Недостаток финансов - не аргумент

Влад Тарасов
Конец мая. Почти 22 часа плацкартной тесноты под усыпляющий звук колес и хлопанье двери в туалет, и мы прибываем в Москву. С помощью метро выбираемся с Павелецкого вокзала на Киевский. Оттуда, использовав «Аэроэкспресс», избавивший меня и спутницу жизни от дорожных пробок, устремляемся во Внуково. Лучше не экономить на удобных московских средствах передвижения.
В терминале «В» уже ничто не испортит вам настроение. Казусы происходят лишь с теми, на ком много железа и у кого багаж включает в себя подозрительные предметы. За полтора часа до вылета вы погрузитесь в волнительные процедуры – очередную проверку багажа, регистрацию на рейс и пройдете погранично-таможенный контроль. В нашем случае произошло чартерное «чудо» - рейс задержали всего на 25 минут. Долгочасовое разгадывание кроссворда на жестких металлических сиденьях на этот раз было исключено из нашей культурной программы.
Взлет… Боже, над Москвой и вправду разгоняют облака, атмосферные хлопья аккуратными стопками передвинуты аж к самой Польше, с территории которой взлетает много следующих параллельно нашему курсу бортов… Три часа отличного авиасервиса и под нами уже… Италия.

Италия, которая не дороже Турции

2011-й год был объявлен президентом Годом Италии в России и России в Италии. И вот, следуя за главной темой этих 12-ти месяцев, я и моя супруга поспешили представить Россию в стране цезарей, пап и оперы. Старались, как могли, пусть нас простят, если что не так…
Северная половина Италии – уникальный регион, где переплелась культура разных цивилизаций. С древнейших времен обитавшие на Апеннинах лигуры (их следы можно обнаружить в одноименной области) стали свидетелями появления на острове умбров и пиценов (Эмилия-Романья и Умбрия), родственных им сабинян и латинов (Лацио), иллирийское племя венетов (Венето), кельтских племен (регионы итальянских Альп), греков (прибрежные города региона Марке), этрусков (Тоскана)… Напоминание о себе оставили и германские племена остготов и лангобардов (Милан и Равенна). Гонимые императорами-язычниками христиане основали общину, превратившуюся позже в государство Сан-Марино, которое до сих пор не удавалось никому завоевать…
Однако главный феномен этой части Европы в другом. Именно в этих землях в Средневековье рождались города-республики. Они «вели» скованную религиозным фанатизмом и невежеством Европу в эпоху Нового времени – к раннекапиталистическим отношениям, важнейшим научным изобретениям, Ренессансу в культуре, первым карнавалам, к рождению Колумба и великого Леонардо… Здесь в каждом городе нас встречают напоминания о временах, когда рождались самые изысканные стили и формы познания реальности – в искусстве, науке, философии…
Теперь-то вам станет понятно почему сюда следует попасть во что бы то ни стало! Но, признайтесь, разговоры про поездку, обошедшуюся кому-то из ваших друзей в 70 тысяч рублей, не дают вам покоя. Мысли о предстоящих затратах могут заметно охладить ваш туристический пыл. В этой статье я подскажу, как можно вдвое сократить затраты на удивительный вояж по некоторым провинциям севера и центра Апеннин.
Самый дешевый способ посмотреть Италию – использовать раннее бронирование туристического предложения с двумя включенными экскурсиями. Начинать хлопотать об экономных каникулах надо задолго до поездки, брать турпродукт, рассчитанный на вылет в последних днях мая, таким способом летнее путешествие приобретается по цене весеннего. В нашем нестандартном случае кроме «инклюзивного» завтрака был еще и ужин! Отель, конечно же, располагался в «насквозь трехзвездочном» Римини. Итак, не сомневайтесь, благодаря вышеописанной путевке и общественному транспорту, где почти отсутствуют контролеры, вы вволю полюбуетесь солнечной страной, потратив не так уж много денег. Совсем не обидно, что многие города увидите только из окна заказного автобуса или поезда. И еще об одном. Чтобы добиться уровня оптимальной  бюджетности я, например, всегда обращаюсь в одно и то же агенство, где мне делают пятипроцентную скидку. Существенным шагом к экономии средств является грамотная покупка билетов до Москвы. Следует ехать на каком-нибудь самом дешевом поезде. Май не является туристическим сезоном, поэтому какие-нибудь акции могут проводить и автобусные компании.
Наконец, в самой Италии не ходите в траттории и рестораны в исторических центрах городов. Пользуйтесь тавернами, учреждениями фастфуда и супермаркетами, расположенными в спальных районах. И не прибегайте к услугам официантов, которые за свою работу припишут вам в счет дополнительный евро. Сообщайте заказ повару и забирайте его сами. Сэкономите деньги на мелкие сувениры…

