Письма старой учительницы. Я по натуре турист

Виталий Голышев
(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/09/01/1305)



                Я ПО НАТУРЕ ТУРИСТ.


        …В Ленинграде я была трижды по путёвке. Тогда программы тура были насыщенными, но мне и некоторым другим было мало, и мы дополнительно посещали некоторые достопримечательности. К концу дня не чувствовали ног. Однажды я даже отстала от автобуса. Это было на Пискарёвском кладбище.

        В Царском Селе после осмотра Дворца решили посмотреть окрестности, где «ступала нога Пушкина». Я поскользнулась и упала в пруд у берега. Набрала воды в туфли и намочила полы пальто. Это было в марте. Некрополь был закрыт на просушку, так мы со стороны старого кладбища нашли лазейку и с трудом, но попали туда.
        (Из письма от 21.04.2007г.).


        …13 июня (2007 г.) я получила путёвку… в Сергеевку, к морю, в жаркий июнь. Сергеевка на Украине (под Одессой)…, небольшое местечко с богатыми природными ресурсами: грязи, рапа, море. Там несколько санаториев. Я была в одном из лучших – «Оризонт». Это молдавско-украинская здравница… Выдается только тем пенсионерам, у кого есть медаль «Ветеран труда»… Я так определила своё пребывание в Сергеевке – «18 дней волшебного царства, 18 дней прекрасной сказки». А самое, пожалуй, главное то, что я почувствовала себя человеком, как все люди, а не согбенным пенсионером…

        …После окончания срока путёвки идеально было бы сесть в автобус и через 4-5 часов очутиться дома. Но я дала слово своей родне в Запорожье, что в это лето обязательно приеду к ним… И вот 3 июля я на маршрутке добираюсь до Одессы. На руках билет в Запорожье. По натуре я – турист. И путешествие из Кишинева в Сергеевку, потом в Одессу и Запорожье – удовольствие, хотя и нелегко (А за плечами – 79 лет! В.Г.). Люди спят и в автобусе, и в поезде с открытыми ртами, а в поезде чревоугодничают, а потом грузными телами взбираются на полки и храпят. Мне интересно всё, что за окном.
 
        Так я ездила и в Англию, хотя самолётом быстрее и нужна только одна виза, но я люблю видеть.

        В Запорожье долго не гостила, так как домашним (на соседей, что в Кишиневе,  пришлось оставлять хозяйство, собаку и кошку. В.Г.) не призналась, что еду в Запорожье – позавидуют, скажут: разъезжает, а нам собирай малину, корми кошку и собаку! Сказала, что путёвка 22 дня и выиграла 5 дней. Но, наверное, за обман я была наказана. В первый же день меня оставили отдыхать, показали, где выключать кондиционер и телевизор, а не сказали, что пульты надо направлять на аппарат. Вот я и металась: холодно, а перейти в другую комнату не могу, не выключается телевизор. И  меня «просифонило» так, что я с больной поясницей, сцепив зубы, съездила на одно из кладбищ (а в Запорожье их четыре!) и посетила могилы родных, и в гости ездила, обложенная подушками, благо, что возили меня, а не общественный транспорт.

        Из Запорожья я ехала автобусом… Это совсем другой маршрут, но всё равно побывала в Одессе. Трудно передать, тем более описать состояние, когда посещаешь дорогие сердцу места: везде слышишь свою речь, надписи и вывески на русском языке, хотя и на Украине. Настроение украинцев (восточных) соответственно моему настроению. Жаль, что болячка просто сковала меня…
 
        …С Украины я привезла хорошо оформленную карту Украины. Я впервые увидела и карту, и Украину и смотрю на неё, как будто читаю интересную книгу. Теперь я поездом и автобусом проехала дорогие и родные места почти разными маршрутами. Мелькали названия мест, где родилась я, моя мама, отец; нашла когда-то в поэзии Шевченко происхождение своей фамилии – Берестечко – местечко. Раньше я думала, что это где-то возле Запорожья, где погибла масса запорожцев. Оказывается, местечко (и, по-видимому, не малое) Берестечко далеко, в Волынской области, на границе с Ровенской областью. Оказывается, запорожцы далеко ходили с боями защищать свою независимость.

        Было особенно больно, и отрадно проследить путь от городка Торез Донецкой области, на границе с Луганской, откуда я пешком, в пургу, мороз, по столбам, идущим к Днепрогэсу, прошла до Тирасполя… А Молдова меньше, чем Одесская область!.. И хотя Солженицын упрекает, корит нас, русских в излишней «национальной гордости» (я понимаю) как гордыне, всё же есть, чем гордиться россиянам, украинцам, белорусам, так как это же исторически один народ.
        (Из письма от 5 августа 2007 г.).
 

        (После получения бандероли с картой России. В.Г.)…Большое спасибо… за карту. Это пища для воспоминаний, размышлений. Какая необъятность – Россия! В Англии сравнивали на карте СССР со шкурой медведя. Теперь, конечно, она несколько меньше.

        После поездки на Украину, Молдавия и Кишинёв – малютки. Запорожье давит своей громадностью, громоздкостью. Я побаиваюсь его.

        А Россия завораживает своей безграничностью. В своё время я побывала и в Прибалтике, и в Белоруссии, и Средней Азии, и на Кавказе. И всё туристкой. А теперь, глядя на карту, вижу, как плотно населена средняя полоса России. А что по сравнению с Россией отделившиеся республики? Молдова даже не Моська, а муха против Слона. Но были попытки подражать Моське: жгли флаг России и портреты Путина и т.п.
        (Из письма от 5 ноября 2007г.).


        ...В Англии, где жила сестра – небольшой городок, но в знаменитом графстве Бэкингэмшир. Вечером, пройдя по улице, можно созерцать освещённые гостиные и их обитателей за разными своими занятиями (штор на окнах нет).

        Возможно, в Лондоне, где люди со всего мира, не совсем так. Но я останавливалась у друзей сестры – поляков, англичан и даже греков. У них тоже так. Особенно мне понравилась «гостевая», где хозяин – москвич, а она англичанка. Две кровати, шкаф, зеркало, тумбочка. Огромное окно во двор, где с голубой водой бассейн, а на деревьях белки. Маленький чёрный котёнок, на которого бояться дышать. Когда я сказала, что чёрные коты хорошо ловят мышей, то они возразили: «Мы ему не позволим, отучим». «А как же с мышами?». «А мышей ловят лисицы». И действительно, во дворе я видела и лисицу. Да они в Лондоне ходят, как в своём доме.
 
        Вообще англичане любят всё живое. Собаки и кошки – члены семьи. Для птиц много кормушек. У сестры была колли Ляля – умнейшее создание. Для неё в прихожей специальная кроватка, а в гостиной – её кресло. И никто не имел права сесть на нём. Как-то Владек (муж) наточил ножи и предупредил меня, зная мою торопливость. А я – всё же умудрилась порезать палец. Перевязала, вошла в гостиную, а Ляля выдала меня, хотя я руку держала в кармане халата. Она сразу же подошла ко мне и положила лапу на карман.

        А кот, как мы заметили, сопровождал меня в магазин. Стали отучать, тогда он не шёл за мной в магазин, а на полпути возле телефонной будки ждал меня. Ещё интересно то, что их кошки (коты) не реагируют на валерьянку, да у них она и не практикуется – это я привозила её с собой.
        (Из письма от 30 января 2011 г.).




Продолжение: http://www.proza.ru/2014/09/02/903