Однажды в Евразии

Рамон Мартинес
Выражаю искреннюю благодарность всем, кто подбрасывал дровишек в урановые топки моего воображения.
PS: черновик, будет доработано напильником.


Синапсис, концепт-сценарий кинофильма в двух частях.
Для желающих экранизировать - права на экранизацию передаются при строгом соответствии всем юридическим нормам, принятым в Голливудской гильдии сценаристов. Цена вопроса - 1 (один) серебрянный доллар США 1900 года чеканки.

NB: жанр данной картины ни в коем случае не комедия, не драма и не трагедия. Это жесткий насыщеный экш, с элементами "плутовского романа" и ориентальной эстетики. Герои должны быть немного картонны, но очень ярко раскрашены. Все персонажи должны быть одеты стильно, и эстетически выверено, никаких ссылок на историю костюма. Равно как и на историю событий вообще. Диалоги должны быть жесткими, острыми и богатыми на цитаты, никаких устаревших оборотов речи - тем самым мы доносим до зрителя понимание, что герои находятся в привычном и современном им мире. Вообще все элементы картинки должны сочетать в себе новизну, модность, стильность - но при этом передавать визуальный ряд образов России XVIII-XIX веков. В тех случаях, когда подать реальность указанным образом невозможно, реальность следует скорректировать.
Иначе говоря, к валять дурака необходимо с самыми серьезными намерениями.

Используемые источники: классика русской литературы XVIII-XIX веков.

Часть первая.
Сцена первая.
Камера плывет справа налево. Мы видим оранжево-медового цвета закатное небо, пышную густо-зеленую листву деревьев на заднем плане, на среднем плане тянутся рельсы, на металле вспыхивают теплые блики. На переднем плане в поле зрения камеры проплывают листья травы, цветы, появляется рептильного вида голова с выпученными вверх глазами. Это обыкновенная жаба, но необходимо добиться портретного сходства с аллигатором. Камера продолжает движение. Необходимо вытянуть гамму картинки в оранжево-зелено-черные цвета, текучие и маслянистые, перенасыщеные. Картинка должна немного плыть, передавая атмосферу знойного летнего вечера. Фоном играет тягучая и диссонансирующая мелодия на губной гармошке.
В поле зрения вплывает паровоз. Он должен выглядеть сверхсовременно, словно космический корабль, но при этом быть самым настоящим паровозом. Боковые люки на паровой машине открыты, внутри видны блестящие медные трубы и гофрированные шланги. На самом краю паровой машины, возле фары, сидит девушка.-подросток в охотничьем костюме, она играет на губной гармошке. Это молодая Анна Каренина, ее играет Мила Йовович.
В механизме паровоза копаются два человека, они одеты в рабочие комбинезоны, белые перпачканные маслом и сажей рубашки, это отец и сын Черепановы, их играют Роберт Дауни-младший и пока не знаю кто. Между Анной и Черепановыми происходит разговор, Анна уговаривает Черепанова-отца разрешить ей испытать машину, тот вроде бы соглашается, но Черепанов-сын возражает, утверждая, что Анна недостаточно ловка и сильна, чтобы справиться с управлением парвозом в одиночку. Анна заявляет, что она всему научится. Черепанов-сын отвечает, что на это у нее есть полгода.
Сцена вторая.
Родовое имение Карениных. Это двухэтажный особняк, вдоль всего второго этажа тянется крытая галерея с ажурными деревянными перилами. Вьющиеся растения с мелкими белыми и розовыми цветами увивают дом от фундамента до крыши. Внизу, у подъезда, стоят Анна Каренина, ее дядя Троекуров - его исполняет Никита Михалков, и друг и вероятный жених Анны, воспитанник Троекурова - Пётр Гринёв, его играет Леонардо Ди Каприо. Их окружает челядь.
У крыльца останавливается карета казенного вида, на окнах решетки. Полицейский, сопровождающий карету, раскланивается с Троекуровым, открывает дверцу кареты, выводит арестанта и представляет его - это Дубровский, его играет Киану Ривз. Полицейский ведет разговор с Троекуровым, раскрывая персонаж Дубровского, это бывший сотрудник российского посольства в Японии, человек честный, но бедный, он был заключен в тюрьму за долги, но Троекуров выплатил их и теперь предлагает Дубровскому поработать у него гувернером. Дубровский спрашивает, зачем это было сделано, на что Троекуров отвечает, что осведомлен о талантах и знаниях Дубровского и видит, что лучшего учителя для его племянницы и вопитанника не найти. Дубровский удовлетворяется ответом, глубко вдыхает воздух и оглядывается движением глаз. В поле зрения камеры попадает цветущий вишневый сад.