Экскурсии без гидов или «Коме аривара э…»
 
Бесплатные экскурсии у большинства операторов, обычно представлены всего двумя поездками в сопровождении гида (у нас это были Рим и обязательный Сан-Марино). Остальные культурно-исторические вылазки придется делать за свой счет.

Начинайте с самого Римини – родины Федерико Феллини, в честь которого назван аэропорт. Уже здесь понимаешь, что большинство домов в Италии имеют аварийный вид… Впрочем, это совсем не умаляет их красоты. А чего стоит один только запах прелой листвы, магнолий и мальв! Клумбы и кусты здесь повсюду. Центр Римини лучше пройти пешком, не выключая фотоаппарат… Провинция Римини это - главный курорт Эмилии-Романьи. Море близ центральной его части, то есть побережье самой коммуны Римини, вопреки рассказам очарованных странников, в мае мелкое и сильно воняет гниющей на берегу массой – моллюсками, медузами, крабами и не пережившими ночного шторма альбатросами. До семи утра (времени уборки пляжа) вы можете здесь порезать ноги о всякую всячину. Кроме того даже днем следует остерегаться маленьких раковин, у которых довольно острые края… Районы, где живут собственно риминяне, находятся к западу от железной дороги. Там же расположены супермаркеты с приемлемыми ценами. Информация на ценниках простых вин говорит, что по стоимости они полностью соответствуют российской продукции подобного класса. Недорогими можно также назвать романьольские лимонады и молочные продукты. На этом радость заканчивается… Самый престижный жилой сектор – Кавиньянские холмы. Здесь уже совсем не встретишь туристов, африканских, румынских и молдавских гастарбайтеров, а также индийских и китайских торговцев, за которыми в курортной части не заметно самих итальянцев. Оговорюсь в тему, что аборигенов все-таки можно узнать в толпе. Они всегда на байках, поэтому повязаны шарфами, даже в жару носят туристические ботинки (улицы исторических центров до сих пор сохраняют древнюю отмостку, данный факт не хотят замечать лишь приезжие, которые портят легкую прогулочную обувь и ноги). Добавлю, что сорокалетние и более зрелые итальянские мужчины побриты на лысо и имеют небольшой кусочек растительности под нижней губой. Будучи подвыпившими, итальянцы, в отличие от жителей бывшего СССР, британцев и американцев, всего лишь поют прохожим песни…
Второй день после прилета мы посвятили знаменитому парку «Италия в миниатюре», расположенному в окрестностях местечка Торре Педрера. Сюда можно добраться от ЖД-вокзала автобусом №8. Купив билет в комплекс, где расположены  макеты итальянских и самых примечательных европейских городов, а также захватывающие дух аттракционы, здесь можно провести целый день.   
Немного об истории самого города Римини. В 268 году до нашей эры римляне основали в устье реки Ариминус (современная Мареккья) свою колонию, которая должна была служить опорной базой против вторжений галлов, а также плацдармом для завоевания долины реки По. Здесь был важный порт речной и морской торговли. Колония получила название Ариминум, вероятно из-за реки. Она стала важным транспортным пунктом, связывавшим Центральную и Северную Италию. Здесь сходились три важных трассы – дорога Фламиния, дорога Эмилия (в честь которой и назван весь регион) и дорога Популия-Энния, продолжавшая дорогу Фламиния в северо-восточном направлении.

