Геймер

Александр Вигер
В уютном кабинете сидели десятиклассники и слушали учителя истории. Ну, как слушают десятиклассники? - Это уже через год перед поступлением дети набираются терпения, пишут, иногда даже переспрашивают. Десятый же - промежуток между экзаменами. Одни играли на телефонах, другие, олдскульщики - в морской бой, третьи писали друг другу записки, и только самые послушные из детей получали знания.
Какой это был класс? - Самый что ни на есть обыкновенный. Современные кинематографисты сосредоточились бы на его пороках и сняли бы нечто вроде сериала "Школа". С другой стороны, если закрыть глаза на некоторые грешки, он вполне подходит и для "Ералаша".
Учителя чересчур критиковали этот класс, а ученики немного завышали свои самооценки. Совсем чуть-чуть. В этом классе, как и во всех остальных, курили в туалетах, начинали свое знакомство с алкоголем и противоположным полом, сидели в социальных сетях, слушали музыку, смотрели фильмы, занимались спортом, играли в компьютерные игры. Некоторые даже читали. Все в этом классе говорили, как их достала школа, но вполне возможно, что большинство из них будут вспоминать потом о ней с ностальгией.
Этим детям рассказывал об истории Михаил Павлович Зеленин. Зеленину было 28 лет, и этим многое сказано. Учитель находился в том периоде своего развития, когда молодой запал и альтруизм сталкивались с охлаждающим кризисом среднего возраста. Как настоящий педагог, он любил свой предмет и своих учеников, но кризис вносил в эту любовь свои коррективы.
На вид Зеленин довольно привлекателен. Стройная фигура, умение недорого, но аккуратно одеться, смольные волосы и столь же насыщенного цвета глаза - все это заставляло некоторых школьниц смотреть на него не только как на учителя... Но сам историк не замечал или не хотел замечать их двусмысленных взглядов, ведь слава героя набоковской "Лолиты" ему не была нужна.
Зеленин рассказывал детям о Второй мировой войне.С течением времени ученики относятся к этой теме все равнодушнее. Зеленин, как мог, боролся с этим равнодушием. Сейчас появилось много спекуляций на эту тему. Историк не впадал в крайности, был максимально объективным, но не бесстрастным. Как можно быть бесстрастным, когда деда убили в 43-ем?...
Умердие Зеленина не проходило напрасно. Дети хоть и играли в телефоны, но все же краем уха слушали вдохновенную речь учителя.
Единственным, кто абсолютно не слушал Зеленина был Ярослав. У него у самого дома хранились свои недобитые немцы в виде персонажей новой компьютерной игры. именно он - наш геймер. Для него школа - мучение. Лицо Ярослава выражало недовольство с первого урока и не изменялось вплоть до последнего. Нормализовывалось оно лишь с завершением уроков, а когда Ярослав садился за компьютер, в его серых глазах появлялся блеск.
И вот прозвучал спасительный звонок. Зеленин принципиально не читал после звонка, укладывая материал ровно в 45 минут. Заведенные школьники стремглав помчались к выходу. Ярослав, надев на голову капюшон мастерки, направился туда же. И все было бы хорошо, если бы Михаил Павлович не попросил его задержаться.
- Можно с тобой поговорить? - спросил педагог.
Настроение ученика испортилось в одно мгновение. Он уже мысленно рубил фрицев, и даже пальцы его правой руки инстинктивно сжались, словно охватывая мышку. Все, теперь в голове вместо свиста пуль и взрыва гранат будут звучать нотации этого скучного дяди. Ярослав очень хотел ответить "Нельзя", но вместо этого спросил "О чем?".
- Меня волнует твоя успеваемость. В следующем году экзамены, а ты с твердого ударника постепенно скатываешься к двоечнику.
Зеленин не был классным руководителем Ярослава. Парня удивило, что историк интересуется его успеваемостью. Неприятно удивило.
- Еще больше меня волнует твое внутреннее состояние. Ты скучаешь на уроках и, как мне говорили, не только на моих. Ты не радуешься переменам. Вообще ,более безрадостного ученика в школе еще поискать нужно. У тебя какие-то проблемы: чрезмерные нагрузки, семья, сверстники, любовь, алкоголь? Скажи, я буду слушать тебя не перебивая
Вот! Запомните эти слова "не перебивая", если Вы хотите помочь человеку выговориться. Скорее всего, они могут возыметь эффект. Главное ,сдержать обещание и ни в коем случае не перегибать и не переспрашивать, иначе человек замкнется в себе и никаким ключом его уже не откроешь.
