Я назову планету именем твоим...

Алексей Анатольевич Карпов
На самом деле присвоить галактическому объекту земное имя не так-то просто. Гораздо сложнее, чем в  романтических строчках песни в исполнении Софии Ротару!

По современным международным нормам, приоритетное право «наречения» звезды (планеты) предоставляется ее первооткрывателю, а затем происходит длительное и тернистое согласование названия в различных инстанциях, а окончательное решение принимается в Международном Астрономическом Союзе (МАС), штаб-квартира которого находится в США.

В случае если вновь открытую планету собираются назвать именем выдающегося землянина, то необходимо представить весомые и убедительные доказательства, что этот человек действительно  имеет высокую и прочную международную репутацию. Только после утверждения МАС открытая планета обретает свое земное имя.
Мог ли представить  художник-фантаст Геннадий Голобоков из волжского провинциального города Балаково, что спустя 36 лет после его расставания с этим миром на астрономических картах появится планета с именем GOLOBOKOV!


ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
Малую планету, находящуюся между орбитами Марса и Юпитера, астроном Тимур Валерьевич Крячко открыл 28 ноября 2008 года на радиоастрономической обсерватории «Зеленчукская»  (Карачаево-Черкесия). Открытая им малая планета была зарегистрирована в международном планетном каталоге под порядковым номером 237265. Возможно, что открытая им, но столь далекая от Земли планета, так и осталась бы мало кому известной «пронумерованной» звездой. Но провидению было угодно, что одновременно с планетарным открытием астроном Тимур Крячко  узнал от друзей о балаковском художнике-фантасте и поэте Геннадии Голобокове.

Автор планетарного открытия был потрясен не только знакомством с творческим наследием художника Голобокова, но и личностью живописца, который в результате несчастного случая с 16 лет и до своего последнего часа был обречен на полную недвижимость.
Несмотря на личную трагедию Геннадий Голобоков просто заражал других радостью, любовью и оптимизмом — таким он и остался в памяти его современников. Остались около 200 работ, которые парализованный художник написал за 26 лет творческого периода, сотни рисунков и набросков. И еще стихи... пронзительные, мудрые и жизнеутверждающие!

В официальном свидетельстве, выданном МАС, где приводится объяснение  заслуг Голобокова сказано:
«Геннадий Григорьевич Голобоков (1935—1978) был талантливым художником-фантастом, прикованным к постели на протяжении 26 лет  вследствие травмы позвоночника. Он считается основателем направления «психологической фантастики» в живописи. Герои его картин воплощают одухотворенность, ответственность и моральную чистоту».
Однако в его работах поражает не только «психологическая» составляющая, но и фантастическое видение будущих научно-технических достижений. Например, в картине с названием «НИИ Генетики» изображен плоский компьютерный монитор — и это было написано в начале семидесятых годов, во времена, когда черно-белые телевизоры  были редкостью в квартирах советских граждан! А еще на картине изображено, как за окном лаборатории ученые «общаются» с мамонтами, выведенными генетическим путем. Увы, современные ученые еще пока только делают робкие шаги в направлении генной инженерии, позволяющие надеяться, что из останков мамонтов, застывших в вечной мерзлоте, можно воссоздать клонов животных из доледникового периода.

А на картине «Парадокс времени» привлекает внимание трогательный сюжет: молодой космонавт вернулся из длительной космической экспедиции. Десятилетия, проведенные в космическом пространстве, не отразились на его внешности, зато девушка, прождавшая его на Земле, превратилась в седую старушку. Такая вот встреча... такой парадокс галактического времени, где все происходит иначе, чем на Земле. Изучение влияния космических сверхскоростей и временных спиралей на человеческий организм  — это тоже пока еще неразгаданная загадка для современных исследователей.

ПРАВИЛО ГОЛОБОКОВА: ОПРАВДАТЬ ЖИЗНЬ!
Торжественное вручение официального свидетельства о присвоении малой планете имени ГОЛОБОКОВ состоялось 2 сентября в художественной галерее им. Радищева. Сертификат, подписанный руководителями Российской Академии наук передали балаковцам гости из Москвы: ст. научный сотрудник компании «РИСКСАТ»  Дмитрий Гулютин и доцент университета Культуры и искусства Андрей Фисенко. (Когда-то благодаря им астроном Тимур Крячко впервые узнал о творчестве и судьбе художника Голобокова).

Среди приглашенных гостей оказалось немало людей, близко знавших Геннадия Григорьевича Голобокова. Их, наполненные теплом и восхищением воспоминания, помогли раскрыть масштаб личности этого человека...
Геннадий Голобоков, как и другие его сверстники пытался жадно наверстать все то, что было украдено войной в детстве. В число его увлечений входило многое: астрономия, музыка, поэзия и живопись... Но судьба уготовила ему страшное испытание: нырнув с крутого берега балаковской реки Линевки, он ударился головой о песок.

Друзья вытащили его уже без сознания. Сложнейшая операция была сделана в Саратовском НИИ нейрохирургии и ортопедии. Страшный диагноз - полная неподвижность. Поначалу это вызывало беспредельное отчаяние, до яростного нежелания жить. Хотя жизнь в прямом смысле слова врачи гарантировали. И в какой-то момент юноша принял для себя бескомпромиссное решение: несмотря на обстоятельства и во чтобы-то не стало оправдать жизнь, наполнить ее смыслом,  оставив свой след.

