Рассказывают ветераны. Феофания Каплатая

Наталья Столярова
Пусть Бог её хранит…

26 ноября 1944 года
«Привет на далёкий Урал!
Здравствуйте, дорогие мои, родные папаша и мамаша, а также бабусинька!  Шлю я Вам свой комсомольский горячий привет и желаю вам наилучшего в жизни вашей, а главное, здоровья!
Как встретили праздник? Должно быть хорошо, я представляю всю вашу обстановку.
А Петя как? До сих пор не откликается нам. Да, хоть бы дождаться когда-нибудь. Потеряли, как всё равно половину своей крови. Но что ж, Гитлер хотел потешиться над нами, но он сам потешится в своей расплате в миллионы раз получше. А наши родные, которые пали в битве с жестоким врагом, они останутся завсегда с нами рядом, их имена ни на день не забываются, даже ни на час.
Как я часто, часто вспоминаю всё прошедшее, которое было такое крохотное, но его никогда не забыть. Было многое: хорошее, весёлое, радостное, а сейчас остались одни воспоминания. Мне иногда даже неудобно, что очень часто вспоминаю нашу дружбу, но всё равно вся наша семья сейчас живёт только этим – мы сейчас переносим большую силу испытания духа войной. Мы сейчас многое, многое осознали, если сравнить даже с первым годом войны.
Девушки все, как одна, несём боевой пост и предвидим наше будущее, но, конечно, у каждого пути сложатся по-разному. А главное сейчас это закончить расплату в короткий срок, это ежеминутная наша задача. Она и одинакова с вами. Тыл тот же фронт, он ни на каплю не отстаёт от передовой в своём долгу. Вот чем дышит сейчас каждый человек нашего Союза…
Праздник мы встретили хорошо. То есть, как положено в наших условиях – усилили бдительность, этим и отметили. Вернёмся домой, отметим иначе. Ну, дорогие мои, на этом заканчиваю. Целую. Пишите, жду».

Это письмо с фронта написала Феофания Ивановна Каплатая. Сейчас ей 91 год. Пожелтевшие от времени треугольники писем достаёт из шкатулки её дочь Татьяна Ивановна Елькина. После болезни мама не может говорить, потому о её жизни и судьбе рассказывает Татьяна:

- Все корни нашей семьи здесь, на этой земле. Прадед Пётр был крепким хозяином, держал свой постоялый двор. Дед Оглезнев Иван Петрович родился и вырос в деревне Степаново, а бабушка Мария Сергеевна Щелканова – из Сайгатки. Было у них пятеро детей, выжили три девочки: Антонина, Анна и Феофания, названная в честь святого Феофана.  Но в жизни её потом все звали Фаиной. В 37-м году вся семья от большого голода снялась с родных мест и переехала в Свердловскую область, в Старую Утку. В 1940-м году Фаина в Свердловске окончила медицинский техникум. Тогда она и познакомилась с Петром – своей первой любовью. Пётр Горбунов погиб в битве на Курской дуге. А несколько  фронтовых писем передала его мать Фаине через пятьдесят лет. Все эти годы у неё на столе стояли два портрета – Петра и Фаины. Несбывшаяся судьба, несыгранная свадьба, нерождённые дети и внуки…

Вот что писал Пётр Горбунов в ноябре 1942 года:
«Добрый день! Здравствуйте, папка, мама, бабушка, кока и тётя Тася. Шлю я вам свой комсомольский привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. В первых строках своего письма спешу вам сообщить, что получил от вас письмо, за которое благодарю. И вот сейчас ночью пишу вам ответ, времени сейчас, наверное, часа четыре. Посылку получил давно, но не дошла только водка и валенки, а остальноё всё в порядке. У папки табачок хорош, не только я его пробовал, но давал бойцам, так что и они говорят, что хорош. Вы приглашаете кушать рыбу и уток, вот разгромим фашистских гадов и тогда приедем домой.
Мама, вы думаете послать мне подшлемник, так это лишнее, потому что я всё это уже получил: шапку ушанку, меховой жилет, рукавички, носки, портянки, подшлемники, шаровары ватные, так что на дворе ещё тепло, а нас уже одели на зиму».
       
