Моцарт и Пушкин. Сходство. Розы Гименея. 2

Михаил Гольдентул
            ГЛАВА 5

   СХОДСТВО ПУШКИНА И МОЦАРТА
 






           ЧАСТЬ 2     РОЗЫ ГИМЕНЕЯ
(Супружеская жизнь Моцарта и Пушкина)


                Судите ж вы, какие розы
                Нам заготовит Гименей

                (А.С. Пушкин)




    Общее в женитьбе у Моцарта и Пушкина можно выразить  в одном предложении - оба женились  на женщинах, КОТОРЫМ ОНИ БЫЛИ БЕЗРАЗЛИЧНЫ. Наталья Гончарова не любила Пушкина и Констанца не любила Моцарта. Оба погибли отчасти из-за нелюбви своих жен. Пушкин на дуэли, в которую был втянут из-за флирта жены с Дантесом. Моцарта жена явилась причиной его преждевременной гибели из-за отсутствия истинной самоотверженной заботы о нем. Констанца часто болела, проводила много времени на водах, (возможно больше, чем это нужно было для ее здоровья), а Моцарт вынужден был много ездить, находясь вне домашних условий, работая с очень большим напряжением, чтобы оплачивать ее лечение.

    Женитьба  Пушкина и женитьба Моцарта обсуждались многократно в полярных оценках, от однозначного осуждения обеих жен до полной их реабилитации с нахождением в их характерах и поведении массы положительного в контексте борьбы с анти-феминизмом и просто в результате более тщательного изучения фактов. Но во всех случаях речь идет об их уме, об их умении вести хозяйство, об их любви к своим детям, об их понимании музыки или поэзии. Такая немаловажная составляющая брака как любовь и преданность в рассмотрение не принимается.
Кто-то возразит, что не хуже и не лучше чем в других семьях. Но  речь все же идет не о просто «других» семьях, а о семьях, где один из супругов гений.

     В истории достаточно примеров великих жен, достойных своих великих мужей. Приведу несколько примеров, но их достаточно, чтобы понять, о чем я говорю.  Жена Набокова Вера Слоним, Надежда Мандельштам - жена поэта Мандельштама, жена Достоевского Анна Сниткина, жена Верди Джузеппина Стреппони,  Хендрикье Стоффелс подруга Рембрандта, жена поэта Галича Ангелина Шекрот, наконец, легендарные жены декабристов.
Новодворская в статье о Галиче пишет:

«Гениям не нужны эмансипе, им нужны декабристки. И тогда им, гениям, будет хоть какое-то счастье. Звали это счастье Ангелина Шекрот (Прохорова). Она была дочерью бригадного комиссара, училась во ВГИКе,... война сделала ее вдовой. Ангелина, Аня, Нюшка (так звал ее Галич). Она была изысканная, худая, утонченная. Ее называли «Фанера Милосская».... Нюша стала для мужа всем: женой, любовницей, нянькой, секретарем, редактором».

    Анна Григорьевна Сниткина практически спасла жизнь Достоевского, помогла ему отказаться от страсти к рулетке, помогала ему переносить приступы эпилепсии, была его стенографисткой, секретарем, управляющим его издательскими делами. Она окружила его заботой и создала нормальные условия жизни.
Вера Слоним - жена Набокова тоже была у него управляющей всеми его делами. Набоков не водил машину, не печатал на машинке, и не научился отвечать на телефонные звонки, он собирал бабочек и писал гениальные романы. Все остальное в его жизни делалось Верой. Кстати, она не позволила Набокову сжечь рукопись знаменитой «Лолиты». Хорошо известно, что рукописи не горят, меньше известно, что они не горят из-за любви преданных женщин.
Надежда Мандельштам, боясь обысков, заучивала стихи мужа напамять, чтобы сохранить их.
Женой выдающегося скрипача Леонида Когана была скрипачке Елизавета Гилельс, сестра не  менее выдающегося пианиста Эмиля Гилельса. Она была удостоена премией на конкурсе Изаи в Брюсселе, но пожертвовала своей концертной карьерой ради мужа.

    В случае Моцарта и Пушкина у жен не было преданности, не только вызываемой любовью, но и преданности, вызываемой пониманием гениальности своих мужей. Они поняли это слишком поздно.
Тут имеется определенный парадокс, которому, в некотором роде, и посвящена вся эта книга. Самоотверженность жен декабристов понятна. Они самоотверженны и героичны, следуя самоотверженности и героизму своих ВЕЛИКИХ мужей. В случае Пушкина и Моцарта речь идет о людях, ведущих себя в повседневной жизни вполне заурядно и малопривлекательно. В величие их нужно было верить.  А для этого нужна была любовь.

    Их величие имеет значение для почитателей искусства, для потомков, и естественно, не осознавалось женами, сталкивающимися ежедневно с неприглядной рутиной жизни. Они поняли величие своих мужей только после их смерти. Легко понять величие революционера, трудно понять величие поэта или композитора, часто не признаваемого современниками.
Обе были сконцентрированы на собственных личностях. Самопожертвования не было. Конечно, никто не вправе от них этого требовать. Каждый имеет право быть эгоистом и концентрироваться прежде всего на своей уникальной личности и на своей единственной жизни.
 
