Снаряд

Альберт Шаров 2
Как только я выбежал на улицу, всем нутром понял,а ещё раньше спиной почувствовал в коридоре,что ,с криком,шумом и всеми визгами и всем остальным,сюда надвигалась и приближалась большая беда.

Улица была заполнена  суетящимися жителями почти со всей деревни: бабы,мужики,старики,подростки,парни и всякие другие зеваки.Концерт был потрясающий.

Какого- то пацана,возраста лет четыре- пять,как и мне,с  голой жо… драли хорощим ремнем на морозном  и  дневном сияющем Солнце и всем окружающем впечатлении.

Впереди всей толпы был злой и страшный председатель колхоза Соловьев Алексей Алексеевич,председатель сельсовета,милиция и какой- то военный.Поодаль расположились древние старухи в закутанных ,ручной вязки,платках и шарфах…А ремень был не тонкий и не толстый,а такой,как надо…

Пацан орал и визжал,как только что родившийся розовый поросенок…Все это столпотворение двигалось в мою сторону,осматривали и обыскивали каждый дом и перед этим драли ремнем каждого пацана,примерно вот такого,как я, возраста. Через какое-то время ,а его было мало,подойдут к моему дому и так орать придется мне.

Моя мама- сельская учительница была в это время в школе на другом конце деревни.Но это было даже лучше,потому что можно было получить две порции этого ремня,а потом у меня было время для какого то маневра,который я пока никак не мог выбрать.Если бежать,то бесполезно.Кругом белый снег,валенки вязнут,все видно и догонят сразу.Может на дерево залезти,тоже плохой вариант…Так я пока стоял и ничего вразумительного пока придумать не мог,а толпа была уже рядом у соседского дома…

А пару недель назад, на Москву шел товарный военный эшелон и там от вибрации открылась дверь и через проем высыпалось некоторое количество снарядов и гильз с порохом.Особенно ценными были гильзы с порохом,которые выискивали старики-охотники,разбирали их и высыпали порох,который был пушечный и напоминал макароны-рожки по величине.Они его толкли молотками на плитках-наковаленках и превращали в ружейный для охотничьего ружья.

Снаряды разбирать было более сложно,но они тоже пошли в дело.Много детей и взрослых,все с утра и целый день ходили к железнодорожному полотну за снарядами.Ну и нам с Юркой тоже надо было такой снаряд.Мы вообще-то хотели найти гильзы,но их видимо уже собрали охотники  и более взрослые мальчишки.А так гильзу можно было продать охотникам за рубль или за пачку папирос типа «Волна» или «Прибой.»Но снаряд  мы нашли ,он был тяжелый и везли его на санках почти до вечера.Да ещё надо было время выбрать,чтобы поблизости никого не было взрослых.Потом ещё раз ездили.Сначала ему в дом занесли и спрятали,а потом и мне привезли.

Я спрятал свой снаряд под печку и там ещё сбоку задвинул в угол и найти его вряд ли кто мог.В каждом доме  у всех тогда была большая русская печь и внизу такое небольшое окошко в бревнах фундамента.В это окошко помещали все причендалы для печки:разные ухваты,кочерги,клюшки и т.п.Это окошко использовалось также в основном домашней кошкой для выхода на улицу.А в те времена туда мог пролезть и я.

Снаряд охотники не хотели покупать,потому  что разбирать его сложно,не то что гильзу.Но я был доволен,что у меня есть снаряд,потому что он такой был почти у всех настоящих мальчишек.Конечно ,никто не знал,что он там запрятан и это самое и место знал только один я.

Потом я узнал от взрослых мальчишек,что он очень скоро может пригодиться.Наша армия отступает,немцы движутся сюда и ,наверное,скоро будут у нас.
Мы жили в большом двухэтажном деревянном доме и занимали там весь первый этаж.На втором этаже была сельская почта с целым ворохом писем,газет,всяких посылок и т.д.,а также и сберкасса и деньги.Там всегда ошивался народ.

Так вот в таком доме обязательно поселятся немцы,это точно.А тогда надо будет вытащить снаряд и сунуть  его в угли печки.Пока разогревается, можно выбежать на улицу.Это все я сообразил после рассказов старших мальчишек,которые такое готовили и знали уже,что так делали в других деревнях,куда приходили немцы.

Я уже четко видел в воображении всю эту картину…
Снаряд погреется на углях и как шарнет!Конечно, сначала взлетят чугунки со щами и картошкой.А потом ,вместе с досками и бревнами,высоко в небо ,взлетят немецкие солдаты,спящие на втором этаже…

Они взлетят очень высоко ,выше нашего сельсовета и громадного векового тополя,ветви которого вверху задевали огромные кучевые облака.Там же будут летать целые стаи писем и газет,портянки и сапоги солдат и другие вещи.Но в основном туда полетят немцы.Это самое главное.Конечно жаль щи и картошку,но что тут делать,надо было громить врага и защищать родину.

А через какое-то время,по радио,все слышали громкий парад в Москве,когда ,с барабанами и музыкой прошли солдаты по Красной площади,приехал Жуков и сразу ,во всю,погнали немцев на запад.Поэтому стало ясно,что громить немца снарядами нам не придется.

