Литературная критика Два романа C. Савицкой

Володя Морган Золотое Перо Руси
         Не со времен царя гороха, только что,  в обиходе россиян появилось редкое на слуху, незнакомое прежде слово “реституция”. С  подчёркнутым   намёком на  бранное. У реликта  два толкования: в плоскости международного и одновременно гражданского права. Но всё едино. Смысл в возврате имущества или возмещения убытка в случае неправомерности захвата, национализирования или совершённой сделки. Здания, дома, билдинги, дворцы и хижины, двенадцать стульев орехового гарнитура, живопись, драгоценности, египетские пирамиды, сфинксы на Неве, земля, фабрики, судоверфи, сталелитейные заводы  и питейные заведения – всё, всё подлежит возврату прежним хозяевам.
С победой контрреволюции и реставрацией капитализма в социалистических странах процесс реституции  носил массовый характер в Польше, Чехии, Литве, Эстонии, Латвии. Процесс возврата принёс для одних радость приобретения, потери и горе для других. Дошла очередь до раздачи Украины. Наш многоуважаемый, всемирно известный постсоветский поэт  Евгений Евтушенко и тот, как нищий, стал в очередь за реституцией. Ждём-с.  Вспухла  демократии американского образца, главным приоритетом которой является защита прав частной собственности. Понаехали  заждавшиеся наследнички из США, Канады и других «цивилизованных стран», в основном, из Европы и всё подчистую разобрали. Документы? Нашлись и ещё “найдутся”. Советский граф Алексей Толстой в романе “Эмигранты” наглядно показал как со времён 1917 года ходят по рукам нефтяные акции, как ими торгуют по заграницам и как они готовы вступить в действие “на предъявителя” с претензией на Башкирское, Гурьевское, Бакинское месторождения.   Каменные  столбы Содома и Гоморры отыскали. Эка невидаль - документы!
      Вот такие, увы, нелёгкие и хлопотные мысли (помимо других) возникают у меня, как у читателя,  при знакомстве с двумя историческими романами культовой  писательницы России, графини Светланы Васильевны Савицкой «Распутай время» и «Балканы».
      Два романа – как один  удар  по темени вызывающий у противника классический нокдаун. И это несмотря на то, что произведения  написаны с разрывом в пять лет и что они совершенно разноплановы и по теме, и по содержанию; они - перекликаются единством поддтекстового содержания.
       Первый из романов «Распутай время»*),  определяемый  как  роман-эпопея с элементами художественной публицистики, можно условно назвать  “фамильным”.
      - Моя девичья фамилия Тишкова. – Рассказывала как-то о себе и своих предках Светлана Савицкая.- По бабушке - Анисимова и Захарьина. Это древний род. По матери я Нарышкина и Попова. Попов, мой дядя, – изобретатель радио. По маминой линии – Нарышкина – мать Петра Первого. Савицкие тоже из дворян. «За заслуги перед Отечеством». Они были сосланы в БелБалтЛаг на строительство канала в 37 году. Потом народ простил нам нашу интеллигентность, и мы вернулись в Москву. В нашей семье хранятся гербы и старинные фотографии, в том числе изображений на могильных плитах  некрополя Донского монастыря.
       Вот,  дорогой читатель, очень кратко о семейной истории автора и рассказано  в романе «Распутай время» на 660 страницах.  Остается лишь добавить, что за проявленное романистом художественное мастерство  «Всемирный Академический Университет Мюнхен-Москва-Гамбург» удостоил писателя высокого звания «Заслуженный деятель мировой культуры».
      Красочно  обрамлённый  живописью стремительных  назывных предложений и возвышенных  слов, характерных для Светланы Савицкой, роман «Распутай время» даёт нам живое представление  о давно прошедших,  ещё дохристианских временах на Руси, вплоть до 60-ходов прошлого века – до после сталинской реабилитации “врагов народа”. 
      Вчитайтесь в  романтические названия глав романа, например, “Поющая чаша”, “Вскипающие свечи душ”… Нельзя  не восхититься взволнованными философскими периодами:   
       «Вера и Правда. Это идеи или эпидемии? За Веру и Правду погибали наши предки. Все они умерли. Все они в нас. Вечность настолько плотна и упруга, что силой воли ее не взять. Хитро, по наитию, как в щели просачивается вода, можно попытаться проникать в эту темноту. И вдруг ярким алмазом пещеры, окруженным темным гранитом небытия, вспыхивает память. Где-то есть слои времени, которые мы не помним. Но мы жили в них! Криками, атомами, протонами, кварками, а потом: факсами, смс-ками, е-мейлами… Боже правый! Мы не повторим дословно, что отправляли по электронке неделю назад! Зачем же разум бьется снова и снова о стены темных лабиринтов времени? Зачем вдруг вот взяло и взбрендило здесь, в этом существовании распутать нити Доли и Недоли, перекрестившие столько судеб? И почему память наша избирательно помнит лишь узелки? Встречи? Вехи? Бинарные точки? Слова!»
