Миос Хормос- дорога золота и разбоя...

Слава Орлов
Недавно группа французских археологов после многолетних раскопок в восточной части Египта обнаружила между Красным морем и Нилом письмена на скалах, деревянных табличках, посуде... Эти письмена позволяют восстановить быт римских воинов, охранявших одну из стратегических дорог длиной 170 километров, соединявшую древний порт Миос Хормос на побережье Красного моря с городом Коптос на Ниле.
Этот, на первый взгляд, хаотический путь (дорога очень часто «виляет» из стороны в сторону), проложенный через пустыню с востока на запад, от «одной воды до другой воды», по сегодняшним меркам ничего особенного собой не представляет. Перед глазами современника сейчас простирается асфальтированное шоссе с автобусами, грузовиками и бедуинскими пикапами... В древности же этот путь был буквально золотым: здесь пролегала караванная тропа. По ней шли груженные товаром верблюды, брели кочующие странники и скакали курьеры с депешами.
Порт Миос Хормос и город Коптос -это своеобразная коммерческая ось античного Египта. Она была частью властвовавшей на этих землях Римской империи. Эта дорога, пережившая века, берет начало с одиннадцатой династии фараонов (примерно с 2106 по 1963 год до нашей эры) и до Новой Империи (1663-1550 годы). В те времена бесчисленные караваны загружались самыми бесценными товарами: золотом, ароматизирующими веществами, которыми пользовались вместо духов, экзотическими животными...
Эта дорога в те годы была границей между Красным морем и Нилом. Сокровища из страны под названием Пон (сейчас это Восточный Судан), простирающейся до севера Эритрии, перевозимые этим путем, предназначались для египетских фараонов. Вдоль дороги находились карьеры и шахты, где добывались особые камни, превращавшиеся в умелых руках мастеров в замечательные скульптурные изваяния фараонов. Особенно владык Египта привлекал скальный материал серо-голубого цвета, который содержал большое количество кварца и после обработки приобретал оттенок потемневшей от времени бронзы.
Уже в первые годы присутствия римлян в Египте эта дорога, названная, как и порт на Красном море, - Миос Хормос - достигла особой значимости. Благо¬даря свидетельствам путников, оставивших свои впечатления в виде наскальных надписей, теперь известно достаточно многое. К примеру, по этому пути, который занимал от побережья Красного моря до нильского Коптоса шесть-семь дней, проехали и прошли самые разные люди: от египетских греков до итальянцев, от рабов или вольноотпущенников, до самых богатых и влиятельных граждан...
Но уже вскоре на дороге Миос Хормос начались разбои: коренные жители пустынь, кочевники, не хотели мириться с римлянами-завоевателями и нещадно их грабили, вступая в жестокие бои. Тогда римляне решили усилить меры безопасности и стали строить на этом пути четырех башенные крепости, котоые обязательно имели свои колодцы. Всего, если считать и ответвление от дороги Миос Хормос в сторону поселения Эль Моех, было возведено двенадцать таких крепостей. В каждой из них несли службу по пятнадцать римских воинов, не считая воинские отряды, которые стали охранять караваны, официальных лиц и контролировать пересылку почты. Все это началось с 30-х годов до нашей эры, когда тогдашняя «хозяйка» Египта - Римская империя - вынуждена была посылать легионы воинов для охраны караванов и усмирения местного населения.
Надписи на амфорах - свидетели былого.
В развалинах крепостей, сегодня практически сравнявшихся с землей и
на деревянных табличках, скалах и амфорах, от которых в большинстве случаев остались лишь черепки. В частности, было найдено около полутора тысяч писем Максимианону - одному из правителей этих мест.
Любопытно, что эти тексты порой были написаны очень просто, но эмоционально. В них сквозит и страх существования в этом затерянном мире, каким, видимо, представлялась авторам писем дорога и крепости на ней, и страх перед смертью, бесчинство начальства, и особенно - скука казарменной жизни. Время шло, и постепенно дорога стала терять свою значимость. Римские поселения с первой половины III века стали пустеть: Римская империя, ослабленная политической нестабильностью и нашествиями врагов, не имела уже необходимых средств для обеспечения безопасности своих граждан. Постепенно торговцы выбрали другие, более бе¬опасные маршруты для перевозки своих товаров. Например, мирской канал, приведенный в порядок Траяном, связыающий Красное море с Каиром (на месте Каира в те годы находился город, который назывался Вавилон). И дорога Миос Хормос затерялась в песках.
Римские воины не гнушались сводничеством...
Письмена, сохранившиеся на стенах крепостей, рассказывают нам о том, что во времена Римской империи существовало строгое разграничение между пра¬вами военных и гражданских лиц. Ремесленники, торговцы, рабы, женщины и дети всегда находились под защитой стен крепости. Поселения вокруг оборонительных сооружений на дороге Миос Хормос строжайше запрещались. Почему? Возможно, в силу желания римлян знать о местных жителях все и не допускать с их стороны недовольства или, не дай бог, бунтов. А делать это было значительно проще внутри крепостей.
Женщины играли значительную роль в жизни таких лагерей-крепостей. Кстати, проезд по этой дороге был отнюдь не бесплатным. Часть жалования охраняющим дорогу солдатам выдавали деньгами, которые платили все, кто пользовался путем из Миос Хормоса в Коптос и обратно. В Коптосе были найдены «дорожные тарифы» на греческом языке. Согласно этому документу женщины и жены солдат платили за «желание побывать на Красном море» по 20 драхм, а девицы легкого поведения - по 108.
На проститутках неплохо зарабатывали солдаты, указывая, к примеру, в по¬дорожной, что оная персона является рабыней родственницы какого-либо военного. Благодаря липовому документу проститутка платила за проезд по дороге значительно меньше, но за такую услугу рассчитывалась с тем, кто выдал ей эту бумагу. Солдаты не считали для себя зазорным быть сутенерами. Однажды археологи обнаружили запись, сделанную на амфоре, следующего содержания: «Если ты хочешь взять Серапиос на время в услужение из Крокодило (населенный пункт), пошли мне 75 драхм». Впрочем, в Римской империи, тем более в провинции, власть закрывала на это глаза, хотя официально такое занятие римских воинов не одобрялось.
Во время последней экспедиции французские археологи сделали нема¬ло открытий на дороге Миос Хормос. Тысячи предметов были извлечены из песков вдоль этого пути, слывшего дорогой золота и разбоя. Они помогли приподнять завесу тайны над повседневной жизнью древних римлян.


Галина Остякова,
Вячеслав ОРЛОВ