Куриная рапсодия

Зоя Слотина
   Часть первая. Введение.

Сейчас смешно вспоминать, как я, придумав себе аллергию на городскую жизнь, отправилась жить в деревню. Я мало знала о жизни в деревне и совсем ничего не умела делать  на огороде и во дворе. Многие  мало  знают, многое не умеют, и живут с этим спокойно и счастливо. Но мне про счастье пришлось забыть, потому что неумение в деревне это не фунт изюма. Оно чревато ...
Я год просуществовала в деревне, когда поняла, что надо обзавестись каким-нибудь подсобным хозяйством, чтобы с утра не ломать голову: чем бы сегодня утолить голод. Я решила завести кур. Тогда мне казалось, что ничего неприхотливее и проще не существует. «Курица не птица...»,  «Глупа, как курица». Вот это по мне. Зачем мне умные и привередливые гуси, или капризные индюшки? Конечно, от них мяса больше и цена на них выше, но я  с ними не справлюсь. Безмозговые куры для меня в самый раз. Да и куриные яйца самая демократичная еда.
Учительница из соседнего села с потрясающим названием Коробовка охотно согласилась продать мне пять курочек и петушка. Я принесла куриную команду домой в обычном мешке и выпустила их на волю в своих сенях. Сижу и думаю, что с ними делать? Они же гадят там где стоят. Выгнать их на улицу боюсь, у меня нет огороженного двора, как у других жителей деревни. Куры просто разбегутся по чужим дворам. Я их потеряю. Никаких особых примет они не имеют. Две птички чёрные, а петушок и три курочки белые. Можно нарисовать на них номера, как на майках хоккеистов. Было бы прикольно, но нечем. Я вспомнила, как бабушка привязывала наседку в саду к дереву за ножку. Привязанная курочка спокойно гуляла со своими цыплятками. У меня тоже есть садик. Я, по примеру бабушки,  привязала к ножке каждой птички двухметровый кусок тонкого шпагата. Затем все свободные концы его связала вместе и привязала к длинной бельевой верёвке. Не скажу, чтобы курам это понравилось. Когда я открыла дверь, они рванулись на волю и с диким криком веером распластались на земле. На шум прибежала соседка Натуська.
-Зоя, что у тебя случилось? Чего ты сделала с цыплятами?
-У меня нет цыплят. Просто гуляю своих кур, - ответила я, наматывая верёвку на кулак.
Натуська внимательно посмотрела на меня, на моих распластанных кур и увидела, что их вытянутые лапки тонким шпагатом привязаны к белой верёвке.
-Зачем ты их связала?
-Чтобы не убежали. А они почему-то недовольны.
Соседка ничего не сказала, без улыбки подняла глаза к небу, потом как-то неестественно вытянулась всем телом и, повернувшись кругом, засеменила от меня. Через минуту с крайне обеспокоенном видом примчалась моя троюродная тётка. Я спокойно привязывала верёвку к высокой ветле, что росла у моего  дома со стороны огорода.
-Зоя, дитёнок, как ты себя чувствуешь?
-Спасибо, хорошо. Видишь? Я кур купила.
-Зачем тебе куры?
-Хочу обзавестись хозяйством.
-А зачем ты их связала?
-Они у меня загадили сени. Им надо погулять. Привязала, чтоб они не разбежались по чужим дворам. Мне же их никто не вернёт.
-Вернуть, конечно, не вернут. Их надо приучить к дому, тогда они никуда не денутся.
-Как? Я не знаю как и не умею приучать.
-Это понятно. Вот что. Ты их запри в сарай дня на три. Корми, пои, и зови как-нибудь, чтоб они твой голос запомнили. Через три дня выпусти. Они от тебя никуда не уйдут.
-Спасибо, Дуся.
-А почём ты за них платила?
-По три рубля.
-Это где ж такие цены?
-Да в Коробовке, - ответила я гордо, бахвалясь своей выгодной покупкой.
-О господи... Вчера на базаре в Грязях продавали больших живых кур по два пятьдесят. Эти цыплята поздние, им ещё два месяца расти. Ладно. Бог с тобой. Я пойду.
-Поздние, так поздние. Что ж им не жить теперь? – обиженно пробурчала я вслед тёте.
Я собрала своих птичьих тинейжеров, закрыла их в сарае и, чтоб искупить свою вину перед ними, насыпала пшена на земляной пол и налила в тазик воды. Я когда-то слышала, что куры любят просо, но пшено-то, по-моему мнению, лучше. Оно же очищенное. Потом подумала, что там темно. Пожалела кур и принялась за дело. Сколотила раму, размером с входную дверь сарая, набила гвоздей по периметру и из кусочков алюминиевой проволоки сплела сетку, чтобы у кур был свежий воздух и свет. Вспомнила, что куры клюют песок для пищеарения. Нашла широкий низкий ящик, поставила его в сарай и насыпала в него песку с ячменём, чтобы у кур была забава. Но дни осенью короткие, и я протянула в сарай провода и прикрепила к потолку лампочку. Пока я всё это делала, я непрерывно разговаривала сама с собой, чтобы куры хорошо запомнили мой голос. Они на меня не обращали внимания, и я очень переживала, что они на меня обидились и мой голос не запомнят. Обижаться все умеют.
Через три дня я  решилась выпустить пленников на волю, и, о радость, они от меня никуда не побежали. А когда я на улице посыпала корм и позвала их, они прибежали ко мне. Значит всё в порядке, куры меня простили.

