Глава 1. В детстве Елизавета как отец - подвижный

Гелий Клейменов
Глава 1.   В детстве Елизавета как отец – подвижный ребенок

18 декабря 1709 г. в  селе Коломенском у Петра Великого  родилась дочь, назвали ее Елизаветой. В Древней Руси  до XIV века женское имя Елизавета в источниках нигде не упоминалось. Имя второй дочери князя Ярослава Мудрого, матерью которой была Ингергерда, шведская, определили из иностранных источников и также подписей под их портретами в Софийском соборе  - Эллисив (Ellisif) и Элизабет (Elisabeth).  Имя Елизавета было распространено в европейских королевских семьях. В католических святцах присутствует имя Изабелла,  латинизированная форма древнееврейского имени Элишеба, означавшее в переводе и трактовке - «мой Бог – клятва», «почитающая Бога», «заклинающая Богом»,  «Бог - моя клятва», «Богом клянусь»,  «Божья клятва», «почитающая Бога», «клятва Богом».
В Библии имя Элишеба/Элисеба  встречается дважды: в Старом Завете – дочь Аминадава  из колена Иуды. Во время странствования по пустыне Элишеба  вышла замуж за Аарона и родила ему четырех сыновей. В Новом Завете – жена священника Захария. «Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой Захария, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, "поступая по всем заповедям Господним беспорочно", страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который "будет велик пред Господом" и "прейдет пред Ним в духе и силе Илии". Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захария, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа». Имя английской королевы Елизаветы I - протестантки, приведшей Англию  в конце XVI века к могуществу,  стало популярным в протестантском мире. На Руси  до середины XVII века имя Елизавета относилась к редким именам.  В Московии носительницами этого имени были иностранки в Немецкой слободе.

Происхождение матери Елизаветы, дочери Петра Великого, Марты  Скавронской до сих пор не установлено. По одной версии отец ее, Самуил Скавронский, был  лифляндским или эстонским   свободным крестьянином. Мать Марты звали Анной-Доротеей, ее девичья фамилия - Ган. Судя по фамилии, отец ее был поляк, - «скавронек» по-польски означает «жаворонок». Когда потомки Самуила Скавронского стали в России графами, у них появился свой герб, на нем  особое место было  выделено жаворонку.  Мать была немкой. Библейское имя Самуил однозначно не говорит о принадлежности Скавронских к евреям. Оно   было широко распространено в Европе и не только в еврейской среде, но и среди поляков, немцев, итальянцев, испанцев и французов. Имя Марта произошло от библейского имени Марфа, так звали одну из сестер праведного Лазаря, в доме которых останавливался Иисус Христос; распространено среди христиан  Европы. Родители Марты умерли от чумы, девочку воспитывала сестра матери, в замужестве Веселевская. Клан Веселевских также имел польские корни – их фамилия произошла от названия польского города Веселов. 

