Нина из Кишлака Дурмен

Валентина Петроченкова
Из книги  -  ОСТАЛОСЬ  ЗА  КАДРОМ.

Рисунок   ЕЛЕНЫ   МИКУШЕВОЙ   "МАТЕРИНСТВО".


Кто привёз  Нину в детдом, вспомнить она не может. Исполнилось ей тогда годика три. Было это на Украине. Детская память запечатлела только одно: была она такой ослабшей, очевидно, от голода, что часто падала и теряла сознание. Через пару лет окрепла, подравнялась ко всем остальным детям. И, как свойственно большинству детей, ни о чём серьёзном не задумывалась, тем более, что родных своих не помнила, не знала живы ли они. Возможно, ребёнку и не приходили в голову такие мысли.
       И вдруг  -  война… Частые налёты вражеских самолётов, бомбёжки. Повели всех  на станцию. Погрузили в поезд, который отправился в Узбекистан. Долго ехали под бомбёжками с гудками тревоги. Воспитатели с трудом делили, добываемые ими, крохи хлеба. Воды чаще всего доставалось по пару капель, только смочить губы.
       Через пару месяцев поезд прибыл в Узбекистан на станцию Кизыл – ТЕПО. Оттуда повезли детей в кишлак  Дурмен.
       КТО-ТО  СКАЗАЛ  НИНЕ,  ЧТО  ОНА  С  УКРАИНЫ.  Больше она ничего не помнит. В Детский дом эвакопункта  превратился  кишлак Дурмен в начале войны. А со временем МЕСТНЫЙ  КОЛХОЗ   СТАЛ   БОЛЬШОЙ  ДРУЖНОЙ   МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ  СЕМЬЁЙ  УЗБЕКОВ,   АЗЕРБАЙДЖАН,   ТАТАР,   НЕМЦЕВ,  РУССКИХ,  УКРАИНЦЕВ,  ПОЛЯКОВ,  БЕЛОРУССОВ, ТАДЖИКОВ,  ТУРКМЕН.   Казалось, без конца   ПРИБЫВАЛИ  В  НАЧАЛЕ  ВОЙНЫ  ЭШАЛОНЫ  С  ДЕТЬМИ  СО  ВСЕГО  СОВЕТСКОГО  СОЮЗА.
       На зов горя спешили колхозники.   НИНУ  ВЗЯЛИ   к себе  сорокалетние  бездетные   РАУФ  и  ЗАЙНАБ.   НО  ВСКОРЕ  СЛУЧИЛАСЬ  В  ИХ  СЕМЬЕ  БЕДА.    РАУФ  УШЁЛ  НА  ФРОНТ  И  НЕ  ВЕРНУЛСЯ .
       РЕДКО  БЫВАЕТ  ТАКОЕ,  ЧТОБЫ  В  УЗБЕКСКИХ  СЕМЬЯХ  РЕБЁНОК   ВОСПИТЫВАЛСЯ  БЕЗ  ОТЦА.  СПОКОН ВЕКОВ,  НА  ВОСТОКЕ,  ЕСЛИ УМИРАЛ   ОТЕЦ  ДЕТЕЙ,   ТО  КТО-ТО  ИЗ  ЕГО  БРАТЬЕВ   СТАНОВИЛСЯ  ОТЦОМ  ОСИРОТЕВШИМ  ДЕТЯМ.  ДЕТИ  СНОВА  ОБРЕТАЛИ  ПОЛНОЦЕННУЮ  СЕМЬЮ,   РОДИТЕЛЬСКОЕ  ТЕПЛО  И  ЗАБОТУ.  ЭТО  ХОРОШАЯ  ОСНОВА,   КРЕПКИЙ ФУНДАМЕНТ  ДЛЯ  ОБРАЗОВАНИЯ   ПОЛНОЦЕННЫХ  СЕМЕЙ  И  В  ПОСЛЕДУЮЩИХ  ПОКОЛЕНИЯХ.   ЧТОБЫ  ВЫРАСТИ  НЕ  УЩЕРБНЫМ,  А  НАСТОЯЩИМ  ЧЕЛОВЕКОМ , РЕБЁНОК  С  САМОГО  РАННЕГО  ДЕТСТВА   НЕ  ДОЛЖЕН  ЧУВСТВОВАТЬ  СЕБЯ  ОБДЕЛЁННЫМ   СУДЬБОЙ.   ТОГДА  НЕ ОВЛАДЕЮТ  ЕГО  ДУШОЙ  ПЕЧАЛЬ  И  ОБИДА,  ПРЕВРАЩАЮЩИЕСЯ  СО  ВРЕМЕНЕМ   В  РАЗЛИЧНЫЕ  КОМПЛЕКСЫ  НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.  ЕМУ  И  ТЕМ,  КОМУ  ПРИДЁТСЯ  С  НИМ  ОБЩАТЬСЯ,  ЖИТЬ  БУДЕТ  ЛЕГКО  И  ПРОСТО.
      Зайнаб, взявшая Нину, была татаркой, но семейные традиции её были едины с народом, среди которого она выросла. После гибели мужа горе и растерянность одолели её. Она очень любила мужа и потому даже в мыслях не могла себе представить кто бы смог стать Нине отцом. Родные её жили далеко и, когда узнали о случившемся, звали на Родину.
      ПОДЕЛИЛАСЬ  ЗАЙНАБ  СВОЕЙ  БЕДОЙ  С  СОСЕДЯМИ –  УРАЛОМ  И  ЧИННОЙ  ГАФАРОВЫМИ.  У  НИХ  БЫЛО  ТОГДА  ЧЕТЫРЕ  СЫНА  И  ДОЧЬ. Все вместе посоветовались и решили, что лучше будет воспитываться Нине в семье, где у неё сразу появятся братья и сестрёнка, будут отец и мать. Так и сделали.  УДОЧЕРИЛИ  ГАФАРОВЫ  НИНУ   И   НАЗВАЛИ  ЕЁ  АМИНОЙ.
