Возвышающий обман и немного геометрии

Андрей Козлов Кослоп
    В моей школе в кабинете математики висел плакат, на котором было написано: "Вдохновение нужно в поэзии, как  геометрии. А.С. Пушкин".
- Что это значит, почему Пушкин так сказал? - спросил я математичку Александру Александровну, когда учился в 5-ом классе. .
-  Я не знаю,  - ответила наша гипотенуза на ножках, улыбнувшись краешком губ.
Потом уже в классе 9-ом на литературе я спросил Нину Константиновну, как Пушкин  в своём знаменитом лицее учился по математике.
Она ответила уклончиво. Но лучше всего Пушкину давался французский, литература, а почему Пушкину понадобилась геометрия, чтобы написать своё "Я помню чудное мгновенье" русичка, которая была к тому же нашей классной руководительницей, не ответила, даже решила, что я решил поиздеваться, ибо мы уже были в переходном возрасте и любили чего-нибудь поперёк и наоборот назло учителкам. 
Я любил разгадывать непонятное, но тут не получалась. Почему изречение Пушкина о поэзии в кабинете математики? И причем тут геометрия в связи с поэтическим вдохновением?
40 лет спустя, когда уж появился интернет, опять вспомнился это афоризм Пушкина. Набрал в Яндексе искомую фразу. В большинстве случаев эта фраза приводилась отдельно как афоризм А.С. Пушкина, но в одном случае был контекст. Пушкин это сказал в связи с о статьёй некого "критика", который по мнению Пушкина вдохновение путал с восторгом. На что Пушкин возразил, что поэтическое вдохновение - подобно геометрии.  То есть, поэтическое вдохновенье  - умственное, расчетливое, спокойное, трезвое, а не буря эмоций. 
Пушкин писал не с букхты барахты, когда попрёт, он знал как это делается. И мог писать. писать и писать.  Но ведь и в науке случаются "восторги" в вид эврик, падающих на голову яблок, снящихся таблиц химических элементов.  И Пушкин пишет: "И вдруг опять явились вы, как божество, как вдохновенье..." "Вдохновенье" как слово это одно, это типа "как снег на голову", а "вдохновение" как именно причинный фактор поэтического творчества, как рог изобилиях поэтических успехов - это другое. Оно как геометрия.