 В 1714 г. русский генерал-комиссар при курляндском дворе Петр Бестужев получил распоряжение царицы из Петербурга, «дабы в Крышборхе сыскал фамилию Веселевских и Дуклясов». Только через год последовало донесение из Риги, что «по Ее Величества указу кого мог тех фамилий сыскал». «Вильгельм Ган, курляндец, у него четыре сестры: первая, Катерина-Лиза, была замужем за Яном Веселевским... Вдова Катерина-Лиза после Веселевского вышла замуж за Лаврина Дукляса и родила с ним 6 сынов, померла в поветрие.< > Вторая сестра Дорота была за Сковородским, имела два сына и четыре дочери, была Лютерскова закону; один (сын) Карл, другой Фриц в польских Лифляндах, одна дочь Анна, другая Доротея, обе в польских Лифляндах замужем; третья, Катерина, жила в Крейсбурхе у тетки своей Марии-Анны Веселевской, которую в 12 лет возраста ее взял в Лифлянды шведский мариенбургский пастор».
Воспитывала Марту с младенчества  младшая сестра матери, тетка, Мария-Анна. Родителей девочка не помнила и считала своими ближайшими  родственниками только Веселевских и Дуклясов. Двенадцати лет Марта была отдана в услужение в крепости  Мариенбурге (польский Мальборк) пастору Глюку. Пастор обратил Марту в лютеранство, после чего ее стали звать Катериной. В 17 лет ее выдали замуж за шведа,  драгуна-трубача Крузе, лютеранина. Драгун отправился на войну  и не вернулся. Крепость Мариенбург была взята  25 августа 1702 г. русскими солдатами. Плен Катерина как трофей досталась унтер офицеру. Затем ее взял в свой обоз фельдмаршал Б.П. Шереметьев, которому пришлось отдать положившему на Катерину глаз  князю Меншикову. Катерина числилась прачкой. Бойкая и веселая девица понравилась царю, и она перешла в его опочивальню. 
В 1704 г. Катерина родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). В 1707 г. Екатерина приняла православие. Отчество она получила по имени ее крестного отца цесаревича  Алексея Петровича, сына Петра Великого, а фамилию Петра – Михайлова (так он представлялся, когда скрывал свое происхождение).
У  Петра Великого было официально зарегистрировано 14 детей: 3 ребенка от первой жены Евдокии Лопухиной и одиннадцать детей от Екатерины. До совершеннолетия дожили только трое:  Алексей, Анна и Елизавета.  Имена детей, по-видимому, давала в основном Екатерина, так как они отличались от общепринятых имен царских детей в Москве. Лютеранка по духу Екатерина назвала своих детей библейскими именами, распространенными в христианской Европе: Петр (1704), Павел (1705),  Екатерина (1706), Анна (1708), Елизавета (1709),   Наталья (1713), Маргарита (1714), Петр (1715), Павел (1717), Наталья (младшая) (1718), Петр (1719).  Сравним с именами детей царя Алексея Михайловича:  Дмитрий, Евдокия, Марфа, Анна, Софья, Екатерина, (имя в списках царских имен появилось впервые под влиянием Немецкой слободы) Мария, Федор, Феодосия, Симеон, Иван, Евдокия (младшая). Имена тоже библейских апостолов и святых, но тех, которых  почитали в Византии. Дух  Европы передался к маленькой Елизавете с именем и молоком матери.
Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712 г.  в Петербурге,  и все рожденные Екатериной дети до 1712 г. считались внебрачными, незаконнорожденными и по давним московским традициям не имели никаких прав на престол.
Анна и Елизавета и дочери брата Петра, Иоанна, Анна и Екатерина,  воспитывались по традиционным домашним правилам семейной жизни «Домостроя». Девочки росли  вдали от царского двора, в подмосковных селах Измайлово, Преображенское, Покровское или в Александровской слободе. В Измайлово они находились под жестким присмотром  невестки государя  Прасковьи Федоровны (урожденной Салтыковой). В Петербурге  Анну и Елизавету в отсутствие родителей поручали  сестре Петра Великого, царевне Натальи Алексеевне.
Девочек готовили в жены иностранным принцам. Поэтому упор в обучении был сделан, прежде всего, на иностранные языки. Гувернантке  мадам Латур, учителю мсье Рамбуру, графине Маньяни и профессору Глюку было поручено обучить девочек итальянскому, немецкому и французскому. К 16 годам Елизавета свободно говорила по-французски, а по некоторым свидетельствам, и по-немецки, легко читала итальянские тексты, прекрасно пела,  легко освоила кадриль и менуэт, а в селе пускалась в пляс вместе с бабами и мужиками.

