По железной дороге

Алексей Веприцкий
В вагон  мы вошли душной летней ночью,при двухминутной остановке поезда. В тусклом свете ночных светильников нашли свои плацкартные места. Поезд плавно тронулся. Поехали. В вагоне жарко, как в хорошо натопленной бане, с примесью тяжёлых запахов  потных тел и давно немытых полов. На вопрос к проводнику О кондиционерах - раздражённое удивление с последующим разъяснением, что те, кто желает ехать комфортно, с кондиционером, душем, биотуалетом, тот приобретает билеты в вагоны бизнескласса. Наш среднестатистический гражданин, не обременённый излишним количеством денег в карманах широких штанин  не избалован нежной заботой работников железнодорожного ведомства.Едем и слава Богу, а всякие неудобства нашему рядовому пассажиру привычны, как привычны поражающие воображение вагонные туалеты, пришедшие в наш продвинутый век из века девятнадцатого.
И так, едем. Петров вал быстро остался за горизонтом пейзажа освещённого холодным лунным светом. Впереди Саратов, Орск,Оренбург   и ещё много-много городов больших и малых в которых будет останавливаться наш скорый.
Саратов проехали рано утром. Это город привычный, часто посещаемый. Был он городом студентов и пролетариев, значительное место в промышленной биографии Саратова занимал Авиастроительный завод. Сегодня на его площадях, как и на территории убитого реформаторами метизного завода имени В.И. Ленина расположились огромные комплексы торгово-развлекательных центров. Торгуй, покупай и веселись разными развлекухами народ, только меньше думай. Властям нужны бездумные дебилы. Ими, как маркуртами,очень легко управлять.
Негде теперь производить надёжные самолёты среднего класса марки ЯР.Сокращены более тридцати тысяч рабочих и инженеров.
Нынче что-то не слышно о шумно рекламируемых целое десятилетие Супер Джет сто,призванный  достойно  заменить знаменитые саратовские ЯКи. На конец 2013 года этих суперов находилось в эксплуатации всего 20 штук.Самолёт  этот не пользуется у авиаперевозчиков особой популярностью. В самолете только крылья и фезюляж российские, а всё остальное; двигатель,электронная начинка систем управления и даже кресла в салоне импортные. Покупателей удивляет несоразмерность цены и качества.Дороговизна импортных запасных частей не делают их эксплуатацию дешёвыми .
Бежит наш скорый, стучит колёсами и чем быстрее  он мчится,тем  сильнее мотает вагоны из стороны в сторону. Удивляюсь. Теперь нет старых , местами просевших деревянных шпал, они заменены железобетонными, а вагон наш всё одно болтает как какой-нибудь рыдван несущийся по ухабистой проселочной дороге с пьяным возницей и резвыми лошадьми в упряжке.Тут впервые и объявился Знающий Человек. Он объяснил мне, что на новые шпалы крепили старые изношенные рельсы,а современная отечественная техника мало изменила технологию замены или прокладки железнодорожных путей, доставшейся нам с века позапрошлого.
Следующий крупный город на нашем пути - Орск. Город с двухсоттысячным населением и сложной экологической обстановкой. Его окружающую среду отравляют никилиевый комбинат и нефтеперерабатывающие предприятия, мощности которого перерабатывают в год сотни тысяч тонн сырой нефти.А кто помнит нынче  знаменитые и удивительно долговечные холодильники "Орск"? Они производились на Орском механическом заводе. Сегодня это предприятие представляет собой унылое кладбище ржавеющих станков, машин и агрегатов. Так же неусыпными стараниями учеников Егорки Гайдара загнан в стадию банкротства Южноуральский Механический  завод тяжёлого машиностроения.