Сцена третья.
Урок, подходящий к концу. Анна и Пётр откровенно издеваются над Дубровским, давая заведомо идиотские ответы на задачи, Дубровский невозмутимо поправляет их, урок заканчивается. Анна и Пётр уходят обедать, Дубровский идет на прогулку. В прогулке он выходит на проезжую дорогу, вымощенную плитами песчаника, усаженную по обоим сторонам старыми кипарисами, и идет по ней. Он приходит на сельскую ярмарку. На ярмарке шумно, весело, очень много людей, в основном это крестьяне в национальных костямах, бегают и восторженно вопят дети, встречаются и люди высоких сословий, с ними Дубровский раскланивается. Внимание Дубровского поочередно привлекают скоморох, сидящий на шесте и потешно изображающий пугало, чучело льва с яркими глазами, которые, словно живые, следят за Дубровским, скоморох в подобии рыцарских лат, размахивающий огромным топором, и огненно-рыжий фокусник в блесятщем зеленом наряде. Играет диковатая, с ирландскими оттенками, плясовая музыка с ведущей скрипкой. Фокусник в зеленом предлагает Дубровскому вытянуть гадльную карту, обещая ему выигрыш в виде горшка с золотом. Дубровский тянет карту, но накарте вместо горшка нарисован человеческий череп. Дубровский движется, увлеченный этим балаганом, и вдруг он сталкивается с девушкой, светловолосой и коротко стриженой, с мальчишеской улыбкой на лице. Он извиняется, девушка хихикает, Дубровский спрашивает, как ее зовут, девушка отвечает - Таня и убегает. Дубровский начинает охлопывать себя по карманам, бросает взгляд вслед убегающей девушке  - мелькают красные башмачки - девушка оборачивается, широко улыбается и вызывающе машет в воздухе бумажником Дубровского. Девушку Таню играет Кэмерон Диас. Дубровский вздыхает, улыбается ей в ответ и собирается уходить. Перед выходом с ярмарки перед ним медленно проезжает карета.  В окошке кареты мелькает лицо, которое привлекает взгляд Дубровского, это негр в круглых солнцезащитных очках, он поворачивается на взгляд Дубровского, и смотрит ему в глаза поверх очков, стекла очков отбрасывают блики, одно - красноватый, другое - синеватый. Негра играет Лоуренс Фишборн.
Карета уносится по дороге, а Дубровский смотрит ей вслед.
Сцена четвертая.
В имении Карениных идет обед, Троекуров, Анна и Пётр ведут разговор, Троекуров интересуется, как им новый гувернер. Анна и Пётр высказывают недовольство, называют Дубровского "маринованной селедкой" и сухарем. Троекуров вспыливает и рявкает, что не потерпит дальнейших издевательств над гувернерами, поскольку намерен исполнить данное их родителям обещание и дать Анне и Петру хорошее образование.
Возвращается Дубровский, Троекуров бежит к нему, видит его задумчивый вид и, оглядываясь на сконфуженных Петра и Анну, начинает успокаивать Дубровского. Тот же отвечает, что ничего, Анна и Петр ведут себя так, как и пристало детям, но его интересует другое, кто этот человек? И он описывает негра в карете. Троекуров отвечает, что этот человек поселился неподалеку, про него ходит молва, что он литератор, он нелюдим и зовут его Александр, кажется, Пушкин.
Сцена пятая.
