Еще раз о Памяти

Александра Шатагина
(Рецензия (Авторецензия) на книги:
А.Я.Шатагина, Е.А.Шатагина. «На площади Времени». Одесса, Астропринт, 2011. - 288 с.
А.Я.Шатагина, Е.А.Шатагина. «Набережная Рассветов». Одесса, Астропринт, 2013. - 328 с.)
               

                Наша память, как точка опоры,
                На которой и держится свет…
                Михаил Ножкин.

Честно говоря, не знаю, как будет считаться написанное: будет ли это рецензией или, все же, авторецензией, ведь обе представляемые здесь книги написаны совместно с моим дорогим соавтором - Еленой Александровной Шатагиной. Первая из них, «На площади Времени», была опубликована в 2011 году и, когда она стала уже почти библиографической редкостью, мы задумались о второй книге. Конечно, можно было бы, по испытанному временем и многим из нас памятному примеру советской власти, когда объявлялось примерно следующее: ленинградские рабочие обратились к своему руководству с просьбой разрешить им работать в выходные и праздничные дни, сказать: «Написание второй, явилось откликом на многочисленные просьбы читателей нашей первой книги». И самое интересное, что это действительно так. Но, не скрою, только в некоторой мере. Главное же – у нас слишком многое не поместилось в «На площади Времени», слишком многое осталось вне ее. Именно поэтому в 2013 году мы выпустили вторую книгу - «Набережная Рассветов». И объединяет их не только неизменный авторский состав. В обеих - психолого-историческая реконструкция прошлого. И обе они посвящены истории жизни и научной деятельности двух выдающихся ученых Одесского университета: фронтовика, ученого и журналиста, Якова Мироновича Штернштейна (1914-1983 г.г.) и физика, геофизика и психолога, лауреата двух Государственных Премий Украины в области науки и техники Александра Аркадьевича Ханонкина (1934-2000 г.г.).

Книга «Набережная Рассветов», отличается от «На площади Времени», уже тем, что она - не первая, а в контексте истории появления этих книг и, главное историй жизни, в них рассказанных это важно. Поэтому она и менее «отчетная», менее официальная. В структурировании этой, как, впрочем, и первой книги, мы старались придерживаться главной линии – хронологической. Время (а вписанность во время, темпоральность – важнейшая черта нашего повествования), в общем-то, тоже и, естественно, главным образом охватывает время жизни этих выдающихся людей, но и, конечно, не только. В этой связи, касательно временных рамок: их масштаб достаточно широк, и включает начало прошлого века (Одесские театральные афиши 1906-1908 г.г.) и последнюю из школьных Грамот 2010 года. Ах, да, на последней странице обложки – традиционная, «свежая», 2012 года, фотография: наши с Александром Аркадьевичем уже почти выросшие дети и я. И хотя, обычно, время описываемых событий - четвертая по счету координата, здесь оно, несомненно, опережает по значимости три другие координаты нашего пространства. При этом, совмещая черты исторического, биографического, автобиографического и социально-бытового - время в повествовании не течет линейно: оно замедляется, а иногда и замирает вовсе, чтобы затем «собрав силы», сжавшись и ускорившись, совершить прыжок через годы, а иногда и через десятилетия. Пространство происходящих событий, и во многом благодаря авторским путевым живописным этюдам, в книге представлено во всей своей величавой конкретике, зримо и реально, причем во второй - значительно шире, чем в первой: это Кольский полуостров, Ленинград, Владивосток, Грузия, село Станислав, что под Херсоном и остров Сахалин с его столицей – Южно-Сахалинском… И все же, по большому счету, пространство, как вторая составляющая хронотопа, в отличие от его первой - времени, здесь почти не меняется, почти постоянно – это любимая главными, и не главными тоже, героями книги, конечно же, наша родная Одесса. Если же, иногда вынуждено или по собственному желанию, они и покидают этот город – все равно непременно возвращаются. Связующая нить может иногда критично натягиваться, может истончаться, но все равно, никогда не рвется, не исчезает – существует всегда, просто становится на какое-то время невидимой… А события, как наполненные смыслом и значением, ставшие уже почти физически осязаемыми, «спайки» пространства и времени», тесно переплетаясь и наплывая друг на друга, оказываются так взаимосвязаны и взаимозависимы, что их часто почти невозможно отделить друг от друга. «Значит, и не надо», решили мы и оставили такими как есть наши очень линейно разные параграфы, главы и разделы книг.

