Иконостас Воскресенского собора

Светлана Багаевская
   Уникальным является иконостас собора. Он резан из дерева липы московскими мастерами в Черкасске. Резьба, форма и украшения иконостаса в виде виноградной лозы  не является редкостью в средней полосе России, но у нас на Дону – это единственный иконостас, который сохранился почти полностью.  Большой редкостью считается много ярусность иконостаса. В иконостасе собора  - 5 классических ярусов, плюс один Тумбовый для украшения.

   Иконы Воскресенского собора тоже являются уникальными в своём роде. Большая часть икон в иконостасе писана в мастерской Егория Ивана Грека в 1749 году. Свою подпись он оставил на главной иконе храма, которая была обнаружена при последней реставрации в 70-е годы 20 века.

   Строился иконостас по церковным канонам, как и во всех русских православных храмах. Мы начнем рассматривать иконостас снизу вверх, поднимаясь по рядам с  нижнего яруса, который называется Тумбовый.

    В Тумбовом ряду представлены изображения святых, они писаны в стиле русского лубка, на которых изображены апостолы - ученики Исуса Христа, в разных мученических позах. 

   Выше Тумбового ряда идет ряд Местного чина.Здесь размещены иконы, которые особо почитаемые казаками. В этом ряду размещается главная — храмовая икона "Воскресение Христово".

   Выше Местного чина идет Праздничный ряд. На этих иконах изображаются 12 христианских двунадесятых праздников — Вход Господень в Иерусалим или Вербное Воскресенье, Вознесение, Троица, Крещение Господне, Сретение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Богородицы, Воздвижение Честного животворящего Креста, Введение во храм Пресвятой девы Марии, Рождество Христово.

   Следующий ряд - Деисусный, что в переводе означает "моление". Центральной иконой этого ряда является икона «Спас на престоле», по обе стороны от него изображаются его ученики — апостолы.

   Следующий ряд называется Пророческий. Здесь изображаны  ветхозаветные пророки, которые пророчествовали о рождении Иисуса Христа. Центральной иконой этого чина является икона "Воплащение слова" на ней изображена Дева Мария с младенцем на руках.

   Следующий ряд — Праотеческий чин. В этом ряду изображены праотцы рода человеческого - Адам, Ной, Лот, Исаак, Авраам и прочие. В центре этого ряда помещена икона "Бог Саваоф". Завершает иконостас распятие Иисуса Христа  с предстоящими Богородицей и Иоаном Предтечей. 

   А теперь представьте как богат был этот храм. Казаки в благодарность Богу за сохранение жизни дарили  самое ценное, что добывалось в боях и походах: иконы, драгоценные камни, золото, серебро, жемчуг, большие денежные взносы. Поэтому все иконы собора имели  золотые или серебряные оклады, украшенные драгоценностями.

   Иконостас имел трое царских врат,  чеканенных из чистого серебра, покрытых червонным золотом и украшенными драгоценными камнями. Эти врата были пожертвованы в собор известными донскими старшинами 18 века, в память благополучного возвращения из походов. Средние царские врата весом 1 пуд 36 фунтов 86 золотников пожертвованы в 1781 году  войсковым атаманом  Алексеем Ивановичем Иловайским.

   Врата северного придела (Предтеченские) весом 1 пуд 8 фунтов  20 золотников сделаны в 1793 году бригадиром Тимофеем Федоровичем Грековым и врата южного придела (Благовещенские) весом 1 пуд 18 фунтов устроены в 1784 году старшиною Макаром Никитичем Грековым. Эти были особенно искусной работы.

   Большую часть драгоценностей вывезли за рубеж казаки белой гвардии в 1919 году. Все остальное было изъято Советской властью в 1922 году. Иконостас и иконы чудом уцелели в годы советской власти во время борьбы с религией.

   Перед иконостасом висят три огромных паникадила. На центральном - во время реставрации была обнаружена такая  надпись: "7151 (1643) гуоду  в даръ богу принесено паникадило в соборную церковь при В.А.И.П." (войсковом атамане Иосифе Петрове). Весом 33 пуда,30 фунтов — 540 кг. Уже в 19 веке были изготовлены еще два паникадила — Благовещенское весом 9,5 пудов — 152 кг. и Предтеченское — 8пудов — 128 кг.


Продолжение - http://www.proza.ru/2014/10/19/1341