Мастеровые самокатчики

Владимир Белецкий 3
               
               

                Голь на
                выдумки хитра.

                Пословица.

    Раньше сама жизнь заставляла наш народ быть мастером на все руки. В каждой семье имелся сарай, с добротным холодным погребом. В нем стояли деревянные бочки с солеными помидорами, огурцами, картофель и прочие заготовленные на зиму овощи.
   В самом сарае обязательно присутствовал  самодельный верстак. На нем мужчины изготовляли и чинили что-либо для дома. Мальчишки тоже мастерили очень нужные им поделки: деревянные кораблики, рогатки, автоматы, пистолеты, мечи, копья, бумеранги, хоккейные клюшки и даже самокаты.
   Конструкция последних устройств была не лишена народной простоты и даже оригинальности. Изготавливались они из трех обрезков доски, пары металлических подшипников, и нескольких кусков толстой стальной проволоки.
   Эти транспортные средства имели два недостатка: были недолговечны, от усиленной эксплуатации их приходилось постоянно ремонтировать и они при движении на асфальте издавали невероятный шум.   В выходной день он начинался с самого раннего утра дотемна, и практически не затихал. Дело было в том, что изготовить такой самокат могли не все мальчишки, а кататься на нем хотели очень многие дети, включая и девочек. Поэтому самокатный рев, типа - Рыр! Рыр! Рыр!!! - прерывался только в момент, когда его руль переходил в руки другого катающегося, или на ночь. Во время летних каникул соревнования на самый быстрый самокат проводилось каждый день, с кратким перерывом на обед.
   Бывало по воскресеньям, вкусно отобедавшие мужчины собирались сладко вздремнуть часок-другой на своем любимом диване с газетой в руках. Но, не тут-то было, ведь по новенькому асфальту под окнами дома проносились малолетние гонщики на своих грохочущих самокатах. Разъяренные дядьки вылавливали юных местных шумахеров и тут же на их глазах разбивали резвых деревянных коней об асфальт. Затем, удовлетворенные, тяжело отдуваясь, шли домой, что бы все-таки отдохнуть.
   Мальчишки опасливо подбирали остатки своего искалеченного транспорта, а самое главное подшипники и понуро направлялись к себе домой.
    Пару последующих благодатных дней на улице царила космическая тишина. И только в сараях звенели пилы по дереву и стучали молотки в оптимистических руках юных кулибиных. Видно, недаром в школьной программе были уроки труда, включающие и основы столярного дела.
   Если особо нервные жильцы жаловались на таких мальчишек родителям, то их папы проводили пространные беседы со своими сыновьями. При этом они указывали юной мастеровой поросли на недостатки в конструкции построенного теми транспорта. Даже подсказывали смелые новаторские решения. Ведь когда-то они сами были такими же мальчишками и тоже кое-чему научились.
   В результате изготавливались новые, все более совершенные модели, тем не менее, издававшие такой же ужасный шум. И все оставалось по-прежнему.   
   Зимой, когда выпадал снег, народ резко переключался на коньки, лыжи, санки и, на совсем уж оригинальное изобретение, в простонародье называемое «козой».
   Последнее представляло собой толстый металлический прут длинной около четырех метров. Его с плавно сгибали посредине, а затем оставшиеся концы тоже, но уже в перпендикулярном направлении.
   Стоит стать ногами на каждый конец прута, а руками взяться за изгиб посредине, как за руль, то можно, отталкиваясь от утоптанного снега, скользить по нему, словно на бесшумном самокате.
   Если умело согнуть не прут, стальную полудюймовую трубу, то «коза» получится значительно легче и за счет большей площади соприкосновения полозьев со снегом, скользит еще лучше. Ну, а тот, кому приварят пару металлических ребристых пластин под подошвы, что бы они не сползали с трубы, становился обладателем фантастического гоночного транспорта.
   За пару зимних недель нижняя сторона полозьев отполировалась утоптанным снегом до зеркального блеска, что еще больше увеличивало скорость движения.
   Правда, на чистом льду «коза» становилась тяжело управляемой, ее заносило и вертело боком во все стороны. Но, все равно она ехала. Да еще как!
   С горки она со своим всадником неслась дальше, чем любые санки, на которых подросткам уже было и стыдно кататься.
   Жильцы окрестных домов сладостно млели от свежего морозного воздуха и долгожданной благодатной тишины. Они втайне надеялись, что лето больше не наступит никогда.
   Со временем, в продаже появились настоящие металлические самокаты с резиновыми шинами на колесах, но мальчишки холодно отнеслись к этому перспективному новшеству. А, все потому, что ход у них был совершенно бесшумным. Да и стоили они дорого, не все родители могли их купить своим детям.
    Да и какое же это великое удовольствие самому придумать, изготовить и эксплуатировать самокат. Или что-нибудь другое. Не важно, что. Главное, что своими собственными юными руками. Ведь человек по сути своей Творец и созидать он должен только хорошее…