Ночь. Пётр идет по коридору, заходит в библиотеку, берет книгу, возвращаясь в свою комнату, он бросает взгляд за окно. В вишневом саду он видит какое-то движение. Сцена должна быть выдержана в черно-синеватых и бело-неоновых тонах. Дубровский, вооруженный японским мечом, выполняет упражнения. Фоном играет стилизованная под японскую электронная музыка с резкой, отчетливой ритм-секцией. Упражнения усложняются, вместе с этим нарастает ритм музыки. Финал, музыка завершается на тонкой тянущей вибрирующей ноте, Дубровский застывает с руками, раскинутыми в стороны, в обоих руках мечи, клинки блестят в лунном свете, с вишневых деревьев осыпаются лепестки цветов. Камера делает круг вокруг его фигуры, должна отчетливо быть видна глубокая седина в волосах Дубровского, движение камеры останавливается, когда в поле камеры появляется окно в котором виден Пётр с зажженой свечой в руках. Дубровский смотрит на него. Поняв, что замечен, Пётр гасит свечу.
Сцена шестая.
Начало урока. Анна и Пётр строго, как на параде, сидят за столом. Входит Дубровский. Глядя на учеников, вопросительно поднимает бровь. Пётр говорит "Сударь, как бы Вы не срубили случайно наш вишневый сад!", Анна говорит "Мы готовы учиться, если Вы будете учить действительно важным вещам!". Дубровский некоторое время смотрит на них, после чего кланяется. Анна и Пётр вскакивают и вразнобой кланяются в ответ. Дубровский - "Начнем урок".
Следует череда сцен, где Дубровский учит Петра и Анну бою на японских мечах, акробатике, стрельбе из луков, арбалетов и огнестрельного оружия, каллиграфии, математике, иностранным языкам. Сцены обучения перетекают одна в другую, листва деревьев на фоне начинает желтеть, становится желтой, золотой, и наконец приобретает цвет красного золота.
Дубровский, Анна и Пётр идут по красно-золотой листве среди деревьев покрытых красно-золотой листвой. Навстречу им идут охотники, волоча на арканах за собой молодого медведя. Медведь испуган, но рычит и вырывается. Дубровский говорит Петру, что это экзамен - пусть Пётр освободит медведя. Пётр делает шаг вперед, его взгляд окидывает охотников. Это крепкие, физически развитые мужчины, хорошо вооруженные, с цепкими,настороженными взглядами. Пётр делает еще шаг, охотники останавливаются, Пётр спрашивает - "Сколько вы хотите выручить за зверя?" Старший из охотников не задумываясь говорит "Пять рублей, барин!"  Пётр достает деньги, золотые монеты ярко вспыхивают на солнце. В этот момент медведь чувствует слабину в арканах - необходимо показать, как поочередно натягиваются и расслабляются веревки, потом лопается одна, другая, и медведь бросается на Петра. Пётр плавно и быстро перетекает в боевую стойку и в момент броска медведя приставляет ему ко лбу открытую ладонь, прикрывая зверю глаза - это один из приемов, которым обучал Петра и Анну Дубровский. Медведь секунду стоит, и вдруг ссыпается к ногам Петра. Медведь спит. Охотники уходят, восхищенно перешептываясь. Дубровский говорит - "Ты выбрал хорошее решение, иной раз злато сильнее стали". Анна спрашивает, когда же будет экзамен для нее, на что Дубровский отвечает, "Кто может знать?". И они уходят по аллее, медведь плетется за Петром, гулко и жалобно ворча.
Сцена седьмая.
Ночь. Троекуров сидит на веранде в кресле-качалке, он курит трубку, перед ним столик с вазой с шоколадными конфетами и бутылка вина. Стрекочут цикады. Вдруг между камерой и Троекуровым мелькает смутная тень. Троекуров вздрагивает и начинает вглядываться в заросли кустов. Тень мелькает снова, но чуть в стороне. Троекуров вскакивает, зовет слугу и просит принести ружье. Слуга уходит, возвращается, отдает Троекурову ружье. Тревожная пауза, и вдруг из темноты молча выбегает фигура в серых лохмотьях и крестьянской соломенной шляпе, с серпом в руке и бежит на Троекурова. Тот стреляет из одного ствола и тут же их другого. Фигура в сером падает навзничь. Троекуров подходит и видит, что лицо у фигуры бледное, глаза белесые, рот зашит толстой черной нитокй на лбу странный рисунок черными линиями. Подошедший следом слуга говорит "Барин, этож Трифон, месяц назад с крыши сверзился, шею сломал!" и начинает пятиться спиной в темноту. Из темноты выскакивает еще одна фигура в сером, взблескивает серп, и слуга, закрутившись вокруг собственной оси, в фонтане крови валится на землю. Троекуров лихорадочно пытается перезарядить ружье, пятится, потом с криком ярости бьет фигуру с серпом ружьем наотмашь, ружье ломается, но и фигура падает, Троекуров бежит к дому от зрителя в задний план, громко крича "Пожар, горим!" когда он уже добегает до крыльца, по лужайке за ним с переднего плана повяляются преследлователи, фигуры в сером. Они быстро догоняют Троекурова, бросаются на него, образуется жуткая куча дергающихся тел на входе в дом, а в доме зажигаются огни. Слышины ужасные крики челяди, в окнах видны мечушиеся фигуры людей. Камера влетает в дом, пролетев над копошашейся кучей серых. В холле стоит Дубровский, в руках японский меч, за ним в коридоре Анна, Пётр и челядь. Точными выверенными движениями Дубровский рубит набегающих серых.
