Соне Либкнехт пeред арестом

Маргарита Школьниксон-Смишко
Последнее письмо, написанное Розой на свободе, было обращено ко второй жене Карла Либкнехта — Софии Борисовне. После того как в результате выступления на первомайском митинге Карл Либкнехт был арестован, Роза взяла шефство над его молодой женой. София была на 13 лет моложе Карла, вышла за него замуж в 1912 году, через год после смерти его первой жены. На её руках оказались и два сына с дочерью от первого брака Карла. София родилась в 1884 году в Ростове на Дону, но школьные годы провела в Швейцарии, а университетские — в Берлине и Гейдельберге. Там она изучала историю искусства, даже в 1909 году защитила кандидатскую и получила звание доктора искусствоведения. Это была утончённая и начитанная натура. Вот что писала ей Роза:
 
„                Лейпциг, 7.07.1916
Моя дорогая маленькая Соня!
Сегодня стоит душная жара, как часто в Лейпциге, я плохо переношу здешний воздух. До обеда я сидела в парке у пруда и читала «Собственник» (Д. Голсуорси). Вещь великолепна. Ко мне на скамейку подсела старушка, бросила взгляд на обложку и улыбнулась:»Должно быть это чудесная книга. Я также охотно читаю книги.»
Перед тем как сесть для чтения, я, конечно, изучила местность, деревья и кустарники — это были всё старые знакомые , как я к своему удовольствию отметила.  Столкновения же с людьми меня напротив менее удовлетворяют; я думаю, что скоро удалюсь в анахоретум, как святой Антониус, но больше без искушений. Оставайтесь весёлой и спокойной.
Сердечные приветы    Ваша РЛ»

И из тюрьмы их связь продолжалась:

«                Берлин, 24.08. 1916
Дорогая Сонечка, как жаль, что не могу быть сейчас у Вас! Вещь* меня сильно поразила. Но, пожалуйста, оставайтесь хладнокровной, не всё так будет, как сейчас кажется. Но сейчас Вам нужно убраться куда-нибудь в деревню, на природу, где хорошо, и где за Вами поухаживают. Не имеет смысла Вам дальше здесь сидеть и всё больше погружаться в грусть. До последней инстании опять могут пройти недели. Пожалуйста, поищите себе поскорее что-нибудь.. .Для Карла здесь тоже было бы облегчением, если бы он узнал, что Вы отправились в отпуск. Тысяча раз спасибо за Ваши строки от 10.08. и гостинцы. Я уверена, что следущую  весну мы будем вместе бродить по полям и в Ботаническом саду, я уже сейчас этому радуюсь. Но теперь, уходите прочь от сюда, Сонечка! Не могли бы Вы поехать к Боден-озеру. Чтобы немного почувствовать юг!? Прежде чем Вы уедете, я обязательно хочу с Вами повидаться, запишитесь в комендатуре. Напишите мне поскорее опять пару строк. Оставайтесь спокойной и не горюйте не смотря на  всё это!           Обнимаю Вас.
                Р
Для Карла тысяча сердечных приветов.
Обе открытки от Хельми и Бодди** я получила и была очень рада.» 

* 23.08. 1916 дело Карла Либкнехта рассматривалось в высшей инстанции. Этот суд присудил Карла  уже к аресту на 4 года и один месяц и лишению гражданских прав на 6 лет.
** сыновья Карла — Вильгельм и Роберт, им было тогда 16 и 13 лет, очевидно, они с кем-то из родственников путешествовали