 Не могу удержаться, чтобы не привести еще один пример сходной  женитьбы. Малер и Алма Мария Малер (Шиндлер в девичестве), впоследствии Гропиус, Верфел. У Алмы был   роман с архитектором Вальтером Гропиусом, что было одной из причин ранней смерти Малера в 50 лет. Основной конфликт состоял в том, что Алма писала музыку, к которой Малер относился скептически. Симфонии Малера и песни Алмы Шиндлер(!!) Ее песни были для нее важнее.

    Остается еще понять, как Пушкин и Моцарт так «неосмотрительно» женились.
Пушкин и Моцарт объясняли свое желание жениться житейской необходимостью, желанием поступать как все. То есть, допускали логическую ошибку, отождествляя себя со всеми, то есть с обыкновенными людьми. "Допускали логическую ошибку" фраза забавная. Но вы помните из первой главы об энтропии - мы в прокрустовом ложе слов. Это была «ошибка», вызванная отсутствием у них  претенциозности,  (об этом в этой же главе в первой части) - они не видели себя солидными представительными личностями, гениями, заслуживающими почтительного обожания, подобно  Байрону, Гете, Льву Толстому или  Вагнеру. К тому же, жизнь  давала им уроки весьма обескураживающие. Моцарт получил унизительный отказ от красавицы Алоизы,  сестры Констанцы, а Пушкин несколько раз был отвергнут, в том числе, и обидно Олениной.
Оба были влюбчивы, привязчивы и зависимы, для обоих женщина значила много. Оба не были сильными личностями, (в данном случае личностями, презирающих всех, и, в том числе, женщин).

   В лицейской характеристике Пушкина написано “в характере его вообще мало постоянства и твердости”.
Плетнев:  “Он без малейшего сопротивления уступал влиянию одной минуты “.
Сам Пушкин писал о себе   ”… мой нрав-неровный, ревнивый, обидчивый, раздражительный и, вместе с тем, слабый”.


    Причины, побудившие Пушкина жениться, можно понять из следующего его письма:
 Н.Н. Кривцову:
«Я хладнокровно взвесил выгоды и невыгоды состояния, мною избираемого. Молодость моя прошла шумно и бесплодно. До сих пор я жил иначе, как обыкновенно живут. Счастья мне не было. Il n'est de bonheur que dans les voies communes. (Счастье можно найти лишь на проторенных дорогах. (Франц.)). Мне за 30 лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся – я поступаю как люди и, вероятно, не буду в том раскаиваться. К тому же я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня; они входят в мои домашние расчеты. Всякая радость будет мне неожиданностью».

    Моцарт тоже объяснял свою женитьбу как житейскую необходимость, не романтизируя ее слишком.
Письмо отцу:
“Природа говорит во мне так громко, как и в каждом другом человеке…Я ни в коем случае не могу жить так, как большинство нынешних молодых людей. – Во-первых, я слишком привержен Религии, во-вторых, я слишком полон любви к ближнему, чтобы соблазнить невинную девицу, и, в-третьих, я испытываю слишком много Ужаса и Омерзения, страха и боязни перед болезнями, и слишком большую любовь к своему здоровью, чтобы связываться с гулящими девками;…
Однако мой Темперамент, склонный более к спокойной домашней жизни, нежели к игрищам – я с юности никогда не имел привычки следить за своими вещами, … - не предполагает ничего более необходимого, кроме жены. – Я уверяю вас, что если я частенько делаю ненужные траты, то только потому, что я ни за чем не слежу, – я целиком убежден, что если у меня будет жена, то на теже доходы, которые я имею один, мы будем жить лучше, чем сейчас живу я…”
“Итак, я не желаю ничего более, кроме одного – получить лишь малую толику устойчивости в жизни, на что я, слава богу, и сам взаправду надеюсь. Поэтому, я настоятельно прошу вас позволить мне спасти эту бедняжку – и осчастливить меня вместе с нею… ”

    Пушкин женился, когда ему был 31год (1831) на восемнадцатилетней (!) Наталье Гончаровой, не принесшей ему ни денег, ни взаимного понимания. Объяснить этот странный брак невозможно. То, что мы называем общностью интересов, не присутствовало ни в выборе Пушкина, ни в дальнейшей жизни. Возможно такое объяснение. На подсознательном уровне Пушкин пал жертвой своего собственного воображения – Гончарова как прообраз Татьяны и идеи “Евгения Онегина” об упущенной возможности.

   Пушкин прожил после женитьбы всего 6 лет. Брак, не принес ему счастья, к которому Пушкин так стремился, и свел его в могилу.
Пушкин всю жизнь мечтал о счастье. Он думал, что женитьба принесет ему это неуловимое счастье. Подобно Моцарту он считал, что нет иного пути к счастью кроме общепринятого.
В конце концов, Пушкин признался, что мечта тщетна.

На свете счастья нет
А есть покой и воля.