Трудно разобрать некоторые строчки, видно, что чернила кое-где расплылись от падавших на письмо слёз. Татьяна говорит, что мама почти ничего не рассказывала о войне. Редко, отрывочно…. Вспоминать было слишком больно. Однажды сказала, что пять лет после войны не могла слышать музыку, сразу начинала плакать.

На фронт Фаина с Урала до передовой ехала с другими такими же медсёстрами в «христовом эшелоне», так его называли, потому что ни одна бомба в него не попала, все остались живы. А потом – страшные дни, когда ежечасно рядом смерть. Погибли и близкие подруги, с которыми вместе учились в медтехникуме. В 44-м году Фаина попала в число тех девушек, кого готовили на радисток. Она отличалась замечательным тонким слухом и отличной моторикой пальцев, что важно было для радистов. Но, к счастью, в тыл врага её не отправили, война подходила к концу.

День Победы встретила Фаина в Кременчуге, где продолжались бои местного значения, бандеровцы воевали и в лесах, и стреляли на улицах города.
Летом 1945 года она заболела малярией, и по состоянию здоровья уехала на Дальний Восток, где уже жили родители с сёстрами. Целый год её лечила мать от сильнейшей лихорадки, но на ноги всё-таки подняла. Там и встретился ей Иван Каплатый – вдовец с маленьким сыном. Поженились, родилась дочка Таня. А в 1952 году Иван решил поехать на родину, в Кривой Рог. Но Фаина там жить не смогла, в памяти были послевоенные дни, ей казалось, что она снова идёт по улицам, где в любой момент может раздаться выстрел бандеровца.

И они снова вернулись на Дальний Восток, а оттуда – на родину родителей, в Сайгатку. Это случилось в 1955 году, когда началось строительство Воткинской ГЭС. Долгие годы Фаина Ивановна работала в здравпункте завода РМЗ, потом на 2-й ткацкой фабрике КШТ. А на пенсию её провожали из спорткомплекса КШТ, где она была фельдшером, заботилась о здоровье спортсменов.

Но отдыхать она не умела, в Степаново с помощью родни построила дом, держала корову, свиней, куриц, большой огород, освоила науку пчеловодства. Тогда рядом была сестра Тоня и Юрий Михайлович – её муж, который во время войны был разведчиком, в совершенстве владел японским и китайским языками. В 1987 году он подарил Фаине стихотворение:

Закончилась война, и пушки замолчали.
И годы сгладили великую беду.
И мы живём, и мы опять весну встречаем.
Встречаем День Победы, лучший день в году.
День Победы – самый главный день.
В этот день, на зависть всей планете,
Все награды, Фаичка, надень!
Война закончилась. И заживают раны.
И в День Победы по восторженной стране
Блестя наградами, шагают ветераны:
Фронтовики, герои, совесть наших дней.
Но с каждым годом их шеренга тает, тает.
Редеет славная гвардейская родня.
И все цветы свои весна в венок вплетает
И с ним склоняется у Вечного огня!

Фаина Ивановна Каплатая награждена Орденом Отечественной войны, медалью Жукова и другими медалями. Каждый год, 9 мая, она надевает свой костюм с наградами и смотрит парад Победы. Жаль, что в газетном очерке невозможно рассказать всё о прекрасном и достойном человеке, многое остаётся – за кадром. То, что как фельдшер-акушер она помогла появиться на свет многим детям, что никогда не прошла мимо чужой беды, всегда была красавицей и умницей, верным другом, сестрой и матерью.
Пусть Бог хранит Фаину Ивановну, а мы пожелаем ей здоровья, чтобы встретить свой столетний юбилей.