Продуктом ультралиберального мышления, окопавшихся в правительстве деятелей, является лозунг, провозглашённый их кумиром Гайдаром, общий смысл которого такой:"Зачем нам производить,когда можно купить" Нынче "купить" нельзя.Американоевропейский курятник за непослушание предлагает нам приобрести у них чугунные яйца вместо серебряных. Конечно, было время, когда у страны СССР были свои и не чугунные, а золотые яйца,но либерал-демократы словоблудием своим уверили наивный народ, что если отказаться от СССР и социализма, то у каждого в кармане окажутся яйца изумрудные, а оказались чугунные, да ещё и не свои. И оттягивают те чугуняки карманы народных штанов так,что не выдерживают и лопаются ремни штанов и спадают они вниз. Так будем строить капитализм без штанов на радость всех враждебных России курятников! Но хватит аллегорий. Будем рассуждать серьёзно. Умилительной любви  между западом и востоком не получилось. Главный петух всех враждебных нам курятников прокукарекал санкции.Конечно их блокада нашей экономики скажется неким отрицательным коэффициентом, но не так существенно,как они надеются. Ещё наркоминдел Чичерин давно сказал обращаясь на Генуэзской конференции к воротилам европейской политики:"Мы без вас проживём, проживите вы без России.И шапкозакидательские настроения нам ни к чему. Предстоит серьёзная, созидательная работа требующая многих сил и может статься лишений.Предстоит смять олигархические устои экономики, заменив их некоторыми мобилизационными методами социалистического характера. В противном случае нам придется , возможно, вернуться к нормативному распределению продуктов , или космическим взлётом цен на все виды товаров обеспечивающих нищету и голод тружеников.
..."Предстоят ещё трудности насыщения промышленности и сельского хозяйства кадрами.Около миллиона профессионалов высокого уровня покинули страну. Утеряна рабочая преемственность и мастеровитость трудящегося класса и инженерной мысли, творческая созидательность которой взращивалась и совершенствовалась годами"...Этими словами закончил Знающий Человек свою короткую лекцию о состоянии и перспективах развития хозяйственного комплекса России.
... Поезд мчит всё дальше и дальше, бойко стучит колёсами, отсчитывая бесконечные километры. И вот он  -  Оренбург, столица южного Урала . В нём живёт более полумиллиона человек. Красивый вокзал,приветливые люди, чистый перрон и моросящий дождь. Истомлённые вагонной духотой пассажиры прохаживаясь по перрону наслаждаются вечерней прохладой и освежающими всё живое осадками.
Экономически этот областной центр более благополучен в сравнении с своими младшими собратьями, городами областного подчинения, такими как Орск. Его более- менее стабильное благополучие основывается,главным образом, на газодобывающей и газоперерабатывающей промышленности.Здесь, успешно сопротивляясь удушающей промышленной политике преступных младореформаторов сумели отстоять ныне работающие станкостроительный, вагоноремонтный и локамативноремонтный заводы, чем Оребуржцы оправданно гордятся.Проезжая по землям крупнейшей в России Оренбуржской области, радуюсь обилию обработанных земледельцами делянок. Вглядываясь в проносящиеся мимо уже убранные пшеничные поля, обработанные под озимые пашни,невольно вспоминаю трудовые подвиги первых целинников, прибывших в эти, тогда пустынные, бескрайние холодные степи. Их традиции бескорыстной любви к земле- кормилице, похоже, не забыты и сегодня.
И вот она, Сибирь с просторами без конца и края.
В просветах между посадками  виднеются иногда сёла и посёлки в большинстве своём с убогими жилищами и безлюдными улицами. Чем и как живёт тут народ? задаюсь я вопросом. Ведь колхозы и совхозы в этих краях, как и во всей России уничтожены под диктовку американских советников оккупировавших кремлёвские кабинеты в годы безвременья девяностых годов минувшего века. И местная промышленность как и везде в стране давно канула в лету.
