О детях

Екатерина Карабонцева
Часть 1.

Сегодня большинство новоиспеченных родителей или тех, кто только готовится ими стать, чувствуют себя в этом вопросе, словно саперы на минном поле. Я знаю об этом не понаслышке. Еще пару лет назад я сама считала внезапно севшего рядом со мной в транспорте ребенка инопланетянином, а неотъемлемыми атрибутами его воспитания - коляску, кроватку и, разумеется, подгузники. Сейчас моему малышу полтора года, и мой взгляд на родительство изменился кардинальным образом. И этими своими революционными открытиями я хочу с вами поделиться!

Первое, с чем мне довелось столкнуться, заводя ребенка, это тот факт, что меня никогда не будут понимать друзья и подруги, у которых нет детей. Пришлось смириться с тем, что у меня уже не будет близких отношений с теми, с кем еще вчера я веселилась на дискотеке и допоздна засиживалась за игрой в покер и бокалом пива. Оказалось, что люди, не ощутившие на своей шкуре ответственности еще за чью-либо жизнь, кроме своей собственной, всегда с удивленно округлившимися глазами будут слушать мои рассказы о нехватке времени на то, чтобы вымыть голову или сделать маникюр. Я поняла, что не стоит на них обижаться, а тем более строить иллюзии на тот счет, что раз в неделю или в месяц я буду выделять пару часов на посиделки с незамужними подружками… Я вспомнила, как сама не раз теряла друзей, бесследно павших на поле семейной брани, как неоднократно обижалась на них, не веря, что им сложно найти минутку на телефонные переговоры со мной, как жаловалась на них таким же, как я на тот момент, холостым приятельницам, активно кивающим в подтверждение моих возмущенных доводов. Мне пришлось принять как неизбежный и безоговорочный факт то, что никто не сможет понять меня так же хорошо, как пары, оказавшиеся в сходном со мной положении!

Оказалось, что после родов никого не осталось для меня ближе, чем группа людей, ходивших вместе со мной и мужем на курсы подготовки к этому ответственному событию. Даже во время беременности я и поверить не могла, что с кем-нибудь из них мы будем по завершении занятий общаться. Я до последних дней со своим большим животом устраивала шашлыки с привычной компанией и до двух часов ночи весело сосала из банки безалкогольное пиво будто бы ничего не изменилось, посмеиваясь над тем, что в любой момент могу угодить в роддом с начавшимися схватками. Но как только оказалась по другую сторону баррикад, вся прошлая жизнь перевернулась вверх дном! И единственными, кому можно было задать наболевшие вопросы, были пары из центра подготовки. Созданная в социальных сетях группа общения, где мы обменивались накопленным опытом стала просто спасательным кругом в повседневной пучине забот и постоянных сомнений в своих действиях. И уж точно ни за что на свете я бы раньше не поверила, что среди этих доселе абсолютно незнакомых мне людей я обрету будущих кумовей, а мой муж партнеров по бизнесу! Из всех же моих бывших знакомых в моем круге общения осталась лишь одна девочка, родившая сына на три месяца раньше меня. Все остальные остались на уровне поздравлений и поверхностных заботливых справлений о моем и сынишкином здоровье.

Кстати говоря, я, как и многие, до определенного момента поддавалась заблуждению, будто самое тяжелое это выносить ребенка и родить, а после этого мужественного подвига меня ожидает счастливая и безоблачная размеренная жизнь. Как и все беременные, я завидовала уже родившим мамочкам, умиротворено гуляющим с колясками, в которых мирно дремали уже «готовые» розовые пупсы. Я даже не подозревала, что это лишь вершина айсберга, и что все мамочки уже родившихся малышей втайне завидуют девушкам с животом, с черной завистью вспоминая дни, когда они могли всласть выспаться до обеда, есть все то, что им заблагорассудится, приготовить изысканный обед из трех блюд, нормально убрать в доме, сходить в кино, допоздна пошляться по магазинам и просто спокойно полежать на диване, впялившись в телевизор. Конечно, большой круглый пузик изрядно мешает при занятиях любовью, спортом и прочих повседневных делах, а постоянные позывы к мочеиспусканию порядком усложняют жизнь, но все же, спустя пару недель после родов, я готова была вновь пережить изнуряющую тошноту и горечь во рту после каждого приема пищи ради возможности хотя бы на один день вернуть былую свободу.