В связи с каждыми описываемыми большими и малыми событиями жизни наших героев, мы с моим соавтором, вообще говоря, размышляли об их причинах и следствиях, старались почувствовать внутреннее состояние героев повествования, понять мотивацию их поступков. Ведь, как указывал известный психоисторик Дж. Кокс, каждый человек – «это пересечение самых разнообразных аспектов конкретного исторического контекста, включающего его семью, общество, культуру, экономику, политику и т.д. Эти все составляющие окружения и создают подвижные образцы чувств, восприятия и внутренних знаний человека, предопределяющих мотивацию и поступки его жизни». В текст книг «вкраплено» множество документальных эпизодов жизни героев книги, в частности такие нарративы, как автобиографические сюжеты о матери Александра Аркадьевича, которая и в «несчастном» осколке его случайно обломанного зуба всегда видела «приятную щербинку», о детстве Якова Мироновича, где однажды его отца вызвал рассерженный директор школы и о необходимости, однозначно определенной жесткой действительностью, нескольких «подготовок» им своих лекций… И, конечно, рассказывая об этих родных людях, нам было трудно удержаться от некоторых, неразрывно переплетающихся с их биографическими, нашими автобиографическими отступлениями, во многом их дополняющими, а может быть, и объясняющими… Поэтому в книге представлены и такие нарративы, как рассказы о все перекрывающих ярких, незабываемых впечатлениях уже моего детства: о принципе Монте-Кристо, сформулированном и «апробированном» для меня отцом и «работающем» всю мою жизнь; о «теоретических» спорах отца с матерью; о том, как я перепутала «стоящего» и «сидящего» возле зданий Московского госуниверситета великого Ломоносова, но все равно состоящейся там встрече с отцом; о фронтовых и послевоенных друзьях отца, о памятном знакомстве с героями его монографии об обороне Одессы «Морские ворота Украины» и еще живыми тогда, действующими лицами его рукописи по истории сельских организаций РСДРП на юге Украины в период первой русской революции.…

Одно из важнейших и главнейших событий, живущих в обеих книгах, их структурирующее, да что книги, это событие, своими масштабом, действиями и последствиями, без сомнения структурировало всю жизнь героев книги – это, конечно, война. Великая Отечественная Война, «через край» заполнившая собой юность Якова Мироновича, ушедшего добровольцем в первые же ее дни на фронт, и детство Александра Аркадьевича, оказавшегося с матерью (а отец – на фронте) в эвакуации в далеком Казахстане… Среди документальных материалов книги - заметка в городской газете «Вечерняя Одесса» корифея одесских журналистов Евгения Михайловича Голубовского о трогательном письме одесского мальчика Саши Ханонкина Маршалу Р.Я.Малиновскому с просьбой поскорее освободить родную Одессу – маленький Саша очень хотел домой. Родион Яковлевич много лет хранил это письмо, потом, уже после его смерти, жена Маршала передала письмо в Одесский Военно-Морской музей. Там это, давно забытое послание своего сердца, случайно и увидел уже поседевший доктор наук Александр Аркадьевич Ханонкин. А Маршал Родион Яковлевич Малиновский действительно освободил Одессу от фашистской оккупации, и произошло это памятного 10 апреля 1944 года.

В тексте приведены непосредственно документы передачи семьей научного и личного архива ученого-историка Я.М.Штернштейна в Архив Научной библиотеки университета им. И.И.Мечникова. Перечень переданных материалов включает авторскую рукопись по истории сельских организаций РСДРП на Юге Украины, обширный список научных материалов, много лет собираемых и тщательно систематизированных ученым; его личную переписку и записи встреч с участниками и членами семей этого яркого революционного движения. А также: личные письма героя обороны Одессы Вице-адмирала Ильи Ильича Азарова, одесского писателя Ноте Лурье, первого советского ректора университета имени И.И. Мечникова Исая Павловича Шмидта….. Обе книги содержат некоторые ныне почти забытые авторские публицистические и научные статьи, разрозненно опубликованные когда-то в газетах, научных журналах и сборниках…. А некоторые же из них не были опубликованные тогда, при жизни героев книги, и вовсе. Как, например, статья, посвященная исследованиям вопросов синергетики «Возникновение и развитие идеи самоорганизации в различных науках», переданная нам соавтором, профессором И.В.Ершовой-Бабенко.

