Россия строит полёт в космос большой тяжести

Алексей Орлов Спб
Полным ходом продолжается строительство космодрома Восточный и одновременно сверхтяжёлой ракеты-носителя "Ангара". После многих лет отставания в космосе по дальним полётам, к Луне и Марсу, а также по возможности выводить в космос очень тяжёлые грузы Россия теперь преодолевает это отставание с должной энергией и темпами.

1)
"В ближайшие 5-7 лет Россия вместе с Украиной и Казахстаном может создать сверхтяжёлую ракету для полетов на Марс

http://itar-tass.com/blizhnee-zarubezhe/594218

28 августа 2012, 11:22 UTC+4

Ракета-носитель будет использоваться для полётов на Луну и Марс


МОСКВА, 28 августа. /ИТАР-ТАСС/. В ближайшие 5-7 лет Россия вместе с Украиной и Казахстаном сможет создать сверхтяжелую ракету-носитель /РН/ для полетов на Луну и Марс. Такое мнение высказал сегодня президент, генконструктор Ракетно-космической корпорации /РКК/ "Энергия" Виталий Лопота на 7-ом международном аэрокомическом конгрессе.

"Мы могли бы в ближайшие 5-7 лет иметь грузоподъемность не менее той, что планирует США", - сказал он.

Глава корпорации пояснил, что в настоящее время остались заделы от самого большого достижения прошлых десятилетий - советской ракетной системы "Энергия" /на фотографии/. Эффективность выведения полезной нагрузки этой РН, которая дважды успешно стартовала почти 3 десятилетия назад, составляла 4,3 проц, в то время, как у современных российских носителей "Союз" и перспективной "Ангары" эта эффективность не превышает 2,7 проц.

От легендарной "Энергии" остался боковой блок - РН "Зенит". Сама ракета производится на Украине, однако 90 проц компонентов - из России. Эффективность выведения "Зенита" уже сейчас составляет примерно 3,9 проц. По мнению Лопоты, на базе технологий этого носителя вполне возможно создать сверхтяжелую РН, "которой будет достаточно, чтобы амбициозно выполнить движение к Луне и Марсу".

Генконструктор уточнил, что для полета к Марсу могут быть использованы двигательные установки, работающие на солнечной либо ядерной энергии. Солнечная энергетика, по мнению Лопоты, "начинает конкурировать с ядерной", однако атомная энергетическая установка является более перспективной, хотя и более опасной для экипажа. "Надо найти способы защититься от радиации, и тогда на ядерной двигательной установке мы сможем отправить к Марсу комплекс массой 400-500 тонн", - убежден он".

2)http://itar-tass.com/opinions/interviews/2234

"Владимир НЕСТЕРОВ: ракета "Ангара" в декабре впервые выведет груз на орбиту
5 августа, 12:57 UTC+4
ИТАР-ТАСС/ Григорий Сысоев

В июне широко разрекламированная первая попытка запуска новой ракеты-носителя "Ангара" окончилась неудачей: автоматика прервала подготовку к старту. В итоге ракета улетела только в июле. Чем будет отличаться серийная "Ангара" от ракеты первого старта, чего ждать от первого запуска тяжелой версии и когда эта ракета заменит "Протон", в интервью ИТАР-ТАСС рассказал первый заместитель гендиректора компании - производителя "Ангары" - Центра им. Хруничева Владимир Нестеров.

- Первый запуск ракеты "Ангара" должен был состояться 27 июня текущего года, однако в момент старта автоматическая система дала отбой из-за падения давления в одном из клапанов. В чем была первопричина?

- Это техническая особенность, которая выявилась на этапе подготовки ракеты-носителя к запуску. Разумеется, были сделаны выводы, эту особенность парировали. Повторение такой ситуации исключено.

Обратите внимание, что наша автоматизированная система определила сбой и своевременно дала команду на отмену запуска.

С космодрома Плесецк запущена ракета-носитель "Ангара"

- Ракету успешно запустили 9 июля, что показала телеметрия?

