Я, Ванечка и Штырь

Виктор Баравков
Лето началось прекрасно, школа закончилась, и быстрей, быстрей на дачу. Это пьянящее слово, "Воля". Мы мелюзга, носились по деревне, то на пруд, то в песок, то в лес. Постепенно стал приходить домой только спать.
----Неслух ты окаянный.
Ворчала Бабуля.
----Иди обедать.
----Ба, я не хочу...
Я хватал жестяной самосвал и бежал в песок...
В середине июня, по деревне пошел слушок, " Штырь"., Коля Штырин, вернулся из армии. Мы его еще не видели, но колодезный телеграф донес, "Штырь" - человек скала, десантник, громила, злой, как черт.

Увидели мы его вечером, на Поляне. Поляна, это площадка с лавочками, под старыми березами, здесь вечеряла молодежь. Мальчишки постарше играли в городки, а мы, мелюзга крутились и с теми, и с этими.
Здесь, он и появился первый раз.
Высоченный, в лихо заломленном берете, сапоги гармошкой, на высоком каблуке, все это великолепие дополнял ослепительно белый аксельбант, на плече висела гитара.
Поляна затихла, мы стояли раскрыв рот и смотрели на заморское чудо.
Пройдя перед народом, поиграв мускулами, " Штырь" приставил гитару к лавочке и пошел к играющим в городки.
----Эй, Салабон, дай ка я кидану.
Вальке Комарову не хотелось пропускать удар, народу играет много, когда-то еще придет очередь играть. Валька воспротивился.
-----Салабон, упор лежа принять...
Валька непонимающе стоял
-----Приказ не выполняешь?
-----Тогда, "Фофан".
Треск Валькиной головы мы услышали метров с десяти. От щелчка по лбу, Валька сел на попу, руками схватился за голову, вскочил и подвывая от боли бросился бежать.
"Штырь" взял биту и бросил, конечно же не попал, махнул рукой и пошел к лавочке.
Он горланил непонятные песни, очень фальшиво и очень громко, пил водку из горла, цеплялся к девчонкам. На поляне стало очень не уютно и я побежал домой.

" Штырь" зверел, он пил не просыхая и стал настоящим монстром для мелюзги. На пруду, ему попался Вася Погодин.
-----Салабон, Смирно, Шагомм - Арш.
Вася не хотел получить "Фофан", поэтому замаршировал по пляжу.
" Штырь" прыгал с берега в воду, колол бутылки о голову, расшибал стопки кирпичей, а Вася все маршировал, до слез, до изнеможения....
Постепенно " Штырь" стал пугалом для поселка. Его боялись все, он скандалил в магазине, ездил чудить в соседнюю деревню, откуда вернулся с рассеченной шекой. Жизнь стала невыносима, на пруд не ходи, на другой конец не ходи, сиди в песке....
Жители написали участковому, тот приехал на мотоцикле, зашел в избу "Штыря", и через секунду вылетел оттуда, за ним вылетел сапог. Участковый укатил, грозя "Штырю" всеми карами, а мы поняли, участковый "Штыря" боится.

Я сидел в песке и строил железную дорогу, возил жестяным самосвалом песок, делал насыпи, выемки, играл. Вдоль соседского забора бодро промаршировал Ванечка. Эта светлая личность требует отдельного описания. Карапуз пяти лет от роду, шустрый, смешливый, загоревший до черноты. Улыбка Гагарина меркнет, по сравнению с улыбкой Ванечки. Он никогда не плакал, а вот смеяться умел, так, что вслед за ним начинали смеятся окружающие. Я окликнул Ванечку, но он не услышал, он был занят делом,  откинув назад выгоревшую, белобрысую голову, пыля ногами, он гордо маршировал вдоль забора.
-----Трах - Тибидох, Трах - Тибидох...
И черные, сшитые, явно на вырост штанишки, болтались на помочах на его плечах. Ванечка свернул за угол забора, а я занялся своим делом.

