Привальный камень и его метаморфозы в структуре го

Марина Косполова
         Гипотеза в форме эссе
                Тезисы

Заявленная тема, казалось, лежит на поверхности, между тем долго на ней не заостряли внимания в широкой прессе. Человеку – охотнику, человеку – агрессору, человеку – завоевателю, безудержно мчащемуся из века в век, издревле были необходимы точки покоя. Точки размышления. Именно они иногда могли служить тем нуль-пространством, куда влетали флюиды войны. Там, где сгущаются сети дорог, - удобных и некомфортных, - коротких и нескончаемых, тупо-прямых и коварно-извилистых, - обязательно должны быть остановки. Нет, не автобусные, троллейбусные и трамвайные, - не о них речь. И даже не о придорожных мотелях, кафе и кемпингах. Эти особенные знаки в пространстве должны быть простыми, но заметными вдали. Зачем они и какую роль могут играть в современном пространстве – об этом повествует настоящая статья.
Человечество постоянно осваивает пространство. Естественные скалы в своё время играли роль путевой меты, точки наблюдения и места растерзания отловленных животных. Со временем они превратились и в укрытия от врагов – представителей чужих племён. Освоение пространств требовало от человечества огромного напряжения сил, повышенного внимания к часто агрессивной внешней среде. Сев однажды на привальный камень, первобытный человек з а д у м а л с я о творчестве, взглянув на скалы впереди и проведя кусочком ещё тёплого угля по жёсткой, шершавой и твёрдой поверхности…

1. Человечество постоянно изменяет пространство. При этом как бы кардинально ни преображался облик любого древнего города, жители старались оставлять в нём некоторые объекты – путь уже в состоянии развалин – нетронутыми, неприкосновенными. Что это? Только ли закостенелый консерватизм или патрициональная гордыня, а зачастую псевдоисторический снобизм? Возможно, всё сложнее. Объекты, обладающие полем притяжения, способны в некоторых случаях сами формировать среду вокруг себя и… ликвидировать несовместимые с ними современные постройки. Тогда и можно заметить невозмутимо сосуществующие с современными кварталами привальные камни.
Понятие дороги меняется, когда живёшь в компьютерном веке. Повсеместная боязнь повториться делает ранее свободные подходы ко многим темам закрытыми. Между тем роль привального камня в городах – современных, урбанизированных, - неожиданно стала актуальной.
2. Чем больше визуальной агрессии – тем больше потребность в паузах.

3. Роль привального камня в истории. Как ни странно, передвижение «привального камня» почти в буквальном смысле порой служило ускорению хода истории (Ленин на броневике). Теперь компьютер всё более активно берёт на себя эту важную роль. Но если на привальном камне отдыхали только ветер и путник, то в компьютерное пространство сваливают, похоже, всё без придирчивого разбора: и полезное и вредное.


4. Привальный камень уже в настоящем и в совсем недалёком будущем. Это прежде всего межпланетные космические станции. В будущем роль привальных камней станут играть планеты…

5. Подразумеваемый привальный камень, или его тень. На первый взгляд предмет наблюдения неявен. Воины в бивачной обстановке могли использовать рельеф лишь той местности, где находились. Если глубже подойти к осмыслению темы, приходится сталкиваться с многозначностью образов и многофункциональностью объектов. Скрытые смыслы, неявный контекст выводят на иную точку зрения и – далее – на философское понимание вопроса. 

6. Привальные камни в Тюмени. Нередко это обычные бордюры, на которых торгуют зеленщицы. В качестве привальных камней они могут использовать  стандартные ящики из срезки или пластмассы.