Непростое это дело держать кур. Конечно, их с коровой не сравнить, но и они нуждаются в уходе. Я нашла какую-то брошюру. В ней написано настолько по- умному, что я много чего не поняла. Не помогло даже высшее образование. Я ухаживала за ними по-простому, не вычисляя количество протеина и  минеральных солей. Птице нужны витамины? Да ради Бога! Натру немного морковки или порежу мелко морковные очистки, или накрошу верхние листья капусты, не жалко, их всё равно выбрасывать. Вот и все витамины. Надо давать  сырой корм? Нет вопроса. А картофельные очистки на что? Наварю, намну, пересыплю отрубями и вперёд. Запарю я ячмень или не запарю, они клюют. Очень неприхотливая птица. Всё им нравилось. Они и свеклу хоть варёную, хоть сырую склюют. А ещё я  додумалась подкормить их живым кормом. Возьму лопату и на огород. Я копаю землю, а моя стайка клюёт дождевых червяков. И так я сдружилась с курами, что  некоторые прыгали на лопату, не опасаясь меня. Стоило мне выйти из дома, они сразу окружали меня и сопровождали на охоту за живым кормом, от нетерпения поклёвывая сапоги.  Цыплят я купила в октябре. Не успела толком оглянуться, привыкнуть, как пришли холода. Сарай не дом, в нём холодно. Мне стало жалко моих птичек.
Я повесила над ящиком с песком красную лампу для обогрева, стены для утепления обила толстым картоном. Выпускала пташек погулять на короткое время и снова в сарай. А там не то, что на улице, чище и теплее. Ну, конечно, я кормила и поила их лучше, почаще меняла воду и приносила еду порциями, чтобы вода и влажный корм не застывали. Два раза в день выметала курятник. Вопреки всем неблагоприятным прогнозам, что поздние цыплята плохо развиваются, мои курочки занеслись в январе. Ни у кого они не несуться в холода, а мои меня  порадовали.

Часть вторая. Сюрпризы.