- По данным телеметрии, первый запуск "Ангары" прошел без серьезных замечаний. Кстати, это был четвертый запуск первой ступени (с учетом трех пусков в составе южнокорейской ракеты-носителя KSLV) и первый старт второй ступени.

Говорить о несовершенстве "Ангары" некорректно с инженерно-технической точки зрения

- Когда запланирован следующий запуск легкой "Ангары"?

© Пресс-служба Центра им. Хруничева
- Серийная легкая ракета "Ангара" будет отличаться от стартовавшей 9 июля. Все модули ракеты первого пуска относятся к тяжелой "Ангаре" - и первая ступень, и вторая. Это было нужно для того, чтобы максимально увеличить надежность старта тяжелой версии, и специально оговаривалось с Минобороны.

Таким образом, вторая ступень легкой "Ангары-1.2ПП" - это третья ступень тяжелой "Ангары". На штатной легкой "Ангаре" будет несколько измененная ступень. Она будет такой же по диаметру, как и первая ступень. И у нее будет агрегатный модуль после второй ступени (что-то типа разгонного блока), который нужен для того, чтобы довывести спутник на соответствующую орбиту. Он разрабатывается на базе двигательной установки, которая у нас есть, и будет это сделано в 2015-2016 годах.

До этого будет пуск в конце года тяжелой "Ангары-А5". Она сейчас находится на Плесецке.

- То есть первый запуск легкой "Ангары" был особенным. В чем будет уникальность первого старта тяжелой версии ракеты?

- Первый старт легкой "Ангары" выполнялся с грузовым макетом, но по баллистической траектории. Причем грузомакет не отделялся от второй ступени (в сцепленном состоянии они упали на полигоне Кура на Камчатке. – ИТАР-ТАСС).

При пуске тяжелой "Ангары" также будет использован грузовой макет, но космическая головная часть будет выведена на орбиту. Будет использован разгонный блок "Бриз-М". Он отработает выведение грузомакета на геостационарную орбиту. В дальнейшем разгонный блок с грузомакетом должны уйти на орбиту захоронения. То есть мы отработаем все этапы выведения, но пока не с реальной нагрузкой, а с грузомакетом.

- Есть ли какие-либо трудности при подготовке тяжелой "Ангары" к старту?

- Пока нет, но однозначно будут. Хотя она прошла весь комплекс испытаний на ракетно-космическом заводе в Москве, по опыту работ на техническом и стартовом комплексах можно сказать: замечания будут. Для того и проводятся испытания, чтобы обнаружить и устранить их до пуска.

- По тяжелой "Ангаре" будет реализована такая же схема, как и по легкой, - один испытательный запуск, а потом переход к серийным стартам?

- Нет, программа летных испытаний будет проходить до 2020 года. В ней намечено несколько запусков легкой и тяжелой "Ангары". Но начиная уже со второго старта обоих вариантов ракет мы будем работать с конкретной полезной нагрузкой - космическим аппаратом. То есть это будут испытательные пуски, но с реальной полезной нагрузкой. А вот серийные пуски начнутся, когда "Ангара" будет принята на вооружение военного ведомства.

- Когда планируется запустить "Ангару" со строящегося в Амурской области космодрома Восточный?

- У нас запланирована очень большая программа летных испытаний с Плесецка. На Восточном космический ракетный комплекс "Ангара" должен быть создан в 2018 году. Соответственно, о дате пуска пока трудно говорить, так как она будет зависеть от сроков создания наземного комплекса.

- Есть мнение, что "Ангара" морально устарела и неконкурентоспособна.

- Это один из расхожих мифов об этой ракете, что якобы "Ангара" была сделана в прошлом веке, поэтому устарела и не является совершенной. Это не соответствует действительности.

Стоит обратить внимание на две характеристики. Первая - коэффициент грузоподъемности, то есть отношение массы полезной нагрузки к стартовой массе полностью заправленной ракеты. По этому показателю "Ангара" находится на самых верхних строчках среди всех мировых изделий этого класса.