На своеобразную роль «привального камня для туристов» всё активнее претендует в последнее время Историко-архитектурный Музей «Царская пристань». На Центральной площади удобный и широкий низкий цоколь памятника Ленину на протяжении последних лет часто используется в качестве привального камня такими типами горожан, как молодые родители и их маленькие дети; молодёжные группы: студенты, велосипедисты, барды, скейтбордисты, игроки в сокс и т.п.
Массивные бетонные плиты, расположенные более – менее удачно во дворах и в проулках, призваны отгораживать пешеходную часть от проезжей и служить функциональной защитой пешеходам. Между тем, за хроническим отсутствием достаточного количества скамеек в городе, эта группа объектов нередко используется горожанами именно в качестве привальных камней.
Точка у Моста влюблённых, где располагаются уличные торговцы, самодеятельные певцы – караоке, фотографы, свадебные процессии, - откровенно обозначена размалёванным щитом, установленным специально. Этот крохотный пятачок, сам того не подозревая, в полной мере может быть назван привальным камнем. В городе это едва ли не самая сильная в энергетическом отношении точка. Здесь встречаются времена и активно обмениваются информацией.
Следует отделять понятие «привальный камень» от традиционного понимания торговой точки. Привальный камень – место, где можно получить энергию; торговая точка всегда её забирает.

7. Любопытные примеры.   Интересно, что обычные дворовые непритязательные качели порой используют в качестве всё тех же привальных камней усталые путники. Классический пример трансформации привального камня – обыкновенная завалинка у деревянного дома. Широко известная песня «Завалинка» верно отражает атмосферу доверительных бесед, происходивших между жителями под традиционное лузганье семечек. В этом примере нелишне упомянуть ещё одну функцию привального камня: дозорную. Присмотревшись, прислушавшись к человеку, старались определить безошибочно: свой или чужой встретился по дороге, враг или друг идёт вместе в пути в караване. Каким-то загадочным образом камень помогал говорить правду или, напротив, давал силы скрыть необходимую важную тайну. Одним словом – косвенно участвовал в мобилизации сознания. О том, как горные массивы и камни способны управлять менталитетом, написано много. 
Скалы – место отдыха птичьих стай; лежбище морских животных, -
хрестоматийный пример привального камня. Но в городе Екатеринбурге природа и люди смогли распорядиться гармонично тем, что подарила щедрая земля горожанам. Живописные скалы на озере Шарташ, расположенного в городской черте, давно и прочно стали излюбленным местом детей и туристов. На рассчитанные на проведение спортивных мероприятий, они в начале двадцатого века использовались именно в качестве привального камня для местных рабочих.
Витринная полка в продуктовом магазине на ул. Перекопской (район Городища) оказалась удобным привальным камнем для случайно залетевшей сюда редкой бабочки.
8. Психологическая роль привального камня. Остановка в пути отличается от посещения развлекательного центра. Там человек не расслабляется, а, напротив, мобилизуется и находится словно в состоянии, похожем на стресс. Это состояние близко к готовности спортсмена совершить рекорд. Точка же, о которой говорится в  настоящем материале, направлена на разряжение энергетических пучков, на расслабление отрицательных эмоциональных связей. Жаль, что такая актуальная тема (вполне понятная для обывателя) остаётся не разработанной в творческом портфеле ведущих архитекторов Тюмени. Именно подобные арт-объекты малых архитектурных форм, концептуально влитые в историческую и культурную концепцию городской среды, могли бы восполнить функциональную потребность горожан в таком типе сооружений. Не понимать это – значит зря говорить о доступности городской среды для людей старшего возраста и людей с ограниченными возможностями. Внедрение же разнообразных по стилю и художественному решению арт-объектов указанного назначения сделало бы городскую среду гуманной и примирило бы с катастрофическим засильем банков, рынков, маркетов, магазинов, киосков и офисов, а также безликих парковок. 
9.         Привальный камень в искусстве. Почти абсурдный пример привального камня дошёл до нас в виде предмета, способного передвигаться (русский фольклор, известная сказка «По щучьему велению»: герой сказки – лежебока Емеля – переезжает с места на место на волшебной печке). В сказке Редьярда Киплинга «Маугли» совершенно серьёзно даётся критически осмысленная модель экологически уравновешенного общества, где «дикие» могут и должны соседствовать с «цивилизованными». Решается это противостояние путём переговоров на Скале Совета, то есть на всё том же привальном камне. В данном случае привальный камень наделён ещё и пусть весьма скромными, но всё же дипломатическими функциями.
     Интересно, что роль своеобразной «беседки для передовой интеллигенции» (а не скучающей, дремлющей и пресыщенной) в эпоху заметных преобразований русского общества играла дерновая скамья, изящно введённая великим русским художником И.Е. Репиным в сюжет одной из своих картин («На дерновой скамье»). В данном случае мы имеем дело с видоизменённым привальным камнем, если можно так выразиться, ведь речь уже идёт о дёрне – земле, траве, а не о камне собственно. Репин отразил в своей картине именно функцию привального камня – и не мог не отразить: он ведь родом из казацкой семьи, от природы был наделён острой наблюдательностью. Компания оживлённых людей занята беседой – то есть осмысленным, духовно наполненным отдыхом. Там порой рождались новые идеи, оригинальные сюжеты. Там строились семьи и рушились мечты.

