Кеды

Геннадий Алексеенко
Было это давно, очень давно, где-то в шестом или седьмом классе, а это конец пятидесятых годов. Было это в небольшой кубанской станице, затерявшейся среди пшеничных и подсолнечных полей, вдалеке от городов, железной дороги и автострады.

 Однажды Мария Ивановна, учитель физической культуры, а попросту физрук, сообщила ученикам Колькиного класса, что в ближайшую субботу начинается сдача норм БГТО. Далее она сказала, что сдача норм будет несколько дней. В первый день они будут сдавать бег на 60 м и на 400 м. Во второй день – прыжки в высоту и в длину и так далее. А Кольку она попросила пойти с ней в пионерскую комнату. Колька не раздумывая последовал за ней и попался. В пионерской его ждала работа. Нужно было написать лозунг: «Будь готов к труду и обороне!» Когда Колька понял, что его ждет, отступать было уже поздно, и он обреченно приступил к работе. Сначала нужно было хорошо натянуть материал. Затем рассчитать ширину букв и на основании этого разметить красную полосу ткани, подготовить кисти и выбрать краску. В качестве краски обычно брали зубной порошок. Порошок разбавляли водой и добавляли туда клей. К вечеру лозунг был готов. Колька со спокойной совестью отправился домой. Все остальное по украшению спортплощадки делали другие.

 В субботу, так в субботу. Никто к этому событию специально не готовился. Да и как готовится никто из учеников этой школы не знал. Секции легкоатлетов у них не было. Заняться профессионально легкой атлетикой никто из класса не собирался. Технику бега на коротки и длинные дистанции в общих чертах им объясняли на уроках физкультуры. Были они, уроки, два раза в неделю. Все они строились по одному сценарию. В начале урока интенсивная разминка. Далее, осенью элементы легкой атлетики, зимой – элементы гимнастики. Остальная часть урока - спортивные игры, баскетбол или волейбол. На одном уроке девочки играли в волейбол, мальчики - в баскетбол, а на другом уроке игры меняли. Большинству из учеников результат игры был не важен, интересен был сам процесс. Осваивали школьники элементы игры в баскетбол и волейбол в течении игры путем проб и ошибок, результаты были разными, но они особой роли для каждого из них были не существенными.

В субботу Кольке крупно повезло. Перед тем как ему нужно было бежать дистанцию в 60 м одноклассник дал Кольке свои китайские кеды. Как это произошло Колька уже не помнил. Не помнил и все тут, сколько лет прошло-то. Как фамилия, даже как звали того одноклассника Николай Петрович забыл напрочь. А вот кеды запомнились. Они ему очень понравились. Кеды так хорошо сидели на ногах. В них было так удобно и так легко бежать, что он установил личный рекорд на обеих дистанциях. Все сельские ребятишки, как только наступали теплые дни, подсыхала земля, приходя домой из школы, снимали обувь, и ходили босиком до холодов. Бывало и так: как только ученик выходил из школы, он снимал ботинки, связывал их шнурки, перебрасывал связку через плечо и босиком шел домой. Дома, как правило, никого не было, все в колхозе, выпивал кружку молока, заедал куском белого пшеничного хлеба, благо печь хлеб в станице умели, и бегом на улицу, а там как придётся. Наверное, потому к красивой, удобной обуви все они, сельская детвора, относились с трепетом и восхищением и это оставалось на всю оставшуюся жизнь, особенно у девушек и женщин.

С тех пор у Кольки появилась мечта. Мечта была простой и бесхитростной. Ему захотелось иметь такие же китайские кеды. Колька прекрасно знал, что советские кеды в продаже, особенно в станице, бывали очень редко. За китайские кеды и говорить не приходилось. Как они появились у одноклассника известно только ему. Колька так же знал, что его родители такие кеды купить не смогут. Это его не расстраивало. Он уже понимал, а может ощущал, возможности своих родителей и понимал, что изменить это на данный момент не возможно. О своей мечте он никому не сказал и говорить не собирался. Мечту он спрятал глубоко, глубоко в подсознание.