У Пушкина было четверо детей. Странность - Пушкин многодетный отец.
В объяснение пушкинского выбора нужно сказать, что Гончарова была, конечно, необыкновенно красива.
Американский славист Дэвид Бетеа автор феноменальной книги о Пушкине «Воплощение метафоры: Пушкин, жизнь поэта» так описывает жену Пушкина:

  «Наталья Николаевна Гончарова была не просто очаровательна, но потрясающе, ослепительно красива, а потому наделена властью, не заслуженной или достигнутой, но доставшейся ей даром... Близорукая, с легким косоглазием, придававшим ей отрешенный вид, она не вполне сознавала свою силу, и мы не должны вламываться в ее историю из нашего пространственно-временного измерения с такими словами как «манипулирование» или «использование». Поэтому есть какая-то удивительная трогательность и «фатальность» в том, что этой столь зримой красоте сопутствовал дефект зрения. По всем свидетельствам, в Натали, в спокойном и ласковом изяществе всех ее движений не было сладострастия. Своей удлиненной шеей она напоминала лебедя, . ...силовое поле, созданное этой движущейся телесной оболочкой, «провоцировало» ....возникновение общей недоброжелательности – к мужу, к жене, ко всему, что они представляли».

    Отсутствие любви к Пушкину было очевидно и естественно, Наталья даже не знала Пушкина до замужества. В большинстве случаев в те времена было нормой женщин выдавать замуж, не спрашивая их желаний. В 18 лет от молодой девушки, не видевшей света и не знавшей своего будущего мужа, нельзя было ожидать никакого взаимопонимания или любви. Наталья, запертая в ужасающей обстановке своего отчего дома, и не могла никого видеть, чтобы влюбиться, или хотя бы сравнивать. Ее согласие можно объяснить, главным образом, желанием вырваться из опостылевшего родного очага, где правили деспотичная мать и помешанный отец.
Молоденькая, неопытная, совершенно не понимавшая жизни, девушка была вдруг введена в высший свет, полный интриг, зависти и недоброжелательства.
Ее любовь к Дантесу была вполне естественна и соответствовала ее сути как личности. Пушкин не мог быть ее идеалом. Осознание ею своей красоты усугубляло ее неудовлетворенность своей судьбой. Такая маленькая деталь. Она хранила записки Дантеса к ней. Не стихи Пушкина.

    Пушкин сватался до Гончаровой к нескольким другим женщинам, которые знали его, понимали его гений, и были к нему расположены, но по разным причинам эти его попытки окончились неудачно. Главным препятствием была его политическая неблагонадежность, другими словами, плохие отношения с властью и слава человека разгульной жизни, включающей страсть к картам, женщинам и вину.

   Сватовство проходило не без проблем. Пушкин посватался, увидев шестнадцатилетнюю Наталью на балах у Иогеля, куда вывозили молоденьких барышень. Он просит ее руки, но мамаша ответила неопределенно, держа возможности для других предложений открытыми. Пушкин уехал на Кавказ.
Три письма, написанные практически одно за другим в какой-то степени описывают его ситуацию.

    Первое письмо к матери невесты Наталье Ивановне Гончаровой, написано 5 апреля 1830 года. Стоит того, чтобы прочитать его полностью. В конце концов, его написал Пушкин! (Кстати, написал по-французски).
Это письмо как нельзя лучше вводит нас в атмосферу дней, предшествующих женитьбе:


