Письма старой учительницы. Учителям некогда читать

Виталий Голышев
(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/09/02/389)



                УЧИТЕЛЯМ НЕКОГДА ЧИТАТЬ!



                «За тетрадями, планами, общественной работой
                учителям   некогда читать, но самым приятным для
                меня всегда было чтение».
                (О присланных книгах, вырезках из газет, распечатках
                из литературных статей, и в целом о литературе,
                культуре).


        ...С философией Ницше я знакома в объеме институтской программы, с его теорией «сверхчеловека». Внимательно прочла главки из «Так говорил Заратустра» (Вместе с книгой русского философа Ивана Ильина «Книга раздумий» я выслал, для сравнения, выдержку только одной главы из книги Ницше «Так говорил Заратустра» – о женщинах. В.Г.). Его истина – «плётка». Хотя, конечно, это непростой человек. Философ! Но вредный! Опасный!

        Есть у меня Библия. В Москве финны прямо на Красной площади раздавали. Мне дали даже две. Читала с карандашом в руке. Много прочла из «Ветхого Завета», а потом бросила. Пришла к примитивному выводу: Иисус искупил грехи своих единокровных. Которые так страшно и много грешили.
В Кракове, оплоте польского католицизма, а потом и в Англии, на вопрос – верую ли я в Бога – отвечала: Бог в душе Человека!..
        (Из письма от 25 апреля 2008 г.).


        …Читаю и перечитываю И.Ильина. Кроме того, что он замечательный доступный философ, он ещё и художник. Он красочно, живо описывает природу и человека. Искренно. Правдиво, вдохновенно подводит человека к Вере. И по Ильину уверовать в Бога – почти такой талант, как художника, композитора, писателя и т.д. Не всякий человек по-настоящему может прийти к Богу, уверовать. Потому так много фальшивых верующих. Книга Ильина, я думаю, под силу даже подросткам. К сожалению, не многие читают подобные книги… Пусть это примитивно, но в моём восприятии Бог – это природа и духовность. И книга Ильина укрепила в этом мою веру, моё понимание Божественного…
        (Из письма от 15 декабря 2008 г.).


        …Перечитываю письмо, где так хорошо сказано о книгах, в памяти оживают разные эпизоды и образы. Не могу похвалиться, что много читала, так как за тетрадями, планами, общественной работой учителям некогда читать, но самым приятным для меня всегда было чтение. В разных условиях нам приходилось жить: когда даже в школе вечерние классы занимались при керосиновых лампах. Но читали и при лампе.

        Когда первое время после войны стал появляться электрический свет, то это было праздником. Подавали электричество в осенне-зимнее время с 20 до 24 часов, а в праздники – всю ночь.

        Коллектив был большой: интеллигенция всего посёлка – учителя, воспитатели детского дома, работники больницы, служащие МТС – все собирались в школе. Под этот шумок я и убегала с веселья для чтения.

        Какое впечатление произвела на меня книга о Ж.Ж.Руссо «Мудрый чудак»! Не помню автора и многое другое, но как правдиво выражение – «Хитрость – глупость ума»! Где человек не может взять умом, пытается брать хитростью. Не люблю хитрецов!

        Стихотворение А.С.Пушкина о Кишинёве (В моем письме к Е.М. прозвучал отрывок из его  стихотворения «Из письма к Вигелю», 1823 г.: «Проклятый город Кишинёв! Тебя бранить язык устанет…». В.Г.) не столь пророческое, сколько «знаковое», хотя он никакой политики в него не вкладывал, чутьём берёт гений и пророчествует.

        Современная молодежь мало читает. Книгу заменило кино, компьютер. Я уже по своей работе заметила, как из года в год учащиеся всё меньше читают, всё труднее было работать с ними…
        (Из письма от 16 августа 2008 г.).


        …Читаю книгу о Пикуле В. («Живёт страна Пикулия», изданная женой В.Пикуля).  Порою очень и очень больно, до слёз. Какая непоправимая утрата! Бросаюсь к телефону, хочу поделиться с коллегами своими чувствами, читая некоторые места. Не всегда нахожу понимание. Безразличие! Зачерствели люди!..
…А.Солженицына читала много, но «200 лет с Россией» не читала. Да сейчас у нас и негде взять, в библиотеках больше румынских книг. Русские книги продают бабушки, но больше просто выбрасывают на мусорку…
        (Из письма от 21 ноября 2009 г.).


        …Присланную в подарок книгу  Грегори Дэвида Робертса «Шантарам» я просто проглотила – настолько эта книга захватила меня,  я жила жизнью её героев. Интересно то, что я читала-читала, и обратила внимание, что главного героя называют Линдсей, Линбаба и просто Лином. А потом начинаю вспоминать и искать то место, где ему дали имя Шантарам, в котором и заключён весь смысл  книги, и никак не могу найти.