Нормы БГТО Колька сдал. Значок получил, с удовольствием прикрепил его к своему пиджаку. Дальше школьная жизнь потекла по накатанному руслу. Где-то в третьей четверти Колька и его товарищ по парте были дежурными по классу. В обязанности дежурного входила уборка класса в течении занятий, а после уроков нужно было вымыть полы. Товарищ по парте после четвертого урока незаметно исчез. Хочешь, не хочешь, пришлось работу выполнять одному. Нет, конечно, можно было уйти домой не убирая класс. Тогда на следующий день классный руководитель вызовет и Кольку, и его товарища. И начнется долгая, нудная и неприятная беседа. Лучше уж убрать класс и хорошо вымыть полы. Тогда классная, вряд ли узнает, что его товарищ увильнул от уборки класса, но фискалить на него Колька не собирался.

Убирать класс приходилось не раз и поэтому технология уборки Кольке была хорошо знакома. Сначала нужно было выбрать мусор из каждой парты. Выбирая мусор Колька, обнаружил сверток. Сегодня был урок физкультуры и, наверное, кто-то забыл «сменку». Колька не стал разбираться чьи эти вещи. Он положил их на окно и продолжил свою работу. Далее нужно было поставить каждую парту одного ряда набок, освободившийся участок пола нужно было подмести, промыть и сменить воду. Так он проделал с каждым рядом парт. К концу работы Колька устал. Сел отдохнуть. И тут он вспомнил о свертке. Прошло много времени, за свертком никто не пришел. Кольку разобрало любопытство. Поблизости никого не было. Большая часть учеников свою работу выполнила и ушла домой. Можно было удовлетворить свое любопытство. Когда Колька развернул сверток, он замер от изумления. В свертке лежали трико и кеды. Китайские кеды! После небольшого замешательства он вещи завернул в сверток и снова замер.

-Что делать? Оставить в классе? Отнести в учительскую?  – лихорадочно думал он.
 - Пусть они полежат у меня, завтра верну хозяину- решил он в конце концов.

 Положил сверток в свой портфель, и отправился домой. По пути домой никого из своих знакомых он не встретил. Мысли в голове мелькали и не хотели выстраиваться в каком-то порядке. Дома никого не было. Колька вытащил из портфеля сверток, развернул его, взял кеды, и вдруг и решительно быстро прошел в сарай, залез на чердак, поставил кеды в уголке среди старых вещей и быстро покинул чердак.

На другой день в школу он пошел рано и понес сверток с трико. В классе было пусто, и Колька с облегчением положил в парту сверток, где сидел хозяин этой вещи. Он боялся встретить владельца вещей, боялся посмотреть ему в глаза, а потому вышел не только из класса, но и из школы и спрятался в школьном саду. День прошел, все было нормально. Прошел второй, затем третий день, никто Кольку не тревожил, и его волнения стали утихать. Через неделю Колька вообще успокоился. А зря. Мать обнаружила эти кеды и сразу вычислила виновника, да Колька и не отпирался, сразу во всем признался. На другой день после разговора он рано пошел в школу и в пустом классе положил китайские кеды в парту за которой сидел хозяин китайских кед. И на всякий случай ушел на спортплощадку гонять футбол.

Как мать обнаружила китайские кеды? Что она говорила Кольке? Какие нашла слова, такие что Кольке стало стыдно за свой поступок? Николай Петрович этого не помнит, но с тех пор чужие вещи он не присваивал себе ни разу. И всю жизнь считал, что брать чужое не следует, а воровство — это преступление. Хотя вру. В одиннадцатом классе в начале июня все юноши Колькиного класса, а это 9 человек, решили пойти в вишневый сад. Что поделаешь, в станице забраться в чужой сад, поесть там фрукты, нарвать цветов, считалось шиком, было престижно и воровством не считалось. Но за цветами для выпускного бала лезь в чужие цветники категорически отказался и уговорил своего друга поехать на мотоцикле в лесополосы за полевыми цветами.