Тайна погребенного города Сауаши

Слава Орлов
Уже тактически век ученые спорят о происхождении в перуанской пустыне Наска громадных и не очень геометрических фигур и рисунков, так называемых «геоглифов» («гео» - в переводе с греческого - земля, «глиф» - вогнутая линия). Выдвигаются самые разные гипотезы, зачастую противоречащие друг другу. Итальянский же археолог Джузеппе Орефичи, однако, полагает, что он может обьяснить эти загадочные фигуры пустыни Иаска, если обратиться к канувшему в Лету городу Сауаши - колыбели цивилизации Наска.
С середины XVI века, после завоевания империи инков Пизарром, в разных вариантах в Латинской Америке стала ходить легенда о том, что на пустынных равнинах перуанского юга, между Андами и Тихим океаном, находятся странные геометрические фигуры. Такие громадные, словно их сделали какие-то «гиганты».
Что означают эти фигуры? Может быть, как утверждают некоторые, это беговые дорожки для «олимпиоников» доколумбовского периода? Или магические знаки шаманов? А может быть, гигантские рисунки соответствуют нашим знакам зодиака? Может, это своеобразный звездный календарь? Но проведенные недавно компьютерные расчеты показывают, что только двадцать процентов найденных в Наска линий, стрел и иных геоглифов соответствуют астрономическим обозначениям.
Немецкий ученый Эрих фон Деникен считает, что трапециевидные формы многих геоглифов - это не что иное, как посадочные площадки космических кораблей. Пришельцы с других планет были приняты аборигенами пустыни  за богов. И местные жители стали преклоняться перед ними и рисовать животных - своеобразные гигантские кодовые знаки для общения с этими богами.
Археолог Джузеппе Орефичи на сегодняшний день считается в научном мире самым крупным ученым лучшим специалистом по изучению пустыни Наска. Вот уже семнадцать лет подряд он по полгода проводит в древнем городе Сауаши, вернее, а том месте, где он когда-то был, пытаясь найти связь между геоглифами и древней цивилизацией. В местечке рядом с Сауаши, в двенадцати километрах на северо-запад от геоглифов, находятся следы поселения, где итальянский археолог обнаружил ряд интереснейших вещей, наведших археолога на мысль о том, что ключ к разгадке тайны геоглифов находится в погребенном Сауаши.
Он считает, что Сауаши был колыбелью и центром цивилизации пустыни Наска. После определения «контуров» этого древнейшего города, его первоначальный вид был воссоздан с помощью компьютерной графики. В центральной части Сауаши, чуть правее, располагался большой собор или иное культовое сооружение, налево - большие пирамиды. Удивительно, но местные жители, в то далекое время не знавшие письменности, были способны строить пирамиды высотой до двадцати метров и по периметру сто девять метров. Они даже построили оригинальный водопровод и колодцы на разных уровнях города, которые работают и по сей день!
Все здания и сооружения в Сауаши были выполнены  на семи уровнях и строились из кирпича-сырца. Археологами были найдены и захоронения, частично уже разграбленные кем-то. Отсутствие хоть   какого-либо оружия, даже  ритуального,   в захоронениях подсказывает ученым то, что местные   жители скорее   всего были очень мирными людьми. В одном гигантском некрополе площадью 24 квадратных километров было захоронено 200-300 тысяч аборигенов. Так что «гигантизм» был вполне свойственен им, и поэтому влияние «потусторонних сил» на Наска оказывается под сомнением. Все это сделали сами земляне, считает Джузеппе Орефичи!
Археологи нашли трепанированные и мумифицированные черепа. На¬шли трепанированную голову, превращенную в мумию, с какой-то веревкой. Ученые полагают, что это не что иное, как приношение богам. А перед подношением головы богам эту голову скорее всего несли привязанную за веревку к чему-то и затем подвешивали на что-то.
В этих могилах были найдены и трогательно сотканные фигурки, которые сохранили двухтысячелетнюю историю ритуалов Наска. Эти разукрашенные трех сантиметровые «куколки» украшали церемониальную ткань, используемую во время ритуалов. Сохранилась и большая гамма цветов (по крайней мере 250!), очень тонкая работа изготовления этих «куколок», датируемых специалистами третьим веком до нашей эры. Краски настолько сохранились, что, кажется, эти изде¬лия были созданы только вчера. Но этом нет ничего удивительного: климат в Наска очень сухой.
Было найдено даже расшитое «пальто» одного из жителей Наска, на котором находилось более пятисот «куколок» с поднятыми руками или играющи¬ми на музыкальных инструментах. Археологи считают, что это также элементы ритуала.
Наводит на мысль о том, что гигантские геоглифы были созданы местными жителями, факт обнаружения горшков удивительно современной формы с рисунками, схожими с геоглифами. Горшки датируются V и VI веками до нашей эры. Все это свидетельствует о цивилиации, господствовавшей в загадочной для нас пустыне Наска. Цивилизация эта владела математикой и геометрией. Правда, как считает итальянский археолог, жители Сауаши допускали в своих расчетах ошибки. Но, по его мнению, вопрос о том, как наносились геоглифы на местность, снят с повестки дня! Некоторые фигуры выполнены с дефектами, что свидетельствует о таких математических просчетах.
По мнению археолога, все три различных типа геоглифов - спирали-звери, линии-стрелы - принадлежат к эпохе, существовавшей 500 лет до нашей эры. Сначала люди Наска «рисовали» спирали. Затем они стали создавать более сложные геоглифы в виде птиц, пауков, обезьян, касаток, кошек... Словом, то, что их окружало. И лишь после этого -для них «примитивной» ра¬боты - приступали к строительству городов с оригинальными инженерными коммуникациями. Такими, например, как водопровод, что было особо акту-ально для очень сухого засушливого климата.
Для города Сауаши «золотой» век приходится между третьим и четвертым тысячелетиями нашей эры. Это была пора расцвета цивилизации. Но в конце IV века природа преподнесла пустыне Наска, которая в то время была не совсем пустыней, два катаклизма: землетрясение и наводнение одновременно! Город в итоге оказался погребенным под слоем песка, уничтожившего почти все. Кстати, этим временем датируются и последив геоглифы. Потеряв веру в бога, который принес местному народу такую кару, аборигены перестали наносить геоглифы.
Что интересно: итальянскому археологу Джузеппе Орефичи математический метод расчета геоглифов подсказали местные индейцы. Они также сообщили, что сначала делались небольшие модельки этих геоглифов, а затем они многократно увеличивались уже на местности. Может быть, эти индейцы и есть потомки представителей цивилизации, создавшей геоглифы?
Точного ответа на этот вопрос пока нет. Смущает и другое обстоятельство: почему некоторые рисунки (трапеции и «абстрактные» линии), выполненные в пустыне, отсутствуют на найденных горшках в засыпанном городе Сауаши. Может быть, существовала еще одна, не известная нам, цивилизация? Эту загадку еще предстоит разгадать...

Галина Остякова,Вячеслав ОРЛОВ