Как раз это направление – автобусный путь до Венеции. Мы купили недорогую экскурсию у итальянского туроператора. По сути это был только трансфер с выдачей памятки для туриста и подробной карты исторической части островов, которые составляют Венецию. Остановка на перекус делается в Комаккьо. По пути можно сфотографировать едва различимую в окружающем ландшафте судьбоносную для Цезаря реку Рубикон, на берегу которой стоит одноименный гипермаркет, живописные лиманы за Червией, затем будет виден главный город остготских королей Равенна, чистое озеро Валли Фоссо. Уже за Комаккьо вы просто обязаны наслаждаться неповторимостью равнинного региона Венето – рыбацкими и портовыми городками, поймой, так напоминающей родную Волго-Ахтубинскую, необъятными просторами загаженной туристами Венецианской лагуны, «портом-вокзалом-аэропортом» Венеции – Порто Маргеро. На сами острова вы переправляетесь на речных трамвайчиках, считайте, что также бесплатных… Город маскарадов является самым дорогим в Италии, здесь даже вход в туалет стоит полтора евро. Поверьте, все, что вы здесь хотели посетить, осталось на месте, просто кое-что неузнаваемо, так как перетянуто огромными рекламными растяжками…

Любой средиземноморский город напоминает гигантскую стоянку всевозможной малолитражной авто и мототехники, а также парковку для велосипедов и велотележек. Дело в том, что в Италии, как и в некоторых других небогатых странах Европы, регулярных автобусных рейсов на многие направления просто не существует, при этом качественных шоссе и платных автострад «пруд пруди». В виду этого, пересекать горы, двигаясь от Адриатического к Тирренскому побережью, общественному транспорту не выгодно. У итальянцев транспорт свой.
Рейсы через перевалы были бы не окупаемыми. Поэтому подобные трипы людям без транспорта можно осуществлять только туристическими автобусами или поездом (в последнем случае вас ждут пересадки в северных городах Эмилии Романьи). «Бесколесным» путешественникам (нам, к примеру) приходится приноравливаться к сложным расписаниям межрегиональных поездов. В автоматах железнодорожных вокзалов можно купить право проезда до любого пункта назначения, обзаведясь всего одним билетом. Просто в придачу вы получаете карточку с указанием времени вашего прибытия («аррива») и убытия («партенца») от той или иной станции из тех, где вы пересаживаетесь на другие составы. Плохо только, что номера платформ («бинаре») в карточке не указаны. Большинство людей, не доверяющих роботам, занимают очередь к операционистам – живым людям, у которых перед покупкой билета можно подробно обо всем проконсультироваться. Железнодорожное сообщение «страны макарон» удобно – существуют возможности для тех, кто очень спешит, для любителей комфорта, для скованных в средствах пассажиров (рекомендую вагоны классов «R» и «RW»). Поездка в транспорте самого дешевого класса на расстояние до 400 километров стоит не больше 25 евро (жаль, что из-за разницы в курсе валют это все равно в два раза дороже цены на российский вагон соответствующего уровня). «Отбить» затраченные на межрегиональный транспорт деньги можно экономией на поездах ближнего следования, улыбчивые инспектора которых не знают как штрафовать русских, сразу же «включающих дурака». Заканчивая тему, сообщу, что понятия «электричка» в российском смысле этого слова в Европе не существует. Даже самые бюджетные вагоны оборудованы здесь кожаными сиденьями с подголовниками, прозрачными отсеками для курящих и туалетами.
Повторюсь, что кондукторов и контролеров в автобусах не бывает, так же как и в некоторых пригородных поездах. Не спешите лезть в кошелек… Этим-то и объясняются широкие возможности путешествия «своим ходом». Особо законопослушные могут отдать один евро продавцу табачного киоска и получить билет, чтобы с чистой совестью прокомпостировать его в автобусе. Активен этот проездной документ во всех городских автобусах 90 минут. Как правило, в каждой приморской провинции (в том числе и Римини, охватывающей страну Сан-Марино с нескольких сторон и изобилующей памятными сюжетами) маршруты общественного транспорта составлены так, что последней остановкой является начало следующего городка. Так из 10-километрового центра провинции (Чентро, Белларива, Маребелло, Риваззура) на автобусе №11 можно добраться до Риччоне и таким же образом двигаться в более южный регион - Марке (его ближайшая провинция - Урбино).
 
