Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Ольга Сангалова
       Возвращаемся к метро, едем до станции «Китай город», выход на Солянский переулок, поднимаемся по переулку в горку и видим  стены Иоанно – Предтеченского (Ивановского) женского монастыря(Малый Ивановский переулок, 2). Монастырь  очень красив внутри, прямо Санкт-Петербург  и выпечка в нём вкуснейшая.
       Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположен на «Ивановской
горке», так называли возвышенность в верховьях речки Рачки (заключена в трубу), представляющую собой бровку высотой до 150 метров, обращенную к Москве-реке. Первоначально монастырь  был мужским и существовал с начала XV века в районе Замоскворечья. Первое известие о нём  содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение  князя Василия II Темного. В 1530-е годы после рождения у Василия III наследника — будущего царя  Иоанна Васильевича Грозного, монастырь был перенесен на Кулишки. На новом месте,  обитель стала женской.  Монастырь был  основан  матерью Иоанна IV Грозного великой княгиней  Еленой Глинской,  в день Усекновения главы Пророка  Иоанна.  В XVII веке обитель усердно посещали в храмовый праздник первые цари из династии Романовых: Михаил Федорович и Алексей Михайлович.  Иконостас и местный храмовый образ Иоанна Предтечи были написаны приблизительно в 1550-1560-е годы. В монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа, в миру - девица Дария, почитаемая ещё при жизни как духовная старица, была прославлена, как местная святая, известна помощью роженицам и заключённым.
       Изначально  монастырь служил местом заточения женщин царского рода. В первой половине XVII века здесь пребывали в заточении: царица Марья Петровна -  супруга царя Василия Шуйского, Пелагея Михайловна - вторая супруга старшего  сына  Иоанна Грозного. В царствование Екатерины Великой, в 1785 году в монастырь по Императорскому указу поступила монахиня Досифея (княжна Августа Тараканова), бывшая дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским.  Местом её заточения стали две тесные низкие комнаты келий с окнами во двор. Её время было наполнено молитвою, рукоделием и чтением духовных книг. Деньги, которые выручала она за рукоделие своё, продаваемое через келейницу, она тут же через келейницу раздавала бедным. С кончиной Екатерины II затвор монахини Досифеи стал менее строг,  она получила разрешение принимать у себя. Народ  стал ходить к старице, бывали у неё и знатные лица. Затворница Досифея, пробыв 25 лет в Ивановском монастыре, скончалась в 64 года в 1808 году, была похоронена с  почестями в Новоспасском монастыре подле колокольни. С 1768 года в склепе под соборным храмом, а затем в особом застенке под крепким караулом в Ивановском монастыре содержалась помещица  Дарья Николаевна Салтыкова, известная под именем Салтычихи.
       После пожара 1812 года Ивановский монастырь был упразднён, его работа была возобновлёна лишь в 1859 году. Возрождением  монастыря мы обязаны  богатой вдове полковника - Елизавете Алексеевне Макаровой - Зубачёвой. Обновлением  монастырских зданий руководил  архитектор  Михаил Доримедонтович Быковский, который в 1861-1878 гг. заново отстроил Ивановский монастырь в духе итальянского ренессансного зодчества. После вселения монахинь в обитель в монастыре начала действовать больница, предназначенная для монашествующих всех  обителей Москвы.
       После революции Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. Летом 2001 года к празднику Рождества Иоанна Предтечи храм соборный Иоанна был полностью освобожден от занимавшего его архива и передан верующим. Главная святыня монастыря,древний, чудотворный образ Иоанна Предтечи, ныне  возвращен на свое историческое место в соборе, а в монастырской часовне находится его чтимый список, к которому и прикреплен обруч. Обе иконы содержат частицы святых мощей Иоанна Крестителя. На иконе святой Пророк Иоанн Предтеча изображен в полный рост,  правая рука поднята  в благословляющем жесте, а левая держит блюдо с усеченной главой  Пророка и  свиток со словами проповеди: "Покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Уже бо секира при корени" Вверху иконы надпись: слева - "Агиос Иоанн"; справа - "Предтеча"
       К киоту иконы  Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч размером с объем головы человека, мера головы Иоанна Крестителя. На обруче различима надпись: "Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас". Сохранились документальные свидетельства начала XX века о том, что обруч находился в часовне Иоанно-Предтеченского монастыря, был прикреплен к иконе  и почитался как святыня. Есть свидетельства исцеления   с помощью этого обруча.
       Подхожу к иконе Иоанна, надеваю медный обруч и читаю приложенную к нему молитву. Потом покупаю платок, освящённый монахинями  на  обруче, для моей  мамы.  Она считала, что платок действительно помогает.Очень  позитивный монастырь!

       О пользе обруча, из интернета: «Металлический предмет кольцевой формы (лучше из меди), надеваемый на голову, ослабляет действие электромагнитного поля на мозг, способствовать предотвращению  мигреней  и эпилептических приступов. Надо взять кусок медной проволоки длиной около 1 метра и диаметром 1-2 мм. Из проволоки делается кольцо размером, соответствующим диаметру головы. Чтоб кольцо не распрямлялось, его концы следует зафиксировать лейкопластырем или  скотчем. Обруч  помогает от головных болей во время магнитных бурь и  усталости».
       Про княжну Тараканову. История сохранила свидетельства о двух  женщинах носивших это имя. Одна  была настоящая дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского,  учившаяся за границей и в царствование Екатерины II,  вернувшиеся на родину и принявшая постриг  в Ивановым монастыре, похоронена в Новоспассом монастыре, видела собственными глазами. Другая Тараканова  была  красавицей авантюристкой, предположительно итальянкой. При поддержке  знатных европейцев   в 1774 году, заявившей  о притязаниях на российский престол. Для похищения «наследницы»,  Екатерины II снарядила морскую экспедицию во главе  с Алексеем Орловым. Самозванка была  схвачена в Ливорно и привезена  в Санкт-Петербург. На следствии не признала вины и не раскрыла своего происхождения. Умерла в заключении 4 декабря 1775 года в Петропавловской крепости от туберкулёза( приблизительно в 22 года). Жизнь красавицы авантюристки  стала сюжетом картин и исторических романов.