Курочки меня кормили. Каждый день я вынимала из двух гнёзд не менее четырёх яиц, а часто и пять.
Для одного человека это много и, продавая яйца, я покупала что-то другое. Всё было более чем хорошо, но в начале апреля вдруг одна курочка, как больная, стала бродить одна и квохтать, как будто подавилась. Нестись она перестала, а потом и вовсе уселась в гнездо и  мешала другим нестись. Её бедные сестрёнки, пристраиваясь рядом в гнезде, оставляли под ней свои яйца. Меня она к гнезду не подпускала, клевала руки. Я потерпела три дня  это безобразие и пошла за консультацией к соседке. Её звали Дуня Кулешиха. Она крепко пожилая женщина, то-есть старушка. Не хочется так её называть, потому что соседка не выглядела на свой возраст, была в теле и по-молодому легка на ногу. В отличие от других Дуня была добра, приветлива и никогда надо мной не смеялась, всегда серьёзно отвечала на все мои вопросы. Короче, относилась ко мне с сочувствием.
Я не понимаю злой радости людей, когда к ним обращаются в чём-то плохо  информированные граждане.Я-то не издеваюсь и не смеюсь тому, что кто-то не знает программирования. Правда, по этому вопросу ко мне в деревне никто не обращался.
Я поселилась в глуши после серьёзной болезни, будучи уже полным инвалидом. Конечно, мне многое давалось с трудом. Прошлой весной я пропалывала грядку морковки. Мне было тяжело стоять низко наклонившись, и я присела на корточки. Потом у меня затекли ноги, и я решила просто сесть на землю. А чего такого? Земля сухая тёплая и дёргать всходы сорняков значительно удобнее сидя на земле. Так как солнце приятно и нежно припекло, меня разморило, и я стала пропалывать грядку лёжа. Естественно, через какое-то время, немного приутомившись, я уснула. Примчалась Натуська и завопила:
-Зоя! Чего случилось? Что ты тут делаешь?
-Ничего! Морковку пропалываю, - проснувшись, недовольно отмахнулась я от надоеды.
-А чего лежишь?
-Так мне удобнее.
Ну и в чём проблема? Чем я ущемила интересы деревни? Так нет, смеялись надо мной так, как Жванецкому и не снилось. И после этого случая стоит мне задать какой-нибудь простенький вопросик, так у собеседников сразу обнажались все зубы во рту, и они начинали аж заходиться от смеха. А старая Дуня не такая.
Я поведала ей о своей беде. Она пришла ко мне посмотрела на курицу и сказала:
-Она стала наседкой. Нестись теперь уже не будет.
-А что мне делать?
-Если хочешь цыплят, посади её на яйца.
-Спасибо. Я хочу цыплят. А где взять яйца?
-А у тебя нет яиц?
-Есть. Спасибо. Я буду.  Я сейчас, я быстро, - закрутилась я и тут же притормозила. -Но... она клюётся.
-Ты не суетись. Возьми ящик. Постели в него соломы, поставь его в спокойное тёмное место. Положи яйца в ящик. Поднеси наседку, она на них сама сядет. Ты курицу не бойся.