   «После того, милостивая государыня, как вы дали мне разрешение писать к вам, я, взявшись за перо, столь же взволнован , как если бы был в вашем присутствии. Мне так много надо высказать, и чем больше я об этом думаю, тем более грустные и безнадежные мысли приходят мне в голову.  Я изложу их вам – вполне чистосердечно и подробно, умоляя вас проявить терпение и особенно снисходительность.
Когда я увидел ее в первый раз , красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ при всей его неопределенности, на мгновенье свел меня с ума; в ту же ночь я уехал в армию; вы спросите меня – зачем? Клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы; я не мог бы там вынести, ни вашего, ни ее присутствия. Я вам писал; надеялся, ждал ответа – он не приходил. Заблуждения моей ранней молодости представились моему воображению; они были слишком тяжки и сами по себе, а клевета еще их усилила; молва о них, к несчастию, широко распространилась. Вы могли ей поверить; я не смел жаловаться на это, но приходил в отчаяние. Сколько мук ожидало меня по возвращении! Ваше молчание, ваша холодность, та рассеянность и то безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали... У меня не хватило мужества объясниться, - я уехал в Петербург в полном отчаянии. Я чувствовал, что сыграл очень смешную роль, первый раз в жизни я был робок, а робость в человеке моих лет никак не может понравиться молодой девушке в возрасте вашей дочери. Один из моих друзей едет в Москву, привозит мне оттуда одно благословенное слово, которое возвращает меня к жизни, - а теперь, когда несколько милостивых слов, с которыми вы соблаговолили обратиться ко мне, должны были бы исполнить меня радостью, я чувствую себя более несчастным, чем когда-либо. Постараюсь объясниться.
Только привычка и длительная близость могли бы помочь мне заслужить расположение вашей дочери; я могу надеяться возбудить со временем ее привязанность, но ничем не могу ей понравиться; если она согласиться отдать мне свою руку, я увижу в этом лишь доказательство спокойного безразличия ее сердца. Но, будучи всегда окружена восхищением, поклонением, соблазнами, надолго ли сохранит она это спокойствие? Ей станут говорить, что лишь несчастная судьба помешала ей заключить другой более равный , более блестящий,, более достойный ее союз; - может быть, эти мнения и будут искренне, но уж ей они безусловно покажутся таковыми. Но возникнут ли у нее сожаления? Не будет ли она тогда смотреть на меня как помеху, как на коварного похитителя? Не почувствует ли она ко мне отвращения? Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее; но умереть для того, чтобы оставить ее блестящей вдовой, вольной на другой день выбрать себе нового мужа, - эта мысль для меня – ад.
Перейдем к вопросу о денежных средствах; я придаю этому мало значения. До сих пор мне хватало моего состояния. Хватит ли его после моей женитьбы? Я не потерплю ни за что на свете, чтобы жена моя испытывала лишения. Чтобы она не бывала там, где она призвана блистать, развлекаться. Она вправе этого требовать. Чтобы угодить ей, я согласен принести в жертву свои вкусы, все, чем увлекался в жизни, мое вольное, полное случайностей существование. И все же не станет ли она роптать, если положение ее в свете не будет столь блестящим, как она заслуживает и как я того хотел бы?
Вот в чем отчасти заключаются мои опасения. Трепещу при мысли , что вы найдете их слишком справедливыми. Есть у меня еще одна тревога, которую я не могу решиться доверить бумаге...
Благоволите, милостивая государыня, принять уверения в моей совершенной преданности и высоком уважении.
А. Пушкин».

Вслед затем письмо родителям за денежной помощью 6-11 апреля:

   «...Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год – м-ль Натали Гончаровой. Я получил ее согласие, а также и согласие ее матери. Прошу вашего благословения не как пустой формальности, но с внутренним убеждением, что это благословение необходимо для моего благополучия – да будет вторая половина моего существования более для вас утешительна, чем моя печальная молодость. Состояние г-жи Гончаровой сильно расстроено и находится отчасти в зависимости от состояния ее свекра. Это является единственным препятствием моему счастию. У меня нет сил даже и помыслить от него отказаться. Мне гораздо легче надеяться на то, что вы придете мне на помощь....»

И наконец третье письмо Бенкендорфу 16 апреля:
 
   «...Г-жа Гончарова боится отдать дочь за человека , который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя... Счастье мое зависит от одного благосклонного слова того, к кому я уже и так питаю искреннюю и безграничную преданность и благодарность».

Кроме того в этом письме Пушкин обращается с просьбой разрешить печатать Бориса Годунова.

Дальнейшее хорошо известно...

    Я хотел на этой многозначительной фразе закончить эту часть, полагая что история дуэли и смерти Пушкина хрестоматийна, но один из моих первых читателей сказал, что ничего никому не известно, обо всем нужно писать. И действительно, для моего поколения история дуэли и смерти Пушкина была со школьной скамьи чуть ли не фактом нашей собственной биографии, но для сегодняшнего поколения это может быть и не столь животрепещущая информация.
К тому же, за последние годы появились совершенно новые материалы, изменившие наше отношение к этой трагической истории. Многое в этой трагедии покрыто тайной, о которой многие современники знали, но не могли написать.

   В.Вацуро в предисловии к двухтомнику «А.С.Пушкин в воспоминаниях современников» пишет:
   «С. А.Соболевский близкий друг Пушкина написал в 1855 году "...Чтобы не пересказать лишнего или не досказать нужного – каждый друг Пушкина должен молчать".
Характер Пушкина, личность его не поддается канонизации. И его жизнь, и его смерть трудно укладывались в представление обывателя о об эталоне «великого человека». Личная его биография была щекотлива: ее нельзя было писать, не задевая многое и многих. И у него была политическая биография, о которой друзья знали и о которой говорить было невозможно. Сказать о ней значило "пересказать лишнее", не сказать – "не досказать нужного".
"По этой-то причине пусть пишут о нем не знавшие его", продолжает Соболевский».

   Знал обо всем Лермонтов, не побоявшийся в поэтической форме назвать виновных. За это, в конечном счете, он поплатился жизнью. Обвинив Дантеса, как человека чуждого России и российской культуре, он назвал подлинных убийц Пушкина, хотя исследователи дуэли и смерти не воспринимали, к сожалению, его строки буквально.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы по сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!

Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?

    Среди лиц, причастных прямо или косвенно к смерти  Пушкина находились, несомненно, все тот же Нессельроде, который был врагом Пушкина еще со времен высылки в Михайловское, (он был выслан по его распоряжению); граф Бенкендорф, пославший жандармов в противоположном месту дуэли направлении, (Уваров, Долгорукий, Строганов...) Покрыта мраком также и позиция самого царя Николая Первого и его отношений с женой Пушкина. Злополучный пасквиль, разосланный  друзьям Пушкина, намекает не на связь Натальи с Дантесом, а на связь с царем.
Отношение царя, самовлюбленного нарцисиста, полагавшего себя наместником Бога на земле, было исключительно двуличным. С одной стороны, он как бы и много помогал Пушкину, и вытащил его из ссылки,  а с другой стороны, осуществлял гнуснейший и безосновательный полицейский надзор за каждым шагом Пушкина и не разрешал ему выехать заграницу.