       Вторая составляющая романа “Распутай время” это более или менее упорядоченный на сегодня рассказ о  древнеязыческих верованиях славян и сородичах-варягах. Подёрнутый сказочным флёром и метафизичностью перед нами предстаёт  почти весь паноптикум теней: Ярило, Даждьбог, Стрибог, Волос, Перун, Стрибог, Книга Святогора.
      Впрочем, отдавая должное “языческим” познаниям писателя нельзя не заметить, что, к сожалению,  большинство подобных  исторических сочинений зиждится не на скурпулёзном анализе древних документов  (их в природе не существует). Сказочность построена на   беллетристических  придумках предыдущих авторов, как источниках непогрешимой правды. Иногда лишь на собственных  озарениях.
    Ближе к нам по времени, в 2013 году,  увидел свет ещё один  эпохальный  роман Светланы Савицкой “Балканы”**), вызвавший особый  интерес в славянских странах и ставший бетселлером. Так, этим  летом в Болгарии состоялись торжественные презентации эпопеи с участием приглашенного из Москвы автора. “Светлана Савицкая е посетила 30 града,- сообщала болгарская пресса,- в това число столицата София и всички градове с военно-исторически музеи – Габрово, Плевен, Бяла и много други”. А накануне, 31 мая, в Гербовом зале Посольства Болгарии в Москве писательница в числе других была  удостоена высшего правительственного знака Самарского знамени за творческий и личный вклад в укрепление дружбы между двумя странами.
         В целом  роман "Балканы" представляет собой взволнованный рассказ о трагичной любви юного турка Джамаля и девушки-болгарки по имени  Живка. Вместе с тем это и сложное переплетение   судеб их родственников и друзей  во время  Освободительной русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов с её неимоверным героизмом и неисчислимыми жертвами.
      Наряду с изображением тонких любовных чувств и нюансов самого этого чувства роман поражает   читателя широтой изображения исторических событий, грандиозными батальными сценами и знанием военного дела. Мастер-баталист, С. Савицкая изображает практически несметное количество персонажей из России, Болгарии, Румынии, Турции, Франции. Её  герои - яркие и запоминающиеся характеры: Бекур бей, Живка, Селма, Джемал, Карине, Емин бей, Павел Петрович Калитин, генералите Скобелев, Столетов, Баронеса Юлия Петровна Вревская, децата…  Немалый интерес представляют также и собственные исторические изыскания писательницы, например, о грозном и безжалостном последователе корана - о турецком  полководце Сулейман-паше, оказавшимся на поверку  “френски евреин” Леви.
      Немудрено запутаться в обилии персонажей изображенных в романах «Распутай время» и «Балканы». Работая для своей «Человеческой комедии»  Оноре де Бальзак заказывал куклы на каждое действующее лицо. Чтобы не утратить нить повествования  Леонид Леонов развешивал по дому странички своих бумажных рукописеий на берьевой верёвке. Светлана Савицкая обходится без всего.
      Благодаря  неимоверно высокому уровню писательской компетенции ей  удаётся удержать в памяти тысячи разноплановых деталей и восстановить в слове картины  жизни далёких предков и образы прошлого.
     Гений русской литературной критики Виссарион Белинский оценивал гениальность Пушкина многосторонностью его таланта, тематическим разнообразием творчества и точным описанием различных  страстей, обуреваемых человечеством.  У Светланы Савицкой талантов столько, что можно подумать, будто Бог по ошибке передал ей.  Но я так не думаю. Больше всего я  склонен  полагать, что сегодня в русской литературе мы впервые имеем  гения-женщину; натура тонкая и энергичная, поэтесса, народная сказительница, музыкант, художник, философ.  Именем «Писатель Светлана Савицкая» названа звезда в созвездии Весов. На сертификате написано: «Самой красивой, доброй и талантливой женщине во вселенной с благодарностью за её планетарную деятельность и космическую мудрость произведений».
       Благодаря необычайно повышенному уровню талантливости писательницы, разительно отличаются стиль повествования романов «Распутай время» и «Балканы».  Как будто они написаны разными людьми.   Одно в романе о славянской старине; в романе «Балканы» - иной расклад. Различие особенно бросается  в глаза на фоне происходящих ныне жестоких событий на Украине.
       «Нижние кривили губы, чтобы кровь верхних не попадала в их рты. Головы морщились, и корчили гримасы.
