С кем останется Вера?

Валентина Петроченкова
Из книги  -  ОСТАЛОСЬ  ЗА  КАДРОМ.

На  фотографии:  ВЕРА  со своей узбекской мамой  АДОЛАД.    

       Около сорока лет было Умарову Файзулло, когда началась война. На фронт его не взяли. Работал он в хлопководческой бригаде вместе с женой Адолад. На семнадцать лет она была моложе мужа. Любил её очень Файзулло, а вот детей у них не было.
       И вдруг, холодным январским днём услышали   УМАРОВЫ,  что на станцию Кизыл-ТЭПО  в Гиждуванский детдом привезли детей, эвакуированных с Украины. Сразу же  РЕШИЛИ  они и СЕБЕ  ВЗЯТЬ  РЕБЁНКА.   ПОНРАВИЛАСЬ  ИМ  СЕМИЛЕТНЯЯ  РУСАЯ  ДЕВОЧКА.   ЗВАЛИ  ЕЁ  ВЕРА  (ЖУРБЕНКО  ВЕРА  СТЕПАНОВНА). Забрали они  из детдома девочку,  УДОЧЕРИЛИ, дали другое  имя, чтобы осталась она навсегда с ними, чтоб не  нашёл её никто и не отобрал. И так  СТАЛА  ОНА   РОЗОЙ  УМАРОВОЙ.
       Закончила Роза семь классов. А когда пришло время подумать о дальнейшей учёбе, надо было оставить родных одних. Розе стало жаль их. Так и пошла она  работать  в колхоз вместе с отцом и матерью.
       Тепло и ласка новых родных стёрли из детской памяти Розы кто она и откуда. Стал родным узбекский язык. Полюбили её подружки. И не думалось, что сама судьба готовится осчастливить её таким  СЮРПРИЗОМ, который очень редко припадал на долю «детей войны». И только  УМАРОВЫМ от этого сюрприза запала в душу тяжкая  ПЕЧАЛЬ. Они очень боялись потерять свою единственную дочь.  РОДИТЕЛИ  ВЕРЫ,  ЖУРБЕНКО  СТЕПАН  НИКИФОРОВИЧ  СО  СВОЕЙ  СУПРУГОЙ  КЛАВДИЕЙ  долго искали свою, утерянную на дорогах войны, дочь. В пятидесятых годах поиски привели их к Гиждуванскому  детдому, где им ответили, что Веру взяли на воспитание   УМАРОВЫ. Они писали Умаровым, но те   СКРЫВАЛИ это от Веры и уничтожали письма. Родной стала им Вера. Однако родные с Украины не переставали требовать вернуть Веру. Файзулло  решил обратиться за помощью в Гиждуванский  райком партии, а потом подал в суд.   СУД  ВЫНЕС  РЕШЕНИЕ, что пусть родные с Украины приедут и, если девочка захочет уйти к ним, пусть заберут. Умаровы  со страхом в сердце ожидали, что будет дальше. Но семья  Журбенко в послевоенные годы жила впроголодь и ещё долго не могла собрать денег на такую далёкую дорогую поездку.
       РОЗЕ  ЖИЛОСЬ  БЕСПЕЧНО.  НЕ  ЗНАЛА  ОНА  О  ТОЙ  БОЛИ,  КОТОРУЮ  НЕСЛИ  В  СЕРДЦЕ   ОБЕ  СЕМЬИ  ЗА  НЕЁ.  Но вот однажды ей кто-то сказал, что она с Украины и что её  ищут. Подружки познакомили с русскими девочками, и они помогли ей наладить переписку с её родным братом Владимиром Журбенко, который жил в Могилёве-Подольске. Роза была чуткой девочкой. Она понимала, что родные, которые  вырастили её, расстроятся и поэтому ничего им не говорила о переписке с братом.
       А   УМАРОВЫ, тем временем, боялись снова остаться одинокими и,  ЖЕЛАЯ  ПРИВЯЗАТЬ  РОЗУ  К  СВОЕЙ  СЕМЬЕ,  ВЗЯЛИ  ЕЙ  ИЗ  БУХАРСКОГО  ДЕТДОМА   ПЯТИЛЕТНЕГО  БРАТИШКУ  ШОИМА. На сей  раз, уже такого риска не было. Шоим  был сиротой. Его отец, вернувшийся с фронта инвалидом, в 1949 году умер. А в 1950 году родился  Шоим –  четвёртый сын в семье фронтовика. Умерла и его мать, когда мальчику было всего семь месяцев. Старшеньких   разобрали родственники, а грудного взять не рискнули. Так и рос он до  пяти лет в детдоме, пока забрали и усыновили его Умаровы. Роза очень полюбила своего младшего братишку и помогла маме его выняньчить.
       Шёл Розе двадцать четвёртый год. Давно  ЗАСМАТРИВАЛСЯ  НА НЕЁ  бригадир хлопководческой бригады, в которой она трудилась,   МУХАММАД  КАСЫМОВ.  Знакомы они были с детства.   РОДНЫЕ   ОБРАДОВАЛИСЬ  предстоящему замужеству дочери. И чтобы сберечь семейный очаг,   ВОПРЕКИ  УЗБЕКСКИМ  ОБЫЧАЯМ, по которым дочь должна уйти в дом мужа,   УГОВОРИЛИ  МУХАММАДА   ОСТАТЬСЯ  ЖИТЬ  У  НИХ.
