Напутствие в мир иной

Лариса Наталенко
Лене Братчук посвящается

 Вечером 7 января я позвонила Галине Александровне, чтобы поздравить её с Рождеством Христовым.  Зная, что она дружна с мамой моей давней подруги - Лены Братчук - справилась о её здоровье. "Лена совсем плоха. Уже и есть ничего не может", - сообщила та.

Через два дня я сама собиралась позвонить подруге, чтобы поздравить её с днём рождения, но вдруг  почувствовала, что могу не успеть  и тут же набрала знакомый номер.

Лена давно уже не брала трубку,  и я любезно поздравила её маму с Рождеством и поинтересовалась их жизнью. Мама на удивление охотно поддержала разговор.  Она пожаловалась на трудности ухода за недвижимой дочерью, потерявшей речь и почти слепой, рассказала о жизни внучки, её успехах в окончании учёбы и предстоящей свадьбе.  Потом телефон пристроили рядом с Леной.

"Еленьчик мой милый! Здравствуй!" - начала я,  мало представляя, о чём буду говорить, хотя раньше мы могли разговаривать часами.  Тогда Лена расказывала о своих домашних делах (она, как и я, тоже жила  одна, не выходя из стен маленькой квартиры), о  музицировании с подругой, о взрослеющей дочери, о проведённом плановом лечении.

Я рассказывала о прочитанных книгах,  о Боге, о всевозможных духовных учениях,  о невероятных чудесах, о некоторых удивительных случаях, произошедших со мной лично и с моими многочисленными друзьями и знакомыми. 

Лена была моложе меня на несколько лет и  передвигалась дучше. Однажды для проведения соборования у меня на дому православный батюшка - отец Иоанн -  привез её ко мне в гости, и мы  увиделись воочию.   Единственный  раз.  Но несмотря на это  она стала самой близкой и задушевной моей подругой. 

Жизнь её не баловала. К инвалидности по зрению прибававился ещё рассеянный склероз, что лишило возможности устойчиво стоять на ногах и свободно передвигаться. Как следствие - развод,  и единственная дочка осталась с отцом.    Лена поселилась в квартире, оставшейся в наследство от бабушки, а мама с отчимом обитали  в другом районе города.   

Самое удивительное,  что  Лена никогда  ни на что и ни на кого не жаловалась, воспринимая всё, как данность.  Однажды мама затеяла ремонт в её квартире, и от запаха краски у бедняжки поднялась температура. Я по голосу поняла, что что-то с ней не так, и только тогда  она с виноватым видом сообщила мне об этом.

 Не жаловалась она и тогда, когда мама, разойдясь с отчимом и потратив деньги от продажи совместной квартиры, переселилась в её маленькую квартирку.  Не жаловалась и тогда,  когда отчим вернулся к матери уже в Ленину квартиру, и пришлось сделать  перестановку,  отгородив  Ленин диван от пространства комнаты шкафом.

Не жаловалась и тогда,  когда запретили передвигаться по квартире, чтобы не путалась под ногами со словами беспокойства "вдруг упадёшь и что-нибудь себе сломаешь".   Так она и сидела, а потом лежала в этом углу на старом продавленном диване с выпирающими пружинами.

Первое время после своего переезда мама очень неохотно звала Лену к телефону,  потом и вовсе перестала, находя массу причин для отказа.  При редких разговорах Лена отвечала односложно, что у неё всё хорошо,  а сама звонить перестала. Надоедать не было смысла.

Когда через несколько месяцев я позвонила снова - подруга с трудом выговаривала слова, речь её тянулась, язык заплетался, через несколько минут разговора она устала и уже ничего членораздельного произнести не могла.

Прошло снова несколько месяцев. На сей раз мама вполне дружелюбна и охотно передаёт трубку дочери. На моё приветствие Лена с заметным усилием односложно и невнятно промычала нечто  в ответ. В её до боли знакомом  голосе, не утратившем до сих пор своей мелодичности и звонкости, чувствовалась радость встречи.   Мы обе соскучились!
 
 Как хорошо, что я всё же набралась смелости ей позвонить.  Мне стало стыдно за своё малодушие и трусость.  А Лена! Конечно, она меня уже простила за это!  Её святая душа не способна сердиться и обвинять.  Слава Богу, что я успела застать её живой!  Как же я люблю её! Глаза мои увлажнились, горло на миг сжал спазм.   

 Но  ничего оптимистичного и обнадёживающего сказать ей я не могла.  Моя любимая подруга умирала, и я ничего не могла с этим поделать.  очень трудная тяжелая и сложная ситуация, когда напрямую общаешься с умирающим человеком, близкой подругой, адекватной и всё понимающей.