Апрель не самый тёплый месяц в нашей полосе. Конечно, я утеплила, как могла курятник, но всё-таки там наседке придётся неподвижно сидеть, она будет мёрзнуть. В сенях легко найти тёмный уголок, но вдруг мою маму-курочку начнут беспокоить кошки и собака. Нет, я такое допустить просто не могу. Кроме моей комнаты, везде холодно и беспокойно. Поэтому я всё сделала по инструкции бабы Дуни, но ящик с наседкой устроила в уголочке под стулом около моей кровати. Я решила, что так мне и наседке будет спокойнее. Птица сидела тихо, мне от неё никакого беспокойства. Я поставила рядом с ней воду и кормушку, но не заметила, что она сходила бы с гнезда. Иногда среди ночи я слышала какие-то тихие звуки, будто бы наседка тихонечко нежно разговаривала с яйцами, поворачивая их. Но утверждать это не берусь.
Ровно через неделю другая курочка заквохтала. Я не испугалась и не растерялась. А просто посадила её на гнездо в другом конце комнаты. Где одна наседка, там и другая. Пусть сидят. Всё равно не несутся.
Из брошюры я узнала, что птенцы появляются на двадцать первый день.  Первая курица уже сидела в гнезде на яйцах три дня прежде, чем я её перевела на постоянное место. Вдруг некоторые птенцы появятся раньше, чем другие? И наседка их нечаяно задавит? Я очень переживала за цыплят.  Чем ближе был срок их появления, тем беспокойнее мне было. Пришлось опять обратиться к бабе Дуне.
-Не беспокойся. Как только птенцы появятся, ты их сразу услышишь. Они громко заорут. Тогда ты   курицу снимай, бери цыплят и в коробку. А коробку на тёплую печку поставь. А когда все выведутся, тогда их отдашь наседке. Она сама о них позаботится, - терпеливо учила меня соседка.
Я ответственно отнеслась к рождению цыплят. Нашла подходящую картонную коробочку, постелила на дно чистую льняную салфетку и стала прислушиваться. Где-то в районе девятнадцатого дня я услышала в гнезде писк. Быстро сняла наседку, но яйца все целые и никакого признака появления птенца. Потом я раз пять слышала громкое «Тек!», но под наседкой были только целые яйца. Я решила посмотреть, а нет ли кого под яйцами. Дотронулась до одного и услышала истошный крик «Тек!» А курица забеспокоилась. И тут пришла в голову страшная мысль, а вдруг цыплёнок задыхается в яйце. Изнывая от страшных предположений и беспокойства, я не могла спать и помчалась к моей учительнице.
-Баба Дуня! Цыплёнок задыхается!
-Где?!
-Так в яйце. Он там орёт, а выйти не может!
-В целом  яйце?
-Да!
-Да этого не может быть. Я всю жизнь прожила в деревне, а про такое даже не слышала. Бывало курица пропадёт, потом появляется с выводком. Такое сплошь и рядом, но чтоб яйцо орало... Ну-ка пошли.
Пришли, дома тишина. Подняли курицу, никаких цыплят и тишина. Я угостила помощницу чаем с печеньем. Сидим пьём и вдруг громко «Тек!». Дуня в два прыжка к гнезду. Хвать курицу с гнезда.
        -Что такое? Почему цыплока нет? А ну погляди вокруг, может сбежал. Они шустрые.
-Но количество яиц не изменилось, - сообщила я.
Дуня погладила кладку, и вдруг под её рукой закричало яйцо. Опытная крестьянка даже подпрыгнула.
-Ну вот! Наверно задыхается. Уже давно задыхается, - трясясь от возбуждения, зашептала я.
-Давно кричит, говоришь? Если давно, то уж задохнулся бы. Ладно, ты их не трогай. Видишь курица волнуется. Пусть она сама с ними разбирается. Я такого не слышала. Да ведь и не прислушивалась. Я же гнёзда дома не ставила. Бывало посадишь наседку, да и забудешь про неё. А вспомнишь, когда она сама явится уже с выводком. Ну дела! Скажи кому не поверят. И правда, с тобой не заскучаешь, - покрутила головой баба Дуня и вдруг впервые громко захохотала.-И ведь вправду, ты не от мира. Да ты не обижайся, я по-доброму.

Пятнадцать цыплят вывелось ночью, когда я спала. Ни одного птеньчика наседка не задавила. А через неделю другая курица вывела семнадцать цыплят. Мне говорили, что можно было объединить два выводка под одну наседку, но я не стала этого делать. Куры потрясающие матери. Если бы люди так любили своих детей.
Интересно то, что яйца я брала от белых и чёрных кур,  петух тоже просто белый, цыплята все до одного цветные. Когда они подросли и оперились, то удивлению сельчан не было предела. Я не знала, что в курином роду существует такое богатство красок. Это было тридцать два неописуемо красивых фазанёнка.
Пришла ко мне в гости тётя Маня, родная сестра моего отца, и потрясённая спросила:
-Откуда у тебя такие цветные петухи, да и курочки тоже. Ты яйца покупала?
-Нет, это мои чёрно-белые снесли. Я тоже удивляюсь. Может мои куры бегали к чужим петухам?
-Да? Но в нашей деревне нет таких петухов и кур. Ты погляди на них. У кого гребни пластинкой, у кого кучкой. У кого ножки голые, у кого лохматые. А голубых кур я вообще никогда не видала. У бежевых-то какой рисунок интересный. Чудеса и только. Петухи такие иногда мне встречались, но у тебя они намного интереснее. Даже белый петух необычный.
-Да, тётя Маня. Он почему-то белый, как снег, и перья серебром переливаются.
Так я стала хозяйкой тридцати семи куриных голов. Самое страшное было впереди. Среди них было десять петушков немыслимо красивой расцветки. Курочек тоже было слишком много для меня. И от них надо было как-то избавляться. А я их всех любила и не могла выбрать кого оставить. Но это уже совсем другая история.