Мои ощущения по возвращении из роддома были сравнимы с прыжком в снег после горячего душа. Конечно, меня предупреждали, что вся моя жизнь изменится с рождением ребенка, и рассудком я вроде бы осознавала, что все уже не может быть как прежде, но все же все мое естество по инерции сопротивлялось новым ограничениям. Я уже не могла сходить в туалет тогда, когда мне этого хотелось. Если же у меня возникало желание попить или перекусить, то необходимо было уповать на чью-либо помощь, иначе только что заснувшее на моих руках сокровище могло встревожиться, вследствие чего весь дом озарялся пронзительным, душераздирающим криком.

О том, чтобы съездить развеяться не могло уже быть и речи, а если мне удавалось наконец искупаться в остывшей воде, набранной для ребенка, то было вполне естественным, если его внезапный плач заставлял меня прямо в мыле выпрыгнуть из ванной и заснуть рядом с ним в полотенце, оборачивающем мою мокрую голову. Через месяц-другой, от подобного кощунственного обращения, мои роскошные кудри, требующие тщательного ухода, превратились в плотный клубок, единственным спасением от которого стали парикмахерские ножницы. Однако, придя с такого рода проблемой к своему мастеру, я услышала от нее, что была далеко не первой недавно родившей девушкой, попавшей к ней в кресло.

Кроме всего этого, оказалось, что в первые пару месяцев жизни малыша кормящей матери приходится столкнуться с довольно жесткими ограничениями в питании. Я, например, еще долго вспоминала кусочек шоколада, который сосала во время схваток, так как с момента, когда мне на грудь положили новорожденное сокровище, на моем столе остались лишь вареные овощи, бездрожжевой хлеб и отвары из трав. А самым большим лакомством на ближайшие полгода для меня стали печеные яблоки. Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что мне еще крайне повезло, так как мой сынишка учтиво выждал в животе все летние месяцы для запаса различного рода витаминов, растущих в нашем саду. Мамочкам же, разрешившимся от бремени в начале сбора урожая, я искренне сочувствовала, так как им оставалось лишь печально сглатывать слюну при виде того, как кто-либо из домочадцев смакует свежую ароматную клубнику или черешню.

Однако, из жизненного опыта, осмелюсь заметить, что были среди моих знакомых те, которые строго придерживались книжных диет и ежедневно жаловались на плохое самочувствие и плач ребенка, а также такие, которые относились ко всем предписаниям сквозь пальцы, живя по принципу «это нельзя, но как не съесть, если очень хочется» и не столкнулись ни с одним случаем высыпаний или коликов у чада.

Подобный парадокс я заметила не только в отношении грудного вскармливания и газиков, но и во всех сферах жизни младенца и самой матери. Даже доктора подтверждают, что с проблемами, какого бы они ни были рода, чаще всего сталкиваются именно тревожные мамочки. Хотя, стоит отметить, что даже такие с виду спокойные и позитивно настроенные девочки, как я, увы, не всегда способны избежать эмоциональных срывов. Материнство требует колоссальных физических и моральных затрат, а грамотной помощи дождаться, к сожалению, можно лишь в редких случаях. Поэтому женщина, аккумулируя всю свою психологическую мудрость и силу, зачастую подавляет эмоциональный стресс, тем самым накапливая его в себе до определенного, самого неприятного момента. И порою, когда силы оказываются на исходе, нервы, к сожалению, дают о себе знать.

