Валаам

Любовь Трайдук
     Валаам… Русский Афон… Северный Афон… Я давно знала эти названия, старалась узнать все истории, связанные с этим местом. Мне очень хотелось побывать на Валааме! И вот, наконец, теплоход «Преподобный Серафим» мягко подбирается к монастырскому причалу. Ладожское озеро в этот день казалось необыкновенно приветливым, светлым, прозрачным, а Валаамский остров вставал над синей водой крутыми гранитными берегами, золотыми соснами, нарядными куполами монастырского храма и храмов скитов в украшении яркой зелени.  Небо, бескрайнее небо, завершало сказочную картину.

   Ходить по земле Валаамского острова не просто. Сам остров не так уж и велик, но события, развернувшиеся здесь,  плотно легли на гранитные камни,  кажется, шаг сделаешь и наступишь на одно из них… Тысячелетняя история Валаамского монастыря – борьба за выживание, утверждение Христовой веры, прославление имени Господа… Хотелось сложнейшую повесть о Валааме принять в себя. Я присела на каменную глыбу, чтобы оглядеться. Передо мной вырастала гора Фавор,  так назвали наиболее значительное возвышение острова.

   Старый фруктовый сад принимал странников под свою сень, радуя обильным урожаем яблок. Ушли люди, поглотило их время, а деревья, ими посаженные, по сей день,  более века дарят плоды. Одна из яблонь так стара, что ствол дерева пришлось укреплять цементной повязкой. Подрастают молоденькие яблоньки, хоровод их весело поднимается в гору!

   Я шла по дорожке среди сада, медленно направляясь к монастырю. Я не спешила, я представляла, как здесь протекала жизнь, описанная в интернетовских статьях…

   Маленькая часовенка на моем пути… Она несколько необычна – открыта на три стороны. Воздвигли её в честь пребывания Императора Александра Николаевича и Императрицы Марии Александровны с августейшим семейством на Валааме в 1858 году. Икона Богоматери с Младенцем притягивает взгляд: может, свет так играет, может, мастерски написана – только создается ощущение, что Она смотрит во внутрь тебя. Я вздрогнула под этим взглядом, смутилась и вдруг ко мне пришла необыкновенная легкость, ощущение радости!  Неожиданно зазвучавший колокольный звон поглотил посторонние звуки, время как-то перестало существовать, и  я унеслась в  Небо, вполне осязаемое Небо.

   Я представляла, нет, я видела моих родненьких, что живут не в нашем мире. Я видела лица еще многих людей… Подумалось, вот это  место, где соединились  Небо и Земля! Может быть, только на миг,  может быть, только в моем сознании соединились…

   На самой высокой точке Фаворской горы расположился главный монастырский храм, вокруг него и несколько дальше другие постройки Валаамского монастыря. Храм – новодел.   Ничего не сохранилось от прежней жизни, от жизни  до Великой Отечественной войны. Я вошла в храм и поразилась его необычностью, храмы на севере строят по другим правилам, чем на юге. Здесь оказалось два храма:  нижний и верхний, зимний и летний. Зимний храм мне показался темным, строгим, даже суровым, а верхний храм – легкий, светлый, очень нарядный, какой-то весь праздничный! Храм грандиозный по своим размерам. А если представить, что строили его на острове, испытывая неимоверные трудности как технические, так и житейские, то невольно подумаешь – зачем? Почему именно здесь?!

    В сумраке нижнего помещения свет от многочисленных свечей и лампад многократно отражался от образов, искажая пространство. Одни свечи горели бесшумно, другие потрескивали, стоял крепкий запах нагретого воска и только что воскуренных благовоний. Люди молча ходили от образа к образу, перед иными иконами подолгу задерживались, перед другими стояли на коленях, беззвучно шептали молитвы. Были и те, кто держал в руках книгу, стараясь в полумраке не потерять строку, читая вслух. Разные люди здесь мне показались похожими друг на друга – их лица казались отрешенными, они погрузились глубоко в свои мысли, они неистово крестились, клали земные поклоны… Я о них подумала, что они давно укрепились в своей вере. Но были и те, что стеснялись открыть свои чувства.

    Я вышла из храма. Я почувствовала себя изменившейся. Что за изменения произошли в моем сознании – я еще не поняла. Я просто почувствовала – во мне запела новая струна! Раньше этой ноты я не знала! Все не случайно  – это место облюбовано Богом! Я невольно потянулась рукой к небу,  я осенила себя крестом, я видела, как необъяснимым светом вдруг все залилось вокруг… Этот свет пал на людей, на деревья, на площадь, на озерную гладь…

    Со мной что-то произошло, в мою душу пришел какой-то не названный праздник.  Холодный комок моей боли вдруг потеплел, меня  как будто кто-то укутал во что-то необычайно мягкое… Я подумала, что это может быть только Любовь… Немыслимой силы Любовь… Я подумала о Боге…

    Здесь, на Валааме,  Господь дает нам почувствовать Его заботу о наших душах.
 
    Здесь, на Валааме, не обычная географическая точка с координатами! Оказывается здесь, на Валааме, соединяются Небо и Земля!
 
    Поэтому на протяжении тысячелетия, преодолевая тяжелейшие испытания, люди идут сюда!

   Здесь они молятся Богу самыми чистыми молитвами, самыми искренними.
 
   Здесь складывается самая крепкая, самая честная Вера.

   Здесь иначе нельзя!

   Солнце достигло своей высокой точки на  небосводе этого дня. Словно колоссальные вспышки произошли на монастырских крестах, сияли они так, что невозможно было на них задержать взгляд!

   Мне этот свет показался не солнечного происхождения, мне этот свет хотелось назвать Божественным!