Пробка
Скитаясь по разным таинственным местам Мирового океана я привык считать ,что никаких загадочных событий в моей жизни не происходило, Все таинственное только в нынешних программах RENTV получается, оказывается, океан был полон загадочных событий, которые проходили мимо и я их не замечал. Ну было такое, столкнулся я с чем-то на глубине 1200,страху натерпелся, да так ничего и не понял, да однажды видел на горизонте нечто вроде второй маленькой, но очень яркой Луны, то было где-то в районе Галапогсов.
В тот день нам нужно было сходить на 1500 м на самом южном краю Саргассова моря. Программа погружения рутинная без всякого героизма - занимались геологической и биологической съемкой морского дна, видимо, тем же занимается комплексная геологическая экспедиция на суше, ведь мы были трудягами морских глубин , работали мы почти в Бермудском треугольнике, только у самого края. Все было до скуки обыденно; группа технического обслуживания готовит технику к погружению, а экипаж (2 человека) ее принимает и ставит подписи в листе подготовки Не помню уже сколько этих подписей мы тогда нацарапали, но очень много. Погода была прекрасная и вполне соответствовала таким широтам . Спуск на воду провели без нервов. Отдали захваты и разбежались с судном-носителем .Погрузиться под воду при полном штиле всегда труднее ,чем при волнении моря, даже если оно Саргасово. Все дело было в силе поверхностного натяжения, которая держала нас наплаву.
Отработанный способ погружения в таких условиях был таковым: больше воды в уравнительную цистерну, максимальный дифферент на нос и с ходом полный вперед на работу в океанские глубины. Сухая часть корпуса разом смачивается и поверхностное натяжение уже не действует. В тот раз оторвались мы очень быстро и я не почувствовал никакого подвоха и не стал откачивать воду из уравнительной. Все равно, где-нибудь глубже 1000 метров уравновесимся. Вместе с борт-инженером поглядываем на шкалу измерителя уровня воды в уравнительной цистерне. Шкала прибора была на упоре, и мы это спокойно отнесли к очередной неисправности прибора, ведь наш батискаф был первым опытным образцом и у нас постоянно что то ломалось, а мы к этому уж очень привыкли.
Погружение было непривычно стремительным, конечно вода на поверхности Саргасова моря теплая, благодушно посчитали мы. Из благодушного состояния нас вывел голос руководителя погружения :» Срочно всплывайте, пробка от уравнительной лежит на кильблоке.» На глубине 150м судорожно продуваю балластные цистерны и расходую весь запас ВВД, командирского запаса у нас не предусмотрено проектом. Все тревожно смотрят на глубиномер ,если не остановимся – впереди всякие неприятности. Глубиномер останавливается и очень медленно ползет к нулю. Настолько медленно ползет, что я успеваю подумать, чтобы произошло бы, если бы мы не затормозились, тем более ,что под нами было больше 2 000 м. А ничего страшного не произошло бы. На глубине около 2200 м мы бы затормозились за счет увеличения плотности воды ,но я бы гораздо раньше отстрелил бы аварийный балласт 400 кг, точно равный массе воды в открытой уравнительной прибавил бы к этому вертикальную тягу винтов 50 кг и дотянул бы до глубины 200-300 м -до слоя скачка,и вряд ли сумел бы пробить его снизу, а если бы аварийный балласт не вытащил бы нас на поверхность, пришлось бы мне подорвать очередной пиропатрон и слить в Мировой океан 28 литров ртути из дифферентной цистерны. Только ртути в системе давно не было, пробка ртутной цистерны со временем быстро корродировала и мы благоразумно все слили. А теперь самим нужно бегать из носа в корму для создания дифферента .Еще на испытаниях при проверке электрической цепи, случайно подорвали пироболт и ртуть слилась в ангар, пришлось проводить в ангаре демеркуризацию , тщательность которой никто не гарантировал, Оттого в тропиках мы всегда старались держать двери ангара открытыми .Только вот о такой безответственности, когда во время погружения пробка окажется на кильблоке конструктора все=таки подумаали,хотя пироболт мог бы и не подорваться
Но все обошлось и думать о том, что могли бы и не всплыть, мне не хотелось, и скоро мы благополучно стояли в своем ангаре на тех самых кильблоках. Придя в себя от такой неожиданности, собравшись в ангаре, мы стали рассуждать ,как могло такое произойти: механик, в заведовании которого была злосчастная пробка - ответственный и многоопытный, работал с нами уж много лет, никогда ничего не забывал, а мы все проверили и подписи поставили. Единственной причиной мог быть только тот самый злосчастный Бермудский треугольник, на него все и свалили , ведь на его глубины мы готовили коварное покушение
А сам факт я бессовестно скрыл, научная группа в лице трех подводных наблюдателей вообще ничего не заметил. Тем не менее ,пришлось увеличить массу аварийного балласта, а при спуске за борт я всегда смотрел на кильблок, не лежит ли там та самая пробка