Книги «наполнены» голосами, чувствами, мыслями и портретами не только главных героев, но и людей, чья жизнь больше или меньше, хоть каким-то образом соприкоснулась с их жизнями. К книге «Набережная Рассветов» прилагается диск с, бережно хранимой нами все эти годы, аудиозаписью 60-летнего юбилея Якова Мироновича (1974 год). На юбилее присутствовали и выступали такие легендарные люди, как начальник Одесского порта периода обороны Одессы Пахом Михайлович Макаренко и комиссар порта этого же героического времени Михаил Маркович Гильдин, одесский писатель Григорий Андреевич Карев, герой книги «Морские ворота Украины» работник порта Александр Владимирович Вуйцик и многие другие. Установив диск, можно услышать живые, с присущими им тембром и интонациями, голоса этих людей, почувствовать атмосферу и звучание неотъемлемых от того времени, составляющих саму его культурно-историческую ткань, слов – коммунизм, марксизм-ленинизм.… И, конечно, здесь - теплые и искренние слова пришедших поздравить юбиляра:

-…Если бы сегодня пришли сюда поздравить Якова Мироновича все те люди, которым он делал добро, не хватило бы всех аудиторий университета… - Сказал, наверное о самой главной черте характера Якова Мироновича – любви помогать людям, в своем выступлении на юбилее Семен Петрович Винницкий, учитель одесских журналистов, человек, работавший еще с Бабелем и Маяковским.

Наряду непосредственно с текстом, в книгах широко и разнообразно представлен видеоряд впервые здесь публикующимися авторскими работами: серией живописных портретов героев книги, путевых этюдов; гравюр, созданных по мотивам произведений Блока; серией офортов и линогравюр. Представляют интерес, и, конечно, не только для краеведов, представленные здесь некоторые уникальные документы и фотографии теперь уже прошлого, ХХ века - такие, например, как праздничные одесские городские афиши 1906-1908 годов, где пианистом значится отец моей матери, студенческий билет химического факультета университета им. И.И.Мечникова 1937 года моей матери; газетные статьи и наградные документы отца военного времени, редчайшие, почти вообще единственные, фотоизображения человека необычной, героической и мятежной судьбы, личного друга Якова Мироновича - Исая Павловича Шмидта. Исай Павлович в 1915 году за революционную деятельность был осужден царским правительством на 13 лет каторги и заключен в Шлиссельбургскую крепость, был комиссаром бригады Григория Котовского, первым советским ректором Одесского университета… Летом 1973 года Исай Павлович был проездом в Одессе, в то время он уже жил на острове Сахалине, работал профессором истории в Южно-Сахалинском пединституте. Вот и фотографии того, далекого уже теперь, лета на Одесском морвокзале: Исай Павлович Шмидт с женой, друзьями - это был его последний приезд в Одессу. В книге представлена и, написанная рукой Исая Павловича, новогодняя поздравительная открытка Якову Мироновичу. Мы очень надеемся, что, соединяясь вместе с текстовым материалом книг, аудиозаписям и научными работами, биографическими эпизодами жизни с характерным для них «укрупненном» во временном контексте взглядом на действительность, вместе они образуют некий магический кристалл. Кристалл, сквозь который можно увидеть жизнь, которая хотя вроде бы и «прошла», но все равно продолжается, ведь правда – «и дольше жизни длится жизнь»…