Часть третья. Открытие.
Через пару лет я стала опытной птичницей. И надо мной уже никто не смеялся. Я кое-чему научилась и немного расширила своё хозяйство. У меня уже были и другие домашние животные. Я перестала переживать за хлеб насущный. Но куры оставались моими любимцами. От них, конечно, немало беспокойства, но главное открытие состояло в том, что эти птички совсем не глупые или, как их принято  считать, безмозговые. В чём-то они дадут фору другим птицам и даже людям. 
У них прекрасно развито чувство самосохранения. У меня остался лишним крупный белый петух. Я не смогла его пристроить в другую семью. Участь его была решена, петух должен был пойти на мясо. Я долго почему-то откладывала его реализацию. Но вот приехала в гости из голодной Москвы дочь. Шёл третий год перестройки. Все так перестроились, что за продуктами дочери ко мне в Байгору ездили зайцем на электричках в выходные дни. Конечно, они по привычке работали, только зарплаты им не давали. Так было принято. И я решила  отдать птицу для еды семье дочери. Стоим мы с  ней на улице, глядим на клюющих кур и я говорю:
- Сейчас мы с тобой всё соберём, кроме мяса. А вечером, когда куры сядут, я сниму с насестей белого петуха. Днём-то его не поймать. Вечером зарубим, почистим. Ночью тушка охладится в холодильнике.  Думаю не испортится за то время, что будешь добираться до дома. Не велик кусок мяса, но хоть что-то. Когда осенью приедете, тогда и кроликов дам и цыплята подрастут. А сейчас яйца, творог и овощи повезёшь.
Поговорили и пошли на огород, собирать, что Бог дал, для детей. В те годы моё хозяйство было главным источником питания нашей семьи. Холодильник у меня - хуже не придумаешь. У него была большая дыра в двери, которую я затыкала тряпками. Морозильная камера ничего не морозила. Но худо-бедно в нём пища не прокисала сразу, как на жаре.
Вечером, как только стемнело, и куры уселись на насести, я пошла закрывать курятник и заодно взять приговорённого к смерти петуха. А его-то в курятнике не оказалось. Было ещё не совсем темно, петух большой и белый, я надеялась найти его. Искала-искала среди яблонь в саду, на огороде, в вётлах, в сливовой рощице, в вишнях, в малине - не нашла, как в воду канул. Утром кормлю кур и говорю дочке:
-Наверно лисица его утащила. Говорят, у нас на другом берегу реки лиса с лисятами живёт.
-Ну что поделаешь. Ты, мама, не переживай. Проживём без мяса.
В полдень дочь уехала, а белый изголодавшийся красавчик прибыл к кормушке.  Жизнь петуха оказалась длинной. Его у меня купили на племя.

Другой случай был интереснее. Нас с мужем пригласил знакомый на день рождения. Я насыпала и положила всем животным побольше корму, поставила свежей воды. Мы нарядились и отправились в гости, понимая, что засветло не вернёмся. Сарай с козами коровой и свиньями я закрыла. А курятник, на всякий случай, я оставила  открытым и свет в нём включённым, чтобы куры без нас устроились на ночь отдыхать. Когда мы вернулись, в курятнике горел свет, но ни одной птички там не было.
Потеря полсотни кур с подросшими цыплятами для меня в то время было большим несчастьем. Я не знала, что думать. Села на ступеньки крыльца, подперла щеку рукой и загрустила. Сидела таким образом долго, горевала, приговаривая:
-Я пять лет, как проклятая, только и знаю, что работаю, не досыпаю, падаю в обмороки. Только один раз позволила себе развеяться, ушла на пару часов. И вот, на тебе!
-Да ладно. Чего теперь, - мрачно сказал муж.
 Я подняла глаза к небу и спросила:
-Господи, за что?
На небе ни тучки, светила полная луна. Мой взгляд упал на ветлу, и я увидила, что на  верхних ветках  дерева устроились какие-то крупные птицы. Я немного пригляделась и глазам своим не поверила. Да это же мои куры и цыплята устроились ночевать под открытым небом. Я, наивная, доверяла и людям, и зверям, а  глупые куры знали цену моему окружению и, не умея летать по определению,  от греха подальше взлетели на высокое дерево. Мы взяли лестницу и сняли их всех. Когда муж поднимался к ветке, где они сидели, и тихонько звал их, мои дорогие птички не кричали, не бились, а сидели неподвижно и позволяли себя снимать.

