В защиту русского языка

Ирина Зефирова
      Один водитель, говорят, написал на заднем стекле своего автомобиля: «Осторожно, путаю педали». К несчастью, люди, стремясь выразить свои мысли, зачастую путают падежи, и почему-то стало немодно указывать им на это (а вдруг обидятся?). Например, в известной песенке для молодёжи есть такая фраза: «А мы с Наташкой по двору идем, и нет нам дела больше ни о чём». Бомба замедленного действия против русского языка - растиражированная ошибка, пример для подражания. А вот в советское время за чистотой языка в книгах, песнях и средствах массовой информации очень следили. И правильно делали.

В новостях недавно я услышала такую фразу: «О том, что маршрутка вышла в рейс неисправной, водитель признал сразу». Правильно было бы: «то, что маршрутка вышла в рейс неисправной,  водитель  признал сразу». Признавать можно «то», а  не «о том».

       Путается многое в головах, когда против правил грамматики выступают средства массовой информации. И идут разговоры «за жизнь», а не о жизни. Раньше деньги занимали у кого-то, а теперь говорят «займи мне». Мне всегда хочется спросить: «Зачем тебе посредник? Займи сам».

       «Имеет место быть» – распространённое подражание чьей-то безграмотности, от которой тусовщики пришли в неописуемый восторг, как и от выражения «мы стали более лучше жить», прославившее и вознесшее к вершинам тусовочного мира своего автора. В русском языке какое-то явление просто «имеет место», а «быть» в данном случае лишь слово-паразит.

       И ещё: практически поголовно все путают неопределённую форму глагола (что сделать? Познакомиться, хочет познакомиться) с будущим временем третьего лица единственного числа (парень  что сделает? Познакомится). В результате в бегущих строках на экране телевизора постоянно приходится читать «Парень познакомиться». Получается ерунда: парень что сделать? Познакомиться). Такое впечатление, что русских людей в стране не осталось. И самое смешное - не лень ведь лишний мягкий знак в СМС-сообщениях ставить. А всё потому, что уверены - так правильно. Непонятно, как эти люди школу-то закончили?

        Ну, а среди пишущей братии очень распространенная ошибка – постановка запятых в любом месте, где слышится интонационная пауза. Неужели трудно запомнить хотя бы главное: между подлежащим и сказуемым запятая никогда не ставится? Как минимум надо проверять орфографию и пунктуацию средствами текстового редактора.

        Подчёркиваю, что записывать вопиющие примеры безграмотности я начала месяца два назад, естественно, это далеко не всё, что звучит в эфире. Обилие ошибок при построении предложений в средствах массовой информации ужасает. Для тех, кто ошибок не видит, даю свои пояснения.

Ошибки построения предложений, прозвучавших недавно в теле- и радиоэфире.

1. Отдыхая с девочками в кафе, у меня украли сумку (Украли как? Отдыхая с девочками в кафе? Так кто отдыхал с девочками в кафе? Вор или пострадавшая?).
2. Сопоставляя факты, напрашивается вывод (Вывод  напрашивается как? Сопоставляя факты. Вывод сопоставляет факты?).
3. Выходя на сцену, вид у Лолиты всегда непревзойдённый (Вид выходит на сцену?).
4. Почему на месте парка появляется совершенно другой объект, причём не посоветовавшись с нами? (Объект не посоветовался?)
5. Не услышав ответа на свои вопросы, Яне пришлось уйти (Нет подлежащего, к которому может относиться деепричастный оборот. Правильно было бы так: «Яна ушла, не услышав ответа»).
6. Переезжая в другую страну, в более жаркий климат, сердце начинает качать больше крови (Сердце начинает качать как? Переезжая в другую страну. Сердце переезжает, а всё остальное остаётся?).
7. Прежде чем прерваться на рекламу, здесь прозвучали страшные слова (Слова прозвучали как, когда? Прежде чем прерваться на рекламу. Слова прерывались на рекламу?)
8. Пообщавшись с ней, мои первые впечатления подтвердились (Впечатления подтвердились как? Пообщавшись. Получается, что впечатления общались с особой, о которой идёт речь).
9. Вспоминая её, мне становится невыносимо (Лучше: «Когда я вспоминаю её, мне становится невыносимо»).
10. В попытке меня исправить я научилась вести хозяйство (Лучше: «Пытаясь исправить себя, я научилась вести хозяйство»).
11.      Покупателю, выбирая автомобиль, становится легче пересесть на электромобиль. (Даже не знаю, как можно было бы такое исправить.  Может быть, так: "Покупателю становится легче пересесть на электромобиль, если он...")
12. Возвращаясь к литературе, меня волнует один вопрос (Вопрос волнует как? Возвращаясь к литературе. Это же чушь!)
13. Прочитав и изучив литературу возведения бани из сруба, эта задача становится вполне выполнимой (Литературу изучала, как следует из высказывания, "задача").
14. ...расскажем, как в погоне за ложными идеалами красоты от них остаются кожа и кости (только что поймала обрывок анонса телепередачи. Получается, что кожа и кости гоняются за идеалами...).
15. Как часто улучшая какую-то из сфер своей жизни – другая ухудшается, или заставляет желать лучшего?  (Вопрос из рассылки, пунктуация сохранена, деепричастный оборот не выделен. Другая ухудшается как? Улучшая какую-то из сфер своей жизни. И эти люди берутся учить других, как жить!)
16. Весной, вернувшись из продолжительной командировки,  у меня обострился гастрит (Оказывается, и гастрит ездит по командировкам. Кто же его командировал?
17. Читая, у него возникло ощущение... (Ощущение возникло как? Читая. Значит, ощущение читало?)
18. Готовность легко определяется, проткнув вилкой или ножом (Правильно было бы сказать: "Готовность легко определить, проткнув вилкой или ножом")
19. Обедая с друзьями, мой протез сместился (вот видите, оказывается, и протезы обедают, более того, у них есть друзья!)
20. Повстречавшись с ним год, у меня создается ощущение, что наши отношения для него бесперспективны (Ощущение создается, повстречавшись... Ощущение встречалось с парнем?)
21. Из рекламы юридической фирмы: "Заявляйте о своих правах, оспаривайте их!" (пПравильно было бы сказать: "Оспаривайте их нарушение!")

        В последнее время как будто проснулись патриотические чувства русского народа. На Украине люди кровь проливают за право говорить на русском языке. Так неужели так трудно заглянуть в учебник грамматики и постараться хотя бы самому не делать тех ляпов, что ныне так распространены? Это так же режет слух и доставляет страдания людям грамотным, как фальшивая нота музыкально одарённому человеку. Растиражированная безграмотность – проявление неуважения к родному языку и согражданам, говорящим на нём. У меня, к счастью, была очень хорошая учительница. Она указывала мне даже на незначительные, казалось бы, огрехи. Помню, в сочинении (а их мы писали много чаще, чем делают это современные школьники!) я классе в пятом написала фразу  «Тыбурций сильно плакал», а она исправила красным «очень плакал». А кто сейчас обращает внимание на такие мелочи?
        Может быть кто-то, прочитав, как не следует говорить, посмеется и сам станет выражаться хоть чуточку правильнее, и это уже хорошо. Очень на это надеюсь. Удачи всем!