Камера улетает назад, снова пролетает над копошашейся кучей серых, над лужайкой перед домом, мимо деревьев, поле изображения становится круглым, камера разворачивается, мы видим глаз, камера отъезжает и мы видим Александра Пушкина, целящегося из длинноствольного ружья с закрепленной над стволом подзорной трубой. Пушкин досадливо цыкает зубом и спускает курок, Грохот выстрела, и камера следует за вращающейся пулей, оставляющей в воздухе прозрачные концентрические волны. Начинается слоу-моушн. Пуля влетает в холл, приближается к Дубровскому, тот явно видит ее и вскидывает клинок меча, защищаясь, но на пуле вспыхивают зеленым светом странные рисунки и она перебивает клинок и поражает Дубровского в сердце. Дубровский падает, его место занимает Анна, подхватив выпавший из руки Дубровского второй японский меч. Пётр же, пригнувшись, бросается бежать сквозь наполненный мечушимися серыми фигурами холл, уклоняясь от рассекающих воздух серпов. В просвете между серыми, в дверном проеме, среди деревьев, подсвеченная лунным светом, видна фигура Пушкина с ружьем в руках, Пётр бежит к ней. Пушкин снова вскидывает ружье, мы видим это по движения силуэта в лунном свете. Гремит выстрел, но в тот же момент еще один бесформенный силуэт с диким ревом сбивает с ног Пушкина.
Утро. Пётр ранен в плечо, перевязан. Анна разговаривает с полицейскими, версия случившегося - крестьянский бунт. Полиция увозит тела в фургоне. Анна спрашивает Петра, разглядел ли тот стрелявшего, Петр с сожалением качает головой, говорит, что было слишком далеко. Потом добавляет, что его ручной медведь принес ему разодранный черный шелковый цилиндр.
Следует сцена похорон Троекурова и Дубровского.
Сцена восьмая.
Начало сцена перекликается с первой сценой, деревья на заднем плане, рельсы, камера движется справ налево, но цвета и оттенки изменились. Небо сапфирово-голубое, лес заснеженный, бриллиантово-белый, картинка отчетлива и прозрачна, на рельсах видны узоры инея. Играет Чайковский в джаз-обработке, "Времена года".
Кабина паровоза. Раскрасневшаяся Анна под руководством Черепанова-сына, переключает рычаги, крутит вентили, стрелки приборов на приборной панели из латуни и красного дерева начинают движение. Начинает движение и паровоз, он набирает ход в такт музыке, Анна хохочет, Черепанов-сын улыбается, Анна полностью контролирует несущееся сковзь сверкающие под солнцем заснеженные равнины чудо технической мысли.
Когда испытания паровоза закончены, следует сцена прощания Анны и Петра. Пётр говорит, что ходят слухи о грядущей большой войне, и он должен идти служить. Его приглашают в только что созданный разведывательно-диверсионный полк медвежьей кавалерии. Анна говорит ему, что она не оставила надежды найти убийц дяди и учителя, и поедет в столицу, изучать сыскное дело. Пётр обещает после войны помочь ей с расследованием. Перед самым прощанием он мнется, краснеет и пытается что-то сказать Анне, но та, улыбаясь, прикрывает ему рукой рот, говорит, что он сможет сказать ей все, когда они встретятся после войны.
Сцена девятая.