        Как мало мы знаем об Индии, Афганистане, Пакистане! Какие обычаи, порядки, законы в Индии! Какие замечательные, правдивые характеристики этой книги! особенно тронуло меня утверждение, что сила «Шантарама» в утверждении радости прощения. «Надо уметь сопереживать и прощать. Прощение – это путеводная звезда в темноте»…

        …Дочь соседей Катя, увидев у меня «Шантарам», сказала: «Хорошая книга, её уже печатают в Интернете». Но не загорелась желанием взять и прочитать книгу. И такое отношение к книге началось с экранизации классической литературы. Где-то до 1970 года ученики ещё читали нужные по программе произведения, а уже потом стали ссылаться на кинофильмы…
        (Из письма от 18 сентября 2012 г.).


        …Давно уже начала перечитывать классику. Не по плану. А то, что в наличии: Бунин, Куприн, Тургенев. Недавно начала Некрасова. Цитату В.Белинского из рецензии на творчество Лермонтова и поэта вообще применима и к Некрасову. Такое мнение о поэзии Некрасова у меня сложилось давно, почти выстрадано и не однажды высказано на «литературных чтениях». Некрасов продолжил Лермонтова. Его поэзия «есть жизнь», его боль. Он, как и «неистовый» Виссарион, «гуманно мыслить научил, едва ль не первый вспомнил о народе, едва ль не первый… заговорил о равенстве, о братстве, о свободе».
Некрасовская «Саша» перекликается с «Сашкой» Лермонтова, но это более поздняя эпоха:

        «Странное племя, мудрое племя
         В нашем отечестве создало время!
         Это не бес, искуситель людской,
         Это, увы! – современный герой!

                *      *     *     *     *
         Зреет и крепнет душа под грозой.
          *     *     *     *     *
         В добрую почву упало зерно –
         Пышным плодом отразится оно!»


        Это страстный призыв «сеять разумное, доброе, вечное»…

        …Книгу Саввы Ямщикова («Россия и бесы», М. «Эксмо», 2011) (*) я просто «проглотила», а теперь перечитываю. С душевной болью, неистово, пропуская всё через себя, он выражает взгляды народа на творимый беспредел, будто глазами народа наблюдал и высказывал то, что чувствует каждый неравнодушный, а точнее – патриот. Недаром все, подвизающиеся на поприще хулы, ассоциируются с бесами, а у меня – с крысами, пацюками, пьецухами. Какие меткие заголовки к отдельным главам! Но больно читать его призывы опомниться, задуматься над происходящим.

        В стихотворении Некрасова «Приговор» есть такие строки:

          «Камень в сердце русское бросая,
           Так о нас весь Запад говорит.
           Заступись, страна моя родная!
           Дай отпор! Но родина молчит…»


        О правильности преподавания литературы в школе очень хотелось бы поговорить, но невозможно, нелегко. В одном из писем ты говорил, как твой дед Флегонт учил тебя читать книги. И научил, не будучи учителем, любить литературу. По-разному и разные учителя учили наше поколение. А было оно самым читающим поколением в мире.

        Чтобы научить ощущать счастье, восторг, наслаждение, гордость, научить изучать литературу, нужен, конечно, жизненный опыт. А где его взять начинающему учителю? Но это не беда! Учителю нужна свобода, а не различные методические разработки, навязывание идеологических норм и догм.

        И всё же, как ни трудно и даже голодно, какие бы штампы не давили на нас, мы читали, используя любую возможность. За последние «гроши» покупали книги. Первые книги, купленные мною за стипендию, были: избранное Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Горького. Чтобы их не унесли из общежития, я их подписывала. Наивность! Всё равно унесли по частям…

        … С удовольствием читала «Сакура и дуб» (Всеволод Овчинников «Ветка сакуры» и «Корни дуба», М., «Аст», 2007 г.) (*). И хотя я не общалась в чисто английской среде, но почти всё так и есть. Поразило меня лишь то, что вроде бы англичане как нация изменились коренным образом после потери своих колоний. Бросается в глаза ухоженность угодий  и пастбищ, спокойствие, размеренность ритма жизни, любовь к природе и особенно к животным. Разительная несхожесть с континентальной жизнью. Такое ощущение, что ты находишься в каком-то вакууме или в волшебном, сказочном царстве. Прочитав, я будто бы вновь посетила Англию.

        Как мало пожила Марина Цветаева (Сборник стихов Марины Цветаевой) (*) и как много сделала. Хотелось бы высказаться подробнее о её творчестве. Я прочитала, а потом перечитала сборник и условно разделила её творчество на три основных периода. Первый – до 1920 года. В двадцатые годы чувствуется влияние модных тогда течений – замысловатость. Не всё у неё читается легко. И из-за того, что она долго жила за рубежом, в Советском Союзе о ней умалчивалось, а зачастую и подвергалось критике за «уход от действительности, упадничество, разочарованность». И правда, свой ранний уход из жизни она предвидела и это прослеживается в её стихах.
(Из письма от 18 декабря 2012 г.).

__________________________________________________

(*) – Все указанные книги были подарены Евгении Макаровне на 85-летие в ноябре 2012 года.

Продолжение:http://www.proza.ru/2014/09/02/1001