Украина - минное поле Советов

Галина Сафонова-Пирус
(Написано в 2015 году)
Мама рассказывала: «Пришла весна... Надо огород пахать, сеять, сажать, а чем? Картошку-то мы всю поели после болезни, да и по братцу мамка всё убивалася, вот и решили уехать, где еще посытней было, на Украину».
Ездили на Украину и мы, и говорили «на» потому, что те земли после усиления Московии  в 16 веке стали её окраиной, а, значит, ездили на окраину.
«Переферия, краина, оукраина»… Слово это упоминается еще в «Ипатьевской летописи»* 1187 года в связи со смертью князя Владимира Глебовича* («О нем же оукраина много постона»), так что  с того времени и назывались эти земли «пограничными». И мои далёкие предки беломестные казаки, жившие почти два с половиной века назад, - Яков, Фетька, Ермошка, Петр и Данила Болдыревы, да и те, что - за ними, были поселенцами окраин и служилыми людьми России, охранявшими земли нынешней Украины - Северского княжества.
А была Северщина (Северская земля, Северная страна, Севея, Сиверия) в VIII—XVII веках областью на юго-западе современной России, на северо-востоке современной Украины, и после отвоевания в 1517—1523 годах Иваном Грозным* этих земель у литовцев, к его титулам прибавилось: «Северныя страны Повелитель», а потом появилось Новгород-Северское наместничество, в которое входили и земли современной Брянской области, где и живу.
«А стояти сторожем на сторожах с конь не сседая, переменяясь и ездити по урочищам, переменяясь же, на право и на лево по два человека по наказам, каковы им наказы дадут воеводы. А станов им не делати, а огни класти не в одном месте; коли кашу сварити, и тогды огня в одном месте не класти двожды; а в коем месте кто полднивал, и в том месте не ночевать, а где кто ночевал, и в том месте не полдневати».
Почти вижу: вот они, мои далёкие предки-воины, в высоких шапках из сукна и длиннополых красных, желтых, голубых кафтанах, похожих на шинели, устало едут, идут по уже припорошенной снегом сакме* с тяжёлыми копьями на плечах, мушкетами, пищалями и упорами для них, высматривая ворогов. Не скоро увидят они родные крепостные сооружения, обнесённый земляными волами с башнями и рядами частокола, с церквами и домами, в которых ждут их жёны и дети, которых тоже надо охранять.
Но от истории далёкой, снова - к не столь отдалённой, - к рассказу мамы:
«Долго чтой-то ехали мы на Украину, дней пять, должно. Сгонють на какой станции и сидим, потом опять к поезду прицепимся и поедем. Ну, наконец, говорять: на следующей остановке, мол, сходите. Сошли мы, хотели расспросить людей куда нам лучше идить, а нас и забрали в комендатуру. Но при нас документ был, что едем на Украину работать, от голода спасаемся. А дал нам его мамкин двоюродный брат за печатью от бедного комбеда*, и вот теперь-то, когда проверили этот документ, то и отпустили. Отпустили, а один дядя добрый и посоветовал идти километров за двадцать, мол, там лучше платють. Прошли мы километров пятнадцать, сели отдохнуть, прилегла я так-то на траву, да и заснула. И вижу сон: напали на нас пчелы злые, лохматые… ну заели прямо! Проснулася, рассказала мамке, а она и говорить: «Нехорош твой сон… Не случилось бы чаво! Надо итить скореича». Да подхватилися, пошли. Прошли сколько-то и вдруг слышим топот! Оглянулися, а за нами всадники скачуть! Догнали и спрашивають: «Вы знаете, кто мы?» Мамка и отвечаить: «Да бог вас знаить, кто вы!» Ну, потопталися они возле нас, погоцали*, погоцали… я так-то глянула, а они обтрепанные все, босые, один даже в женский фартук вырядился. Штаны-то, видать, прохудилися, вот он и прикрылся им. Ну, погомонили* они возле нас, погомонили и-и поскакали дальше, а за ними ишшо и автомобиль поехал, лошади его повезли. Приташшылися мы на тот хутор, глядь, а там уже трое мужиков на дереве висять! И оказалося: ехал обоз с солью, а эта банда, что нас нагоняла, и наскочила на него. И был это, как нам потом сказали, батько Махно* со своей шайкой.
Ну, начало смеркаться. Засуетилися люди, полезли по подвалам прятаться, - боялися, что обязательно бой будить. Но ночь прошла спокойно, только пьяные махновцы таскалися по хутору, песни орали да отбирали у людей яйца, творог, кур… говорили, что Махно жениться будить. А он же... потом рассказывали, как прискочить на какой хутор, так сразу и жениться.
Но на другой день нанялися мы работать у одного хохла и договорилися на тридцать пудов пшеницы за лето. Хозяин попался хороший, кормил нас вволю и хлебом, и молоком, но проработали мы у него только с неделю. Раз так-то к вечеру как наскочила банда на хутор, как завязался бой! Хозяин и кричить нам: скорей, мол, на чердак лезьте, там пули не достануть. Вот и отсиделися мы тогда на этом чердаке, и живы осталися, а у хозяина лошадь убило, да и мать чуть ни шлёпнули. Она ж глухая была, как печка, и когда шел бой-то, вышла на улицу да бродить себе как ни в чём не бывало. Но, слава Богу, не задело её пулей-то, привели потом в хату.
И заработали мы за лето пять мешков пшеницы, а к осени взяли пуда три на плечи, да и поехали домой. И опять повстречалися с махновцами! И дело было так: ехали мы на поезде, ехали и вдруг взрыв... как бомба всеодно разорвалася. Остановился поезд, началась стрельба, а через какое-то время приходить начальник поезда и говорить: «Мы будем стоять здесь долго, пути разобраны. До следующей станции пять верст. Кто не хочет попасть под махновские пули, может уйти пешком». И просить записку снести начальнику станции, помню еще, станция та называлася Панутино. А уже вечерело. Но некоторые всё ж собралися идти к этому Панутино, да и мамка всхватилася: «Девки, пойдемте!» А я - против: «Никуда я ночью не пойду!» Да и Динка – тоже. Ну, поругалася она на нас, покричала, да и всё. Осталися мы. Всю ночь стреляли, но к поезду махновцы так и не подобралися, а на утро... А на утро привезли на дрезине тех, кто пошел к станции. Всех порубал проклятый Махно».

