были зачесаны назад с особой тщательностью, все в этом лице было как бы выточенным, все было изящно, законченно и безупречно, это был образ семитской красоты библейских времен».

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
1.«Воспоминания художника Н.А.Прахова. 1918–1919 гг.» 2.«Николай Адрианович Прахов. Краткая Автобиография» 3.Парашутов «Александр Мурашко. Светоч украинской живописи» https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post120422348
4.Ю. О. Станішевський «Ла;нге Захар Григорович» https://esu.com.ua/search_articles.php?id=53127
5.М. В. Шевера «Лоначе;вський Олександр Олександрович» https://esu.com.ua/search_articles.php?id=56384
6.«Пётр Иванович Тарнавский» https://ru.wikipedia.org/wiki
7.«Звід пам'яток історіі та
8.«Путівник по культурній спадщині Києва» 9.Анна Чудецкая «Любовь, она же Роза.Автопортрет Любови Козинцовой» http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/12016.php