Мы готовы сделать "Ангару" пилотируемой. Это абсолютно реально

Второй показатель - коэффициент конструктивного совершенства. Это отношение сухой массы ракеты к выводимому полезному грузу. Чем меньше сухая масса ракеты, тем более она эффективна при выведении одного и того же полезного груза. По этой характеристике мы также находимся на самой верхней строчке среди мировых тяжеловесов, будь то американские ракеты-носители "Атлас-5" и "Дельта-4" или европейская "Ариан-5".

Двигатель первой ступени у "Ангары" (РД-191) - самый современный, такого в мире нет ни у кого. Характеристики двигателя второй ступени - РД-0124 - также не имеют аналогов в мировой космонавтике.

В общем, говорить о несовершенстве "Ангары" некорректно с инженерно-технической точки зрения.

Более того, после создания первых машин был подготовлен целый план мероприятий по совершенствованию "Ангары": должно быть внедрено более 50 новых технологий, которые существенно увеличивают технические характеристики ракеты.

- Что можно сказать про "Ангару" среднего класса (грузоподъемностью 15 тонн)?

- Минобороны составило техзадание на легкую и тяжелую ракеты. По ракете-носителю среднего класса решение в настоящее время не принято. Надеюсь, в дальнейшем этот вопрос со стороны заказчика будет решен.

- По мнению экспертов, "Ангара-А5" очень дорогая. Вы согласны с такой оценкой?

- Да, она сейчас существенно дороже "Протона", примерно вдвое. Но надо понимать, что "Протон" изготавливается серийно. Любая первая машина на неподготовленном производстве будет очень дорогой.

Первые "Протоны" были в два раза дороже, чем когда изготовление этой ракеты было поставлено на поток. Поэтому не следует спекулировать по поводу нынешней стоимости тяжелой "Ангары". Мы предполагаем, что, выйдя на серийное производство, мы существенным образом уменьшим ее стоимость.

Также надо отметить, что стоимость определяется одним критерием - стоимостью выведения одного килограмма полезного груза. Основным разгонным блоком на "Ангаре" будет кислородно-водородный. Как только он появится, грузоподъемность на геостационарную орбиту увеличивается с 3 с небольшим тонн до 4,5 тонны. И сразу у новой ракеты-носителя появляется реальная возможность стать конкурентоспособной на международном рынке запусков.


- Что будет с "Протонами"?

- Они постепенно будут уходить с рынка. Но это вопрос не двух-пяти лет. "Ангаре" надо набрать надежность и статистику. В перспективе эта ракета останется единственной.

- Когда это может произойти? После 2020 года?

- Сейчас трудно говорить. Как часто будет летать "Ангара-А5", как быстро она пройдет летные испытания, как быстро мы создадим кислородно-водородный разгонный блок - все эти факторы будут влиять на сроки перехода с эксплуатации ракеты-носителя "Протон" на ракету-носитель "Ангара".

И конечно, космодром Восточный более перспективен для коммерческого использования Ангары, чем Плесецк. С космодрома Восточный "Ангара" с кислородно-водородным разгонным блоком при постановке на серийное производство будет однозначно конкурентоспособной на мировом рынке.

- Правда ли, что с помощью "Ангары" нельзя осуществлять пилотируемые пуски?

- В настоящий момент она действительно не готова вписаться в программу пилотируемых пусков. Но при постановке соответствующей задачи этого можно добиться. При определенной доработке и без очень серьезных финансовых вложений "Ангара" сможет осуществлять запуски новых пилотируемых кораблей. Понятно, что именно для этого надо и как можно это сделать. Это не вызовет существенных изменений конструкции, не потребует много времени. Мы готовы сделать "Ангару" пилотируемой. Это абсолютно реально.

© Пресс-служба Центра им. Хруничева

- Почему "Ангара" создавалась так долго?

