Чтобы дети были умными...

Пётр Басков
Ум есть продукт воспитания, образования и, конечно, собственного опыта индивида. Дети-Маугли, прожившие первые свои годы с приютившими их животными, никогда полноценными людьми не становились. Хорошая наследственность лишь базис, на котором формируется ум венца творения природы.

1. До рождения наследника
Общепринято считать, что часть генетического кода, отвечающего за развитие умственных способностей ребенка, передаются по наследству от матери, отец дарит ему лишь свои физические данные. Другими словами говоря, от прелестной, но глупенькой женщины ожидать умных детей проблематично.
     Нужны хорошие гены, отвечающие за развитие мозга и характеристики  межнейронной передачи информации (http://letidor.livejournal.com/167458.html). Мозг как бы разворачивается сам из себя, формируя новые отделы и усовершенствуя их. При этом клетки с места своего рождения начинают путешествие по развивающемуся мозгу в предназначенное им место. Различные условия могут нарушать эту миграцию,  и клетки останавливается совсем не там, где надо, или плывут не туда.
     Гипоксия плода нередко ведет к развитию шизофрении, шизоидных черт личности и аутизма. Внутриутробные инфекции (грип и токсоплазма, например) также могут оказать значительное влияние: грипп во время беременности увеличивает риск развития аутизма, врожденная токсоплазмоза снижает когнитивные способности ребенка.
В конце Второй Мировой Войны Германия блокировала поступление  продуктов в Голландию. Спустя много лет выяснилось, что дети голодных матерей чаще имели антисоциальные расстройства личности, ишемическую болезнь сердца, повышенный уровень холестерина, атеросклероз, наруше-ние свертываемости  крови, плохую переносимость стресса и ожирение. Интересный факт (http://zdorowiye.ru/...): систематическое потребление рыбы будущими матерями благотвjрно сказывается на умственных способностях их детей – дети раньше начинали говорить, обладали лучшей моторикой рук и были более общительны. По-видимому, омега-3 жирные кислоты, содержащиеся в рыбе и рыбьем жире, активно участвуют в формировании клеток головного мозга ребенка. Аналогичный эффект оказывает и потребление лецитина.
Дети, рожденные женщинами, употреблявшими алкоголь во время беременности, чаще испытывают трудности с социальным взаимодействием, чаще впадают в гнев и депрессию, чаще имют проблемы с вниманием и более агрессивны. У ребенка, рожденного от длительно испытывавшей стресс женщины, могут быть расстройства внимания и эмоциональные расстройства 

2. Ребенок родился

Грудное вскармливание благотворно сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его интеллекте: IQ (коэффициент умственного развития) детей-искусственников на 6-7 пунктов ниже, чем у тех, кто питался молоком матери.
Хорошая наследственность – счастье, но даже самая прекрасная генетика может не проявить себя в неблагоприятных условиях.  Изгои с прекрасными способностыми в условиях бедности, недоступности образования, негативного отношения сверстников и  учителей, как правило, не могут развить свой потенциал. И, наоборот, самые «безнадежные» благодаря хорошему воспитанию и специально-му обучению нередко становятся хорошими специалистами.

3. Когда рождаются гении
Гением при определенных условиях  может стать каждый «умный» ребенок, однако шанс достичь этой цели несколько выше у тех, для кого выполняются следующие два условия: 1) Время рождения февраль; 2) Возраст матери  больше возраста отца на 7 лет (http://www.passion.ru/pasya/s.php/11107.htm).
Евгений Виноградов (http://www.selnov.ru/publikat.php?aid=274), выписав из БСЭ даты рождения 20 тысяч знаменитых людей и собрав сведения о датах и месте рождения 757 нобелевских лауреатов из 61 страны, обнаружил удивительную закономерность: в любом году в феврале рождалось больше знаменитостей, чем в другие месяцы. Воможно, считает Виноградов, это связано с возрастаием солнечных выбросов в феврале-марте и большим в это время года содержанием кислорода в атмосфере.
Что же касается второго условия, то у меня возник соблазн дополнить общепринятый взгляд на передачу по наследству кода, ответственного за формирование у ребенка умственных способностей: «Генетический код, определяющий развитие у ребенка умственных способностей, передается от обоих родителей – при близости их возрастов превалируют гены матери, когда же отец намного старше матери, а ее возраст больше половины возраста отца на 7 лет, определяющим фактором становятся гены обоих типов».
     В заключение приведу очевидную и всем, наверно, хорошо известную «формулу» гения»: хорошее воспитание и образование, целеустремлённость, сильная воля, трудолюбие, завидная работоспособность, тщеславие, блестящий ум, хорошие учителя, адекватные условия для работы, понимающая тебя эпоха и еще что-то, может быть, даже очень существенное... Родители и дети – дерзайте!
                29.08.2013