Я успел привезти несколько Зилов песка, как увидел бегущую Лидку Неверову, она промчалась мимо меня крикнув на бегу.
-----"Штырь", Ванечку обижает. Я на полудня, мамке его скажу.
Не успеет, я точно знал, не успеет, до полудней сколько бежать, да назад тете Кате. Не успеет....
И тут ноги сами понесли меня, я не герой, скажу больше, я трус, но какая - то сила подняла и понесла вперед. Наверное эта сила поднимает пехотные цепи в атаку, под шквальным пулеметным огнем, человек не хочет, а бежит.
Добравшись до угла забора, я осторожно выглянул.
"Штырь" стоял посредине тропинки, схватив Ванечку за помочи, он высоко поднял его над головой, Ванечка от испуга ревел, как паровоз, смешно дрыгал ногами, что очень забавляло "Штыря"
Экзекуция продолжалась, свободной рукой "Штырь состроил Козу  и стал бодать Ванечку. Я заметил, со штанишек Ванечки потекло....
Кого позвать? Не успеют.
 Я подбежал к " Штырю"
------Поставь Ванечку на землю. Я думал, что прокричал, на деле я скорее прошептал, но "Штырь" услышал.
-----Это ты мне, Москвач?
-----Поставь Ванечку на землю. Сказал я одними губами, меня от страха колотило.
"Штырь" медленно опустил Ванечку, который почуя под ногами опору, на четвереньках прополз до меня и обхватив мои ноги руками затих, тихонько хныча.
Я попался, я не мог даже бежать. На меня смотрели серо - зеленые, с мутной поволокой глаза и огромная рука уже тянулась ко мне.
Слезы ярости хлынули из глаз, я до боли сжал кулаки и понял, это последний бой.... Я буду бить, кусать, царапать, но Ванечку ему не отдам.
Я смотрел в эти страшные глаза и вдруг поволока безумия стала исчезать, рука убралась, "Штырь" смотрел на меня скорее удивленно. Он присел на корточки.
-----Ты мужик, Москвач.
Только это и сказал, снял с себя берет, и пристроил на мою голову, поднялся и пошатываясь побрел к своей избе.
Я поднял Ванечку на ноги и толкая его перед собой повел к углу забора.
Мы завернули за угол, и тут я увидел Папу, он бежал мне на помощь, он не просто бежал, он почти летел над землей. Когда я вспоминаю отца, почему - то всегда вижу эту картину, в развевающейся клетчатой рубашке, в джинсах, в кедах, он мчался ко мне держа в правой руке кол, вырванный из забора. Откуда он узнал, наверное это Лидка, заметив, что я пошел спасать Ванечку, забежала к нам и сказала, что "Штырь" бьет Витю.
 Папа подбежал,
----Где?
----Ушел.
----Он бил тебя?
----Нет.
----А это что?
Спросил Папа, указывая на берет.
----Подарил.
----А слезы?
----Я испугался, Пап.
Папа положил мне руку на плечо,
----Пойдем домой.
----Пап, надо Ванечку до дома проводить.
Мы пошли по улице, Папа достал из кармана конфету и дал Ванечке, тот запихал конфету в рот и одарил нас своей улыбкой, он уже забыл ужас, а штанишки высохнут.

"Штырь" не появлялся дня четыре, у колодца женщины видя его мать, пожилую  спокойную женщину, спрашивали,
----Колька твой, пить - то бросил?
----Лежит, в потолок смотрит, не пьет.
И вздыхая шла с ведром к дому.
День на пятый он появился, въехал в деревню на новеньком хлебном фургоне Газ 53. Устроился работать в областном центре, развозил хлеб с хлебзавода в деревенские магазины.
Он подъехал к дому, мы, мелюзга приготовились рвануть, кто куда. Он вышел из машины, открыл боковую дверцу кузова, на нас пахнуло горячим хлебом. Взяв горячую буханку белого подошел ко мне.
----Держи, Москвач.
----Спасибо, Дядя Коля.
Он повернулся и пошел к дому.
Буханка обжигала руки, а запах шел такой, что слюни текли возжой.
----Витька, дай мне.
----И мне...
---И мне...
Через секунду мы уже хрустели, корочками свежего хлеба. Кто не ел, сидя на траве, свежий хлеб, наслаждаясь его ароматом, у того детства не было.
Запах горячего хлеба, самый добрый аромат на земле, сейчас мне кажется даже символично, что Дядя Коля дал мне именно хлеб.
Пообедав, Дядя Коля возился с машиной и разрешил мне посидеть в кабине.

Шло время, года через два Дядя Коля женился, родились два сына, с которыми я, уже великовозрастный, покровительственно играл. Мне долго не давал покоя вопрос, почему, такой милый и спокойный человек, как Дядя Коля, мог быть таким зверем.
Ответ нашелся гораздо позднее, я уже служил во всю, приехав в отпуск на дачу, угодил на свадьбу, ну не свадебным генералом, так свадебным старлеем. Был там и Дядя Коля, на лацкане скромного серого пиджака, алела Красная Звезда.
И тут я все понял, Звезду не дают в мирное время, он где - то воевал. У него была боевая психическая травма, жуткое наследие войны. Афганистан, будь он не ладен, штамповал таких позже пачками, и далеко не все встали на путь выздоровления.