Возможно, прочитав все вышеописанное, у вас сложилось слегка негативно окрашенное представление о первых днях материнства, но вот, что я хочу вам сказать в свое оправдание за такое ошеломляющее «поднятие занавеса»: готовясь стать родителем, нужно быть готовым к тому, что жизнь будет испытывать вас на прочность, так же как и в момент зачатия малыша нужно осознавать, что для того, чтобы испытать счастье первого толчка, нужно будет пройти через изнуряющий порою токсикоз и многие неприятные ощущения, о которых нас красочно предупреждают с экранов телевизоров, снимая фильмы о беременности.

Однако, нужно каждую минуту осознавать, что вы получаете в награду за стойкость. Ведь когда после бессонной ночи ангельское личико вашего младенца озарится ласковой, обращенной к вам улыбкой, вы вмиг забудете о недосыпе и усталости и будете готовы пережить любые испытания, неважно какие диеты, даже не задумываясь вновь перенести всю боль родов только ради еще одного мгновения, проведенного в обществе этого крохотного комочка, источающего опьяняющий сладковатый запах и щекотящего вас своим нежным пушистым затылком по щеке. Ведь то, что вы получаете взамен, просто невозможно оценить и описать обычными человеческими словами. Вы прикасаетесь к таинству мироздания, к загадке бытия, вы становитесь творцом, Богом, волшебником, ведь «мать», «отец» - это не просто какой-то биологический термин, это сакральное понятие, прочувствовав которое на себе, вы полностью перерождаетесь, возвращаясь к своим собственным истокам.

И каждую минуту, проведенную с малышом, с того самого момента, как вы впервые взяли его на руки и почувствовали биение его сердца, как бы порою ни приходилось трудно, нужно стараться наслаждаться моментом, осознавая, что его детство очень быстротечно, и первый месяц его жизни уже никогда не повторится, что первая улыбка, первое слово и первый шаг бывают только раз, и нужно быть изо всех сил сосредоточенным на том, чтобы запечатлеть эти моменты у себя в памяти. Необходимо ловить каждое мгновение, акцентируя внимание не на плаче, а на том, какие крохотные у этого «чуда» пальчики, ведь с каждым днем они становятся все больше. Сосредотачивайтесь не на проблемах, а на том, какой колоссальный опыт вам преподнесла судьба, какую великую миссию вам доверила Вселенная, ведь в ваших руках целая новая жизнь, а это грандиозный дар и грандиозная ответственность!

Часть 2.

Второе, с чем мне пришлось смириться, став матерью, это то, что даже те, у кого есть свои дети, никогда не будут меня до конца понимать! Какая-то абракадабра получается, не так ли? Но ничего удивительного в этом нет! Очень скоро я осознала, что у каждой мамы имеются свои, абсолютно индивидуальные взгляды на воспитание собственного ребенка. И каждая, как ни странно, имеет на это полное право! С одной из моих семейных подруг мы, например, поссорились на почве того, нужно ли прививать своих детей. Кстати говоря, вопрос этот довольно щепетильный и требует очень внимательного изучения и взятия на себя полной ответственности за свои непростые решения. Мы, например, с мужем решили, что прививать ребенка не станем, а полностью положимся на обретение им собственного, естественного иммунитета к предстоящим, таящимся в обществе заболеваниям. Еще раз добавлю, что мнений на этот счет существует огромное множество, и все они кардинально разнятся, точно так же, как и мнения по поводу использования сосок, грудного вскармливания, ношения подгузников, укладывания ребенка спать рядом с собой или в кроватку, перемещения его в слинге либо в коляске и так далее…

Я хочу поделиться с вами теми нюансами, которые лично для меня стали полным откровением после того, как от сухих статей о воспитании мне пришлось перейти к практике.