Кабинет помещика, за массивным дубоым столом сидит толстый старый помещик, стол заален бумагами. Помещик смотрит поверх очков на посетителя, которого мы видим со спины, лицо не видно, только пышные бакенбарды. помещик спрашивает "Что-что Вы хотите купить, господин Чичиков? Мертвые души?! Умерших крестьян?! Но зачем?". Камера разворачивается, мы видим молодого человека с хищным узким лицом, Чичикова играет Адриан Броуди.Они спорят некторое время, помещик в конец концов сдается, говорит "Ну чтож, золото есть золото. Я заполню бумаги на передачу прав собственности к завтрашнему полудню." В сцене разговора важны крупные планы, лицо Чичикова должно создавать ощущение угрозы, опасности, должно быть видно, что помещик все более боится посетителя.
Чичиков уезжает, помещик провожает его, несколько минут смотрит вслед карете, потом бросается в каретный сарай, вскакивает в бричку, и мчится к губернатору. Губернатор принимает его. Помещик срываясь, взволновано рассказывает губернатору о странном посетителе и его просьбе. Губернатор реагирует спокойно, но заинтересованно "Бросьте, Собакевич, все это выглядит очень выгодной сделкой. Скажите, а много ли мертвых душ желает купить господин Чичиков?" Собакевич отвечает, что Чичиков обмолвился о нескольких сотнях. Губернатор хмыкает, зовет слугу и дает указание пригласить немедленно еще нескольких человек. Кабинет губернатора наполняется людьми, они шумно обсуждают предложение, мелькают бумаги с именами крестьян, свидетелтьства о смерти. За окном темнеет.
Следующий день. В кабинете Собакевича собрались все те, что были у губернатора. Входит Чичиов, останавливается, на лице удивленное выражение, рука в перчатке сжимает костяной набадашник трости, выполненный в форме клубка змей. Собравшиеся обращаются к нему с вопросм, готов ли он купить две сотни мертвых душ. Чичиков расслабляется, подходит к столу, усаживается в кресло и заявляет "Непременно, господа и дамы. Бумаги при вас?"
Чичиков, сжимая под мышкой пухлую папку с торчащими из нее краями и уголками бумаг, выходит из дома, широко улыбаясь, благодарит стлпившихся на крыльце помещиков, садится в карету и едет. Въехав на улицы городка, он стучит в стенку кареты. Окошко приоткрывается, Чичиков командует "Петрушка, дуй на рынок, купи черного петуха, фунт мелких гвоздей, два фунта табаку, бочонок водки, да покрепче, и фунт пороху." Петрушка кивает, берет протянутый кошель и спрыгивает с кареты.
Ночь. Холм, с которого виден заснеженный городок. В окнах горят огни, из труб тянутся струйки дыма, над городком полная луна. Картинка, появившись на экране пасхально-пасторальна, как на рождественской открытке. Камера отъезжает, виден всадник, неподвижно стоящий и смотрящий на городок. Справа на вершину холма влетает карета. Дверца открывается, выходит Чичиков и идет к всаднику. Говорит "Мастер, все готово". Всадник спешивается, берет из рук Чичикова небольшой мешок, спрашивает "Как все прошло?" Чичиков рассказывает, издевательски высмеивая каждого из помещиков. В это время спешившийся всадник аккуратно вспарывает уголок мешка и начинает сыпать на снег черный порошек. Он ходит взад и вперед по вершине холма, струйка порошка рисует сложный узор на снегу. Чичиков все рассказывает. Спешившийся всадник говорит "Довольно. Какие же глупцы.", и начинает говорить рифмованные слова на языке, сходном по звучанию с французским, но с обилием странных гортаных созвучий. Потом достает что-то из кармана, это кремень и кресало, наклоняется, высекает искру, поджигает порошок, это порох. Камера откатывается, узор вспыхивает в форме рисунка, который мы видели на лице серого, убитого Троекуровым в седьмой сцене. Чичиков подает спешившемуся всаднику зажженую сигару, тот затягивается, и мы наконец видим его лицо, это Александр Пушкин.
Камера снова показывает заснеженный городок, но вид у него уже вовсе не мирный, а тревожный, жуткий. Мы видим, как из окрестных лесов в город бегут фигурки, и в городке начинают раздаваться крики, сливающиеся в единый многолосый хор ужаса.

Конец первой части.