Тут откуда-то, будто из эфира, опять появляется Знающий Человек. Он поясняет, что в таких поселениях люди от безделия и безвластия постепенно люмпенизируются, много пьют водку и самогон, в основном за счет пенсионеров, которые успели заработать пенсию в советские времена и которую у них выпрашивают или отнимают  опустившиеся до скотского состояния единокровные дети и внуки.Здесь много совершается пьяных преступлений вплоть до грабежей и убийств.Самоубийства тут тоже никого не удивляют. Некоторые стойкие и предприимчивые индивидуумы стали фермерами, или с не растерянным крестьянским энтузиазмом занимаются своим приусадебным хозяйством, но кроме объективных трудностей связанных с не совсем адекватной налоговой политикой государства, высокими процентными ставками заёмщиков- банков, спекулятивными ценами на ГСМ, они находятся ещё под непрестанным прессингом бездельников односельчан,которые в пьяном бешенстве неуправляемой зависти всячески вредят им, вплоть до поджогов их полей и ферм.
Молодёжь, которая хочет добиться в жизни хоть малого успеха уезжает из родных мест в большие города, а оставшееся население опускается морально, физически,материально, стареет и вымирает.
На многих железнодорожных станциях возвышаются одинаково мощные строения элеваторов. Их полуразрушенный вид напоминает гигантского объёма БОМЖей всеми покинутыми и никому не нужными.
Знающий Человек поясняет, что в обожаемой нашими лукавыми сверх либералами США все элеваторы находятся в госсобственности,как объекты являющиеся составной частью стратегии обеспечивающей безопасность страны.У нас все элеваторы приватизированы и чёрт ногу сломит если в этом мрачном приватизационном чернобыле   начнёт разыскивать хозяев элеваторов.Не вкладывая в их содержание ни копейки загадочные хозяева дерут за хранение зерна втридорога , закладывая тем самым повышение цены в производство окончательного продукта - хлеба и хлебобулочных изделий.
  Инкогнито хозяев элеваторов не являются исключением. Так после взрывов в Домодедово наши доблестные органы искали хозяина аэропорта и нашли его в Праге. Оный пражанин сильно удивился, когда узнал что он владелец столь замечательного хозяйственного объекта. Де юре он хозяин аэропорта, а де факто непонятно кто и неизвестно разысканы ли его истинные владельцы.
Изредка останавливаясь на крупных узловых станциях мчит наш поезд по необъятным просторам Сибири.
... Идут почти непрерывные дожди. На дорогах просёлочных и автострадах лужи. Полноводны реки и озёра. Травы по пояс и обилие  полевых цветов.Красиво, но созерцая эту красоту, грусть просится в сердце. Щедры  просторы Сибири, обилию её разнообразных богатств восхищается и завидует мир, но почему мы не можем, или нам не дают, строить своё благосостояние на  необыкновенных ресурсах её земли и запасов природных кладовых? Тут много
возможностей выращивать  сотни миллионов тон зерновых и торговать ими
на международных рынках, а "чёрное золото" приберечь для будущих поколений россиян. Почему не обделённые всякими талантами народы России, умеющие строить, созидать, вынуждены потреблять третьесортные продукты и товары? Даже Знающий Человек молчит загадочно, стесняясь признаться,что нет у него ответа на такие простые  вопросы.
...Шли четвёртые сутки нашего с Аллой путешествия. Много Сибирских городов увидели мы проездом. Все они неповторимы в своей особенной приглядности и даже типовые застройки последних десятилетий прошлого века не отрицают их самобытности.Впечатляюще характерны архитектурные особенности вокзалов Новосибирска  и Красноярска, создающие некое романтическое настроение у путешественников.
Для большинства сибирских городов и весей характерны экономические неустройства свойственные всей России.Вымирающие деревни  и разорённые приватизацией заводы и фабрики, некоторые из которых сократили производство до небывалых количественных единиц, как Волгоградский тракторный завод, который за год выпускает столько тракторов,сколько четверть века назад выпускал за неделю.
