Для каждого свой мини Армагеддон

Игорь Смольников
ДЛЯ  КАЖДОГО  СВОЙ  мини  АРМАГЕДДОН.
Или по следам одного мастера о пестрых прутьях Иакова.

… а потому лучше отказаться от разума, и отдаться во власть сладчайшей меланхолии. И пусть эта меланхолия длится как можно дольше, ибо меланхолия - это, очевидно, единственно достойный ответ человека на вопрошение реальности».
                В.Мартынов

Примерно в таком душевном состоянии я прибывал, когда читал этот небольшой отрывок из эссе известного композитора В.Мартынова. Автор заинтересовал меня своими мыслями и взглядами на современный мир и мне пришлось познакомиться с его философскими трудами, которые мне показались очень понятны и доступны, потому как с некоторыми темами мне приходилось соприкасаться и исследовать их, но в несколько в другом,  христианском понимании.
Позднее я не без интереса узнал, что с В.М. мы родились в одном году и в одном месяце феврале, только я 10 числа, а он 20, это интуитивно заставило меня бросить свой взгляд в сторону Астрологии, в попытке найти там некую разгадку своего рождения и бытия на гуманитарном поприще художника.            
Наступившая эра Водолея, как думается должна благоприятно  способствовать в творческих изысканиях ищущим людям о смыслах  нашего последнего времени.
Из прочитанного мной уважаемого автора я выбрал одну тему из «Пестрых прутьев Иакова» под названием « О конце времени русской литературы». Думаю, что она касается не только литературы, но и всей культуры и искусства, включая в себя почти всю жизнедеятельность человека на земле, которая подошла к своему закономерному  (предопределенному) концу.    
Предтечей автора к этой статье явился сон Царя Навуходоносора об Истукане, рассказанный библейскому пророку Даниилу, который и расшифровал его, как о последних днях человеческого Бытия, которое вписывается в пять временных эпох. Голова Истукана состоявшая из золота указывала на Вавилонское царство, после которого должно прийти серебряное Персидское царство, указывающее на торс. Бронзовые бедра говорили о Греции, которая должна сменить Персию, после Греции явится Римская империя и просуществует очень длительный срок, вплоть до конца 19 века. Оно олицетворяло железо. Последние же царства (государства) будут не так сильны, так как состоять  будут из железа,  смешанное с глиной (семенем человеческим)  и они просуществует не долго. В этом пророческом сне легко угадывается легенда о Колосе, особенно его заключительная часть, которая сбылась на  России учитывая то, что многие предсказатели подразумевали под Колосом именно Россию. 
В.М. своим наблюдательным, творческим взглядом удачно обозначил периоды российской истории, сравнив их с библейским пророчеством об Истукане и началом российского Армагеддона, связанным с энтропией,  начавшей в Российской империи. С чем трудно не огласиться.
Опускаю подготовительнный  фрагмент, 18 века.
« Автор берет за основу «золотой» 19 век России, представленный великими писателями, композиторами и художниками, заложившими крепкий фундамент русской культуры и искусства.  В последствии в социалистической идеалогии этому веку была отведена роль как бы Ветхого завета, проповедующего о наступлении новой советской эры, а в роли Нового завета выступала соответственно, советское  соцреалистическое искусство.
Золотой век продолжили творцы «серебряного» века. Но их время фактически является  временем агонии Российской империи, завершившейся революцией 1917 года. Которое не вызывает сомнения. После этого наступило время «бронзового» века, связанное с А. Платоновым, его творчеством и  другими деятелями культуры этого периода.
«Железное» же время ассоциируется у автора с писателем В. Шаламовым, как концом русской литературы. Начало «железного» века не внесло ничего нового, кроме кратковременной «оттепели» и на смену которой  пришла новая эпоха – эпоха застоя, закончившаяся в августе 1991 года, и на ее территории образовалось что то совсем иное, что со временем возможно найдет свои собственные формы проявления ».
Время гегемонии литературы в России окончилось, вероятно не только литературы, но и всего советского соцреалистического искусства. Подошло время того, что в пророчестве Даниила называлось; железо, смешанное с глиной (семенем человеческим).  И это пожалуй самый интересный и важный этап в формировании сознания человека. Этим и должно завершиться  Новое  наступившее тысячелетие в эпоху Водолея, которое и должно развеять настоящую неопределенность. 