      Турок увидел на куче голов косички с нарядными бантами. Под косичкою блондинки блестела сережечка в аккуратном детском ушке. Бесцеремонно он выдрал из ушей Бонки обе серьги, подаренные когда-то теткой. Наверное, голова почувствовала боль. Даже вышитые вишенки на бантах как-то скрючились. Глаза отворились. Из них потекли слезы. А ротик стал открываться, и закрываться. Но голос не рождался, так как у головы осталась лишь половина горла, из которого с шипением и воздухом высунулись позвонки и трубки голубых вен»…
        Известно,  свой первый роман, Светлана Савицкая написала в тридцать три года.  Это «Зачем сгорает Феникс», «Назови имя Бога»,  «Ангел Беды». Так что опыта  ей не занимать. Первичные навыки она  черпала у основателей русского исторического романа И.И. Лажечникова, М. Н. Загоскина, Н. А. Полевого, поражающих своим реализмом и стремлением к исторической достоверности. Потому и её романы – русские.
      Однако, мы знаем, реальная канва событий, натуралистическое описание быта, одежды, предметов и местности – это всего лишь кажущаяся, иллюзорная реальность, достигаемая мастерами художественного слова. Она служит для поддержки материального сознания читателей.
     Однако голая реальность это ещё и приземлённость.  В превосходной степени зарекомендовав себя как бытописатель с кинематографическим, покадровым  изображением интерьеров и экстерьеров, Светлана Савицкая, кандидат философский наук***),  счастливо избежала реалистической оголённости и  немало выказала себя ещё и как писатель-символист. Вольно ей испльзовать в текстах образы, символы, смыслы и знаки  по собственному усмотрению. 
      Потому-то так непередаваемо сложна, причудлива  архитектоника романов. Как писали предыдущие мне рецензенты,****)  «символические формы возникают как намеренные смысло-образные конструирования действительности с ориентацией на разные мегасвязи». И далее: предметность – наука; художественность – мифология, искусство; интересы - идеология, политика;  нормосообразие – право;  абсолютное – представление разных религий; потустороннее  – эзотерическое; экзотика - оккультизм, мистика, магия; казуальность – причинно-следственная типологизация явления; телеологичность – следственно-причинная типологизация явлений в движении проекта к объектевизации; сакраментальность – священность, заветность; сопричастность – типологизация явлений через связку «значение – причина» - предрекания, проскопия, оракультство, знахарство, мистика... И в то же время всё это трудно объяснимое, отчего может померкнуть человеческий разум, всё это не мешает,  а,  скорее, потворствует двум разноплановым и по теме, и по содержанию романам  иметь общее, перекликаться между собой. 
       Что же это такое "общее" между «Распутай время» и «Балканы»? Это нечто  - озарение Господне,  неподвластное воле писателя, его желаниям и, вообще,  человеческой воле, возникающее в сознании читателя  как слагаемое изображённого.   
     Мотая тюремный срок  за казнокрадство, великий М. Сервантес задумывал  «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» всего лишь, как ядовитую пародию на все рыцарские романы своего времени. Но по божьему мановению  «рыцарь печального образа»  трансформировался в  архетип человеческой природы, истолкован как психологическая категория, породив даже философское понятие — «донкихотство».  Широчайшие картины быта и нравов королевского двора и парижской бедноты начала 17 века предстают перед нами из романа А.Дюма-отца «Три мушкетёра». Весёлая сатира на пережитки прошлого  И. Ильфа и А.Петрова «12 стульев»  неожиданно переросла в фиксированную   историю становления советской власти в начале прошлого века. А семейный роман   А.Пушкина “Капитанская дочь” воспринимается сегодня как наилучшее повествование о Крестьянской войне 1773—1775 годов под предводительством   Емельяна Пугачёва.
        История, как записанное на бумаге прошлое человечества, наилучшим образом отображена не в  хрониках и летописях, не в газетах и журналах и даже не в документальных фильмах, а в художественных  произведениях. Начиная с Библии. И секрет только лишь  в откровении  божьем, являющемся писателю во время сотворения труда.  Ибо писатель поистине инструмент божий... Происходит гипостазис: олицетворённая  идея – это не всегда одно и тоже, что задумал автор.  Как божий инструмент писатель иногда и не подозревает какие мысли может родить у читателя его произведение, картины, витающие образы...         
       Взывающие к истории – взывают к справедливости, алчут возмездия, требуют передела нового мира по старому образцу и  той самой «реституции», будь она неладна.  Неслучайно. Ибо этим насыщен воздух, которым дышим. Светлана Савицкая обращает наше внимание на высказывание одного из своих персонажей: «Дед Карпинский, подняв самый значительный ноготь на втором пальце, как-то обронил фразу, которую Гельца запомнила:
        -Придет такое время, когда наследники Земли придут, и будут искать границы владений своих предков!»