Совсем малое время осталось до конечного пункта нашего путешествия - Иркутска.Долгое ожидание прибытия в Иркутск  сокровенно в душевных радостях предчувствия встречи с любимыми родными людьми. В глазах Аллы заметен трепет её чувствительной души, которая ликует неземным блаженством, когда она обнимает и прижимает к груди маленькие создания нашего потомства...
Иркутск встретил нас, совсем не по-сибирски,знойными, жаркими днями.Тут как и во всяком российском городе есть свои удивительные черты, определяющие его неповторимое лицо.В центре города возвышается огромный памятник В.И. Ленину. У его подножия всегда лежат живые цветы. Часто вождю мирового пролетариата возлагают цветы китайские коммунисты. Китайцев в городе не мало. Они работают на стройках и торгуют на рынках. Там же, недалеко от центра, на берегу Ангары, в постперестроечное время сооружён величественный памятник инициатору  строительства Транссибирской магистрали Александру третьему. Цветов у постамента чугунного царя я не видел.
Из примечательных особенностей города. можно отметить небольшой парк , который называют    музыкальным, потому что на  его единственной аллее стоят, расположенные в шахматном порядке пианино. Желающие музыцируют на этих удивительных музыкальных инструментах под присмотром дежурного настройщика.
Иркутск, столица Восточной Сибири, основан в далёком 1661 году. Поименован по названию реки Иркут, на берегу которой был построен острог служивыми государевыми людьми. Сегодня это большой семисоттысячный город с развитой инфраструктурой  и большими, и малыми предприятиями из которых наиболее заметен авиазавод.
Иркутск с давних пор был и является теперь перекрёстком торговых путей из Европы и Азии в страны Дальнего Востока и Китая.
Стоя на перекидном мосту посёлка железнодорожников Мегет, можно наблюдать почти непрерывное движение товарных поездов на Восток и обратно. Уголь, руда,нефть, сжиженный газ, древесина - вот то, что мы поставляем в страны, находящиеся за Дальневосточными пределами наших Российских рубежей. Глухо стучат колесами тяжело гружёные эшелоны километровой длинны и , взирая на их почти бесконечное движение невольно поражаюсь, кажущимися неиссякаемыми, богатствам нашей Родины.
Обратно наши товарняки возвращаются пустыми и их колёса постукивают на стыках рельс звонко, весело, и даже как-то легкомысленно. А где же торговля, или где взаимовыгодный товарообмен? И тут опять, будто из эфира, появляется Знающий Человек. Он поясняет мне, что контейнеры, которыми загружены несколько платформ состава и есть тот предмет товарообмена, над которым я задумывался. В тех контейнерах находятся радио и пром электроника, так необходимая многим отраслям нашей промышленности и особенно ВПК. Отечественная же электроника, находящаяся  на передовых позициях  в мире, была уничтожена ещё в конце восьмидесятых годов двадцатого столетия. Её уничтожили ненавистники России самой   первой из всех прочих отраслей промышленности, потому что без собственной электроники продвижение к современным технологиям невозможно.
Не довелось нам побывать в таких интересных городах Иркутского региона, как Усть-Илим, Усть-Кут, Братск, Тайшет, но Ангарск посетить удалось. Это относительно молодой город. Он строился и превращался из обычного рабочего посёлка в красивейший город с широкими проспектами и многоэтажными домами в конце сороковых и начале пятидесятых годов прошлого века, когда выковывался ядерный щит СССР. Кажется, я ещё не видел более уютного и какого-то светлого в душевном восприятии города. Здесь ещё можно увидеть интеллигентных стариков и старушек, которых направлял сюда работать ещё Курчатов. Они не нажили миллионов и ездят в общественном транспорте, потому что совершали свой трудовой подвиг, сравнимый с боевым, не за бабло, а за совесть питаемой любовью к Родине.
Незаметно подошло время, когда надо прощаться и ехать домой. Прощание грустное, но без слёз,ведь мы родные и ещё много раз встретимся на берегах Ангары, или Волги.

 2014год. Камышин - Иркутск.