Есть в представляемых здесь книгах и «болевые» точки. Одна из них и, наверное, наша самая болезненная – судьба когда-то процветающей, известной своими научными достижениями, а ныне уже несуществующей, обидно забытой, созданной в университете в самом начале семидесятых годов прошлого века научно-исследовательской лаборатории «Синергетики». Как, вообще говоря, почти забыто и само имя человека, ее создавшего – Александра Аркадьевича Ханонкина. В книге приведены лишь некоторые, из большого количества полученных патентов и авторских свидетельств руководителя и сотрудников лаборатории, стенограммы интервью с ними и их научные статьи, многие из которых ничуть не потеряли своей актуальности. Как например, статья, написанная А.А.Ханонкиным в соавторстве с Т.В.Гладким, И.П.Зелинским, О.В.Матвиевским, В.Д.Тараненко, И.В.Тимофеевым, и Е.С.Тимофеевой «Влияние факторов моделированных землетрясений на электрическую активность и поведение гидробионтов», посвящена актуальным исследованиям возможности предвидения и предсказания землетрясений. Здесь, в частности, показано, что, используя модель пластической деформации электрического резистора, можно моделировать условия, предшествовавшие смещению земной коры и исследовать реакции и поведение животных в этих условиях. Модель пластической деформации авторы воспроизводили в водной среде, объекты исследования – различные виды рыб. Исследователями проводились многочисленные серии экспериментов с разными группами рыб и различными моделированными электромагнитными воздействиями на них. Своей работой ученые показали, что, исследуя влияние факторов моделированных землетрясений на электрическую активность и поведение гидробионтов, вполне возможно, наконец-то, научиться предсказывать и такие разрушительные, тысячелетиями непредсказуемые, стихийные бедствия как землетрясения. И это – лишь одно из многих научных направлений лаборатории, судьба которой оказалась столь, по-человечески, трагичной. В этой связи хочется сказать о нашей с моим соавтором научной работе: нам удалось продолжить исследования Александра Аркадьевича в области изучения стихийных природных катастроф, хотя и сделали мы это по-своему, с психологической точки зрения. Основные положения этого исследования изложены в статье «Стихийные природные бедствия и психологическая готовность противостоять им», опубликованной в 2010 году и приведенной в «Набережной Рассветов». Мы очень хотим восстановить ее величество Справедливость, в данном контексте – это память о много лет триумфально работающей в университете лаборатории, о ее научных достижениях и именах людей эти достижения воплотивших в жизнь. В книге представлена виртуальная Мемориальная доска на стене университета в память об ученом, создавшем и несколько десятков лет руководившем университетской научно-исследовательской лабораторией «Синергетики», о все еще единственном здесь, лауреате двух Государственных Премий Украины в области науки и техники докторе наук, профессоре Александре Аркадьевиче Ханонкине. Мемориальная доска, которой, к большому сожалению, здесь так до сих пор и нет…

Случается, нас спрашивают: «А как связаны герои ваших книг, что их объединяет? Почему оказались «уже два раза» вместе, в одной книге?». И тогда мы гордо говорим: «Героев книг связывают совместная работа в Одесском университете им. И.И.Мечникова, многие годы тесной дружбы – и это, хотя, очевидно, уже и так очень много, все же, еще не все. Траектории их жизни с множеством самых разных событий и переживаний, неожиданных резких поворотов, случайностей и продуманных поступков, неожиданным и причудливым образом встретились, судьбы пересеклись… Больше того, жизнь одного стала, в каком-то смысле, продолжением жизни второго: я, дочь Якова Мироновича, вышла замуж за Александра Аркадьевича. Это означает, что наши с Александром Аркадьевичем дети – внуки Якова Мироновича. А это, как говорится, дорогого стоит…

При подготовке и написании этих книг, мы были бесстрашно движимы любовью, очевидно, именно этим объясняется раскрытие нами читателю особой, нигде более, как только в этих книгах, «незафиксированной», доверительной личной информации, и очень особые, доверительные интонации, почти постоянно звучащие в книге. И, памятуя слова замечательного человека, героя обороны Одессы и личного друга моего отца, Вице-адмирала Ильи Ильича Азарова:

-Называйте, называйте фамилии и имена живых и мертвых! Пусть их помнят…, - мы старались назвать и рассказать как можно больше о людях, восстановить их голоса, в самом широком смысле слова, опубликовать как можно больше документальных фотографий и материалов, ранее никогда не публиковавшихся…. Вот почему книги представляются уникальными, как единственна и неповторима жизнь каждого человека, о которой рассказано в них. Ведь в любом случае все это - теперь история, наша история.

И, поскольку, это - авторецензия, здесь, на мой взгляд, вполне уместно и автоинтервью, пусть и виртуальное. Важнейшим в котором, несомненно, был бы традиционный вопрос:

- Скажите, а все ли, что хотелось, вместилось в здесь рецензируемые две книги?

- Нет, конечно же, нет. Да это, наверное, и невозможно. Я думаю, чтобы вместить все, нужно бесконечное число книг. Как бесконечна, многообразна и необъятна сама жизнь… – Несомненно сказала бы я.

- И, возможно, в таком случае, Вы собираетесь продолжить работу, и даже уже с Вашим неизменным соавтором «вынашиваете» и 3-ю книгу? – наверняка тогда спросили бы меня.

- Да, 3-я книга нами уже планируется, мы о ней мечтаем – откровенно сказала бы я, - и уже «начинает дышать». Она не будет похожа ни с 1-й, ни со 2-й – у нее, как и у первых двух, будет свое собственное лицо, хотя и посвящены все три книги историям жизни одних людей.

И здесь я обязательно добавила бы то, что точно знаю:

- Представляется, что появление таких книг весьма важно. Ибо не дает, среди нашей такой разноцветной повседневности, нам забыть – кто мы и откуда.

Это важно…