Первым открытием для меня стал тот факт, что новорожденный малыш вполне способен обходиться без подгузников! Да уж, звучит невероятно, не правда ли? Но, как оказалось, ничего сверхъестественного в этом нет! К сожалению, я узнала о подобной возможности с опозданием, хотя всю беременность меня довольно сильно беспокоил этот вопрос. Будучи сторонницей бережного отношения к природе, я уже тогда бороздила просторы интернета в поисках альтернативы одноразовым средствам гигиены, поскольку объемы производимых нашей семьей отходов, живя в загородной зоне, имею возможность оценить весьма наглядно. Подсчитав, сколько же ребенку требуется в месяц подгузников, я просто ужаснулась, так как понимала, что габариты устроенного нами мусорохранилища не безграничны, разлагается одно такое «чудо прогресса» невероятно долго, а при сжигании выделяет ядовитые токсины, которыми мой же ребенок и будет дышать!

Меня выручила моя подруга, прочитавшая в свое время книгу Ингрид Бауэр и успешно применившая в жизни данные автором советы. Когда моему малышу исполнилось 6 месяцев, я впервые попыталась примерить данную практику на него и, о чудо, спустя несколько недель наконец прозрела! Оказалось, что если не брать на себя всю ответственность за испражнения ребенка, надевая ему непромокаемые трусы, то по истечении некоторого времени он начинает брать часть этой ответственности на себя! Я с огромным удивлением открыла для себя, что даже в самом крохотном возрасте детки умеют терпеть! Да, да, вам не почудилось! Я сама не верила своим глазам, когда после устойчивой привычки моего сынишки наполнять за ночь полный подгузник, заметила, что, ложась спать голеньким, он тренирует свои мышцы, удерживая влагу в себе, дабы не оказаться в мокрой постели! Конечно, днем ситуация немного отличается. Я объясняю для себя этот нюанс тем, что от природы детки склонны бегать голышом и «делать свои дела» где придется на траву или на землю. Поэтому, заигравшись, порою «местом преступления» становится диван или же ковер. Здесь уже нужно поднапрячься родителям, чтобы засечь, через какой примерно промежуток ходит в туалет их чадо, и с этим интервалом предлагать ему опорожниться в раковину, а чуть позже и на горшок. Если у вас возникло желание более подробно изучить данный вопрос, то вы можете зайти на страницу моей подруги и найти там всю необходимую для вас информацию: https://vk.com/mamulichkacom.

Вторым открытием для меня стало воспитание без соски. В этом вопросе немаловажную роль сыграла моя консультант по грудному вскармливанию, которая сразу заявила: «Хочешь долго и продуктивно кормить без трещин и прочих осложнений – сразу забудь про соски!» Честно вам признаюсь, что я не до конца ей поверила, так что соски у меня в наличие все же имелись, притом такие, какие только возможно: длинные, короткие, ортопедические и так далее. Но ни один из видов этого «сисезаменителя» мой ребенок не хотел даже брать в рот! При всех моих попытках ввести соску в их отношения с моей грудью, он смотрел на меня таким глубоким обиженным взглядом, что я в очередной раз понимала, насколько абсурдным он считает этот предмет. Ну для чего ему сосать этот обезличенный кусок резины, если у его мамы имеется целых два мягких, теплых, приятно пахнущих, специально предназначенных для этого приспособления, из которых к тому же течет вкусное сладкое молоко?! Однако, справедливости ради, придется отметить, что эти «приспособления» мой сынишка предполагал всегда иметь в своем распоряжении, как днем, так и ночью, посему плавно переходим к следующему сделанному мной выводу: ребенка вполне возможно вырастить без детской кроватки.

Поначалу мне сама эта фраза казалась абсурдной и пугающей: ну как это так, положить ребенка в кровать к родителям, нарушая тем самым их покой, их интимные отношения, посягая на качество их сна! Но после того, как сам супруг, после получасовой попытки заснуть вдалеке от нашего чада, заявил мне, что сердце у него не на месте, мнение мое изменилось. Тем более, что при моей гипотонии пожертвовать сном ради ночных кормлений я не могла себе позволить, учитывая также тот факт, что мое сокровище пьет молочко очень часто и подолгу. Да и, с другой стороны, что может быть более интимным, чем плод вашей с мужем любви, ваше совместное творение, воплощение ваших грез, соединяющее в себе вашу и вашей второй половинки частичку? Если любовь ваша осознанна и крепка, то такое немаловажное звено, как ребенок, никогда не разорвет цепь вашей привязанности друг к другу, напротив, став объединяющим и укрепляющим фактором!