И Поэзии нужна для чего-то второго, нежели первого. Для чего-то, позволяющего в чем-то разобраться, нежели поохать и поахать от некого эстетического удовольствия. Эти две поэзии очень разные. Если ахающие и писающие кипятков от гениальной поэзии, говорят: "Бродский гений, Мандельштам  - гений",  от пользующийся поэзией в её "пушкинско-геометрической" функции скажет "Бродский - отстой, Мандельштам - тоже самое".  А Пушкин?  Он куда?
В этом месте нам вспомнится: Пушкин - великий русский поэт, солнце нашей поэзии, Пушкин - наше всё, со времен Пушкина поэт в России больше чем поэт. . . "Больше чем поэт" - это было изречено Евгением Евтушенко. Что надо сказать, легко прочитывалось как сообщение, "Что Евтушенко ещё больше, чем нам, дуракам, кажется". Но тут было ещё нечто не всегда замечаемое в этом "больше чем поэт".  Во времена Пушкина и Белинского  понятие поэзия означало в месте с понятием "изящная словесность" большее пространство, чем стихотворство: "Поэзия" означала и стихи, и прозу и драматургию.
 В нашем сегодняшнем языке "поэт" - это тот кто пишет стихи: "Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка". В этом смысле Пушкин был не Поэт, а Литератор.  Так что Евтушенко должен был сказать "Стихополёт в России  больше, чем уеплёт". Собственного говоря, у Евтушенко по смыслу именно это и получилось.
Пушкинское Поэзия к нашему времени распалось на поэтов, прозаиков, драматургов.
Поэты читают в Политехе про маленького человека, который стал вдруг большим. Прозаики - это те, кто пишут презренную прозу. А драматурги (они ж - сценаристы) пишут подстрочники для кинорежиссеров и великих всесоюзно известных киноактрис.   
А где Поэт, где стихоплёт, ещё предстоит разобраться.
Обычно под поэтическим понимают эдакую форму мышления с завитушками, картинками. Лев Толстой дразнил стихотворное творчество, сравнивая его с ходьбой , сопровождаемой подпрыгиванием.  Правильно, конечно, но неправильно. Про всё художественно-словесное, образно-смысловое, пушкински-поэтическое можно сказать, что оно "с подпрыгиванием". Но неправильно, что граф Толстой  по этому поводу ворчит.  Обрахно-худрожественное как раз и должно быть "остраненным" . На Это Внимание обратил филолог Шкловский. Но почему  "остранение", почему "с подпрыгиванием"? Конечно,  есть смысл полезть в тумбочку и вынуть оттуда поэтический словарь, где найдем определение поэтического. Этих определений много и разных. По существу самым расхожим будет "поэтическое - это выразительное", то есть, популяризирующее, иллюстрирующее, делающее ясным, понятным, зримым.  Извините, если покажусь вам Людвигом Витгенштейном, но сие определение  грешит тавтологичностью.  То есть, мы говорим одно и тоже разными немножко словами, а сути не схватываем.  Так что получается сплошной "восторг" да "ахи-охи".
Чтобы пойти другим путём, нужно обозначит поле институтов, одним из видов которых является поэтическое.   
Диссертацию тут вам я излагать не буду, но  общее всё же скажем. Существует мышление или если угодно сознание, то есть, наша способность при помощи второй сигнальной системы создавать вторую природу вещей. Бактерия тоже "сознаёт", так как она перемещается к пище, и удаляется от яда. Человек свои сигналы не только задерживает в своей памяти, но и фиксирует с помощью своеобразных инструментов, то есть, создаёт "культуру". 
Иногда простоты ради делят мышление на правополушарное и левополушарное, образное и вербально дологическое. Это очень нравится физиологам, потому что полушария реально ассиметричны и за ними удобно наблюдать с помощью электрических датчиков.
Но два это мало. Потому когда мы говорим, что люди делятся на физиков и лириков, то остаются институт человеческого мышления, которые ни туда ни сюда не попадают.
Мы сразу выложим результативную таблицу типов-матриц мышления, форм, в которых происходит деятельность сознания-мышления, и которые не сводятся к друг другу.
перваяформа это естественно язык. И хотя все прочие формы не мыслимы без языка. Они не сводятся к языку, а Язык особое и может существовать без иных форм.
1. Язык (система знаков) .
2. Мифология (традиция, исторический "пантеон") .
3. Ритуальная деятельность (разные формы фиксации, закрепления запоминания, культурных феноменов, эпическая обрядность, ритмически-эстетическое).
4. Религиозная метафизика (этика, предписания, заповеди).
5. Рационально-теоретическое знание (наука, "светская ментальность") .
6. Инженерно-технологическая ментальность.
7. Поэтическая (личностно-творческая) ментальность.

Первые шесть типов мышления - это инструменты с помощью , которых социум складывается о определенным образом структурирует те или иные социальные институты.
Сначала возникает язык. В первобытном обществе нет ни конструкторских бюро, ни телефонов, ни НИИ, ни медресе, ни письменности, но много другого, но языке есть. Первые шесть институтов предназначены для неких определенных социальных функций.
Язык - общение. Традиции - механизм сохранения важнейшего опыта. Ритуалы, обряды - фиксируют, объединяют, создают специальные формы для сохранения того важного, что традиционализм хранит с помощью дисциплины повторения, консерватизма. Религиозная культура - воспитывает, регулирует поведение общества, целенаправленно выстраивая идеологию общества.  Наука - создаёт сложные институты, создающие знания, накапливающие и увеличивает знания в обществе. Техника - создает с помощью знания сложные механизмы, системы, особые институты, позволяющие обществу быть более и более эффективным.