(Приложение: Дуэль и смерть Пушкина) ( будет опубликовано позже).

                *        *        *

   Моцарт женился в августе 4го, 1782 (в 26 лет) на Констанце Вебер.
Папа Констанцы Фридолин был дядей Карла Марии фон Вебера, композитора, автора "Волшебного стрелка" и "Приглашения к танцу". У Фридолина было 4 дочери, все с музыкальным образованием, и все замужем за музыкантми. Две сестры были старше Констанцы, Алоизия, наиболее талантливая, была выдающейся, мирового класса певицей. Ее мужем был актер Ланге. Он автор одного из  портретов Моцарта и портрета Констанцы (очень точные портреты, рекомендую посмотреть их на интернете). Josepha (Hofer, Mayer) также была известной певицей, примадонной в нескольких театрах, в том числе у Шиканедера, где она исполняла партию Царицы-Ночи. Хосефа была замужем дважды. Самая младшая сестра - Софи, в замужестве Хейбл (Haibel).

   После неудачи со сватовством к Алоизии, которая отвергла Моцарта из-за непривлекательности и бедности, Моцарт, поселившись у Веберов, флиртовал  с Констанцей и Софи. Когда Моцарт умер, Софи было 28 лет, она еще была не замужем, жила с матерью, но часто находилась в доме Моцартов, помогая им. Она находилась у них в последние дни жизни Моцарта.

   (Сравните  у Натальи Гончаровой было две сестры, которых она пригласила жить с ней в одном доме. Впоследствии одна из сестер - Екатерина вышла замуж за Дантеса. Дантес жил с ней до ее смерти и больше не был женат. Вторая сестра, тоже, как и Софи, не была жената до смерти Пушкина и была очень дружна с Пушкиным).

   9 мая 1781 года Моцарт порвал с архиепископом Коллоредо, покинул Зальцбург и поселился у Веберов, которые переехали из Мангейма в Вену. Фридолин умер вскоре после переезда, и его жена Мария Цецилия сдавала комнаты для увеличения дохода. После некоторого времени, видя, что Моцарт флиртует с Констанцей (19 лет), Цецилия отказала ему в пансионе.

   Моцарт описывает Констанцу в письме к отцу следующим образом:

   «Она не уродлива, но в то же время далеко не красавица. Вся ее красота заключается в двух маленьких черных глазах и приятной фигуре. Она не остроумна, но у нее достаточно здравого смысла, чтобы стать хорошей женой и матерью... Она знает домашнее хозяйство и имеет самое доброе сердце на свете. Я люблю ее, и она любит меня...»


    «Сватовство» также как и у Пушкина проходило не без проблем, хотя и в несколько гротескном виде.
Леопольд – отец Моцарта был против женитьбы, выдвигая следующие причины:
- у Моцарта нет постоянного дохода,
- мать Констанцы - стерва, воплощение женского зла, (хотя как установлено по    воспоминаниям современников, она была довольно доброй и отзывчивой женщиной.  Ох, эти воспоминания современников! Уже тогда были феминисты!).
- Слухи о том, что Констанца имеет наклонности флиртовать с мужчинами, ссылаясь на композитора Питера Винтера. Он оказался прав, впоследствии это материализовалось в ее поведении.

Моцарт с возмущением писал по поводу этого заявления Винтера:

  “Я до сих пор весь еще переполнен гневом и яростью по поводу постыдной лжи этого пройдохи Винтера”.

Кстати, их отношения прервались ненадолго из-за известного эпизода, когда Констанца разрешила измерять какому-то мужчине ее ноги (диаметр икр) во время домашней игры. (Должен отметить в скобках, что мне эта игра больше нравится, чем безобидная игра в бутылочку с ее невинными поцелуями. Измерение икр!)

   Еще один штрих к женитьбе Моцарта. Опекун Констанцы Торуарт заявил, (по наущению доброй и отзывчивой Цецилии, кстати, она вытребовала у Ланге, мужа старшей сестры Алоизии, 900 гульденов единовременного выкупа за свою дочку и 600 ежегодно), что отношения Моцарта с Констанцей слишком интимны, зашли слишком далеко и могут повредить ее репутации. Для этого были основания, Констанца сбежала из дома и месяц жила у друга Моцарта баронессы Вальдштеттен, которая была сторонницей брака. Моцарту запретили видеть Констанцу, если он не подпишет контракт, подтверждающий серьезность его намерений.
   (Серьезными людьми были, современники Моцарта. Они играли в серьезные игры - измерение икр, и серьезно относились  к флирту. Подпиши документ, потом флиртуй сколько угодно!)