Луи Каравакк «Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны». 1717
На картине изображены две сестры – Елизавете (беленькая) восемь лет, Анне  девять.
Девочкам прививались правила поведения в высших королевских обществах Европы. Под руководством танцмейстера Стефана Рамбуха царевны постигали основы хореографии и впоследствии блистали на балах. Учителя из Парижа увлеченно делились последними  секретами  моды и обучали сестер, как и в каких случаях следует одеваться.  Остерман учил истории и географии, Феофан Прокопович давал царевнам уроки Закона Божьего и русской словесности.  После смерти Натальи Алексеевны,  сестры Петра Великого, в 1716 г.,  трех царских детей, Анну, Елизавету и маленького Петра, родившегося в 1715 г., - передали на воспитание семье Меншикова.
Елизавета была неусидчивым  ребенком и подростком. Тщетно мсье Рамбур пытался заинтересовать ее историей и географией, зато он умел зачаровывать ее рассказами о французских обычаях и модах,  которые  она с легкостью  усваивала и перенимала. Елизавета любила наряжаться и подолгу крутилась перед зеркалом. В 1721 г. на торжествах по случаю годовщины коронации Петра «Анна и Елизавета появились одетые по последней французской моде, - как записал в своем дневнике Фридрих Вильгельм Берхгольц. - В волосах царевен сверкали бриллианты, а их прически были достойны лучшего из парижских парикмахеров». Елизавета обожала прогулки верхом, обладала редкой выносливостью и была способна по нескольку часов проводить в седле. Целью ее многочисленных поездок были монастыри, богомолье, прогулки и охота.
По своему характеру и врожденным способностям Елизавета была  близкой копией юного Петра I, который по натуре  не мог сидеть долго на месте. Когда Петру надоедало писать,  его учитель,  дьяк Никита Моисеевич Зотов, доставал  книжки с картинами, а также «потешные фряжские или немецкие листы», и на каждую картинку у него был заготовлен поучительный рассказ. Петр с удовольствием его слушал. Большую часть времени юный Петр проводил во дворе, в играх вместе с «ребятками». Он  быстро освоил приемы верховой езды, на лошади объезжал окрестные села, совершал и дальние прогулки до Троице-Сергиевой лавры и до монастыря Саввы  Сторожевского под Звенигородом.
Петр не имел привычки разбираться в сущности явления, для него было главным действие, результат и средства, которыми надо овладевать, чтобы достичь цели. Никто никогда не видел его за чтением серьезной литературы, пытающимся вникнуть в тонкости юриспруденции и богословия. Все сложное  не привлекало его внимания, и времени и сил на это он не тратил, все его «ученые познания» далеки от  понимания сути явлений, как в государственном управлении, так и во всех других областях, включая  культуру или науку. Овладение техникой стрельбы из мортиры, строительства судов было для него своего рода развлечением. Так же обстояло дело и со знанием языков. Петр мог довольно свободно объясняться по-немецки и  по-голландски, понимал французскую речь, но  был чудовищно неграмотен на всех языках. Активно общаясь с немцами или с иностранцами, которые жили в Немецкой слободе,  Петр постоянно смешивал русский язык с немецким и голландским. Можно сказать, что и Елизавета, и Петр в детстве и юности были непоседами, предпочитали игры, забавы, прогулки на лошадях, танцы, охоту, упорному и усидчивому труду и освоению  знаний того времени.   
Придворный камер-юнкер герцога гольштейнского Карла-Фридриха, Берхгольц, оставил заметки о торжествах в честь подписания 30 августа 1721 г. в Ништадте мирного договор со Швецией и, в частности, высказался относительно  внешности 12-летней  Елизаветы: «Великая княжна белокура и очень нежна; лицо у нея, как у старшей сестры, чрезвычайно доброе и приятное; руки прекрасны»
Испанский посланник герцог де Лириа в 1728 г. писал о 18-летней цесаревне: «Принцесса Елизавета такая красавица, каких я редко видел. У нее удивительный цвет лица, прекрасные глаза, превосходная шея и несравненный стан. Она высокого роста, чрезвычайно жива, хорошо танцует и ездит верхом без малейшего страха. Она не лишена ума, грациозна и очень кокетлива».
«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление – записал историк В. О. Ключевский. -  Правы были те, кто считал, что у Елизаветы Петровны было много тщеславия, она вообще хотела блистать во всем и служить предметом удивления  Большинство мемуаров и документальных свидетельств сходились на том, что Елизавета Петровна была необыкновенно привлекательна. И она прекрасно знала об этом»,