Аптека, улица,...

Николай Старорусский
Имя Блока я узнал в раннем детстве, быть может, раньше, чем Пушкина. Через три-четыре дома от нас жила его Кармен – Андреева-Дельмас.  В черном платье, как мне помнится, кринолине, она регулярно выходила с двумя-тремя болонками на поводке.  Обычно ее почтительно окружали знакомые пожилые женщины.

Поздними зимними вечерами мы с отцом ходили в баню – по Пряжке, мимо больницы для душевнобольных и улицы Блока.  Правда, жил он на другой стороне реки, но поблизости.  «У морских ворот Невы» - эти слова я понимал: служебный открытый катерок, размером с микролитражку, иногда доставлял нас с отцом прямо к гранитному спуску на Мойке у Новой Голландии.

В Университете  каждый день проходил мимо домика, где родился Блок, а позже я и учился в нем… И все больше других нитей связывало меня в городе с этим именем, и освободиться не удавалось долго.

С течением времени, однако, появилось имя Достоевского. Сначала они как-то уживались вместе, а затем мир Достоевского, и его город стали ближе мне. Хотя и прежний не ушел, и изредка проявляется ярче второго.

И давно хотелось мне понять: где же соприкоснулись эти два мира, передавая меня от одного к другому. Конечно, Достоевский был знаком с дедом Блока, ректором Университета,  а с его братьями даже одно время жил коммуной. Но меня-то это не затрагивало…

И только вчера я увидел такую возможность…

Вскоре по переезду на Пряжку, в октябре 1912 года,  Блок пишет в цикле «Пляски смерти» свое знаменитое «Ночь, улица, фонарь, аптека…». И с тех пор несколько поколений литературоведов и любителей отыскивают эту аптеку.

Часто называют аптеку на углу Большой Зелениной и Малой Невки, где проходила и Незнакомка (из пьесы).  Здесь, в угловом доме, в угловой комнате,  я не один раз бывал в гостях у Ануш, снимавший угол у хозяйки*.  Иногда мне казалось , что эта «угловатость» и сама наша история и есть связь с миром Достоевского…

Вторая аптека – на Офицерской (Декабристов), рядом с мостом через Крюков канал, напротив Мариинки, на втором этаже.  Здесь-то я, конечно, бывал много раз, пока жил в тех краях.   Но запомнился последний визит, в глухие года.  В тот раз я добирался с самого севера города, почти от любимых Блоком озер. Жене, находящейся в больнице, срочно потребовалось лекарство; там его не оказалось.  Оно нашлось только в этой аптеке; конечно, на передачу рецепта времени не хватило, и мне пришлось еще выдержать у фармацевта небольшой экзамен о роли и видах гормонов, чтобы решилась продать мне… Вот уж поистине пляски смерти – среди погибших в тот год из-за отсутствия срочно необходимых  лекарств и мой брат - врач, и митрополит Иоанн Петербургский…

Да, место дорогое мне, но с Достоевским связанное разве лишь по тональности воспоминаний…

Но вот я вдруг узнал: думают еще об одной аптеке, на Гороховой у Каменного моста через Екатерининский (Грибоедова) канал, тоже на втором этаже. В ее пользу - городская стесненность домами, которую находят и в стихах… В других случаях свобода – река или площадь.

Десять лет я работал на Мойке у Невского, и нередко возвращался мимо этой аптеки, да и подымался в нее – чаще всего на пути к другу и коллеге, жившему неподалеку.  Давно это было…

Кто знает? быть может, столетием раньше в эту аптеку заходил и Достоевский – он тоже прожил неподалеку, на Малой Мещанской, немало лет. Или пусть не он сам, а герои Преступления и наказания, написанного здесь. Ведь они жили почти рядом с автором…

Я же был в ней последний раз, заказывая лекарство отцу.  В аптеке оно так и осталось невостребованным.

Дочка приятеля в школьные годы нарисовала по воображаению образ блоковской аптеки.  Интересно, что по тесноте  пространства она походит скорее именно на эту, третью.  Было ли это случайностью? Бог весть.  Но о сказанном здесь она безусловно не знала.



* - Да, мне пора покинуть сад… http://www.proza.ru/2011/01/31/604