Еще одним сделанным мною открытием стала возможность воспитания малыша без коляски. О том, что подобное реально, я опять же узнала с обидным опозданием, поэтому, когда на курсах подготовки нам показали кусок полотна с поэтическим названием «слинг», у меня в подвале уже стояла купленная заранее, «наворочанная» модель коляски-трансформера. Но мой малыш, как водится, оказался умнее меня и сразу сообразил, что на руках у мамы куда лучше спится, гуляется и познается окружающий мир. Там всегда тепло, уютно, безопасно, пахнет родным телом, к тому же, постоянно под рукой еда и питье. И зачем маме тащить тяжелую, неизвестно скольки килограммовую махину на ступеньки высокого крыльца, зачем отказывать себе в возможности пройтись по магазинам, зачем переживать, не свалился ли карапуз с дивана, пока родители готовят обед или развешивают белье, если все это можно сделать вместе, превратив повседневные занятия в веселую игру и подарив ребенку возможность получить ценнейший жизненный опыт, ознакомившись с ритмом и особенностями существования своих мамы и папы?

Многие возразят в этом месте: мол, а как же спина! На что мне всегда вспоминается фраза, сказанная моим инструктором по родам: “Мамочки, не скупитесь! Послужите своему ребеночку хотя бы год!” Знаете, на момент ее произнесения мне казалось, что год это неимоверно много, что всецело посвящать себя ребенку кощунственно по отношению к самой себе. Я даже просила как можно раньше внести меня в расписание в колледже, где я преподаю, лишь бы не потерять себя и не раствориться в материнстве. Но на практике вышло так, что уже второй год жизни моего сокровища пошел на уменьшение, а я все еще фанатично продолжаю ему “служить” и получаю от этого немыслимое удовольствие. Ведь если женщина рожает ребенка для того, чтобы во всем ему отказывать, то, на мой взгляд, ей стоит задуматься: не поступает ли она жестоко с созданием, которое пришло в этот мир по ее просьбе и теперь всецело зависит от ее воли, от ее выбора и широты ее души по отношению к нему.

Ведь в воспитании существует два пути: поставить ограничение и перетерпеть или подчиниться и спокойно плыть по течению. Какой метод для вас более комфортный, решать исключительно вам, ведь не спроста душа вашего ребенка выбрала именно вас в качестве своих родителей. Значит, именно ваше обращение, ваш подход были ему необходимы для получения нужного жизненного опыта в этом воплощении, в этой жизни. Всегда помните это и благодарите свое сокровище за его выбор, ведь благодаря ему вы испытали ни счем не сравнимое счастье отцовства и материнства. И, возможно, тогда вам захочется в ответ приложить хоть немного усилий для того, чтобы ваш малыш испытал счастье быть вашим ребенком!

Часть 3.

Третье, к чему я абсолютно не была готова, становясь матерью, это то, что все и каждый будут лучше меня знать, что и как мне нужно делать с моим ребенком. Уже сама эта фраза полна абсурда, но, можете не сомневаться, что все обстояло именно так! Как же мне порою хочется закричать: «О, милые наши мамы, они же новоиспеченные бабушки! Мы безумно вас любим и безмерно уважаем! Низкий вам поклон за то, что вы воспитали нас и, возможно, еще и наших сестер и братьев! Но почему же вы все позволяете себе считать, будто тот неоспоримый факт, что мы благополучно дожили до своих лет и переболели всего раз пятьдесят за свое светлое и безоблачное детство, дает вам безоговорочное право советовать, как нужно одевать слинг, который вы в глаза не видели в свое звездное время, как кормить грудью при том, что сами мы выросли на искусственном питании, так как вы, в свое время, придерживались советов «добрых» советских докторов, и все тому подобное?»

Отдельное спасибо хочется сказать также моей и мужниной бабушке, которые, и того лучше, пеленали нас в свое время до самых ушей поплотнее только лишь для того, чтобы ножки у нас были ровные, и по сей день стараются не отставать в вопросах воспитания, надевая малышу в тридцатиградусную жару шапочку и носки! В эту же копилку можно сбросить советы двоюродных теть и поживших изрядно соседок о том, как полезно пить черный крепкий чаек, щедро заправленный сгущенкой, особенно в первые дни после родов, чтобы лучше пошло молочко и о многих других без меры «полезных» вещах.

Из своего опыта замечу, что нужно иметь недюжинное терпение для того, чтобы не поддаваться на поступающие со всех сторон провокации и слушать лишь себя и свой здравый рассудок. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что неподготовленному сознанию довольно трудно противостоять отовсюду текущим «мудрым» советам, и сама я ни за что бы не разобралась во всем бушующем потоке нужной и ненужной информации без тех знаний, что были вложены в мою пустую ранее голову усердными работниками центра подготовки.

Еще хочу отметить, что все мои знакомые и родственники, лишенные в свое время по тем или иным причинам возможности посещать подобные курсы, чуть ли не с пеной у рта отговаривали меня от этих занятий. В мою сторону сыпались доводы о пустой трате денег и времени, о том, что все в наши дни можно найти в интернете, а также о том, что в необходимый момент все в любом случае забудется. На это могу ответить, что курсы курсам рознь, и пятидневные занятия с простым просмотром видеороликов действительно ощутимого результата не принесут. Для того, чтобы информация плотно закрепилась в сознании, нужны регулярные двух-трехмесячные уроки с практическими упражнениями, позволяющие телу хорошенько запомнить необходимые движения и технику.

В эту же корзину можно закинуть и вопрос о партнерских родах. Например, я, еще до того, как забеременеть, подробно обсудила со своим мужем возможные варианты будущего бремяразрешения. Они были различными, но одно в них было непоколебимо: рожать, так же как и зачинать, ребенка мы будем вместе. Затем мы выбрали желаемый способ и стали присматриваться к центрам, которые к нему подготавливают. И вот, что я Вам скажу: если бы мы не прошли такую длительную и тщательную, как моральную, так и физическую, подготовку вдвоем (подчеркиваю это слово), то рождение нашего сына не было бы таким светлым и гармоничным! Так что, дорогие мои, выбор за вами, но делать его необходимо сознательно!

Что касается меня, то на курсах нас с мужем не только подготовили к самому процессу проведения родов, но и настолько укрепили интимную связь между нами, что отношение моего избранника к моему состоянию и к будущему ребенку изменялось прямо у меня на глазах. Он стал внимательным, заботливым, понимающим, тактичным. В целом, последние три месяца моей беременности я провела словно во сне, и на роды шла восторженной и одухотворенной.

И последнее, что я хотела вам сказать по этому вопросу: никогда нельзя быть до конца готовым ни к рождению ребенка, ни к бессонным ночам, ни к бесконечной усталости, ни к бешеной ответственности за маленького человечка, полностью зависящего от вас. Невозможно подготовить себя ни к одному из этапов его неотвратимого взросления, приносящего все новые и новые трудности. Но это не повод поддаваться панике и отчаиваться! Самое главное это понять, что никто не будет любить вашего ребенка так сильно, как вы, и ваша любовь - большее, что вы можете ему дать в течение всего процесса воспитания. Ваша искренняя и самоотверженная любовь это самое сильное орудие, вооружившись которым, вы непременно все преодолеете! Я желаю вам всем любви и гармонии! Будьте счастливы!