По  поводу этого контракта Моцарт писал отцу:

 “Итак я составил документ о том, что я обязуюсь в срок до 3 лет вступить в брак с мадмуазель Констанс Вебер; в случае же если некие крайние обстоятельства заставят меня изменить мои намерения, то я обязан ежегодно выплачивать ей по 300 фл. –ничего на свете я не подписывал с такой легкостью, – ведь я знал, что до выплаты этих 300 фл. дело никогда не дойдет - потому что я ее никогда не покину… Но что сделала эта НЕБЕСНОЙ ЧИСТОТЫ  девица, когда он ушел? – она потребовала у матери документ - и сказала мне: дорогой Моцарт! Мне не нужно от вас письменного заверения, я и так верю вашим словам, - и порвала бумагу…”

Я выделил характеристику Констанцы - "девица небесной чистоты". Вам это ничего не напоминает?  Правильно, так, или почти так  Пушкин характеризовал Наталью: "Чистейшей прелести чистейший образец").

   Предсвадебные события были наполнены всевозможными конфликтами, Констанца поселилась у Моцарта, добрая Цецилия пригрозила, что вызовет полицию, чтобы вернуть дочь. («Дочь мне верните!») По словам Софи Моцарт спрашивал совета у баронессы Вальдштеттен, может ли действительно такое произойти: (4 августа 1782)
 
   «Может полиция здесь войти в чей-либо дом с такой целью? Может быть это только уловка мадам Вебер, чтобы вернуть дочь домой. Если нет, я не знаю лучшего средства как обвенчаться с Констанцей завтра утром или если возможно сегодня».

(Еще раз обратите внимание на серьезность тогдашнего общества. Полиция может ворваться к вам и уволочь вашу женщину, если вы не оформили правильно документы на ее приглашение).

В тот же день Моцарт обвенчался с 20-летней Констанцей в соборе Святого Стефана. Отец Моцарта не принял приглашение сына на свадьбу..


   За 8 лет жизни с Моцартом Констанца родила шестерых детей, из которых выжили только двое, как и в семье родителей Моцарта. Следовательно, она была перманентно беременна также как и Наталья Гончарова, о постоянной беременности которой царь Николай I как-то сказал в сердцах : “Брюхатит ее каждый год, как сапожник”.
Когда Моцарт умер старшему сыну было 7 лет, а младшему 4 месяца. (Соответственно их звали Франц Ксавьер и Карл Томас).

   Констанца многими исследователями характеризовалась как женщина безалаберная, не интересующаяся музыкой и вообще делами Моцарта, предположительно имевшая внебрачные связи.
   Наталья, еще в большей степени осуждаемая прежде всего за связь с Дантесом, на фоне которой такие очевидные мелочи как безалаберность, интерес к развлечениям, плохое ведение хозяйства, отсутствие интереса к творчеству мужа, уже кажутся не столь существенными.

   Нет, как выяснили скрупулезные исследователи, они не были дурами, ничего не смыслящими одна в поэзии другая в музыке.
Наталья Гончарова получила хорошее домашнее образование, включающее свободное владение французским, знание истории и литературы.

    «У сестер Гончаровых было, скажем прямо, нелегкое детство. Они росли в обширной помещичьей усадьбе с огромным парком, оранжереями, 13-ю прудами, конным заводом, знаменитым по всей Калужской губернии.
Их учили французскому и танцам, истории и изящной словесности, но часто три девочки выходили из комнаты матери с заплаканными глазами и красными щеками - за малейшую провинность мать, Наталия Ивановна, в молодости - знаменитая красавица, кружившая головы многим, фрейлина двора Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны - могла отхлестать по щекам перчатками, а то и просто рукой... Ее поступки были неожиданными, непредсказуемыми.
  («Светлана Макарова, Блог “Люди”) (People.Ru)

   Наталья писала стихи, к которым Пушкин относился весьма скептически. Сохранившиеся письма Натальи (к Пушкину не сохранилось ни одного, одни исследователи полагают, что они утеряны, но скорее всего она их уничтожила), показывают весьма хороший литературный слог. Наталья обижалась, что муж показывает стихи не ей, а Александре Осиповне  Смирновой - исключительной умнице, образованной и ко всему весьма привлекательной женщине, с которой Пушкин был очень дружен.

Кстати, вот что писала  ее дочь Ольга Николаевна Смирнова:

  "Раз, когда Пушкин читал моей матери стихотворение, которое она должна была в тот же вечер передать государю, жена Пушкина воскликнула: "Господи, до чего ж ты мне надоел своими стихами, Пушкин!"  Он сделал вид, что не понял, и отвечал: "извини, этих ты не знаешь: я не читал их при тебе".  - "Эти ли, другие ли, все равно. Ты вообще надоел мне со своими стихами".  Несколько смущенный, поэт сказал моей матери, которая кусала себе губы от вмешательства: "Натали еще совсем ребенок. У нее невозможная откровенность малых ребят". Он передал стихи моей матери, не дочитав их, и переменил разговор".
    Существует несколько таких наблюдений о пренебрежительном отношении Натальи Гончаровой к стихам мужа. 
 В принципе,  никто  не может отказать  Наталье в праве на любовь и понимание стихов Пушкина, иначе мы лишаемся сами такого права. Тем не менее, в контексте этой книги, цель которой доказать хорошо известное и вместе с тем формально недоказуемое - высшее совершенство пушкинской поэзии, я должен признать, что, исходя из определения Рафаэля - понять - значит стать равным, понимание  уникальности совершенства пушкинской поэзии дар редкий, которым его жена едва ли обладала. Как я уже писал, она хранила любовные  записочки Дантеса, а не любимые стихи  своего мужа. Подлинное понимание поэзии Пушкина (отличать от любви к его поэзии) есть нечто,  трудно поддающееся определению,  как и само определение  совершенства, которому мы посвятили две главы. Пушкинская поэзия вся на сублимационном уровне,  как и музыка Моцарта.
 Единственным  средством   у Натальи понять поэзию своего мужа было сердце. Увы, сердце ее было занято другим.


Ранняя смерть Пушкина была неизбежна  и вызвана 4мя причинами:

  -гнусность двора, полицейский надзор и цензура,
  -характер Пушкина, (зачем ты руку дал клеветникам ничтожным),
  -хроническое отсутствие денег,
  -равнодушие жены.

   Для сравнения смерть Моцарта в принципе случайна и имела только одну причину - равнодушие жены.
Как бы ни старались сегодняшние сентиментальные защитники Гончаровой обелить ее, приводя вполне справедливые доводы о том, что она была замечательная мать, благородная  женщина - достоинства, проявившиеся у нее в зрелом возрасте со вторым мужем, к Пушкину, увы, это отеошения уже не имело.

Вот хорошая  цитата. Я не указываю авторов, потому что она типична  в нынешние времена.

 «”Чистейшей прелести чистейший образец", – писал поэт о Натали, когда она была совсем юной. Но такой же чистой осталась она и в зрелые годы! Созданный мнением толпы образ бездушной светской кокетки, якобы наставлявшей мужу рога, упорно вытесняла красивая благородная жена, умная, порядочная многодетная мать.
Александр Сергеевич, обожая свою жену и понимая каким гонениям со стороны людской молвы она будет подвергнута после его смерти, завещал ей: уехать на Полотняный Двор к родным на два года. Затем когда утихнут страсти, выйти замуж за порядочного мужчину, который помог бы ей воспитать детей.
Но страсти  продолжаются, черная пресса до сих пор старается обвинить Наталью Николаевну в нелюбви к поэту, в легкомыслии, в неверности мужу и его памяти».

   Особенно меня растрогала клеймо  «черная пресса», к которой вне всякого сомнения отношусь я в компании с  Ахматовой и Цветаевой.  Как будто обвинение в отсутствии любви к мужу является преступлением. Вдумайтесь в этот парадокс.  Ведь Наталья была замечательной женщиной, просто она не любила Пушкина.
Вообще, для меня загадка, как можно было не любить Пушкина.  Весьма привлекательная внешность, неутомим в любви, поэт,  пишущий своей возлюбленной божественные стихи. И в него и были влюблены многие женщины. И какие женщины!

                *      *     *


   Констанца, несомненно, любила музыку (выросла в музыкальной семье), играла на пианино и обладала довольно приятным голосом. Существуют две хрестоматийные истории, подтверждающие это. В Мессе До минор

(помните, в моем "Первом письме из Рая", одна из молодых монахинь призналась, что любит эту мессу)

одна из арий была предназначена для Констанцы, и она исполняла ее в 1783 году на премьере этой мессы в Зальцбурге.

Вторая история о том, как Моцарт увлекся благодаря барону фон Свитену Бахом и Генделем и написал сам несколько произведений с использованием контрапункта. Констанце очень понравились фуги Баха, и Моцарт по ее просьбе написал фугу для нее. (К 394).
Последний год она торчала в Бадене на водах, за что Моцарту, естественно, нужно было платить. Со всеми своими недомоганиями она пережила Моцарта на 51 год и умерла (1762-1842) в 80 лет.

 Интересно посмотреть на Гугле могилы Натали и  Констанцы.

Saint Sebastian's Cemetery Кладбище Святого Себастьяна в Зальцбурге (для Констанцы)

  Гончарова похоронена под именем второго мужа, а Констанца под именами обоих мужей. Гончарова умерла в 1863 году (родилась в 1812), ее муж Петр Ланской еще был жив, он умер в 1877, и решение о надгробно надписи принималось ее мужем.  Констанца пережила и своего второго мужа и была вольна в своей последней воле.

    Ниже я привожу несколько весьма показательных красноречивых писем Моцарта и Пушкина к своим женушкам. Сходство поразительно, или просто все мужчины одинаковы в этом смысле.

