к дню рождения Клары

Маргарита Школьниксон-Смишко
Когда Роза писала  3.07. 1916  Кларе ниже приведённое письмо, она не подозревала, что через 7 дней будет арестована, и на этот раз надолго.

«Несравненная Клара!
Прежде всего тысяча приветов, поцелуев  и добрых желаний к твоему дню рождения. Я так надеялась отпраздновать этот день вместе с тобой, но мой приезд немного задерживается, поэтому приходится обойтись письмом. В последнее время так многое случилось, и мне из этих последних дней так многое хотелось бы тебе рассказать, что я просто не знаю с чего начать. Начну с самого приятного: большое спасибо за твои розы и яички. Они  привнесли в мою лачугу много света и блеска. К сожалению, я не могу тебя даже маслом отблагодарить: мои источники иссякли, хотя масла ещё много, но его дают только по талонам, а их получить так же трудно как продовольственные карточки. Меня теперь заботит то, что Хоэрнле (редактор газеты «Равенство») нет, и ты  одна. Ты опять с головой уйдёшь в работу и серьёзно повредишь своему здоровью. Скажи, если я могу тебе помочь, я это сделаю с удовольствием.
Теперь слушай:
Через неделю я хочу (мне нужно), наконец-то, на несколько недель для отдыха, что вообще-то значит для спокойной работы, от сюда уехать. Я предполагала натянуть свою палатку где-нибудь, в Тюрингии, чтобы быть не так далеко как от тебя, так и от Берлина. Но теперь я думаю, поскольку твой Хоэрне отсутствует и не известно на как долго, м.б. ты бы хотела, чтобы я сначала  тебе помогла и с этой целью к тебе приехала? Напиши совсем откровенно. Но если я к тебе приеду, ты должна ко мне относиться как пансионеру (для гостей в старом смысле сейчас неподходящее время). Но м.б. для тебя лучше покой, и кто-то в доме на многие недели будет действовать тебе на нервы? И так, напиши откровенно, что для тебя лучше. Если я тебе не очень нужна, я поеду в Оберхоф или Фридрихрода и в любом случае могу тебя навестить. Ответь сразу же. Статью, конечно, я тебе завтра напишу. Хотя тема мне пока неясна.
28 июня* было полно волнений и напряжений, но хорошо. Карл брильянтно держался. Приговор полностью соответствует моему предположению, тоесть от первой инстанции я ничего другого и не ожидала.Обе следущие инстанции займут примерно 4 месяца, а до этого ещё «много воды утечёт в море»... и в Вене военная диктатура.
28.6.здесь бастовали от 55 000 до 60 000 металлистов. Как мне рассказали, в Брауеншвейге была проведена генеральная забастовка. Демонстрация в Штуттгарде** здесь уже была известна. Надеюсь, что наши друзья скоро выйдут на свободу...
Идея интернациональной женской конференции мне очень симпатична. Хотелось бы надеяться, что получится.
От малого*** я получила много весточек. Надеюсь. Он скоро аклиматизируется. Судьба поэта****  меня очень волнует. Сообщай мне все новости.
Желаю тебе хорошего спокойного дня!
                Много раз обнимаю
                твоя Р»

* в этот день в Берлине против Карла Либкнехта состоялся закрытый военный суд в первой инстанции, он обвинялся в предательстве родины и был приговорён к 2 годам и 6 месяцам и 3 дням тюремного ареста. Карл подал аппеляцию в высшую инстанцию, и прокурор, которому приговор показался слишком мягким, тоже подал аппеляцию. Обвинение Карл получил за призыв против войны и против правительства, которые он сделал во время первомайской демонстрации.

** она состоялась  26.06. ,  и в результате неё было арестовано 8 социал-демократов, среди которых было 4 женщины. 29.06. три человека из них, в том числе Хоэрнле, были приговорены к арестам

*** Кости Цеткина

**** муж Клары Цеткин, находящейся на фронте