Упомянув уже «город с розовой скамейкой» Риччоне, вспомнил как мы отсюда проехали на пригородном поезде до Католики, направляясь в средневековую коммуну-бастион Градара. Данный средневековый город и лежащий прямо под ним современный относятся уже к региону Марке. Из Католики до Градары можно добраться на автобусе №131, сесть на который у нас получилось только на обратном пути. 10-километровый путь «туда» (с восхождением к крепостным стенам) мы проделали пешком, не ища легких путей. В благодарность за это ознакомились с идиллическим деревенским миром Италии… Вернувшись в Католику, показали недоуменному инспектору «электрички» старый билет и в наглую добрались до Писаро, где сохранились живописные оборонительные сооружения и остатки древнего города. Впрочем, на этом знакомство с регионом Марке не закончилось. Позже, на пути в «вечный город» я фотографировал из автобуса покрытые туманом утренние горы, наиболее высокие именно здесь и в Умбрии (где недалеко от поворота на Перуджу туристы обычно перекусывают).

Столица Италии – город с древнеримскими архитектурными артефактами. Придется признать, что большую часть времени они обложены строительной сеткой и лесами. Дома, окна которых выходят на замусоренные улицы, загажены подтеками и надписями. Метро имеет всего две линии, его туннели напоминают ангар из нержавейки, стены которого постоянно текут. Вагоны составов разрисованы граффити, вполне приличными, что непривычно взгляду россиянина… Эстетически чувствительному человеку здесь скрашивают впечатление только те участки исторических комплексов, которые еще не были изуродованы приготовлениями к реконструкции – площадь Испании и Испанская лестница, Фонтан Треви, пьяцца дель Пополо, расположенная неподалеку от нее обзорная площадка, площадь Навона с Фонтаном Четырех Рек и собор Святого Петра. Производят фурор чисто «римские» деревья вдоль Аппиевой дороги, равные по высоте 15-этажному дому. 2 июня, в День Республики, в городе, куда ведут все дороги, было много «легионеров», а римское небо раскрашивали итальянским триколором реактивные самолеты. Где-то в окружавшей нас повсюду праздничной толпе, говорила гид, находился и приехавший сюда с официальным визитом Дмитрий Медведев…
Ватикан заслуживает особого разговора – вход в его музей (самое тесное и душное из-за обилия туристов место) оплачивается отдельно, заплатить гиду нужно еще в автобусе. Как на любой границе, на ватиканской вы обязаны пройти досмотр карманов и багажа. В папских музеях при съемке нельзя использовать вспышку (напомню, что интеллигентный человек не использует вспышку в любом музее, от слишком яркого света портятся экспонаты). Есть у здешних экскурсий и несколько специфических особенностей. В ряд храмов можно заходить только без головного убора. Туристки должны закрывать плечи и ноги до колен. Наконец, верх разочарования: обитель папы - плод мучений Микеланджело под названием Сикстинская капелла (расписывая которую художник чуть не ослеп и получил искривление шеи) снимать вообще нельзя! Но русских это обычно не останавливает и смотрители впустую срывают голоса…

Поговорим про Тоскану. Мы выехали в страну этрусков прямо с первой из халявных экскурсий, то есть из Рима, чтобы не тратить денег на дорогу из Римини во Флоренцию, которая, как я уже объяснял, чревата затратами и пересадкой. Знаменитый пересадочный путь, делающий большой крюк, мы совершили лишь на обратном пути (ехали до своего района Римини с пересадкой в городке Фаэнца). В Тоскане за каждым из многочисленных туннелей на вершинах гор выплывают города этрусков, переделанные на свой лад более поздним населением. Как и во всех западноевропейских городах, в самом прекрасном из них вас в первую очередь встречает схема кварталов с указанием достопримечательностей. В привокзальном районе мы убедились, что в час ночи в Италии закрываются любые учреждения, даже вокзалы. Во Флоренции все дешевые отели и кампусы оказались занятыми ушлыми в интернет-бронировании иностранцами, поэтому, устав восхищаться ночной красотой средневековой архитектуры, мы уснули на лавочках у фотогеничного канала, в который спрятана река Арно. В северной Италии нечего бояться гопников или приставучих полицейских. Уличная преступность здесь почти отсутствует. Это знают местные бездомные, спящие на картонках в самых многолюдных (днем) районах. Рядом с завернувшимися в одеяло бомжами спокойно лежат их книжки или бутылки с алкоголем, которые никто не тронет… Ночную тишину нарушают только пьяные англоязычные юнцы, гоняющие по тесным улочкам на велосипедах и здоровающиеся на ходу со всеми встречными. Особо прекрасна Флоренция перед самым рассветом и на восходе. Советую ловить моменты для удачных фотокадров… Помимо прочего не забудьте посетить обзорную площадку на пьяцца Микеланджело.
И еще одно. На соседней горе находится «многоступенчатый» город Фьезоле, верхний уровень которого занят музеем этрусков, основанном на руинах их города. Во Фьезоле можно проехать на седьмом автобусе, он отправляется с площади Сан Марко.