- В основном из-за недостатка денег. В 1990-е годы финансирование программы было в несколько раз меньше, чем нужно, из-за этого были сорваны сроки начала летных испытаний. С 1994 по 2005 год было выделено не более 4% суммы, необходимой для создания комплекса. Половина этих денег пришлась на 2004-2005 годы.

Для выхода из ситуации было предложено поэтапное создание комплекса "Ангара" с ракетами разных классов на основе универсальных модулей. То есть был кардинально изменен первоначальный подход. Проект в значительной степени финансировался Центром им. Хруничева из собственных средств, в том числе из прибыли от коммерческих пусков "Протона".

Работа пошла полным ходом только после того, как в 2006 году появилась программа развития космодромов и были получены средства для создания наземного комплекса "Ангары". Также началось финансирование по программе оборонки, чтобы наладить серийное производство ракеты.

Однако кризис 2009-2010 годов снова сильно вмешался в создание комплекса. По ракетной части мы были готовы выйти на летные испытания в 2011 году, но из-за экономического кризиса финансирование от Минобороны на наземный комплекс было сокращено. В 2009-2010 годах выделили в три раза меньше, чем планировалось. Численность строителей на Плесецке сократилась на порядок, с 2000 до 150 человек, работа практически остановилась.

Новый срок начала летных испытаний был назначен на 2013 год. В связи с задержкой создания наземного комплекса было принято решение создавать ракету позже. Однако и к 2013 году работы не были завершены. Строители не смогли набрать необходимый темп и рабочую силу для создания комплекса. И это было связано не только со строителями. Средства, которые нам выделялись, не обеспечили своевременного заказа в полном объеме.

К ноябрю 2013 года у нас было отставание от графика в полгода. За оставшиеся восемь месяцев мы должны были ликвидировать его, что и было сделано".

3) http://itar-tass.com/nauka/1415008

"Путин: на строительство космодрома Восточный в 2015 году планируется выделить 50 млрд руб.
Наука
2 сентября, 12:59 UTC+4

Президент подчеркнул, что все сроки и этапы развития проекта должны быть выдержаны

© Архив ИТАР-ТАСС/Иван Белозеров

КОСМОДРОМ ВОСТОЧНЫЙ /Амурская область/, 2 сентября. / ИТАР-ТАСС/. На строительство космодрома Восточный в 2015 году планируется выделить 50 млрд руб. Об этом сообщил президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросу о развитии космодрома.

"В строительство мы вкладываем серьезные деньги. С 2011 года на эти цели было направлено более 100 млрд руб., - сказал он. - Еще порядка 50 млрд руб. планируется выделить в 2015 году".

Руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, президент России Владимир Путин (слева направо на первом плане) во время посещения космодрома Восточный
Путин потребовал отчета, почему до сих пор не готов документ о полномочиях ОРКК
Глава государства подчеркнул, что все сроки и этапы развития проекта должны быть выдержаны. "В этой связи важно исключить любые задержки и сбои в его финансировании, - указал Путин. - Но и за финансированием нужно внимательно наблюдать. Не должно быть никакого увеличения неоправданного".

Глава государства посетил строительную площадку Восточного, первый запуск с которого планируется осуществить в 2015 году, и пообщался со студентами из стройотрядов, которые в июле-августе принимали участие в строительстве космодрома.

По словам Путина, Восточный даст России возможность независимого выхода в космос, причем по всем компонентам космической программы. "С учетом того, что здесь планируется работать по дальнему космосу, по Луне, по Марсу, это перспектива на десятилетия вперед", - подчеркнул он.

После этого вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава Роскосмоса Олег Остапенко доложили главе государства о ходе строительства. При этом зампред правительства особо отметил, что все запланированные сроки по вводу этого объекта в эксплуатацию и началу реализации космических программ остаются в силе.

"Космодром Восточный. Досье

Отставание при строительстве до 55 дней

При строительстве космодрома Восточный сохраняется отставание от 30 до 55 дней, сообщил Путин.

Руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко, президент России Владимир Путин и вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин (слева направо) на строительной площадке стартового комплекса для ракетоносителя "Союз-2" на территории космодрома "Восточный"
Рогозин возглавит комиссию по строительству космодрома Восточный
"Хочу отметить, что на сегодня имеется и отставание по основным сооружениям стартового и технического комплекса. Оно составляет от 30 до 55 дней", - констатировал Путин. Он призвал "обратить на это внимание". По данным президента, ежегодно на строительной площадке работает шесть с небольшим тысяч человек. "А нужно, и руководитель Роскосмоса подтвердил, 12-15 тыс. чтобы работали", - сказал Путин. Он призвал сверить графики строительства и проанализировать эффективность их исполнения.

Глава государства напомнил, что уже в 2015 году Восточный должен быть готов к запуску всех автоматических космических аппаратов с помощью ракеты-носителя среднего класса "Союз-2", а в 2018 году - к реализации пилотируемых программ. Путин добавил, что в дальнейшем мощности космодрома будут наращиваться для стартов ракет-носителей для тяжелого и сверхтяжелого классов, использоваться для осуществления программ по изучению Луны, Марса и других космических объектов. Путин отметил что прекрасно осознает колоссальный объем работ, которые необходимо провести.

"Мы только что посетили стройку, многое, конечно, сделано, я хочу это отметить", - сказал он. По его мнению, при реализации этого гигантского проекта необходимо выстроить более ритмичную, скоординированную работу. Путин призвал участников совещания выступить с конкретными предложениями на сей счет. "Дмитрий Олегович (Рогозин) эту работу реализует, причем на постоянной основе, здесь бывает постоянно, это очень хорошо", - подчеркнул президент.
Путин попросил уделить особое внимание социальной инфраструктуре

Президент РФ при строительстве космодрома попросил уделить особое внимание социальной инфраструктуре.

"Как мы и договаривались, развитие космодрома должно вестись одновременно с созданием современной социальной инфраструктуры, - сказал Путин. - Чтобы не было у нас как в советские времена, что это делается в последнюю очередь, либо не делается вообще, либо за этот счет там что-то другое возводится с пониманием того, что можно будет из государства дополнительные деньги выбить". По словам президента, необходимо сделать все, чтобы и строители, и будущие работники космодрома, их семьи были обеспечены комфортными бытовыми условиями - жильем, детскими садами и школами, - чтобы все это было сделано в срок. Все это в будущем позволить сделать работу на космодроме привлекательнее для молодых специалистов.

"Сегодня мы смотрели с вертолета: ряд домов уже заложен, над ними работают. Сколько там? Восемь домов. А должно быть сорок, - сказал президент. - На 12 тыс. жителей должно быть все это рассчитано, а сейчас у нас там только на 2,5 тыс. этих домов максимум".

Глава государства также подчеркнул, что развитие наземной инфраструктуры космодрома важно синхронизировать с разработкой перспективной космической техники. Он пояснил, что речь идет о ракетах-носителях с более высокими показателями надежности и безопасности.
Строительство стартового комплекса "Ангара" на космодроме Восточный могут начать в 2014 году

Олег Остапенко предложил начать строительство стартового комплекса "Ангара" на космодроме Восточный уже с 2014 года, что более чем на год раньше планировавшегося срока.

Глава Роскосмоса: количество стартовых комплексов для "Ангары" можно сократить в два раза
"С целью сохранения наработанных темпов строительства, экономии денежных средств на передислокацию строительства и сохранение высококвалифицированных специалистов-строителей прошу вашего разрешения на начало строительства стартового комплекса "Ангара" уже с 2014 года, более чем на год раньше, чем запланировано по срокам", - сказал он, обращаясь сегодня к президенту РФ Владимиру Путину на совещании по вопросу о развитии космодрома Восточный.

