Иногда они плачут как дети

Анатолий Головков
Люблю слушать синих китов. Не могу оторваться.
Если слушаешь долго, вроде начинаешь все понимать.
За 50 миллионов лет, с тех пор, как они перебрались в море, их язык не изменился. У них есть легкие. Они не дышат в воде, а лишь задерживают дыхание. Совсем как мы, только подольше. Они кормят детенышей молоком. И они не убивают нас лишь только потому, что мы кажемся им вкусными или "полезными". А наверное, могли бы.
Мы пережили геноцид, и они тоже. Еще какой! Киты и сегодня не могут рассказывать об этом детям без сердечной боли. Только за 50 лет во всем мире от рук людей погибло полтора миллиона китов. Сотни тысяч уничтожили японские и советские китобои. И синие собратья оказались на грани вымирания.
Потом последовал десятилетний запрет. Киты вроде могли перевести дух. Но не тут-то было. Норвегия уже в наше время погубила 226 китов - не для еды, якобы для "научных исследований". Японцы не ликвидировали мощный китобойный флот, и собираются возобновить промысел.
Может, для кого-то еще важно, что каждый крупный кит после удара гарпуном умирает еще полчаса в диких мучениях, на глазах своей родни, которая ничем не может ему помочь, только оплакать...
До сих пор промысел продолжает Чукотка. Каждый год китобои отнимают жизнь у 140 серых китов, занесенных в Красную книгу. Они выходят в Берингов пролив на скоростных катерах и лупят по китам из чего попало. Например, из противотанкового ружья, брошенного воинской частью, из карабинов "Тигр", 7, 62 мм. Раненый братишка истекает кровью от десятков пуль, пока его не добьет гарпун с ярко-оранжевым буем "пых-пых". А потом люди делят добычу.
Иона был спасен и выжил в чреве кита. Поэтому невольно веришь истории о человеке, побывавшем внутри гиганта и ставшим альбиносом. За это время кит научил альбиноса предсказывать будущее и тот выступал в цирке за деньги.
Киты не мстительны, поскольку они более продвинуты, чем мы. Они появились на планете, когда о нашем виде Создатель даже еще не задумывался. Может быть поэтому выжил и одесский гарпунер по прозвищу Чапай.
После выстрела его волной смело с палубы. 22-метровый кит подождал, пока товарищи вытащат Чапая, и только потом нанес первый удар туловищем о борт. Он едва не разнес суденышко, а гарпунер полностью поседел от страха.
Песни, которые киты поют китихам в романтическую пору флирта бывают очень красивы и нежны, но ужасно громки, до 200 децибелов. У нас такое бывает только во время войны и еще на рок-концертах. А у них - правильно: должна же избранница услышать жениха. Ведь иногда она от него за десятки миль...
Когда же у них появляются детишки, мама поет китенку более тихую песню. Чаще колыбельную. А иногда - балладу о тех временах, когда синие киты ничего не боялись, были свободны и счастливы.