       Прошло пару лет. Амина освоила узбекский язык, привыкла к семье, к своим братьям и сестрёнке. Пришла к ним однажды сестра Чинны  Латофат. Её муж погиб на фронте. Война закончилась, а её два сына  Бободжан  и  Мирзо  тоже не вернулись. Она горько плакала и просила отдать ей Амину, чтобы девочка жила с ней, чтобы не было ей так одиноко. Латофат обещала, что её отцом и матерью так и останутся Урал и Чинна, ведь нельзя же лишать девочку полноценной семьи. Жаль стало Чинне сестру. Посоветовались с мужем, поговорили с Аминой. И стала она жить с тётей  Латофат,  но так привыкла к сестрёнке и братишкам, что всё время прибегала домой и играла  с ними.
       Время было трудное. Недолго пришлось учиться  Амине  в школе. Закончила она всего четыре класса и, как её родные, работала на хлопковом поле. Послевоенной стране разрушенной, голодной и раздетой, очень нужен был хлопок, и трудилась Амина вместе с родными от зори до зори…
   В 1953 году вышла Амина   ЗАМУЖ  ЗА   своего сверстника   ДАВИДОВА  РАХИМА,  с которым вместе работала. В любви, мире и согласии живёт их семья.   СВОЮ  ЗАВЕТНУЮ  МЕЧТУ    АМИНА  И  РАХИМ  ВОПЛОТИЛИ  В  ДЕТЯХ,   СОЗДАВ  ВСЕ  УСЛОВИЯ,  ЧТОБЫ  ИХ  ДЕТИ  ПОЛУЧИЛИ  ВЫСШЕЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  И  РАЗВИВАЛИСЬ  ВСЕСТОРОННЕ.
      Старший сын Карым  закончил  автодорожный  институт в Ташкенте. Второй сын  Салим закончил механический факультет Ташкентского политехнического института.
       Их дочь Норжон с детства мечтала стать врачом. После окончания школы с отличием, поступила в Ташкентский мединститут. А закончив его, стала врачом городской больницы в Ташкенте.
       Сын Халим после возвращения из армии ( он служил в Германии ) пошёл работать трактористом в Заравшан, где закончил вечернее отделение Индустриального техникума.
       Пятый ребёнок семьи Давидовых  Нажмиддин отслужил армию в Минске и поспешил в Ташкент для продолжения учёбы на геологическом факультете Ташкентского университета.
       МЛАДШИЙ  СЫН  САДРИДДИН  РЕШИЛ  СТАТЬ  ТРАКТОРИСТОМ.  ПО  УЗБЕКСКОМУ  ОБЫЧАЮ,   ЕМУ, КАК  МЛАДШЕМУ  СЫНУ,  ПРЕДСТОИТ  ДОСМОТРЕТЬ  РОДИТЕЛЕЙ  В  СТАРОСТИ,   ВОЗМЕСТИВ  ИХ  ЗАБОТУ  О  ДЕТЯХ.
       Во время нашей беседы зашли в комнату две девочки – школьницы, младшие дочери.  Как в своё время и старшие, в школе они – отличницы. Гульджан  увлекается шахматами, а Нурхон – математой  и физикой. Старшие сыновья преуспевают в спорте: футбол, волейбол, шахматы, а также в свободное время рисуют…
       ДЕТИ  -  ГОРДОСТЬ  СЕМЬИ  ДАВИДОВЫХ.   ТРЕМЯ  МЕДАЛЯМИ  МАТЕРИНСКОЙ  СЛАВЫ  НАГРАЖДЕНА  ИХ  МАТЬ –   ДАВИДОВА  АМИНА.   У  ОТЦА  РАХИМА  ДАВИДОВА –  МЕДАЛЬ   «ЗА  ТРУДОВОЕ  ОТЛИЧИЕ». И хотя они уже несколько лет могли бы быть на заслуженном отдыхе, они ещё продолжали трудиться на хлопковом поле. Их трудолюбие перешло к детям, а их несбывшееся стремление к учёбе, к познанию, - стали реальностью в судьбах их детей.
       Не нашёлся пока никто у Амины на Украине. Но теплится надежда. Кто-то рассказал ей, что когда началась война, директор  Изюмского  детдома, что на Харьковщине, упрятал сейф с документами  Изюмского,  Бригадирского,  Комаровского  и Краснопольского детдомов  в земле, предположительно в том месте, где находится  пионерлагерь  детей Харьковского  тракторного завода. Всё может  быть… Возможно, случится такое, что ещё найдутся документы Амины и других «детей войны» и осчастливят возможностью отыскать их родных на, утерянной ими в детстве, Украине.