10.        Эпизодическое совмещение функций привального камня с другими объектами в пространстве, освоенном человеком (путевые, сигнальные, надгробные, мемориальные и т.п.).
11.         Привальный камень как миротворческое  средство. Сравните смысл фраз: «Выйдем, поговорим» (в ней содержится скрытая агрессия) и «Присядем, обсудим» (здесь уже – приглашение к диалогу, вполне, кстати, добродушное). Как реализуется эта функция? Она заложена в природе привального камня: это точка силы, берущая на себя энергию агрессора и меняющая вектор.
12.        Эстетический потенциал привального камня в городской архитектуре малых форм.
   Новые объекты могли бы значительно снизить агрессивный фон, исходящий от визуального шума наружной рекламы, трёхгранных эркеров, негармоничных зданий, отсутствия чистого ландшафта и заметного уменьшения открытых панорам. Они могли бы примирить среду и человека, служить одним из средств восстановления экологического пространства. Кроме того, это могут быть прекрасные цветовые акценты в среде, но не кричащие, а подобранные в соответствии с требованием данной местности, с учётом произрастающих именно в данной точке растений, а также с учётом функций окружаюших зданий.  Гармонизация мест отдыха тюменцев при помощи тщательно продуманной сетки расположения так называемых «привальных камней» смогла бы обеспечить то, что давали знаменитые японские «сады камней»: внутреннюю концентрацию и аккумулирование энергии человека. Наблюдение естественных природных форм в сочетании с лучшими произведениями искусства в их естественных пропорциях (не подавляя человека гигантскими размерами) могло бы более активно прививать эстетический вкус детям; возвращать то естественное мироощущение, которое испорчено регулярным просмотром бездумных телепрограмм и компьютерных игр.
13.        Точка консервативности и период застоя – привальные камни эволюции. Скептики бы сразу вопросили: «Так на камне и застрянем?»
14.        Привальный камень является своеобразным знаком препинания в тексте пространства.
15.        Привальный камень и его возможная роль при создании эмоциональной карты города (учитывая то, что карты геопатогенных зон различных местностей существуют и активно используются уже десятки лет в разных городах, эта роль может быть более активной, чем мы себе представляем). Грани применения эмоциональной карты города: медицина, юстиция, образование, культура, педагогика и т.п.
16.         Ложные привальные камни. К ним относятся, например, строительный брак, автомобильный лом, бурелом, развалины деревянных мостов с опорами и т.п. Но для птиц и сейчас на реке Тура, там, где из воды торчат старые опоры деревянного моста в районе старой Зареки, эта группа объектов играет всё ту же незаменимую и годами испытанную роль привальных камней!
17.        Гендерное значение привального камня: если у Пути – мужская суть, то у Привального камня – женская.
18.          Заключение: несмотря на то, что в данной теме пока больше вопросов, чем ответов, попробуем определить, что будет, если убрать из пространства и – шире – культуры – привальные камни? Ответ простой: мир, бешено мчащийся к своей гибели. Что предполагается, если они останутся? Развитие, идущее естественным путём к Гармонии.

2014, Тюмень