Неформат

Стас Волгин
     Как известно, русский мужик долго запрягает, но потом быстро едет. В контексте настоящей зарисовки хотелось бы выразить пожелание, чтобы и с «упряжью» дело продвигалось намного быстрее обозначенных в поговорке действий…
     Несколько дней назад в эфире «Радио России» прозвучала интересная передача о новинках печатной продукции, представленной на книжной выставке-ярмарке, открывшейся на ВДНХ. Один известный московский писатель, в частности, заметил, что создавшийся сегодня стереотип по отношению к «нераскрученным» современным авторам следует давно пересмотреть. Так называемый «неформат» (произведения, якобы не вызывающие у читателей никакого интереса) надо тщательнее анализировать и подходить к нему более взвешенно. Потому что оценки издателей и запросы читателей зачастую не совпадают.
     Писатель привёл такой пример. К нему обратился как-то малоизвестный автор с просьбой ознакомиться с его новой рукописью, дать ей субъективную оценку. Прочитав предложенный материал, профессиональный литератор пришёл к выводу, что данное произведение не должно пылиться в архивах автора, что его непременно следует показать широкой читательской аудитории. Но сколько ни ходил писатель по различным книжным издательствам, везде откликались примерно так: «Простите, но это явный неформат. Рукопись выбивается из концепции выпускаемых нами произведений. Подобную писанину никто покупать не будет. Мы не хотим нести заведомые убытки». И всё в том же ключе.
     В конце концов писатель пристроил «многострадальный текст» в одном из литературных журналов. Читающая публика мгновенно оценила талантливо написанную вещь. Сегодня упомянутый автор – лауреат многочисленных премий в области литературы. Входит в список самых читаемых прозаиков России. И теперь уже сами книгоиздатели почитают за честь выпускать его новые бестселлеры под маркой собственных брендов…
     После окончания радиопередачи автор этих строк глубоко призадумался. Действительно, почему только художественные редакторы книжных издательств решают, какие рукописи можно запускать в печать, а какие являются пресловутым «неформатом»? Может, пора менять методику оценки литературных произведений и проводить эффективный мониторинг в глубинных недрах самых широких читательских кругов? По возможности используя и своего рода референдумы? В том числе и на просторах известных литературных сайтов? Или «не надо нам указывать, плавали – знаем»? Ну что ж, «жираф большой, ему видней»…
     И ещё. Далеко не секрет, что интерес к чтению у значительной части россиян в настоящее время заметно понизился. Причин здесь множество. И одна из них – крайняя загруженность населения в процессе поиска хлеба насущного. В заботах о престижной карьере и достойном содержании семьи многие из наших соотечественников затрачивают массу времени, которого не остаётся на приятный досуг с книжкой в руках. К тому же книжная продукция сегодня многим стала не по карману, а сам процесс чтения превратился в «утомительный труд».
     На фоне подобных выводов кажется вполне уместным решение о кардинальных изменениях в области современных текстовых технологий. А именно: литературно-художественным издательствам следует подумать о небумажных носителях информации. К примеру, об увеличении количества так называемых аудио-книг, которые должны выходить не только на компакт-дисках, но и на более удобных и малогабаритных флэш-картах. Чтобы не утруждать потребителя «перевариванием» печатно-бумажных или электронных строчек, тот может вставить подобную флэшку в портативный плеер и прослушивать через наушники интересные литературные повествования, находясь в общественном транспорте или выполняя какую-то несложную работу. Хотя бы таким образом мы частично привьём населению интерес к классике и современным произведениям в области литературы. Слушать, как говорится, – не читать. Глядишь, и «неформат» станет намного востребованнее…