Начало реализации второго этапа строительства космодрома, который предусматривает обеспечение штатной эксплуатации ракетно-космического комплекса, а также готовность наземной космической и обеспечивающей инфраструктур космодрома для использования ракеты-носителя "Ангара-5", было запланировано на 2016 год.

"Чтобы не терять время, потенциал строителей, мы готовы эту работу начать уже в этом году, тем более что основные подготовительные работы мы уже провели", - отметил руководитель агентства".

4)
http://itar-tass.com/nauka/1415395

"Рогозин: Путин одобрил создание сверхтяжелых ракет-носителей
Наука
2 сентября, 14:27 UTC+4

По словам вице-премьера, речь идет о 150-тонных ракетах

Цех общей сборки ракет-носителей на ракетно-космическом предприятии "ЦСКБ-Прогресс"
© Архив ИТАР-ТАСС/Сергей Фадеичев

КОСМОДРОМ ВОСТОЧНЫЙ /Амурская область/, 2 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Президент России Владимир Путин одобрил создание сверхтяжелых ракет-носителей, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

"Сегодня впервые на уровне президента прозвучали планы Роскосмоса о начале работ по сверхтяжелой ракете", - сказал замглавы правительства.

"В принципе, сегодня можно сказать, что Путин дал предварительное добро на начало этих работ", - подчеркнул вице-премьер.

По его словам, это означает, что после разработки всего семейства ракет-носителей "Ангара" легкого, среднего и тяжелого класса российские разработчики перейдут к созданию ракеты совершенно другой грузоподъемности.

"Это будет не 7 тонн, не 15 тонн, не 25 тонн, это будет 120-150 тонн", - сообщил Рогозин.
Планы по созданию стартового стола для "Ангары" тяжелого класса в силе

Он отметил, что на этом фоне планы по созданию стартового стола для ракеты-носителя "Ангара" тяжелого класса не изменились.

Глава Роскосмоса: количество стартовых комплексов для "Ангары" можно сократить в два раза
"Но за счет определенных идей Роскосмоса по сокращению самих стартовых комплексов мы могли бы сейчас деньги уже заложить под создание стартового стола под сверхтяжелую ракету", - сообщил зампред правительства. Он считает, что делать это необходимо именно сейчас, потому как уйдет достаточно времени на создание самого проекта, на его утверждение президентом и правительством и на строительство ракеты-носителя.

"Мы должны на рубеже после 2020 года уже выходить на создание такого класса ракет, - заявил Рогозин. - Это подтверждение доминирующей роли России в вопросах, связанных с созданием ракеты-носителя тяжелого класса, возвращение к тому лучшему, что было в советском обществе. Сегодня президент через обсуждение вопросов на космодроме поддержал такого рода идею, которая связана с федеральной космической программой".
Сверхтяжелые носители нужны для пилотируемых полетов на Марс

В январе глава Роскосмоса заявил, что в России имеется необходимый научно-технический задел для создания сверхтяжелой ракеты-носителя, которая обеспечит на первом этапе выведение полезного груза массой 80 тонн на низкую околоземную орбиту.

Смотрите также
В ближайшие 5-7 лет Россия вместе с Украиной и Казахстаном может создать сверхтяжёлую ракету для полетов на Марс
Россия за короткий срок может создать сверхтяжелую ракету для полетов в дальний космос
Рогозин: стратегическая задача России в космосе - колонизация Луны и Марса
В перспективе масса полезной нагрузки этой ракеты может быть увеличена до 160 тонн и более.

По словам главы Роскосмоса, на строящемся космодроме Восточный будет создан стартовый комплекс для сверхтяжелых ракет. С него можно будет запускать также ракеты от 160 и более тонн. Необходимость в сверхтяжелой ракете в парке российских средств выведения диктуется долгосрочными планами Роскосмоса по освоению космического пространства? и прежде всего планами пилотируемого полета на Марс.

"Задачи стоят очень насыщенные. Нам необходим постоянный гарантированный доступ в космос со своей территории", - сказал Остапенко".