Оказывается у кур прекрасные семейные отношения. Петух одинаково любит всех своих жён. Когда он находит вкусную еду, сам не бросается клевать, он зовет своих дам, показывает, что нашёл, и отдаёт им свою находку. При опасности петух не бежит сломя голову прятаться. Куры убегают, а он пытается драться и пятится, даёт время курам спрятаться. Он не бежит, понимая, что не справится с противником, то-есть принимает огонь на себя. Чувство ответственности и у петуха есть. Он, по-своему, герой.
В первый раз, когда я делала курам гнёзда, где они должны откладывать яйца, я  обнаружила, что на самом деле не курица, а петух строит гнездо. Случилось это так. Мне сказали, что гнёзда курам надо устраивать повыше, иначе они в них не сядут, потому что будут бояться, и будут терять яйца, где придётся. Я взяла два низких ящика, положила в них свежую солому и установила их под потолком курятника, на полках, которые построил муж. Через полчаса захожу в курятник, а в ящике шебуршится мой  петух, а бедная курочка стоит рядом на насесте.
-Ах, ты, негодяй!- закричала я и выгнала петуха из ящика.
Я увидила, что в середине ящика вмятина в соломе.
-Вот поди ж ты! Курицу выгнал из гнезда, а сам примял солому! – возмутилась я, растрясла примятое и добавила ещё соломки, чтобы курочке было мягче.
Через полчаса заглянула в курятник, а петух опять в гнезде и квохчет зовёт несушку, а та лезет к нему в гнездо. Я решила посмотреть, что же будет дальше. А дальше петух ушёл, а его супруга осталась в гнезде. Через некоторое время в дальнем углу огорода заорал петух, ему вторили рядом стоящие куры, а несушка в это время тихонько покидала сарай. Потом я не раз замечала, когда меняла подстилку в гнезде, гнезда благоустраивает   петух. А своим криком он отвлекает внимание от гнезда и несушки.
Если гнёзда не обновлять, то петух своим дамам находит чистые укромные места для кладки яиц. Первый раз я столкнулась с этим во время сенокоса. Горячая пора, надо успеть  высушить и убрать сено между дождями. Такая большая напряжёнка, что было не до кур. Вскоре я обнаружила, что при большом количестве  кур-несушек я имею в гнёздах курятника очень мало яиц. Решила, что несушки устроили перерыв. И вдруг, складывая сено на чердак сарая, муж обнаружил гнездо, полное яиц. Количество яиц меня впечатлило. Потом на крыше сарая,  где среди пышных веток черноклёна застряла охапка  сена, мы нашли второе гнездо с ещё большим количеством яиц. И наконец в сарае, где были сложены брёвна и тоже на сене мы нашли третье гнездо. В общей сложности мы нашли целое ведро яиц. И только тогда, я сообразила, что все гнёзда были устроены на чистом душистом сене. Я вычистила ящики, набила их душистым свежим сеном и проблема решилась сама собой.

Но самым большим потрясением для меня было то, что мои куры могли ладить с другими моими животными. Мои собаки не обижали моих кур, хотя чужих
запросто гоняли с огорода. Наседки с цыплятами бесстрашно клевали из собачьей миски еду. Были случаи, когда курица искала убежище в собачьей конуре и даже несла там яйца. Но яйца из своей конуры собака съедала.

Часть четвёртая. Заключение

 Теперь я перестала свысока относится к курам, да и вообще ко всем нашим братьям меньшим.  Среди них, конечно, не водятся програмисты, научные работники, про другие профессии ничего не могу сказать, но няни, дипломаты и артисты  налицо. Ну как тут не задуматься? Может быть из уважения к животным стать вегетарианкой?