Когда я задумывал эту небольшую миниатюру, как мне казалось, я не знал как ее назвать, оно пришло как то само собой, в процессе работы. Надо отметить, что библейское слово Армагеддон имеет ряд распространенных понятий. Оно может указывать на государства, на народы, какую либо родовую династию, а также и на отдельного человека. Ведь этот человек практически переживает все жизненные перипетии, включая катастрофы, войны и саму смерть, (свой маленький Армагеддон), чего практически невозможно избежать.
Поскольку разговор идет у нас о России, то обратимся к ней и ее хроническим отставанием в 600 лет от Европы, которые она постоянно пыталась преодолеть. Вероятно это отставание и помогло ей избежать европейских  религиозных расколов и Реформаций. И в конце концов остаться страной на которой практически закончилась миссия 2000-летнего Христианства.
Чтобы достичь своего «Золотого» века России пришлось изрядно потрудиться и пройти подготовительный этап в 420 лет. Ибо миссия эта складывалась очень странно, с неоднократных падений и неожиданных прорывов. Это походило на некое пробуксовывание с медленным продвижением вперед, в стремлении догнать более цивилизованные европейские страны. Эти стремления начались в начале 17 века и указывают на  периодическую цикличность происходивших событий, схожие с другими и сделанные  словно  по кальке.  Сравните; 1612,1709,1812 и 1917 года. Все начиналось с великих смут, деяний и  кровопролитных войн, середина века - опять (обязательная) война, иногда две. Конец века – передышка и опять подготовка к новым роковым событиям и переменам. Итак, до 21 века.
 И все таки с великими трудами Россия достигает желанного «Золотого» века и практически  догоняет Европу, но тут же на взлете своего возвышения попадает в огненное горнило Мировой войны. Что отбросило ее назад, а затем и потерю государственной системы, которую пожрали три революции, которые создали свою страну с железной диктатурой, называемой недругами, как Империя зла, обреченную на разрушение, что и произошло в 1992 году.               
 
Подошло время прояснить изначальный эпиграф, стоящий в начале этого текста.  Ведь это не рецепт и не ответ, а кратковременное состояние. Что же  дальше?
В.М. находит правильное определение, он называет его « Рождение Новой реальности », которая появилась в последние времена.
Как мне думается, у человека появилась возможность проявить себя и сделать САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ выбор в рамках своего индивидуального нравственного прорыва, именно сейчас во время неверия, глобализма, раскола общества и неопределенности (своего Армагеддона).  Ибо создалось впечатление, что Бог покинул нас (или просто Его нет). Такое же чувство испытывал и Христос перед смертью вопрошая: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?   
Нечто подобное претерпели и самые преданные последователи, святые Иисуса.


  P.S. Из этого можно сделать определенный вывод, что многие человеческие институты потерпят большие изменения, а некоторые просто исчезнут. С преображением человека будет преображаться и мир. В том числе и его культурная среда, которую сложно себе представить сейчас.         
              Но какова же роль человека в этом происходящем процессе? И что делать? Ибо человек практически не может управлять данной ситуацией.   
Да, но до определенной степени человек может управлять собой.
Как мне думается, необходимо спокойно продолжать свой творческий путь; несмотря на катастрофическое состояние культуры и ее заката. Не опускать рук  от отчаяния. А наоборот, внимательно всматриваться в события, происходящие в мире и при этом всегда помня, что говорит Святой Дух через своих поставленных  Апостолов, пророков, пастырей и учителей:
                « … Дабы мы не были более колеблющими и увлекающими всяким ветром учения. По лукавству человеков. По хитрому искусству обольщения.

Продолжение следует…