Седьмой институт является инструментом, который используется непосредственно для делания самого мышления. Объектом  поэзии как инструмента является собственно сознание.  Наука психология, или философия сознания также имеют объектом  своих функциональных "обязанностей" сознанине. Но психология и философия его изучают. Поэзия же созидает. Слово поэзия с греческого так и переводится - созидание, творчество.
Вопрос возникает , в первую очередь, такой. А зачем сознание (или культурно-мыслительное сознание) созидать, если оно уже  создано самих фактом появления языка (второй сигнальной системы)? 
Из истории развития ребенка мы видим, что язык также появляется у ребенка не сразу, и тем более этот язык не сразу становится достаточно эффективным.
Все ментальные  инструменты (с 1-го по 6-ой) создают возможность для мышления, но в рамках этой возможности всегда возникает альтернатива: либо мыслить, искать, находить, либо оставаться на неком "нормальном" для него уровне.  Мы можем опереться на сложившиеся институциональные принципы: действовать исходя из языковой суггестии, следуя особой сакрализированной традиции, которую в которую посвящают старшие, проходят некоторое религиозное воспитания, получают образование, вооружаются механизмами и технологическими навыками.  Чтобы освоить язык и правила пользование инструментом мы включаем мышление, у нас это получается или не получается.
Все эти институты сами по себе мысль, и творческие императивы мыслящей личности не генерируют.  Люди, владеющие языком, обладающие религиозной культурой, образованные, получившие высшее и специальное образование, имеющие компьютер, интернет, какие-то иные возможности в самых разных объёмах,  мыслят тем не менее вовсе не одинаково и ведут себя не одинаково.
Поэтическое мышленине генерирует и воспитывает Личность, которая является тем активным субъектом, который мыслит, ищет, активничает, выходит за рамки институтов (любой из шести, и даже седьмой, можно рассматривать как   своеобразную традицию, некую форматную технологию), но функция поэзии делать прививку от инфицирования всеми этими институтами и самой реальностью.  Болезнь, приносимая инфекцией общества ли , реальности ли, происходит в форме застывания "картины мира", так что всяческое наше знание оказывается нашим же невежеством. Поэтическое (например, роман) выстраивает в нашем сознании реалистический, правдоподобный, привычный, приятный ещё какой-либо для нас мир, но  сначала по кусочкам,  а наконец,  и полностью, вскрывает обман, разрушает пленительную иллюзию, перед нами глупость-сказка. В результате опасность самогипноза  устраняется, лечится, иллюзия реальности не может нас инфицировать. Но ничто не совершено в этом мире, так что читать нужно романы регулярно и раз в полгода ходит в театр.  А поскольку книги, спектакли, кинофильмы создаются либо роботами, либо роботоподобными авторами, либо авторами прошлых веков, то очень полезно было бы создавать романы и самому, тем более, что чтение всех и всяческих поэм, комедий и триллеров - это именно наше собственное чтение, наше собственное самостроительство. Поэт не является строителем (графоманы и разного рода члены союза писателей - не в счёт, это другая особая тема) , он - есть великий Гудвин, он строит свой изумрудный город для нас,  чтобы нас обмануть, очистить и возвысить этим обманом.  Когда построенный для нас замок разрушен, мы вынуждены начать его строить сами. А вот это уже и есть мышление, это и есть цель-функция Поэзии, как седьмого, последнего института-парадигмы общества.
В наше время, когда космические корабли бороздят просторы вселенной, а у каждого есть мобильный телефон, у каждого четвертого - айфон с фотиком, повсюду интернет,  всякая деятельность технологически выверена и рафинирована, а технологии множатся, расширяют  свои качества и количества, тогда технологи нивелируют неизбежно и целенаправленно и собственно личность, как неприятного конкурента для общества технократов, так что личности не остается ничего кроме как взрывать все "технократические  замки" , имплантированные в неё глобальным колдуном, ровно как преобразить и всё то, что могло  нагромоздиться в нас и прежними дискурсами (наукой, религией, этническими эпосами, бытовыми привычками, самоим языком, таким беспощадно могучим, если  личность уснула на полдороги, и  все чудовища былых эпох выползают из своих подземелий и пирамид и крутятся людоедскими плясками вокруг костра). 
Эти семь институтов разворачиваются фракталом и по ойкумене. Первая зона, согласно правилу ареалов, сдвинулась в дальние от Прародины (полагаем, что это Месопотамия) концы суши. Это Африка, южнее Сахары, Латинская Америка, Тихий Океан между Индокитаем Австралией и Полинезией (1). Зона традиционализма - Индия (2). Зона эстетических ритуалов - Дальний Восток (3).  Ближний Восток  - место религиозной метафизики (4). Европа - колыбель науки и рационализма (5).  Северная Америка - царство технократизма (6). Образно-поэтическая ментальность расположилась в русском мире (7). 
 Образно-поэтическая матрица - это специфика России. Она же, эта поэтическая матрица - энержайзер социализма-коммунизма. 
 
                3  сентября 2014 года Екатеринбург

--
ОПОРНЫЙ ТЕКСТ :
 http://www.proza.ru/2014/08/12/1090