После подачи документов в Московский заочный университет искусств ему пришел ответ: необходимо личное присутствие на вступительных экзаменах, для всех без исключения. Тогда Геннадий Голобоков посылает письмо и несколько своих рисунков вице-президенту Академии художеств СССР В. А. Серову, который ходатайствует о приеме в университет.

Друзья чем только могли помогали Геннадию в творческом процессе. На заводе им. Дзержинского ему сварили металлическую кровать индивидуальной конструкции, позволяющей заниматься живописью.  А  известный балаковский краевед и публицист Анатолий Деревянченко изготавливал подрамники, натягивал и грунтовал холсты для будущих работ Голобокова.
Геннадий работал лежа на спине. Карандаши подходили только мягкие, так как нажимать он не мог. Кисть Геннадий сначала брал ртом. Потом переплетал ее пальцами. Подрамник стоял на груди. Одной рукой приходилось держать его. Руки уставали быстро. Иногда после единственного мазка художник просил отставить картину. Геннадий едва дотягивался до середины холста. Чтобы он мог нарисовать верхнюю часть, ему ставили полотно "вверх ногами". Геннадий научился видеть написанное в любой позиции. И еще находил этому шутливое объяснение: "Космонавт в невесомости умеет работать хоть вниз головой". И космонавтов он любил писать не потому, что это модно. Он им был близок, как космонавт духа: "Я из тех, кто и в серой серости может к звездам найти разбег".

ЧЕРЕЗ ТЕРНИ... К СВОЕЙ ЗВЕЗДЕ
Когда работы Голобокова появились на городских выставках, то зрители в обсуждениях всегда отмечали их жизнеутверждающий посыл. Никто из  них и предположить не мог, что их автор инвалид 1-ой группы. Близкие друзья Геннадия Голобокова рассказывали, что он очень сердился, когда представляя его, добавляли подробности его жизни, и особенно "прикован к постели".
С 1958 года Геннадий начинает активно участвовать во Всесоюзных выставках самодеятельных художников, становиться Лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества. Никто из жюри не знал о его болезни. "О себе писать не буду, так как художественная ценность моих картин и стихов от этого не возрастет".
Голобоков первым среди художников-фантастов попытался представить и раскрыть психологический облик человека будущего. В популярнейшем советском журнале «Техника молодежи» (№8 за 1979 год), в статье о нем напишут:
«Герои Голобокова - красивые, мужественные люди с ясной целью. Они черпают силы у Земли ("Улетающая на столетия", "И снова к звездам", "Четвертое измерение", "Шквал неизвестности"). Картина "По ту сторону двери" написала кистью мужественного художника и рассказывает о любви человека к жизни. Одинокий космонавт, попавший на безжизненную планету, собирает в себе все силы, чтобы выжить, победить и вновь вернуться на Землю, к тому, теперь для него миражу, что "по ту сторону двери". В этой работе не реализованное при жизни и подсознательно воплощенное преодоление ограничения в пространстве личности художника Голобокова».

Картины Геннадия Голобокова экспонировались на выставках научно - фантастической живописи во многих городах нашей страны и за рубежом. Они привлекли внимание и космонавтов, с некоторыми из которых он был дружен - А. Леонов, П. Беляев.  Работы побывали на выставках в Праге, Будапеште, Братиславе, Улан - Баторе, на Мадагаскаре и Лаосе. Две работы находятся в центре авиации и космонавтики в Хьюстоне в Америке. И хотя не всегда все удавалось в смысле технических приемов живописи, но зато многое компенсировала заложенная в сюжетах глубокая мысль, зовущая зрителя на откровенный разговор о будущем.

ПЛЮС И МИНУС. ДВА ВЕЧНЫХ ПОЛЮСА...
Пример с планетой, названной именем художника Голобокова, это яркий и убедительный пример для нас, что «ничто на Земле не проходит бесследно». А ведь был и длительный период забвения художника, когда его картины хранились на чердаке в доме  сестры, а имя Голобокова лишь изредка упоминалось  на школьных тематических мероприятиях, посвященных Дню космонавтики. Но у справедливости всегда есть моменты ее торжества. Сегодня отреставрированные картины Геннадия Голобокова экспонируются в  лучших выставочных залах города, поэты пишут о нем стихи, его именем планируют назвать одну из балаковских улиц... Оказалось, что множество людей хранят светлую память о нем, его любят... просто сказать об этом не было подходящего повода...
О бессмертии любви Геннадий Голобоков написал в стихотворении «Плюс и минус»
Плюс и минус. Два вечных полюса.
 Два всего лишь. Почти пустяк.
 Но из них вырастают, борются
 Ложь и истина. Свет и мрак.
 Ликование, страха гиканье,
 Злая ненависть и, как бой,
 Обнимающая вселенную
 Человеческая любовь!
 Плюс и минус.
 От жизни к смерти.
 Крестик маленький и черта.
Но без них и душа и сердце -
 Абсолютная пустота...