1917-1922 годы. Революция, захват власти большевиками, гражданская война. Кого в этом винить? Ведь революцию делали не только русские, но и грузины, украинцы, прибалты, поляки, евреи и в первом составе Совета Народных Комиссаров из пятнадцати человек только девять были русские, а теперь…
Теперь винят во всём лишь Россию. Винят и в том, о чём с болью слышим каждый день, - в гражданской войне на Украине.

Но снова - к документальному свидетельству-инструкции, дошедшей до нас из восемнадцатого века: «Понеже у нас в государстве разбои и татьбы ни от чего так иного умножаются… того ради надобно, чтоб у всякого десятского была пищаль, и оныя пищали надо раздать десятским во всех деревнях... а мужики, сколько б их во дворе ни было, от четырнадцати или пятнадцати лет и до самых таких престарелых, что который уже работать не может, чтоб у всякаго было копье с ратовищем длиною в две сажени... Также приказать, чтоб во всех деревнях приходили на сторожу с копьями или с рогатинами… а еще купить завесных пищалей гладких и раздать конюхам, и сверх того давать им в год по фунту пороху и по фунту свинцу на человека, и приказать прикащикам, чтоб они учили их стрелять в цель».
Пищали с копьями и рогатинами, сабли, «копье с ратовищем длиною в две сажени»… Читаешь и не вериться: да было ли всё это? Но было, было каких-то два века назад, а сейчас… Бьют из минометов, танков, установок «Град», бомбят осколочными бомбами по сёлам с женщинами, детьми, стариками и только потому, что те хотят оставаться русскими. Видно, не очень-то уютно жилось им в составе Украины, если готовы сложить головы за своё русское достоинство.

В 20-х годах прошлого века Ленин* и Советы передали Новороссию Украине, а Никита Хрущёв* присоединил еще и Крым в 1954-м году.
Из стенограммы заседания Президиума Верховного Совета СССР.
Из речи председателя Президиума ВС Узбекской ССР Рашидова Ш. Р.: «Передача Крымской области в состав Советской Украины отвечает общим интересам нашей великой Родины. Это возможно только в нашей стране, где нет национальной розни и национальных противоречий, где жизнь всех советских людей протекает в обстановке мирного созидательного труда во имя мира и счастья всего человечества. (Голосование) Других предложений нет? Кто «за» это предложение, тех прошу поднять руку. Кто «против»? (Таковых нет.) Кто «воздержался»? (Тоже нет.) Принято единогласно».
А кто спросил тогда жителей Новороссии, Крыма: одобряют ли они это «единогласно»? Нет. И то была еще одна мина, взорвавшаяся в наши дни.

 Александр Солженицын:*
«Сколькие русские с негодованием и ужасом пережили эту безвольную, никак не оспоренную, ни малейше опротестованную, по дряблости нашей тогдашней дипломатии, в 24 часа отдачу Крыма - и предательство его при каждом потом крымском конфликте».

 Фанатично-озлобленные лица правителей Украины, приказы и поступки, лишенные здравого смысла и ложь, ложь, разделившая близких, семьи, да и всю страну в противостоянии, уносящем каждый день людские жизни.

*Ипатьевская летопись - Один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории Киевской Руси.
*Владимир Глебович (1157 -1187) - Князь Переяславский (1169—1187), сын Глеба Юрьевича Переяславского и Киевского, племянник Андрея Боголюбского.
*Иван IV Васильевич, прозванный Грозным (1530-1584) - Государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси.
*Сакма – Дорога.
*Комитет бедноты (комбед) - Орган Советской власти в сельской местности в годы «военного коммунизма», созданный декретами ВЦИКа от 11 июня и Совнаркома от 6 августа 1918 года.
*Гоцать - Прыгать, скакать. шастать, рыскать.
*Гомонить - Громко говорить, кричать, шуметь.
*Нестор Махно - Один из предводителей анархистских банд, сражавшихся и против белых, и против красных.
*Владимир Ленин (1870-1924) - Лидер большевистской революции, глава советского правительства (1917-1924).       
*Никита Хрущёв (1894-1971) - Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы.
*Александр Солженицын (1918-2008) - Писатель, драматург, публицист, общественный деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России.