Сан-Марино нам показывали по пути в аэропорт (это вторая экскурсия-подарок от туроператора). Карликовый анклав экскурсовод назвала "островком благосостояния, экономической свободы и стабильности" (интересно, каково там сейчас – во время кризиса?). Люди предусмотрительные давно скупили здесь каждый акр, поделив страну на отели, гипермаркеты и автосалоны. Русские туристы, покупатели и предприниматели - главные гости, а посему санмаринцы стараются нанимать персонал, хорошо изъясняющийся по-русски. В одноименной столице государства гастарбайтерам из бывшего СССР можно неплохо заработать, местные же вообще получают бешеные зарплаты. Средняя в переводе на нашу валюту составляла в 2011-году 100 000 рублей. Пенсии тоже производят впечатление. По более дешевым, чем в России ценам, в 18-километровом Сан-Марино можно приобрести массу товаров.
Удобно, что город ты проходишь как бы по спирали, поэтому не минуешь ни одной достопримечательности. Мини-страна, основанная знаменитым каменотесом Марино, было укреплена и защищена тремя поясами крепостных стен, воздвигнутых в разные времена. До начала экскурсии в специализированном магазине проводится бесплатная дегустация вин, ликеров, вермутов и коньяков. Выбранный товар можно заказать с доставкой в автобус...
Больше всего республика Сан-Марино интересна как одно из двух самых спокойных мест Европы. За «бытовуху» в течение сотен лет здесь привлекалось всего несколько человек. Один из них, просидев в изоляторе целых девять часов, стал местной знаменитостью (многие носили ему в камеру апельсины). Что такое разбой, грабеж и причинение тяжкого вреда здоровью местные знают только из сюжетов американского кино и различных фильмов про войну. 
 
Кушай дешевле и говори по-итальянски

Еда итальянцев представляет опасность для людей, страдающих язвами, гастритами, запорами или геморроем. Почти вся она состоит из блюд на основе муки, зачастую острая. Что такое суп или каша итальянцы слышали разве что от иностранцев… Если хотите заварить привезенную с собой пищу из пакетиков, то в баре при отельном ресторане можно попросить горячего кипятка («аква калда»). У вас нет проблем со здоровьем? Тогда на Апеннинах вы получите особое гастрономическое удовольствие. Для быстрого перекуса рекомендую что-нибудь за 2-4 евро – приготовленный индусами донар, испеченную китайцами маленькую пиццу или итальянский котолетто (заложенный в кляр шницель), а также пьядину (два сухих тонких блина с мясной или овощной начинкой). Есть лишних десять минут? Тогда закажите романьолу. Уже по названию понятно, что это главная пицца Эмилии-Романьи. На ней кроме вездесущих сыра и томатной пасты большие куски соленой семги, ветчина и трава орегано. На столиках пиццерий всегда много различных приправ. Те, кто располагают деньгами и часом свободного времени, заказывают обычно пасту (порцию итальянских спагетти, произведенных из твердых сортов пшеницы). Блюдо подают с различными соусами, цена начинается от 7 евро (это в три раза дороже некоторых видов фастфуда, равных по калорийности такой порции). Часто паста предусмотрена во включенном ужине (проверено лично). Пить в Италии безбоязненно можно из питьевых фонтанчиков и даже из водопровода, поэтому перед уходом из номера не поленитесь набрать с собой воды.

Вместо абсолютно неуместного в этом произведении эпилога дам вам последний совет. Если перед отъездом из европейской страны у вас осталась мелочь (монеты и купюры достоинством меньше десяти евро), тратьте все до конца. В России у вас их не примет ни один банк. У вас в валюте осталось порядочная сумма? Тогда не спешите менять ее на рубли в российском аэропорту. Здесь, как правило, грабительский курс.

Да... Кстати, приглашаю к научным уютным беседам https://zen.yandex.ru/id/5e3137c99a0ce75c5658af1b