 Хотелось поддержать: "НИЧЕГО, Леночка! Скоро станет легче! Всё проходит, и это тоже пройдёт".  Но в данной ситуации подобные слова выглядели бы даже не ложью во спасение, а просто ложью! Трусливой ложью, прикрывающей беспомощность и безисходность положения.

 Ещё в прошлый наш разговор, узнав, что моё состояние тоже ухудшается, - заплетающимся языком она в отчаянии выкрикнула:  "Да когда же, наконец, все мы умрём!" Тогда мне стало не по себе от этих слов, но потом  пришло осознание, что в сложившейся ситуации это самый лучший выход.

Все эти мысли пронеслись в голове за секунду, и я продолжила свой монолог:

"Еленчик! Я чень рада слышать твой голосок!  Ничего, я сама буду говорить,  а по твоему мычанию  догадаюсь о твоей реакции. Ты прости, что я долго не звонила - всё надеялась найти что-то обнадёживающее в исцелении от нашего с тобой заболевания.

Очень хотелось порадовать тебя и чем-то хоть немного помочь. Но увы, ничего не получилось.  Зато узнала много нового и совсем по-другому стала смотреть на жизнь и на смерть.

Я познакомилась со старцем-провидцем из монастыря.  Попросила о молитве на исцеление. Так знаешь, что он ответил?! Сказал, что креста сего не избежать,  тяжелое испытание выпало, но если выдержу, то ПОТОМ окажусь в ТАКИХ высотах, куда и ему вход заказан!   И молиться обещал до смертного часа.

А ты, голубушка моя милая, меня гораздо святее!  Велик твой мученический крест - не менее велика будет и награда!  Господь с огромной любовью наблюдает за тобой, готовя  величественный приём и царские палаты! Какой там  царские - гораздо лучше!  Нам здесь и не снилось такое!   

Не бойся ничего.  Впереди тебя ждёт всё самое лучшее, самое прекрасное! Твоя светлая и чистая душа освободится, наконец, от непомерно тяжелого гнёта этого ужасного мира. Отряхнётся от боли и страданий, вздохнёт полной грудью и наполнится радостью и любовью. 

Доступен будет любой уголок нашей матушки-земли, бескрайний космос.  Даже мысль человеческая менее свободна, чем святая душа в просторах вселенной.  Тебе будет доступна любая мудрость, любое самое тайное знание.  Ты познаешь Любовь в самом высоком смысле этого слова - Божественном.

 Одной лишь мыслью, одним желанием ты сможешь создавать миры и звёзды.  И ты, милая моя, этого достойна, как никто другой!  Ты безропотно прошла все испытания, достойно пронеся свой тяжелейший крест. Ты достойна самой высокой награды. И поверь - она тебя ждёт за чертой.   

Обнимут ангелы тебя своими невесомыми крылами,
В Любви Божественной блаженство ты получишь.
Невыразимыми душа заговорит стихами,
Ты в параллельные миры летать её обучишь.

Ты плачешь...  Не плачь, родная моя.  Так всё и будет! Вот увидишь. Потерпи ещё немного.  Я тебя очень люблю и всегда помню о тебе.

Сегодня Рождество. Поздравляю тебя со светлым праздником! 10-го твой день рождения - обязательно позвоню и поздравлю!   

На следующий день - 8 января - думала о Лене с самого утра, собираясь не ждать два дня, а позвонить  сегодня же, но неожиданно нагрянули гости и просидели до позднего вечера, выжав меня, как лимон.  "Извини,  милая. Не получилось сегодня. Завтра обязательно позвоню", - пообещала я, укладываясь спать.

Наутро, едва я приготовила завтрак, позвонила Ленина мама и сообщила, что рано утром Леночки не стало.  "Ах, не успела! - с досадой подумала я. - Но хорошо, что не стала ждать дня рождения и позвонила хоть один раз! Предчувствие не обмануло. В добрый путь тебе, милая моя!"

 Я выразила соболезнования и от души посочувствовала, а женщина вдруг добавила: "После разговора с тобой Лена успокоилась и затихла. Весь вчерашний день не стонала, не плакала, а лежала умиротворённая и даже улыбалась.  И ушла сегодня тихо и спокойно.  Спасибо тебе, Лариса! Хорошее напутствие ты дала ей, мы всё слышали по громкой связи. Может, и в самом деле ей там хорошо будет, страдалице нашей. Спасибо".


Моя дорогая подруга - Елена Братчук - перешла в Мир Иной 9 января 2009 года в городе Челябинск. Было ей около сорока лет или сорок с небольшим.  Вечная ей память и Царствие Небесное.

5.09.14.