       Уже выросли в семье  Касымовых  хорошие дети: два сына и четыре дочери. Радуются Умаровы  внукам. А   ТА  ВСТРЕЧА,  КОТОРОЙ  ОНИ  ТАК  БОЯЛИСЬ,   СОСТОЯЛАСЬ  ЧЕРЕЗ  ДВАДЦАТЬ ЛЕТ  ПОСЛЕ  ПОБЕДЫ.   Было это 18 июля 1965 года. Приехала с Украины первая мать Веры с сестрёнкой Олей. Увидев Веру, мать замерла на какое-то мгновение, всматриваясь в примету, шрам от детских шалостей над правой бровью, а затем бросилась в объятья дочери и обе они плакали и радовались встрече.
       На протяжении двадцати дней, когда гостила в Гиждуване,  мама Веры с сестрой, ежедневно у кого-нибудь из узбекских родственников  в   ЧЕСТЬ  ИХ  УСТАИВАЛСЯ  ПРАЗДНИК.    КЛАВДИЯ  ЖУРБЕНКО  РАССКАЗАЛА,  КАК ПОТЕРЯЛА  ВЕРУ.  Когда началась война, она рожала четвёртого ребёнка. Сергей, Володя и Вера были в круглосуточном детском садике. Враги вошли в Украину. Муж её был разведчиком. Детей из детсада отправляли в детдом в Винницу, а оттуда в  Харьков. Но перед отправкой в Винницу, Володя вытолкнул Сергея в окно, сам выскочил за ним, и они спрятались в подвале. Веру не пустили одну домой. Сразу после родов, выйдя из больницы, мать с малышкой на руках поехала в Винницу искать Веру, Опоздала. Поезд с детьми уже ушёл в Харьков. Наплакалась она тогда и вернулась домой. Мальчиков привели соседи.
       Теперь, когда Клава с младшей дочерью гостила в семье  Умаровых,  их бесконечно одаривали подарками, сердечностью и вниманием. И не было уже страха в их сердцах. Они были уверенны, что никуда не уедет от них их Роза. Тем более, что к этому времени родился в её семье четвёртый ребёнок. Крепко вросли украинские корни в узбекскую землю, расцвели и окрепли кроны нового дерева дружбы, ветви новой молодой семьи.
       И не могла сердиться Журбенко Клавдия на Умаровых за то, что укрывали от неё дочь. Всё понимало материнское сердце. Наоборот, счастливыми и благодарными  глазами смотрела она на людей, которые всей её семье стали родными.
       Через год гостевала у Веры её младшая сестра Валя с мужем Алексеем и дочкой Светой.
А через два года Роза с  Мухаммадом  и младшим годовалым сынишкой поехали на Украину в Могилёв-Подольск. Все родственники встречали гостей из Узбекистана. Радовались вместе с их семьёй соседи. Приехали корреспонденты газет из Винницы, из Киева. Месяц гостили, и каждый день был праздником.
       Подрос этим временем младший братишка Розы  Шоим. И когда в 1973 году он женился, приехали на свадьбу брата её родные с Украины: отец, мать, братья и сёстры с семьями.
       В 1980 году в семье Веры на Украине случилось горе. Умер её отец – Журбенко Степан Никифорович. Вера с мужем ездили хоронить отца. А через два года умер и второй отец Веры –
Файзулло Умаров. Спустя ещё два года,  ВЕРУ что-то сильно тянуло съездить на Украину. Мухаммад сердцем ощутил волнение Веры и не возражал. Поехал на Украину с ней  вместе. На вокзале их встретили Верины сёстры в чёрных платках. Час назад умерла их мама. Напереживались,  наплакались.    НО  ПОКА  что Вера ещё не была полной сиротой.  ЖИВА  БЫЛА   ЕЁ  УЗБЕКСКАЯ  МАМА   УМАРОВА  АДОЛАД,   КОТОРАЯ  РАДОВАЛАСЬ  ДЕТЯМ  И  ВНУКАМ.
       Вера Степановна показывает нам вышитые рубашки, скатерти украинским орнаментом, которые её семье подарили на Родине. Вспоминает украинские песни и танцы. Она сердцем чувствовала, что всё это ей  родное.   ВЕРА  ГОВОРИТ   О  ТОМ ,  КАК  СЧАСТЛИВА ОНА,  ЧТО  ЕСТЬ  НА  ЗЕМЛЕ  ТАКИЕ  ЛЮДИ,   КАК  УМАРОВЫ,   КОТОРЫЕ  ВЫРОСТИЛИ  ЕЁ.   И,  КОНЕЧНО  ЖЕ,  О   ТОМ,   КАК  НУЖЕН  НАМ  ВСЕМ  МИР  НА  ЗЕМЛЕ,  ЧТОБ  НИКОГДА 
НЕ   ПОВТОРИЛИСЬ  ТЕ  СТРАДАНИЯ,   КОТОРЫЕ  ПРИНЕСЛА  ВОЙНА,   РАНЫ,  КОТОРЫЕ   ПО  СЕЙ  ДЕНЬ   КРОВОТОЧАТ   В   ТЫСЯЧАХ  ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ  СЕРДЕЦ.