А через несколько дней ,под вечер,вдруг  раздался гром ,где- то рядом в перелеске,вздрогнула земля и воздух,а в крайнем доме у тети Мани вылетели из рам два стела…Засуетились и забегали люди,председатель колхоза со своим наганом,милиция,учителя и начался всякий тарарам.А за сараями во всю ржал и хватался за живот самый хулиганистый Вовка Строганов.С ним лыбились от удовольствия ещё мальчишки.Это они унесли снаряд в лесок и положили его в костер,а сами убежали подальше.

«Воо дал! Воо здоровооо…!!!»
«Дурак бежит….Мусора и председатель.Ха!Хаа!»
«Они в штаны наклалиии…»

Через какое- то время другие мальчишки тоже такое проделали.Только костер потух и снаряд не взрывался.Они пошли посмотреть,а он и рванул.Одного убило,а других поранило и покалечило.Это было вчера,а сегодня идет обыск всех домов и вся эта комиссия вплотную приближается к моему дому…

Сначала требовали сразу показать,по хорошему,где лежит снаряд.Почти все струсили и сдали эту опасную штуку,но порцию ремня получили все равно.Некоторые со страху говорили,что у них нет ничего,но когда находили,то получали 2- 3 порции ремня.

Я так и не решил,сразу сдать или соврать…
Председатель колхоза прошел мимо меня и схватил соседа Юрку за ухо.Тот сразу сдался и отдал снаряд.Но его начали драть родители,после чего Юрка заорал,что у Алика,т.е. у меня- тоже есть.Председатель повернулся ко мне и задал свой вопрос?

«Нет.У меня ничего нет»,- полностью струсив ,ответил  я.Затем вывернул свои карманы и поднял руки,как пленный немец,которого видел в кино.

«Да этот не будет глупости делать»,- убедительно сказал какой- то мужик,-«все-таки сын учительницы…»

Комиссия бросила Юрку и они пошли дальше по улице драть других мальчишек.Меня они пока оставили в покое,но это только пока.Мой снаряд так и остался под печкой.Но я сразу понял в какую попал бяку.После этого события все взрослые начали во всю следить за детьми,шагу не сделать без разрешения.Ни туда,ни сюда."А ну,куда пошли?Что тут делали?"И тому подобное.

А мне нужно было как- то вынести и вывезти снаряд куда-либо подальше.Но сделать это было очень сложно.Кроме того одному провести такую операцию мне было не по силам,а отодранный Юрка не хотел мне помогать.

Как-то днем я ждал на улице мать,которая шла домой из школы.Она остановилась и стала разговаривать с теткой,и все на тему снарядов.Чуть поодаль стояла ватага моих сверстников- мальчишек.Все они были отодраны по полной программе и полностью обучены правильному поведению.Я должен был их всех опасаться,чуть что,так они заложат меня только так.

«Драть и драть»,- уверено заявила моя мать,взглянув на эту ватагу.Сельская учительница,почти самая грамотная и умная во всем селе имела большой авторитет и её слово было решающим.Я так понял,что драть надо вон тех мальчишек,потому что я стоял в другой стороне,пока умный и хороший,и на меня вроде бы такие санкции пока не распространялись.Но это только пока...
В душе и вообще я отлично понимал,что этот постулат и вся программа исполнительных действий,в первую очередь,касается именно меня.Хотя чёрт его знает?

У них уже не было снарядов,ибо они их сдали,а у меня под печкой лежал бронебойный или зенитный боевой снаряд.Так как-то было не по себе от  понимания своей трусости,честно признаться и сдать снаряд.Но об этом не могло быть и речи.Я стоял в плохом настроении ,понимая,что не оправдывал такого высокого доверия со стороны всей деревни и самых достойных и уважаемых лиц села.Но надо было как-то выходить изо всей этой бяки,а то как бы этот снаряд не рванул тут сам по себе.

Однажды,когда все сбежалсь к магазину за керосином,который только что привезли,я уговорил Юрку,за рубль в кино,и мы,утопая валенками в снегу, повезли снаряд,прикрытый тряпкой, на санках в лес.Где-то в перелеске мы окончательно выбились из сил,снаряд свалился в снег и мы там его и оставили.

Еле передвигая ноги ,мы поплелись обратно к дому в деревню.
Почти у самой деревни мы напоролись на председателя колхоза Алексея Алексеевича,который сразу почуял что- то неладное.Он заставил нас идти обратно по снежному следу и все дело принимало очень плохой оборот.
Я знал,что ,если честно признаться и сдать снаряд,все равно отдерут.Мать вызовут в сельсовет…

И как мне смотреть в глаза всей деревне,которая оказала мне авансом такое высокое доверие?Если не признаваться,то…
И так плохо ,и так не хорошо.

Мы медленно и нехотя приближались к месту перелеска,где бросили снаряд…
Но чуть раньше ,там между деревьев и кустов мне показалось,что мелькнула фигурка какого-то случайного охотника с  ружьем.У меня в голове замаячила какая-то слабая надежда,а,когда мы подошли точно на это место,то снаряда там не было…

На снимке: сельская учительница Шарова Анна Николаевна со своим классом в селе Великий Двор,Талдомского района Московской области.