В кабинете находились двое: ученик и учитель. Оба стояли. Несколько мгновений Ярослав потратил на формулировку мыслей. Подумав, он снял с головы капюшон и начал говорить:
- Не угадали Вы, Михаил Павлович. Со сверстниками у меня отношения обычные, без друзей и врагов, одни товарищи и знакомые. Родители тоже самые обычные, не понимают меня ,но жить можно. В любовь я не верю. Могу выпить бутылочку пива, но с алкоголем проблем нет. А на счет перегрузки - я и не нагружаюсь. Все как у всех, ничего особенного.
Это и напрягает...
Видите ли, каждый человек хочет быть уникальным, а у меня жизнь обыденная ,и сам я не очень оригинален. Ум не исключительный, красивым я назвать себя не могу ,особой силой не отличаюсь. Талантов никаких нет: ни петь, ни рисовать, ни играть на музыкальных инструментах я не умею. Можно признавать себя посредственностью.
Воцарилась пауза. Историк хотел как-то утешить парня, но сдержал обещание и не перебивал. Парты пустовали. Ярослав глубоко вздохнул и громче обычного сказал:
- А не хочу! Понимаете, не хочу. И если не получается быть особенным в реальном мире ,то почему бы не проявить свою уникальность в виртуальном? Господа программисты предоставили нам уникальную возможность, грех ею не воспользоваться.
Вы говорите, я безрадостный. Вы не видели меня за компьютером. Вот тогда я даю волю чувствам. Тогда я в своей стихие. Тогда не мир правит мной. а я правлю миром!...
Некоторые говорят о геймерах. будто бы мир им враждебен. Не совсем так. Был бы мир мне враждебен, жить было бы интересней. Хороший враг ведь всегда непредсказуем. А этот мир сер и скучен, я всегда знаю, что от него ожидать. Неохотно проснусь я утром, пойду по слякоти в школу, встречу тех же людей, что и несколько лет назад, поскучаю несколько часов, приду домой, расскажу родителям о своих оценках (их больше ничего не интересует), и сяду за компьютер. Вот тут и начинается самое интересное!
Именно когда сажусь за компьютер, не знаю, что будет дальше. Каждый день что-то новое. Вчера я был римским полководцем, сегодня буду советским солдатом, завтра погоняю на Мицубиси. Дома-то у нас жалкая девятка, куда уж ей до моих машин?
Я люблю игры всех жанров. Хочется напрячь мозг - стратегии и RPG, снять стресс и выплеснуть злость - экшны и шутеры. В играх я умный, сильный и смелый. В итоге - счастливый.
Лицо у Ярослава стало невероятно вдохновенным. Оно могло бы сравниться с лицом Архимеда, когда он вскрикнул "Эврика". Казалось ,он впервые себе признался в том, что счастлив. А из внешнего мира надвигалась угроза этому счастью. Нужно было обороняться
Голос Ярослава превратился из восхищенного в обиженный.
- Знаю, Вы сейчас скажете ,что нельзя жить вымыслом, что это ненормально, что это, в крайнем случае, болезнь. Тогда лучше я буду больным ,но счастливым, чем здоровым и несчастным. Кому хуже от того, что я играю на компьютере? Я ведь никого не убиваю, ничего не ворую, просто занимаюсь любимым делом. Разве у меня нет права на счастье блеск в глазах? - У меня есть это право.
Несмотря на радикальность заявления, говорил последние слова Ярослав совершенно беспомощно. Кажется, сейчас взрослый и умный Михаил Зеленин холодными доводами разрушит детскую сказку. И что дальше? Нужно ли было раскрывать душу?
Ярослав еще не знал, что учитель думал не о нем, а о себе.
"Я ведь тоже всю жизнь хотел быть уникальным. Задатки были, голова работала, не без настойчивости. Высшее образование. а чего добился? - Рассказываю детям о прошломю Это же не так сложно. А всегда хотел быть профессиональным историком: экспедиции, исследования, большая наука. Нет же, получай неблагодных учеников, которым, что Габсбурги, что Людовики - одна ересь.
Хотя даже выдающийся историк - это просто рассказчик. А хочется быть действующим лицом.Я ведь знаю биографии великих людей, знаю, как они добились величия. Знаю, а ничего поделать не могу. Жаль, что среди громких имен Македонский, Наполеон ,Ленин, твое имя Михаил Зеленин едва слышно..."
Молчание затянулось. Зеленин даже не заметил ,насколько долго. Когда его мысли оборвались, учитель встрепенулся, словно проснувшись. Историк несколько мгновений искал нить разговора. а, отыскав, невнятно пробормотал:
- Очень хорошо. Ты во многом прав. Можешь идти.
Ярослав почувствовал огромное облегчение. Мудрый педагог не осудил его. Как же приятно все-таки излить душу! После этой беседы парень проникся к историку огромным уважением и ,уходя, искренне поблагодарил его за разговор.
Зеленин взял со стола ключ и закрыл кабинет. "Может, попробовать взять с него пример?", - пронеслось в его мозгу.
***
Через месяц Михаила Зеленина уже не оторвать было от компьютерных игр.