Моцарт
В Баден, август 1789:
   “ – любимая женушка! – хочу поговорить с тобою начистоту, - у тебя ведь нет никаких причин печалиться – Твой муж – человек, который тебя любит, который делает для тебя все, на что он только способен – а что до твоей ноги, то ты просто должна набраться терпения, все определенно будет как нельзя лучше; - разумеется, я радуюсь оттого, что ты весела – конечно – только мне хотелось бы, чтобы ты не позволяла себе ни с кем сходиться слишком уж близко – с N.N.. на мой взгляд, ты слишком вольничаешь … именно так ты себя вела с N.N., когда он был в Бадене, - и обрати внимание, что N.N. ни с одной из женщин, даже из тех, с кем он, быть может, ближе знаком, нежели с Тобой, не бывает так развязен, как с Тобой, посмотри-ка, даже сам N.N., который вообще известен, как человек учтивый, и в особенности почтительно относится к женщинам, - даже его это невольно побудило писать в своем письме самые отвратительные и самые грубые дерзости – женщина всегда должна вести себя так, чтобы вызывать уважение к себе – иначе ей не избежать досужих пересудов – любовь моя! – прости за откровенность, но этого потребовала забота о моем спокойствии, и наше с тобой благополучие – припомни-ка сама, как ты признавалась мне в том, что слишком податлива – Ты ведь знаешь, каковы могут быть последствия….”

Июнь 1790:
  “Надеюсь, что Ты уже получила мое послание; - мне следует немного выбранить Тебя, Дорогая! – если Ты не получаешь от меня письма, Ты ведь можешь и сама написать мне. Разве письмо должно быть только ответом?...”

   Нужно учесть, что Констанца ничего не делала в Бадене, кроме как флиртовала, и Моцарт был в ее мыслях только как источник денег.
Моцарт же при своей невероятной занятости  и непрерывной борьбе по добыванию и одалживанию денег, постоянно думал о ней.

Август 1790.
Письмо Пушбергу (Моцарта друг по масонской ложе, поддерживавший его деньгами в последний год жизни):

  “Как мучительно мне было вчера. Точно также плохо было и сегодня. Всю ночь я от боли не мог спать. Видимо вчера я набегался, вспотел, и потом не заметил, как простудился. Представьте себе мое положение: я болен, а забот - полон рот. Такое состояние сильно мешает выздоровлению».

   Подобные письма писал и Пушкин своей Наталье.
Октябрь 1833 из Болдина в Петербург:

   “Вчера получил я, мой друг, два от тебя письма. Спасибо; но я хочу немножко тебя пожурить. Ты кажется, не путем искокетничалась. Смотри: недаром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нем толку мало. Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая ****; есть чему радоваться!...легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что де я большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут. К чему тебе принимать мужчин, которые за тобой ухаживают? Не знаешь на кого нападешь. Прочти басню А. Измайлова о Фоме и Кузьме. Фома накормил Кузьму икрой и селедкой. Кузьма стал просить пить, а Фома не дал. Кузьма и прибил Фому у, как каналью. Из этого поэт выводит следующее нравоучение: красавицы! Не кормите селедкой, если не хотите пить давать; не то можете наскочить на Кузьму.… Теперь, мой ангел. Целую тебя, как ни в чем не бывало: и благодарю за то, что ты подробно и откровенно описываешь мне свою беспутную жизнь. Гуляй, женка; только не загуливайся и меня не забывай”.

   Как мы знаем сей урок Пушкина Наталье на пользу не пошел, и она продолжала кокетничать, пока не дококетничалась до смерти поэта. Да простит ее Бог!

   Тут мы врываемся  в невероятно сложную сферу человеческих  отношений, связанную с моралью, любовью, сексом – проблемами, о которых написано бесконечно много.
Пушкин был addicted  к сексуальным наслаждениям, также как и к карточной игре. Если знать и читать все, что можно вычитать у Вересаева, Нащекина, Бартенева, Араповой, Вяземского, из докладов Бенкендорфу, то картина обнаружится не очень красивая.

Но нужно принять во внимание несколько соображений, могущих показаться парадоксальными.
1. При все своем распутстве Пушкин  Наталью ЛЮБИЛ и в ЛЮБВИ  был ей верен.
           Наталья, (которую Сирена Витале ("Pushkin Button", Serena Vitale)
        очень точно назвала поджигательницей), была предположительно целомудренна,    Пушкину  не изменяла, но  НЕ ЛЮБИЛА   его.

2. Если у тебя, читатель, есть подобный опыт, или хотя бы близкий, (все же Пушкин был гений, и Наталья тоже была гений (чистой красоты)), то оглянись на себя прежде, чем судить, а если опыта нет, то оставим эту тему.

***********************************

РЕЦЕНЗИЯ

Что хочу отметить, Михаил, в Ваших исследованиях, - Вы идёте непроторенным путём. С этой точки зрения, никто ещё не заглядывал. Браво!

Анатолий Святов   09.12.2016 13:12   

Благодарю, Анатолий. Никто этого не замечает.


На мой взгляд, Ваш труд - это золотые страницы человекознания.

С дружеским!

Анатолий Святов 

 
Я тронут, конечно, но пришел к мысли, что в коллективном смысле, Проза.ру такой новый феномен. Она в совокупности является таким собранием страниц человекознания. Это точный термин Вы придумали.

Михаил Гольдентул