Гибель Титаника 101 год спустя

Пётр Басков
 «Титаник» столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике 14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут и затонул через 2 часа 40 минут. Из 2207 пассажиров погибло 1495 человек. В 2010 г., почти через 100 лет после трагедии подводных исследований, казалось всем, что мир знает о ней все существен-ное. Сюрприз преподнесла внучка Лайтоллера (второй помощник капитана Титаника)  Луиз Паттен (Louise Patten), опубликовавшая воспоминания своего деда (http://www.evangelie.ru/forum/t95631.html) . Возникла необходимость дополнить историю гибели судна новыми, очень важными деталями и более достоверно определить вину каждого из основных действующих лиц. Общепринятой точки зрения на последнее пока нет, мне же «окончательный» вердикт представляется следующим образом. 
 1. Виновные в столкновении «Титаника» с айсбергом
 • Капитан судна Эдвард Джон Смита (http://ru.wikipedia.org/wiki/):
- не дал приказ уменьшить скорость корабля в очень опасной ледовой обстановке;
- не проверил лично перед отплытием наличие биноклей для вперёдсмотрящих;
- не  обучал  экипаж нового корабля работе в аварийных условиях, степень подготовленности команды была недостаточной, а дисциплина сильно запущенной;
- вел себя слишко слишком самоуверенно, вместо того чтобы привести экипаж в состояние повышенной бдительности;
• Первый помощник капитана Мэрдок – при угрозе столкновения отдал командуы:
"Hard a starboard" («На румпель!», право на  борт) и «Полный стоп». Первая была правильной (поворот суднв влево), а вторая (есть такое мнение) нет. Для более эффективного поворота следовало бы выполнить: «Левый винт – задний ход! Средний винт – увеличить обороты!». Оставим, однако, по-следнее слово по этому вопросу компетентной комиссии.
• Рулевой Роберт Хитчинс (Robert Hitchins) – запаниковал и команду Мэрдока "Hard a starboard"   воспринял как команду «На руль!» (судно вправо) – лайнер пошел на айсберг. Когда же Мэрдок об-наружил ошибку, было уже поздно
• Компания «Уайт Стар Лайн». Второй помощник капитана "Титаника" Лайтоллер  на Британская следственной комиссии настаивал на том, что "Уайт Стар Лайн" не виновна в гибели судна. Комисия с ним согласилась, но кто приняла проект, не обеспечивший качественную внутреннюю связь лайнера? Не было, в частности, прямой связи с капитаном и все собщения докладывались ему устно.
 2. Виновные в неадекватных действиях после столкновения
 • Брюс Исмей (Bruce Ismay, глава компании White Star Line, которой принадлежал "Титаник") – отдал капитану гибельное распоряжение о продолжении движения судна с малой скоростью – Титаник «непотопляем». Давление воды, поступавшей через дыры в корпусе, прорвало переборки и водонепроницаемые отсеки стали затапливаться один за другим (http://www.evangelie.ru/forum/t95631.html) .
• Капитан судна Эдвард Джон Смита:
- не установил для членов команды строгую, как положено, дисциплину;
- не объявил после столкновения общую тревогу и не собрал сразу судовых офицеров;
- плохо организовал эвакуацию пассажиров, в частности: пассажиры III класса не были своевременно оповещены о масштабах опасности, а когда они поняли, как обстоят  дела, большая часть спасательных (полупустых) шлюпок была уже в море;
• Капитан судна "Калифорниан" Стэнли Лорд – в 26 милях от своего судна увидел 8 сигнальных ракет и, не придав этому значение, не разбудил радиста, чтобы понять происходящее.
 
 3. Вина владельца «Титаника», судостроителя и пароходных компаний   

 • Компания «Уайт Стар Лайн»: 1) снабжение судна недостаточным количеством шлюпок. В них можно было посадить не более 1178 человек при этом шлюпки не были снабжены компасами и толь-ко в трех из них имелись фонари; 2) принятие некачественного проекта внутренней связи лайнера.
• Судостроительная компания «Харленд энд Вульф»: низкое качество заклепок, которыми были соединены листы обшивки борта судна. При ударе айсберга головки кованых железных заклепок, которыми заменили изначально предусмотренные стальные, рассыпались из-за своей «пористости» вследствие включения в них сторонних примесей.
• Пароходные компании США. В начале века в Северной Атлантике на пароходах, наряду с новой  терминологией, использовались и некоторые старые команды из лексикона парусного флота, например, команда «На румпель!» – нос судна влево. При этом, в «пароходных» инструкциях, по которым обучали рулевых,  была схожая команда: «На руль!» – поворот носа вправо. Рулевой Титаника не будь на корабле паники, скорее всего, команду «На румпель!» провел бы правильно, однако в состоянии стресса сделал все наоборот. Наведи пароходные компании порядок в терминологии и беда, возможно, прошла бы мимо. На русских судах, кстати,  с 1909 г. стала использовать естественные команды – «Лево руля», «Право руля» и т.п.
PS. На сайте http://irgeo1.ru/  статья с одноимённым названием опубликована с дополнением – на момент обнаружения айсберга судьба «Титаника» была уже предрешена.     20.10.2015               
***Дополнение от 04.07.2016***
Из 330 пассажиров 1-го класса спасено 210, из 320  2-го класса – 125, из 750 3-го класса –200,  из 940 человек команды – 39 матросов, 96 лакеев, 1 истопник и 4 офицера. На почти трёхтысячное население этого гиганта оказалось только 16 шлюпок на 800 человек. [«Наука и жизнь», 1/2012].