Спецхимики. Об умерших и немного о живых

Валерий Федин
                Об умерших и немного о живых 
    Советские люди с удовольствием узнавали из СМИ о достижениях страны в области оборонной и космической техники. И мало кто знал, каких усилий это стоило, и вообще кто и где занимался этими делами. Такие работы проводились за семью секретными замками, и даже фамилию генерального конструктора ОКБ-1 С.П.Королева люди узнали только после его смерти.
    Сейчас выпущено множество энциклопедий, справочников, мемуаров о тех людях и тех работах в славном прошлом. Я тоже решил рассказать о некоторых из тружеников «ракетного промысла», как говорил мой старинный друг. Я всю жизнь работал в области «спецхимии» и знал многих в этой нелегкой, опасной и засекреченной прежде отрасли.
    И вот на склоне, как говорится, лет я хочу рассказать о спецхимиках, с которыми я работал когда-то, рассказать не только об их научно-технических достижениях, - об этом можно узнать в справочниках и мемуарах, но и немного об их личной жизни, показать, какими людьми они были,  о чем мечтали. Я буду рассказывать не об администраторах науки, не о тех, кто занимал высокие посты, удостоен больших почестей и сейчас более-менее широко известен, но лишь о тех, кого я хорошо знал, с кем дружил и кто мне симпатичен.
   Несколько общих замечаний. Сейчас все, кому не лень, считают себя знатоками советской и, в целом, российской истории. Не берусь оценивать эрудицию тех, кто претендует на глубокие знания Русской истории. Бог с ними, считают, и пусть считают, лишь бы не сильно обгаживали Россию и русский народ. А вот советскую историю такие, с позволения сказать, «историки» извратили до неузнаваемости, с уклоном, естественно, в негатив.
    Но вот что хорошо: они не затрагивают историю нашего послевоенного оборонного научно-промышленного комплекса, а потому искажения в ту область практически не проникли. Правда, там тоже хватает перекосов, уже официальных, на первое место, как это принято у нас, выдвигаются руководители и администраторы, а подлинные творцы и создатели оттеснены на задний план. Но они все остались в истории, и руководители-администраторы, и настоящие творцы вооружения и боеприпасов. Их, слава Богу, не коснулась лихая рука полуграмотных, некомпетентных, но весьма самоуверенных борзописцев.
    Я буду писать о тех, кто на самом деле своими идеями и своими руками крепил оборонную мощь нашей страны. К сожалению, почти все они уже ушли в мир иной. В лучшем случае, они сейчас вкушают свой «заслуженный отдых», то есть, доживают на скромной пенсии. Мне хотелось бы написать и о тех, кто поныне успешно трудится в сфере оборонной науки и техники, но еще не пришло время открывать их имена. Не потому, что это запрещено свыше, запрещено по требованию сохранения гостайны. Нет, я не могу писать о них совсем по другим причинам.
   В современной России, как и в СССР, необычайно развит «патриональный» принцип. Популярно, - это тот самый старинный вульгарный принцип, по которому «я начальник, ты – дурак». Печально, но факт. Если я напишу о каком-то ныне здравствующем человеке, очень заслуженном и даже немного удостоенном, то после этой моей публикации его карьере, скорее всего, придет конец. Поднимется молчаливое, а может, и громогласное руководящее возмущение. Как это так!? Кто-то прославляет моего подчиненного, а обо мне – ни слова! А ведь Я – это же Я! А он всего лишь выполнял мои указания! Поэтому, о живых, точнее, о все еще работающих – ни слова.Ни хорошего, ни плохого. Может быть, как-нибудь потом…
    И еще. Когда говорят о причинах распада СССР, то в том числе упоминают и огромные расходы на оборонные науку и технику. И это справедливо. Мы в Советском Союзе деньги на свои оборонные работы не считали. Главным было – «выбить» заказ для своей работы. А потом, в ходе самой работы, надо тратить выделенные деньги. Как-то по молодой глупости я съэкономил некоторую сумму по своему заказу и заявил об этом главному экономисту. Хорошо, что мне попался порядочный человек, он быстро и доходчиво разъяснил мне, что моя «экономия» - это невыполнение плана всего НИИ «по объёму». А невыполнение плана по объёму влечет за собой лишение премии руководства НИИ! Что обиженное руководство сделает со мной, - догадывайся сам. Я понял всю глубину своего заблуждения и больше никогда в жизни даже не думал о такой экономии.
   А деньги мы не считали. И не считал их высший эшелон власти СССР. Стоило в зарубежных научно-технических журналах появиться сообщениям о новом сногсшибательном достижении наших зарубежных коллег, как с заоблачных высот власти раздавался свирепый окрик:
    - Как это так!? У НИХ - есть, а у НАС – нет? Догнать и перегнать! Немедленно!
   Выделялись огромные суммы, утверждались нереальные сроки, которые потом не раз корректировались. Никакие попытки доказать, что это очередное зарубежное достижение на самом деле хорошо продуманная научно-техническая провокация, - не принимались во внимание. Не рассуждать! Исполнять! Об исполнении доложить!
   Я участвовал в нескольких крупных, - по объему финансирования, - работах по таким «провокационным» темам. Все они закончились откровенным пшиком, да еще привели к серьезным авариям с человеческими жертвами. Наши заокеанские коллеги знали, какую гадость нам подбрасывать. Как-нибудь я расскажу о таких работах.
   Но главные затраты на оборонную науку начались во второй половине 70-х. К 1974 году мы достигли полного паритета военной технике, вооружению и боеприпасам, включая наш ракетно-ядерный щит. Вот тут-то бы остановиться! Вот тут-то бы и поставить вопрос ребром! Мол, господа заокеанские друзья, наши стратегические ракеты, конечно, похуже ваших, наше атомно-ядерное оружие не настолько людоедское, как у вас. Но оно у нас есть и готово к выполнению своей разовой функции. Вы, господа,сами понимаете,что его хватит на всех вас. А ведь у нас есть еще обычное, традиционное оружие, по которому мы – впереди планеты всей. Согласитесь, заокеанские господа, что  всего этого вполне достаточно, чтобы оставить от вашего оплота демократии и гуманизма большое мокрое место. Кончай гонку вооружений, не то…!!
    Как сложилась бы судьба СССР и всего соцлагеря, если бы у нашего седоголового Политбюро хватило ума и воли остановить безумную гонку вооружений? Немыслимые миллиарды советских рублей пошли бы на повышения уровня жизни советских людей. Даже хрущевские пятиэтажки вывели из коммуналок, подвалов и бараков десятки миллионов людей. Почти каждая советская семья получила отдельную квартиру. Пусть маленькую и не очень уютную, но отдельную! Такого не было никогда за всю историю России.А ведь при Хрущеве на жилищное строительство шло не так уж много средств, - по сравнению с головокружительными суммами, которые мы затратили на ту самую гонку.
    И не было бы ни честолюбивого Горбачева с его дурацкой перестройкой, ни Ельцина с Беловежской Пущей и бандитскими «реформами», ни распада СССР, ни катастрофической криминальной приватизации, ни нищеты огромного народа в беспределе 90-х. А было бы наше прочное благосостояние, и ездили бы к нам восхищенные обитатели других стран и континентов полюбоваться нашими великолепными курортами и отелями в невиданных по красоте местах нашей необъятной родины. И догнали бы мы, наконец, эту чертову Америку по всем-всем показателям. А может, и перегнали бы.
   Но, как говорится, если бы да кабы. Не хватило разума и воли у седоголового Политбюро. Зато наша многомиллионная ожиревшая номенклатура захотела жить по –человечески, как их иностранные коллеги, а не играть в псевдосоциалистическое псевдоравенство.
   И приходится мне сейчас писать не очень веселые истории о замечательных людях.Не знаю,успею ли я выполнить все, что задумал, написать о тех,кого я хорошо знал и продолжаю глубоко уважать. Но я постараюсь.