Чтобы помнили

Дмитрий Подгорнов
           Вечер 20 декабря стал для культурной жизни Калязина глубоким моментом в понимании ценности человеческой жизни, посвященной творческому осмыслению красоты мироздания. Открытие выставки работ безвременно ушедшего молодого живописца Сергея Москальченко освятилось общей православной молитвой.
           Перед тем, как отслужить заупокойную литию, о.Александр, бывший у него на отпевании, напомнил, что Сергей родился в 1982 году, 14 октября в день, в который Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы, всегда являющей свою благодатную роль в неисповедимой судьбе человека, предназначенного к божественному избранничеству. И действительно, не каждый вернисаж становится еще и богослужением.
           Калязинцем Сергей стал, когда ему исполнилось полтора года - его семья переехала в Калязин из Новосибирска по производственному распределению его отца, Валерия Михайловича. Мать Сергея, Надежда Семеновна, вспоминает, что ничто не предвещало тогда в нем художника. В детсадовской группе, где она была воспитательницей, Сережа рисовал хуже всех. Однако, талант к рисованию, унаследованный им, вероятно, от деда Семена Яковлевича Власова, ярко раскрылся в более зрелом возрасте, когда, по окончании в 1995 г. музыкальной школы, Сергей сдал на отлично вступительный экзамен и поступил в детскую художественную школу. Учившаяся вместе с ним, а ныне преподающая в художественной школе Екатерина Данилова, вспоминая о том времени говорит, что Сергей был настолько неординарен в универсальности проявления своего дара, что для нее он навсегда останется собирательным образом художника.
          Михаил Вечеславович Стоячко - первый художественный педагог Сергея, особо отмечает беспримерную способность к обучению, изрядно выделявшую юношу. И действительно, редко кому удается стать студентом Художественного училища им. А.Г.Веницианова всего лишь после двух лет начального художественного образования. Целеустремленность Сергея была столь велика, что он не остановился перед необходимостью заработать стартовые деньги летней работой на стройках.
          Время студенчества не всегда было безоблачным. Сергея часто посещали сомнения в правильности самопонимания, в соответствии своему призванию. Юноше приходилось многие часы проводить у мольберта не только для личного творчества, но и для заробатка. Он весьма искусно овладел техникой изготовления копий, что, вероятно, имело значение при выборе Сергеем дальнейшего образования. В 2003 году он поступает в Художественно-промышленный институт им. Строганова на факультет реставрации, но к собственному творчеству не охладевает.
         Представленные на выставке работы студенческого периода отличаются непредвзятой проникновенностью колористических решений и естественно развитой композиционностью. Динамика цвета в пространстве полотна "Народный танец" раскрывается кульминацией не только выставочного зала, но, вероятно, и основных живописных визуализаций автора этой картины. Написанные им портреты психологичны и непосредственно реалистичны. Любопытна графика Сергея. Быстрая точность его руки оставляет на бумаге редкие по лаконичности образной выразительности, отменные в рельефной объемности, зарисовки. Символично то, что представленный портрет самого Сергея, написан Елизаветой Орловской, так же - графически.
         При жизни Сергей практически не выставлялся. Многие его работы утрачены. И в этой связи инициатива директора художественной школы Михаила Стоячко, выставкой отдать долг благодарной памяти нашему неординарному земляку - это попытка осмыслить значение личности Сергея Москальченко, увидеть подлинный масштаб его дарования. Судя по всему, она во многом удалась.
         Сергей погиб на улице Москвы в дорожной катастрофе 5 декабря 2005 года, что стало трагедией невосполнимости утраты художника и человека, который мог бы состояться в масштабе уровня национальной гордости нашей страны. Драматизм его взлетов и падений на путях духовного поиска и личного выбора в любви и жизни достоин шекспировского изложения. Свет его памяти не погаснет в сердцах тех, кому он был дорог при жизни и тех, кто соприкоснулся и еще соприкоснется с его искусством.
               
Дмитрий Подгорнов. Газета «ПОГОВОРИМ ОБО ВСЕМ» № 52 (307) от 27 октября 2007 г.

Иллюстрация: Сергей Москальченко "Летний луг"