     В «Распутай время» - воссозданные автором образы патриархальной древней России, отцы-старцы Белогорья в белых одеждах, создатели минувшего, революционного века и  новой, прежде   неизвестной культуры. Роман «Балканы» - широкомасштабная,  батальная  вещь взрывающая  сознание  множеством неразрешимых  вопросов о чистоте борьбы за чистоту нации и национальные интересы.
   Графиня Савицкая, прозаик с высоким литературным слогом, предлагает читателям: «За работу, душа моя! Распутывай время! Тебе еще предстоит сказать самое главное!»  При этом следует учитывать, что название романа «Распутай время» - это как бы слагаемое нескольких популярных психологический тестов «Распутай клубок», «Распутай узел», «Распутай верёвочки» ( Наш Филиппок), «Распутай паутинку», «Распутай ниточки»  (flash игра), «Распутай паутину» (Конкурсы Классной сети)...
      Вы готовы стать или прослыть реваншистом, готовы ли складывать, как пазлы, жжёную бумагу или  распутывать рвущуюся холувинскую паутину? Я – нет. Мои  предки-дворяне умерли советскими людьми. Но моя «точка» может стать для кого-то началом многоточия.
       В Германии, например,  насчитывается около 80 тысяч потомков знатных родов, «голубых кровей», наследников королей, герцогов и курфюрстов. Теперь их титулы стали всего лишь частью фамилии и не гарантируют никаких привилегий. Эти люди продолжают вращаться в довольно узком кругу, выбирать жен и мужей на великосветских раутах и лелеять фамильные замки. Известно также, что они редко попадают в списки самых богатых или самых влиятельных людей Германии,  но продолжают играть важную роль в экономике, политике и культурной жизни страны.
      В Болгарии и в России - также. В октябре прошлого года проживающий в Нью-Йорке прямой потомок царской династии Рюриковичей (!) князь Владимир Касаткин-Ростовский заявил ИТАР-ТАСС , что, мол, поддерживает идею сделать черно-желто-белый флаг официальным историческим знаменем России.   
           "Под этим знаменем,- подчеркнул Рюрикович,- наше Отечество праздновало победы над Наполеоном и в войне за освобождение славянских народов на Балканах в 1877-1878 годах, россияне всегда связывали с ним величие Родины".
      И как  не вспомнить претенциозные слова бывшего директора ФСБ Николая Патрушева. В своей речи перед подчиненными он заявил, что «ФСБ является новым дворянством».   (Ну, я как-то опять пролетел со своей неприхотливостью к деталям жизни).
       ...Тревожная новость пришла из Болгарии, из Софии:  осквернён памятник советским воинам-освободителям от фашизма.  Наступило время неофашистскго разула, нового передела мира. Замолкли музы, запрещённые волей диктаторов. В действие вступили пушки, превращающие человека в окровавленный куски мяса. Исторические исследования закончились. Остается открытым одна главная на все время проблема, отображенная в романах российской писательницы графини Савицкой: умереть за свою землю, как умирали предки. Именно в этом заключается итог всех тончайших научных исследований и наитий в двух романах, ставших    восторгом и апофеозом любви к родине.
     --------------------------------
  *Савицкая С. В.Роман «Распутай время». Повесть «Я верю тебе, мама». Саратов. 2009. 470 стр.  ISBN 978-5-91311-011-9 (ISSN 0869-1517). Савицкая С.В. Роман «Распутай время». Москва. 2008.    ISBN- 5-3027-0039-4

      ** Савицкая С.В. «БалканЪт». Художественный военно-исторический роман эпопея. Перевод на болгарский Румен Шомов. Издательство «Лаген» Стара Загора. 2014 г. Тираж 500 экз. 336 стр. Объем 20 п.л. Формат 60х84 1/16  – ISBN 978-954-346-067-0
      ***Савицкая С. В. Символы. «Системность наложения». Монография. Издательство «Амрита Русь» Москва. 2008 г. 96 стр.  ISBN 978-5-9787-02-98-9
        **** Ильин Виктор Васильевич, Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.  СИМВОЛОСФЕРА ФИЛОСОФИИ САВИЦКОЙ : http://wemontreal.com/?p=22977
http://dariknews.bg/view_article.php?article_id=1298054
http://my.mail.ru/mail/skazswet/photo?album_id=4825
http://sok-kamchia.com/ru//------.aspx
http://rkic-bg.com/ru/novosti/item/22556-----.html
http://stzagora.net/2014/07/30/---/
Опубликовано: